Не виновен

(Первое название "Не преступление и наказание")


… Черт, куда они ведут меня? Душегубцы… Волки…. Звери… Им только дай повод. Ох… Кажется, они мне что-то сломали… Ах…

«Поднимайся, поднимайся…»

Как я поднимусь? Ах, эта боль… Пахнет кровью. Моей кровью. И лошадьми… Звери… Подумаешь, сказал… Да, в наш век слова – это… Ах! Нет, я буду терпеть. Ни стона они не услышат из моих уст! Но что же происходит? Они говорят что-то обо мне. Осуждают. Надо же… Они ещё что-то могут, кроме как ломать кости… Уф… Остановка. Можно перевести дух. Ох, в боку ноет. Наверно ребра сломаны. Я один? Нет, я слышу дыхание человека рядом. Хоть бы глаза развязали… Скажу им…

«Эй, вы, развяжите мне глаза!»

Молчать? Я не буду молчать… Опять ударили… Эх, если бы не оковы, я бы нашел силы отомстить. Хотя зачем? Сейчас, наверное, решается моя участь...
Интересно, сколько времени прошло? Я бы мог столько прочесть уже. Хе-хе, какой я странный. Лежу с поломанными ребрами, связан и обезоружен, а ещё думаю о книгах… А этот, что рядом стоит, даже читать не умеет, да?

«Эй! Ты хоть читать умеешь?»

Хм, почему мне больно говорить?

«Эй, ты!»

 Опять ударил. Крепкая рука… Наверно, он толст и уродлив… Так, где же я?.. Рука нащупала только грязь. Спиной чувствую холодные камни. Ох, тяжело дышать… Кажется, идут.

«Ведите его в дом!»

Меня? В дом? Интересно. Это тюрьма? Пахнет деревом. Иду по чему-то мягкому. Ковер… Ах, как давно я не ступал на ковер. Лет двадцать уже, наверное…

«Отвяжите, я хочу видеть его глаза»

Он хочет видеть мои глаза. Кто? Ой, светло… Ах, герцог, ну конечно… У кого же ещё такой властный голос. Смотрит на меня с отвращением. Видимо, я грязный… Сколько картин здесь. Всё портреты.

«Как вас зовут?»
«Моё имя Варамир»
«Род вашей деятельности, Варамир?»
«Я ученый»
«Образован? И как же ученому могла прийти в голову такая нелепая мысль?»
«Я не нахожу свою мысль нелепой. И пришел я к ней благодаря наукам»
«Разве вы не знаете, Варамир, что за подобное карают?»
«Я не боюсь»
«Опрометчиво… Что ж, я вижу, вы человек толковый. Я предлагаю вам публично опровергнуть свои слова, тогда я вас пощажу»
«Я не возьму своих слов обратно. Я верю в то, что говорю»
«Неужели вы и впрямь считаете, что… Боже правый, мне даже смешно произносить. Смешно и грешно. Вы полагаете, что… мир имеет форму…шара?»
«Полагаю. И хотел бы доказать это»
«И как же вы докажете? Поверьте, это бесполезно. Ваша теория безрассудна.»
«Любое мнение имеет право быть»
«Ох, господин Варамир, вы совершаете большую ошибку. Возможно самую ужасную ошибку в вашей жизни»
«Наш мир имеет форму шара, и я докажу это»
«Вы не сможете доказать! Вас накажут!»
«Если я не докажу, то докажут мои ученики»
«Вы позорите мои земли! Вы позорите моё имя! Наш мир создан Господом и мы тоже! И если Господь не дал нам этих знаний, значит, такова Его воля. Мы ничего не сможем сделать!»
«Из ваших слов, герцог, я могу понять, что людям не нужно делать абсолютно никаких открытий, ибо Бог дал бы нам знания, если бы хотел? Это абсурд. Разве был ли у вас этот дом, была ли бы у вас дорогая ткань, ковры? Если бы не было никаких знаний?»
«Науки не влияют на моё богатство»
«Богатство? Я говорю о том, что ковры не привезли бы вам. Потому что судоходства не было бы, как и географии. Даже элементарное знание свойств воды и дерева дало нам возможность спасаться от потопа на бревнах, затем мы связали несколько досок и получили плот! Да что я с вами говорю, если вы даже развязать меня не приказали! Конечно, легко вам говорить и судить, когда я безоружен, связан!»
«Прошу вас не дерзить, господин Варамир!»
«Прошу вас не быть столь бестолковым, герцог!»
«Молчать! Я хотел дать вам шанс, но вы, видимо, не дорожите своей жалкой жизнью!»
«Да лучше смерть, чем такая жизнь! Вы думаете, что имеете какое-то великое место в мире? Власть? Она исчезнет, как только вы уснете вечным сном. И мало кто потом вспомнит вас, потому что вы ничего не делали, не создали!»
«Заткнуть ему рот! Прочь с глаз моих долой! Я тебя заставлю мучаться! Ты у меня такие науки постигнешь в мучениях, что Иуде и не снилось! Еретик! Прочь! В пещеру! Заковать!»

