Религия и сталинизм

Одна треть
V. Письма от Антона
14. Религия и сталинизм
(поэма в жанре философско-политического эссе)

Лжецам во лжи объединиться проще –
с давних пор это известно.
Правдолюбцы же – те всё более поодиночке.
– * –
Ложь, как правило, проста – легко принять её.
Она, красива, интересна,
душу греет обещаньями своими.
А поскольку обещает многое,
она своих адептов объединяет крепко
на сторону свою,
она становится единой с ними.
– * –
Да – ложь едина!
Она объединяет – в этом её сила.
А вот единой, абсолютной правды нет.
Есть лишь поиски её,
попытки те пути нащупать,
что к истине ведут.
Искатель каждый
находит лишь её частицу,
при этом полагая часто,
что целиком её нашёл.
В защите найденной частицы правды
воспринимать он может искателей других
как соперников своих...
– * –
Но вернёмся к теме нашей.
Вот сказки две сравним:
о Дедушке Морозе – это та, что для детей,
и другая, что для взрослых –
о Боге, Господе, Создателе.
– * –
Понятно даже детям, что сказка про Мороза –
это лишь игра, забава новогодняя,
ритуал весёлый с реальными подарками.
– * –
А что же есть игра с богами,
придумана которая 3000 лет тому почти назад
коллективом авторов из древних иудеев?
Людьми, конечно же, неглупыми...
куда там!.. Ведь это надо же –
такую сказку сочинить,
которая основой стала для трёх больших религий
и бессчётного количества затем
различных сект, конфессий, направлений!
– * –
Но чтобы стать религией, идеей –
сказке этой нужно было продвиженье.
Сказку про Создателя
умный и лукавый Моисей
развил и применил
для управления своим народом.
– * –
Следует признать –
развил и применил весьма толково.
Потом, проложенным путём
для авраамических религий следующих,
шли их основатели – сначала христианства,
а затем – ислама.
– * –
Да, Создатель – это вам не Дед Мороз.
Религия – уже не просто сказка.
Идея это для людишек,
идеология для них,
институт духовно-политический.
Средство это, способ управления людьми,
низведёнными до уровня овец,
рабов Господних.
– * –
Подарков тут уже не жди,
служенье Богу лишь, молитвы да обряды.
Здесь подарки в сторону другую,
более похожие на взятки Богу,
и на откуп перед ним же за грехи свои.
– * –
Религиозная идея,
чтобы она воистину идеей стала,
утверждённой быть должна
в сознании народном –
пусть даже так и силой.
– * –
При утверждении такой идеи, как вера в Бога,
за тридцать-то почти веков
множество людей погублено насильно,
а также жизней, не меньшее число, пожалуй,
было отдано по воле по своей
во славу Богу и во имя веры.
– * –
Порой так даже – не за веру,
а за обряды лишь.
На Руси горели в срубах семьями, селеньями
за отказ крещения тремя перстами.
Экстаз религиозный глушил сознанье здравое
и ценность жизни подменял
на отрицание её во имя...
Во имя чьё? Чего во имя?!..
– * –
За заморскую ту веру гибли,
что внедрили шесть веков назад,
и которой вдруг
«корректировка» стала нужной!..
Так что же – поколений столько
верили неверно!?..
– * –
Но вот прошли реформы Никона,
строптивых усмирили,
«большой террор» закончился,
и опять людишки на Руси
верят в Бога лучше всех
и славят правильнее всех Его –
православные теперь они.
– * –
За что же жертвы были?
За веру ли?
Иль пали те людишки
всего лишь жертвой Никона реформ,
причуд чиновников церковных?
– * –
И какая вера будет правильней теперь?
Та, которой Русь крестили раньше
с жертвами немалыми?
Или та, которая сейчас,
но с жертвами такими же
по «исправленью» прежней?
Маразм какой-то...
– * –
Судить по жертвам, может, по числу их?
Но, нет...
При утверждении веры в Бога
людишек павших не считают –
песок они сыпучий
меж пальцев рук Истории.
