Детские страхи. Вступление

Детская тревожность на сегодняшний день является одной из основных причин обращения к психологу. Заикание, энурез, агрессивность, замкнутость и т.п. – как правило, все это проявления повышенного уровня тревожности. То, что именно в наше время чаще всего выявляется эта проблема, не значит, что  в прошлом родители не сталкивались с такими проблемами.
   
В историческом процессе меняются не только нравы и обычаи, также меняются и принципы и цели воспитания. Еще со времен Древней Руси сохранилась пословица: «Учи не таской, а лаской». Это соответствовало задачам воспитания на тот момент, когда смелость и уверенность в себе только приветствовались.
   
Это полностью расходилось с принципами воспитания, принятыми в христианстве, когда страх стал основным орудием воспитания. Воспитывали в страхе божьем, в страхе перед отцом и матерью, в страхе перед начальством. Во взрослом человеке в то время приветствовалось почитание перед  вышестоящим и умение поставить на место нижестоящего, что сказывалось на детском воспитании.
   
В последнее время стала прослеживаться тенденция исключить страх из воспитания полностью. Первые опыты показали, что такие методы воспитания вызывают в жизни взрослого не менее проблем, чем воспитание страхом. Если же ребенок воспринимает окружающий мир как безопасное место, то при столкновении с реальными опасностями его реакции трудно предсказать. От аутизма (добровольного отчуждения себя от общества себе подобных) до суицида.
   
В воспитании нужны малые дозы страха для знакомства его с реальными опасностями. Например, когда ребенка приучают отдергивать руку от горячего, можно сказать, что родителями закрепляется повышенная тревожность у ребенка при возникновении реальной опасности обжечься. Иными словами, родители сознательно поселяют в душе ребенка страх перед горячим, тем самым защищая его.
   
Но чрезмерные дозы страха вредны, так как чаще всего разрушают личность ребенка. Насыщенное страхом детство, превращает жизнь взрослого в кошмар. Жизненной задачей такого человека становиться избегание опасностей, часто не реальных. Попробуйте представить человека, который на случай дождя берет с собой зонт, галоши и дождевик; на случай жары – крем от загара и легкую одежду; на случай холода – свитер, шапку, сапоги; на случай задержки – комплексный обед; на случай свободного времени – книгу, игру; на случай ограбления – газовый баллончик; на случай неожиданных банкетов – подарок, галстук и т.д. Весь этот груз он таскает с собой, хотя  все это может ему понадобиться в лучшем случае раз в сезон. Так и человек, живущий в ожидании опасности, отягощает душу часто бесполезным грузом установок.
   
Цель этой книги рассказать родителям о детском страхе, как и когда он возникает, и что могут сделать взрослые, чтобы помочь ребенку преодолеть барьер страха.


Рецензии