Скоты! Я им покажу!.. Ах, этот напыщенный индюк! Я им всем докажу, что я прав!
Душегубцы! А…

***

… Где я?.. Слышу топот лошади…Куда они меня везут? Сколько прошло времени? Как всё болит… Я чувствую свежий воздух, пахнет деревьями… Мы в лесу… Тошнит и крутит всё моё существо…  Что же произошло? Герцог… М-м-м-м… Ненавижу… Дьявол, эта ненависть давит сильнее, чем оковы. И горит во мне… Это хуже самой адской боли… Они не понимают… Я прав… Мир – это сфера. Солнце слишком большое, чтобы уместиться под куполом. Оно огромно. Небо не купол. Небо – это бесконечность. Нет конца… а мы…мы внутри этой бесконечности. Внутри неба. Та твердь под нашими ногами тоже бесконечна. Я пойду в сторону, и буду идти вечно. Всё будет повторяться. Пока я не остановлюсь, ничто вокруг меня не остановится. А я не остановлюсь… Ох… Не могу пошевелиться… Тошнит… Я умираю? Нет, я не умру. Я выживу, сбегу… Не остановлюсь. Докажу… Меня признают великим. Наградит сам король. А я отдам всё золото ученикам. Чтобы они открыли новое. Поток открытий не остановится. Моё имя будут вспоминать через много лет. Мои потомки будут гордиться мной. И я буду в них. И  в своих работах я останусь. Я не исчезну. Не остановлюсь… Надо только отдохнуть… М… …
***
Кап… кап… кап…
Кап… кап… кап…

Как темно… Они ослепили меня?.. Нет… Это повязка… Чувствую запах металла… И холод… Я умер? Нет, это ложь. Если бы я умер, меня бы не было. А я есть. Я чувствую это… Я могу ошибаться, да. Но что такое вообще смерть? Ничего. Да, я думаю, ничего. Пустота. В ней ничего хорошего, но и ничего плохого. В этом совсем ничего. Смерть – просто отсутствие всего: жизни, света, тепла, чувств… Думаю, это не страшно. И человеку уже всё равно. А я жив, я слышу, как бьется моё сердце…

Кап… кап…кап…

Я ещё слышу…

Кап… кап… кап…

Вода… холодная… Да…где-то совсем рядом… 

Кап… кап… кап…

Не смогу снять повязку. Я скован цепью. Эта цепь, как моя участь. Тяжела и вся изъедена ржавчиной. Да что говорить уже…. Никому ни я, ни слова мои, ни мысли не нужны.

Кап… кап… кап…

Да где же вода? Пить… Шевелю ногами… Я понял: я сижу. Ох… Великое открытие, нечего сказать… И что это даст? Ничего. Но как же я здесь оказался? Вспоминай же… Герцог. Да… Этот индюк… По его воле я здесь. Но где, здесь?
Я слышу воду, я чую металл и холод. Сырость… Как в склепе.
Ни звука, кроме…

Кап… кап… кап…

Вода, холод, сырость…  Пещера. Да, я в пещере… Осознаю… Голова моя мокрая… От воды. Это та самая вода. Холодная. Она капает мне на голову…

Кап… кап… кап…

Стон… я пошевелился… В боку ноет… Только сейчас понял, как я устал. Но от чего? От боли? От холода? Может, от жизни? Тогда, чего я жду? Почему делаю попытки встать? Тогда этого не нужно. Нет, что-то во мне хочет жить… Но я не могу подняться, я не вижу ничего… Надо попить…

Кап… кап… …

Да, я чувствую… Запрокинув голову, я могу напиться. Это уже что-то…Вода ужасная… Песок скрипит на зубах, противный привкус гнили…
Кап… кап… кап…

Нет сил, боль точит меня. Она уже не острая, как была тогда, в телеге. Теперь боль глухая… это, наверное, ужаснее… Что же делать? Цепи мне не снять, повязку тоже… Ждать, пока металл станет прахом? Я превращусь в бренные мощи раньше… Терпеть, пока не умру? Да за что? За что я должен терпеть это всё? Моя теория опровергнута. Да, мне не верят. Но в пещеру за что? Пускай, я стал бы посмешищем… Пускай, все презирали бы меня…  Но ведь ничто не вечно. Время бы стерло всё. И я смог бы жить наравне со всеми. Но я теперь здесь. А кто знает, что бы я говорил, оставшись там? Стал ли бы я терпеть презрение и одиночество? Или сбежал бы от насмешливых взглядов, мучаясь, что эта роковая мысль пришла в мою покойную голову. Я сбежал бы, да. А куда? Хех… в пещеры, в леса… Так что же получается? Всё-таки жизнь привела бы меня сюда? То есть судьба сразу послала мне последнее в моей жизни испытание. Испытание?..