– * –
Обещали мы в названии этого эссе
сравнить религию со сталинизмом.
Так аналогия ж прямая!
Идеи обе эти – две сестры родные.
Культ и там, и тут –
что Бога, Господа, Спасителя,
Отца, Создателя, Вседержца,
и что Заступника, Отца народов всех,
грозного Правителя, грозы лентяям и ворам –
вот тем и мил народу он.
– * –
Тому народу мил он,
который сам себя не любит,
вором и лодырем себя лишь ощущает,
и ждёт «ежовых рукавиц»,
и плётку для себя.
Если раб народ – надежда вся его
на «руку крепкую»,
не на себя же – на раба – надеяться.
– * –
В защиту Сталина в народе говорят,
что есть, мол, и заслуги.
Так что же – если, например,
хирург талантливый,
или учёный, в науке много сделавший,
или артист известный, режиссёр, писатель
преступленье, пусть даже и случайно совершат
(как известно, от сумы и от тюрьмы не зарекайся) –
так они теперь и неподсудны?
Нет, не может быть заслуг таких,
чтоб оправданьем были
греху и преступленью.
– * –
А уж наш-то человеконенавистник
грешил, что называется, «по чёрному».
Жён своих соратников сажал по тюрьмам –
«профилактика» такая у него –
как пахан в бандитской шайке
держал под страхом
всех своих сподвижников ближайших.
– * –
Все эти восклицанья
в наклонении сослагательном –
«если бы не он, так и погибли бы» –
это тот же принцип веры в Бога.
Ведь вот как –
Сталина не окажись тогда при нас,
так и пропал бы, сгинул весь народ
под двести, что ли, миллионов.
Ущербность это полная в своём самосознании.
– * –
Это что же за народ?
Как себя-то нужно не любить,
чтоб судьбу свою определять
наличием у нас «Спасителя»?
Десятки миллионов, павших на войне –
не они спасли Отчизну,
а «Спаситель» этот?..
– * –
Ещё такое скажут:
если бы не Сталин, мол,
так жертв бы было больше.
А этому какие факты есть?
Вот те, что есть,
так об обратном говорят.
Если бы не он, так мы погибли бы –
вредный и подлейший это миф,
полезный «пастухам» и «пастырям»
для утверждения их «Спасителями»,
для низведенья нас до уровня «овец».
– * –
Прошло уж более полвека
со времени того диктатора правления,
но вновь народова молитва:
нам бы Сталина опять, нашего Отца родного.
– * –
Параллельно это всё идёт –
крещение Руси второе,
а также ностальгия по жестокому режиму,
и поддержка этого всего властями.
– * –
Психология одна здесь –
народ лишь за овец держать.
И вполне закономерно,
что проводники порой одни и те же
для продвижения идей обеих.
– * –
Вот взять хотя бы Юрия Лужкова –
мэр столицы это нашей.
И в крещении Руси он преуспел –
храм Христа Спасителя отстроил,
а также и за то он бьётся,
чтобы Москву украсить портретами Вождя.
– * –
Параллель ещё в архитектуре проведём,
вспоминая об отметинах эпохи –
о высотках сталинских и о храмах новых
времён крещения Руси второго.
Монументальности для самоутверждения
ложные идеи требуют...
– * –
Или вот такой пример.
Историк молодой,
даже и советский-то период
почти что не заставший,
занял активную позицию
защиты сталинизма.
– * –
В теледебатах с оппонентами своими
ничто его не пронимает –
ни репрессии, ни их масштабы,
ни ежедневная, в течение двух лет
(был когда «террор большой»)
почти тысяча расстрелянных –
такова вот жертва приносилась
ненасытному дракону в пасть.
ЕЖЕДНЕВНО почти ТЫСЯЧА
в течение ДВУХ ЛЕТ!
Это в мирное-то время таковы потери!
Это что, враги всё наши?!..
– * –
И здесь людишки – это лишь песок
в истории часах песочных.
Целесообразность это, мол, необходимость,
а рубят если лес,
так понятно же, что щепки полетят.