Кап… кап… кап…

Испытание. Да, это пытка…

Кап… кап… кап…



***

Не могу… Больно. Сколько я здесь уже? Час? Два? Вечность… да, и мои кости будут здесь после меня. И не останется учеников, детей. Зачем я не женился? Однообразная семейная жизнь усмирила бы пыл учёного.  И я бы не пришел к этому. Но я не хочу! Я чувствую, что сия теория – то, к чему я стремился… Я питал науки, как древо воду… Воду… как мерзко пахнет эта вода… Ох… я чувствую озноб… Я будто вода в котле… закипаю… Вода… Снова вода… Ненавижу! Ненавижу воду! Ненавижу себя! Науку! Герцога!
«Ненавижу всё!!!»


Кап…кап…кап…

Что это? Это мой голос? Я крикнул?.. Это разве мой голос? Разве этот отчаянный, хриплый крик слетел с моих уст?..
Тишина… эхо уже улетело…

Кап… кап… кап…

Ох, как надоела эта вода… Руки затекли от оков… За что мне такое? Кто они вообще такие, что могут так безжалостно мучить людей? Разве для того мы Богом созданы? Чтобы уничтожать? Они не убили меня, но чем это лучше? Сижу здесь, один… за многие версты вокруг ни души, я уверен. Кричать? Только птиц распугаю… Но что же делать? Я даже слышу, как звенят цепи: настолько меня лихорадит…  И глаза мои болят уже от темноты… Ах, как я люблю свет… Сейчас осознаю, насколько хочу видеть солнце. Кажется, я не прищурился бы даже, глядя прямо в лицо светилу… Боже, помоги! Почему же Ты невиновного загнал сюда? Все же по Твоей воле!
И опять тишина. А может, нет Тебя? А? Может, Ты – миф? Ха-ха-ха… Да! Иначе, Ты помог бы мне! Так и есть! Бога нет! И мир наш плоский! Ха-ха-ха…
«Ха-ха-ха…»
О, небо… как страшно! Какой ужасный хохот, дьявольский… Мороз по коже, даже сильнее лихорадки… Дьявольский? Ха… Так стало быть, и дьявола нет? Вас нет! Люди – правители мира! Люди и создатели! Да-а-а, за такое меня бы заживо зарыли в могилу. Но ведь здесь никого нет! И, стало быть, я могу кричать сколько угодно! Ха-ха-ха…
«Бога нет! Дьявола нет! А-ха-ха-ха…»
Но довольно…

Кап… кап… кап…

Темя болит от этих капель… Кажется, они с каждым разом всё тяжелее. Ах, как больно… Чтобы пресечь это, я должен пить…

Кап… кап… …

Жуткая вода, но она спасает мне жизнь… Надо пить, тем более, не так уж и много капает.
А что если я так вечно просижу? Так лучше умереть! Но как умереть? Ни оружия, ни веревки… Я даже умереть не могу! Ах, как я вас ненавижу… Дайте мне умереть!!!

Кап… кап… кап…

Невыносимо…
Остается ждать. И надеяться… Как же нелепо… надеяться… Чего надеяться? Что это всё временно, что пройдет пара дней, за мной придут, я откажусь от своей теории. Я вернусь в свой дом. Я буду есть… Пища… Солнце… А потом я стану работать в поле… И женюсь… Да, вот увидите… У меня будет красавица-жена… У неё будут серые глаза. И светлые волосы, да, обязательно. И я буду ласкать её ночами… А она будет готовить мне баранину… Да! Я дождусь! Да! Я отказываюсь от всего! Слышите?!
«Слышите?! Я беру слова назад! Пустите! К солнцу! Ну что ж вы… Нелюди…»



***

Кап… кап… кап…

Я плачу… И опять вода… Из глаз – вода, сверху – вода, кажется, будто везде вода… Гнилая, мертвая вода… Зачем она? Зачем всё это? Нет ни Бога, ни дьявола. Людей нет! Да! Мы все – мираж. И меня нет. Кто я? Варамир? Нет, я пустота. И мой голос – пустой звук. И цепи – пустой прах. Даже не прах. Ничто. Меня окутало ничто… Ни-че-го… Ах. Как хорошо… ха-ха-ха… Теперь даже не надо ничего объяснять! Ничто…

Кап… кап… кап…


Где я? Я всё ещё здесь. Что же это было? Кажется, помутнение разума. Да. Недолго он мне служил. Какая слабость… Как всё мертво… Я полумертв. Кровь уже не течет… Течет только вода…