– * –
Против этих жертв всех
довод у него такой:
а сейчас, что – жертв нет?
а в тюрьмах ныне не сидят?
Не историк он – интерпретатор.
– * –
Что интересно – одним из доводов его,
что «истину» он познаёт,
есть его учёба в детстве
в школе церковно-приходской.
(Кумир его когда-то тоже в семинарии учился –
об этом знаем мы.)
– * –
Вот и опять соседство и родство идей,
их проводников, их целей и задач.
- * -
Что такое Бог, Вождь хорошо сказал.
Разбираясь как-то с сыном младшим
по его залётам, спросил:
"Ты думаешь - ты Сталин?
Так нет, конечно же.
Ты думаешь, что Сталин - это я?
И это тоже - нет!
Вот Сталин кто", -
и показал на свой портрет.
– * –
Так он-то хоть реальным был,
с кого портрет срисован.
А кто же видел Бога-то?
Лишь только Моисей?
Да Каин, когда он был о брате спрошен?
Ах, да, чуть было не забыл -
ещё ж, конечно, что Адам и Ева.
- * -
Конечно, если вера есть,
куда уж как непросто
взять и признать её ошибкой,
идеей ложной.
Логика или аргументы
против веры полностью бессильны.
Я вот верю, мол, и всё.
И молюсь я на кумира своего.
– * –
Вот подборка небольшая
стихов придворных стихоплётов –
Джамбула, Наджафа, Умурзака.
Стихи такие помещали
на страницах первых букваря.
С малолетства веру насаждали,
примерно как сейчас пытаются
с введением в школах
«Закона Божьего».
– * –
«А песню лучшую мою
О Сталине я пропою,
Её со мною запоёт
Счастливый мой народ.
Ты, Сталин – солнце наших дней,
Ты всех дороже и родней,
Тебе несём тепло сердец,
Мудрейший наш отец!»
– * –
«Он, как солнце, озаряет целый мир,
Нам дорогу освещая, – Сталин наш!
Он из стали волю выковал свою –
Богатырь непобедимый – Сталин наш!»
– * –
«Величайший в мире герой,
Высочайшей стоишь горой.
Ты безбрежное море ума.
Мысли бурной ты океан,
Воплощённая мудрость сама».
– * –
Или вот Сергея Михалкова
слова из гимна:
– * –
«Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил,
Нас вырастил Сталин – на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!»
– * –
А теперь сравним с молитвой:
– * –
«Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго».
– * –
Идеи веры в Создателей, Богов,
Спасителей, Отцов народов –
ложь и подлость это
наших пастухов и пастырей.
И готовность это наша к восприятию
чьей-либо лжи, а также – и к самообману.
– * –
В оценке Сталина никак не обойти такой момент –
оккупация Европы, восточной её части.
Отсюда вся пошла история послевоенная
почти что на полвека:
создание тоталитарных там режимов,
советскому почти во всём аналогичных,
с насаждением насильственным
идеологии своей и своих порядков,
приобретение лояльности верхушек правящих
путём вливаний денежных, материальных,
силовые методы для удержания той власти
вплоть до операций войсковых –
Будапешт тому пример и Прага
в 56-м и в 68-м.
Чем кончилась судьба казармы этой,
«лагеря социализма»?
Диктаторский режим ослаб –
и лагерь развалился за месяцы какие-то.
На лжи и тирании
существовать ничто не может вечно –
удел такой империй всех.
– * –
В качестве постскриптума такой ещё штришок.
Как только объявили о болезни Сталина,
из всех «бесов» – «беса» главного,
Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий Первый направил телеграммы
Епархиальным Архиереям:
«Сообщение о сей болезни тяжкой
глубокой скорбию отозвалось
в сердцах людей всех русских»
(так и было сказано, что только русских,
как будто бы других народов в Союзе нет).
«Долг верующих всех
с молитвой к Богу обратиться
об исцелении болящего,
столь нам дорогого».
Но не успели помолиться –
на следующий день – другая весть:
скончался Сталин.
Алексий шлёт в Совет Министров
скорбную депешу:
«Мы искренне скорбим по случаю кончины
незабвенного строителя
счастливой жизни для народа.
Горе это тяжкое для нашего Отечества
и всех народов, населяющих его.
Не забудет Церковь никогда
отношения его к церковным нуждам.
Память вечная и светлая о нём
неизгладимо будет жить
в сердцах народных».
При совершении панихиды проблемы были –
как называть усопшего?
«Раб Божий» –
униженье это для Великого Вождя.
На том сошлись, что звучало это так:
«Генералиссимус Иосиф».
– * –
Про родство идей мы с вами говорили.
А в чём же разница меж ними?
Или между теми,
чьим иконам нам молиться предлагают?
Иисус лишь заложил основу
учения того,
которое затем другие люди
создавали, развивали, извращали
и в общество внедряли.
Эти люди сделали Иисуса Богом
и под видом служения Ему
творили часто Зло
если цели их того велели.
Сталин же не создавал идею
или какое-то ученье.
В другом он гений был, он практик –
гениально воплощал идею
безраздельной власти над своим народом.
Но точно так же теперь уже другие люди
(а как мы видим –
часто те же и в тех же целях)
для нас его икону на божницу ставят.
– * –
Рубят лес, щепу при этом не жалея –
вот тезис тот, что оправданьем служит
для всех диктаторов, а также для рабов,
которым идолы для поклонения нужны,
необходимы.
Ведь, мол, высшие успехи-то
лишь те правители достигли,
деспотия чья, и тирания им ставятся в укор –
Иван Грозный, Пётр I, Сталин.
На каких весах, мол, можно взвесить
заслуги их и цену, что заплачена за это?
И перевесит что?
– * –
К вождей и лидеров заслугам
надо подходить в оценках так:
во всех успехах их заслугой есть
лишь только доля, не более того.
Они задали направленье тем успехам,
усилия свои вложили
в достиженье этих целей.
Но не их это победы личные,
а всего народа.
– * –
А вот за преступленья их, и деспотию
судить одних их только надо –
не размажешь их вину на весь народ.
Нет таких заслуг, что оправданьем служат
греху и преступленью –
закон такой един для всех.
– * –
Не о жёсткости правителя мы говорим –
она нужна бывает,
а о жестокости преступной.
– * –
Вот в «большой террор»
расстрельных приговоров было
семь сотен тысяч – чуть не миллион,
и близко к миллиону – осужденных на сроки,
попавших в лагеря.
Осуждены к расстрелу и на срок...
Но если судят, так за что?
Должны быть преступления реальные.
– * –
И что ж такого страшного
у нас в стране происходило
перед «большим террором»
в годах тридцатых в середине?
Ужель гражданская война?
Так нет же!
– * –
В году в 36-м
фильм выходит на экраны – «Цирк»,
звучит в котором песня/гимн/молитва:
«Над страной весенний ветер веет,
С каждым днём всё радостнее жить.
И никто на свете не умеет,
Лучше нас смеяться и любить...
Широка страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек,
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек».
Песня очень хороша –
ритм марша, и слова!..
Но как всякая молитва –
лживая она в самой своей основе:
то есть, молимся-то мы кому?
«За столом никто у нас не лишний,
По заслугам каждый награждён.
Золотыми буквами мы пишем
Всенародный Сталинский Закон.
Этих слов величие и славу
Никакие годы не сотрут:
Человек всегда имеет право
На ученье, отдых и на труд».
– * –
На жизнь вот только права не имеет...
Не было перед «большим террором»
войны гражданской
или крупного конфликта социального.
«Жить нам стало лучше,
жить нам стало веселей!» – Вождь сказал
пред этим, в 35-м.
– * –
А как же сотни тысяч,
приговорённых к «вышке»?
Паранойи это приступ
человеконенавистника,
попавшего во власть –
объяснения другого нет.
– * –
Для упомянутых вождей –
Иосифа, Петра, Ивана –
есть много общего в оценках их:
– давленье власти возрастало
на общество и личность;
– общество и его самосознание
от их правлений хуже становились,
угнетёнными, ущербными.