 Кап… кап… кап…
А она не так уж плоха… Холодная… Освежает. Даже лихорадка стихла. Но что это? Мне кажется, я что-то вижу… Зеленое… Боже, неужели я вижу дерево? Да, это дерево! Но почему я не могу обнять его? Я хочу обнять дерево! Дайте же мне его обнять!!! Дьявол!
Эх… Что же это я? Никакого дерева нет. И дьявола, и Бога. Как я мог забыть?...
Мысли мои, почему вы столь спутались? Как клубок жалящих змей… Они больно кусают. Но почему не убивают? Убейте меня… Я не хочу быть. Я не хочу так быть. Либо иначе, либо никак. Прошу… Сжальтесь, змеи… Я прекрасная добыча. Поглотите меня, о змеи!
Они уползают… Они обвили то дерево. Значит, оно все-таки здесь?
О, небо!!! Гром! Я слышу! Я жив! Гром! Шорох… Кто-то рядом… Или опять мираж? Это дождь! Я чую! Это запах дождя! Да! Я так люблю дождь! Ах… Ах! Я счастлив! Дождь! Свежесть! Свобода! О. небо!!! От чего же кружится голова? Да, это от счастья… Я так отвык чувствовать это. Дерево расцветает! И змеи исчезли! Ах, музыка… Да… Я даже не слышу капель! Ах, как я счастлив! Я улыбаюсь! Я дышу свободой! Ах, но я вновь теряю себя… Не исчезай!!! М-м-м…

***
Кап… кап… кап…

Капли, зачем вы разбудили меня?.. Я бы мог умереть во сне… Я ненавижу вас.
«Я ненавижу вас…»
«Кап… кап… кап…»
«Вы смеётесь надо мной? Вы ничтожны… Как и всё, что не имеет души»
«Кап… кап… кап…»
«Что? Я? Бездушен? Я могу чувствовать!!! Я чувствую ненависть! А вы?! Вы – ничто!»
«Кап… кап… кап…»

Может, они правы? Может, я всё-таки тоже ничто? Раз оказался здесь… Ах, умереть бы. Пусть закончится эта пытка. О мир! О небо! Уничтожьте меня!!!

«Уничтожьте!!!»

Кап… кап… кап…

Варамир… Ты никто. Умри. Умри. Умри…
Я никто… Я умру… Я больше не буду пить воды. Я усну. Я буду вечно спать. Пока не умру. Но в последний раз хочу ощутить вкус этой холодной воды… Всего один раз…
О, небо! Что это? Райская вода! Ах, как она сладка… Она великолепна! Будто из храма! Ах… Ещё немного… Я полью ею дерево! Оно даст плоды… И я наемся. Надо только подождать… И солнышко греет мое дерево. И мне тепло… Я в раю! Да! Я даже чувствую свет. Чистый свет, чистый воздух, чистая вода. И я чист. Я не виноват! И они не виноваты! И герцог. Он же просто глуп… Его нельзя винить! И того толстяка, что бил меня. Он же лишь подчинялся! Значит, всё хорошо! Ха-ха-ха… Как хорошо! Это даже лучше, чем вкус пищи, чем аромат дождя и звук женского дыхания! Господи! Ты всё-таки есть! Ты услышал меня! Спасибо Тебе! Ты подарил мне чистоту! Я младенец! Ха-ха-ха! Я маленькое существо! Я карабкаюсь на своё дерево! Вот я сижу, свесив ножки! А-ха-ха-ха! А дома меня ждет мать! Она приласкает! И вынет из руки занозу! И поцелует! Да! А-ха-ха-ха…

«А-ха-ха-ха-ха…»

Но я боюсь уже слезть с дерева! Я высоко! Значит, я ещё слишком мал! Я немного подожду, я подрасту! Выросло же дерево! Я жду! И улыбаюсь…
Сколько времени прошло? Час? Или день? Может, пора спрыгивать? Ой, так высоко! Вдруг я упаду и разобьюсь? Что тогда? Тогда я опять очнусь виноватым в темной пещере с безжалостной водой… Нет, я ещё подожду…
Деревце моё любимое, скажи. Сколько я здесь? Не пора ли домой? Матушка волнуется…
Наверное, не надо ждать, пока вырасту. Нужно сделать что-то взрослое. Смело спрыгнуть! Меня подхватит ветерок, и я мягко опущусь на траву. Поцелую её и ветер. Да!
Я прыгаю!
Но что это? Пропасть?! Нет! Нет! Надо быстро-быстро бежать! С ветром! Я убегу! Я же не могу умереть! Я же не виновен! Никто не виновен!
Я бегу…  Мама! Я бегу прочь отсюда! Ха-ха-ха… Ах, мама… Я уже лечу! Я не виновен!
«НЕ ВИНОВЕН!!!»


Кап… кап… кап…

                Конец.
 


Рецензии