Рушилась империя,
в упадок приходила
в результате только этого,
и ничего иного.
И дальше будет рушиться –
угроза есть тому реальная...
– * –
Для государства, для народа
ценность главная –
сам народ и есть.
Правитель если ухудшает
качество народа правлением своим,
и уж тем более – если он преступник,
об этом сказано должно быть
без всяких скидок на его заслуги.
Только в этом есть возможность
и надежда на улучшенье общества,
на измененье отношения
как правителей, так и народа
к сути власти
в её ответе перед будущим.
– * –
Хорошо подходит сюда стих от Нестеренко Юрия:
«Здесь ложь заменила воздух. Здесь злобу зовут любовью.
Услужливая шестёрка здесь выросла до туза.
Страна, где процесс мышленья наносит ущерб здоровью,
Где больно дышать, где стыдно смотреть зеркалам в глаза.
И снова на те же грабли! Опять – в выгребную яму,
Что вечно другим копаем, да сами – её улов!
Здесь что говорить о мёртвых – живые не имут сраму,
И бьют колотушки кривды в тамтамы пустых голов».
– * –
И вот такой ещё здесь будет эпилог.
Спросят: а как же без идеи?
Нужна идея, спору нет.
Но обязательными к ней
условия такие быть должны:
а) чтоб изначально ложной не была она;
б) и никакого чтобы воплощения её.
– * –
(Хоть знаю я, что критики немало
смогу услышать за позицию свою,
но не промолчу, её озвучу.)
Вот пример тому – идея коммунизма.
Не за то её ругаем, что ложная она,
этого как раз и нет,
по крайней мере – в целом.
Пожалуй даже, что нет других идей,
что лучше бы давали направление
общества развитию.
– * –
Но появиться стоит другой идее
по воплощению скорейшему
идеи коммунизма,
с появленьем нужных институтов власти,
манифестов, «кодексов моральных»,
партии единой, структур партийных,
органов для проведения репрессий,
чтоб мнения иные подавлять –
и всё, идее той конец приходит.
– * –
Становится она лишь камуфляжем,
прикрытием для подлецов и демагогов.
Перефразируем слегка известный афоризм:
идеи гении рождают,
берутся воплощать фанатики,
затем вступают в дело подлецы –
результаты пожинают, едят плоды.
– * –
Показателем хорошим лживости идеи
является число людей,
занимаются которые лишь тем,
что служат ей,
верней – обслуживают,
к властям прилаживают,
овцам в голову внедряют,
отводят ритуалы и обряды,
с ересью воюют,
толкуют Тексты,
ну, и так далее – забот подобных много
у проводников идеи лживой.
– * –
Это как к религии относится
с обещаньем Рая
для сейчас живущих, кто верит в Бога,
так и к идее «бесов»
о «построении коммунизма»,
о «светлом будущем»,
которое уже не за горами,
скоро будет,
надо лишь немного потерпеть,
может, и совсем недолго – всего-то 20 лет
(например, Хрущёв Никита так нам обещал
назад тому полвека.)
– * –
Лучшая идея – это та,
которую мы не «воплощать» берёмся,
а держим целью для себя
и для своих потомков,
пусть даже и для дальних самых.
– * –
Не «воплощенье» быть должно, а эволюция.
Эволюция не терпит ускорений,
тогда она мутацией становится,
как было это с коммунизма «построением»,
так же это и с любой другой идеей будет,
и уж тем более – со лживой изначально.
– * –
Самым главным измененьем в обществе
есть изменение его сознания.
А для этого исключена должна быть ложь
как в идеях, так и в средствах и способах
по продвиженью тех идей.
Религия и сталинизм –
это исключение одно из первых
из числа идей, полезных обществу.
– * –
Ну, а что же оставляем?
Каковы идеи будут?
Отдельный это разговор об идеях наших,
и немалый, непростой –
над идеями работать надо.
Для обозначенья направленья скажем,
что оставляем, например, в качестве основы
идеи гуманизма.
– * –


Рецензии