Послеродовые психозы

Рождение ребенка - это процесс, имеющий в своей сути определенное таинство. Затрагивая, так или иначе, эту  тему, большинство авторов (врачей, ученых, журналистов и т.д.) чаще пишет о том, что ощущает новый человечек, с какими  проблемами и сложностями ему приходится столкнуться  в  момент появления на свет. Гораздо реже пишут о матери в период  родов и после него. И от этого сложился уже некоторый  стереотип, что ничего особенного с ней происходит. Но это не так. Достаточно привести такой аргумент - в некоторых западных странах муж присутствует при родах своей жены и после  этого проникается значительно большим уважением сочувствием и уважением к женщине. Большинство из них признается позднее, что это был для них мощный стресс, своего рода психологическая встряска всей личности, принципиально перевернувшая все  его представления о жизни, жене, детях...

Логично задать вопрос - если для зрителя это  был мощный стресс, то, что же ощущает сама женщина,  какой  же  уровень психологического напряжения  приходится  перенести  ей. Особенно, если учесть, что достаточно сильно  она  волнуется не только в минуты самих родов, а за многие часы до них (от 3-4 до 24 часов). Не надо быть  выдающимся  психоаналитиком, чтобы понять, что бесследно для  роженицы  такой  стресс  не проходит. Жизнь складывается таким образом, что акушер, принявший роды и спустя несколько дней выписавший ее из  роддома, теряет ее из своего поля зрения и что с ней происходит в дальнейшем ему неизвестно. А жаль... Если бы акушеры знали о тех тысячах женщин с послеродовыми психозами, то качество их работы стало бы несколько выше.

   Проблема послеродовых психозов далеко не так проста и однозначна, как это может показаться на первый взгляд. Конечно, женщина, родившая одного-двух  детей,   испытывает меньше волнений от одной мысли, что ей предстоят еще одни роды. Но это при условии, что предыдущие были более или  менее нормальными с физиологической точки зрения. А по статистике таковых всего 10-15 %... Поэтому, если прошлый опыт  является "горьким", то особого спокойствия даже от такой женщины ожидать не приходится.

Играет определенную роль и возраст  роженицы. С одной стороны, чем она старше, тем больше жизненный опыт, а возможно, и самообладание. Но с другой стороны,  после  40  лет значительно увеличивается риск возникновения врожденной  патологии ребенка, что не может быть безразличным для  женщины (как сама мысль об этом, так и патология). Самым  сильным стрессом роды бывают для первородящих - 20-22 лет. И чаще всего, чем меньше возраст, тем сильнее стресс (если только  нет умственной неполноценности или психической инфантильности).

   В ряде случаев предродовое волнение связано не с самими родами, как таковыми, а с тем, что как-то связано с ними. Например, женщина много лет страдала бесплодием, долго лечилась и вот, наконец, забеременела. Муж почти  потерял  терпение и вот-вот уйдет от нее. Рождение ребенка - это единственный способ удержать любимого мужчину, а  значит  сохранить счастье. Некоторые женщины планируют родившимся  ребенком вызвать к себе хоть какую-то нежность со  стороны  очень сдержанного мужа. Иногда - это формальный повод для оформления брачных отношений. Одинокая женщина в 35-45 лет произвела искусственное оплодотворение или сознательно забеременела от какого-то мужчины для появления на свет ребенка, который будет смыслом ее жизни, решением  проблемы  одиночества, личной неопределенности и еще многих самых различных  моментов, вызывающих постоянный душевный  дискомфорт. И поэтому благополучный исход родов в таких случаях - основа будущего душевного равновесия.

Отчасти безразличное отношение к роженице со стороны многих медиков связано с тем, что "она не первая и  не  последняя", поэтому не стоит создавать ажиотаж вокруг этого момента "старого как мир и привычного как день". Когда у человека нет реальных статистических данных, а есть лишь  личное субъективное представление о ситуации в целом, то  ждать  от него адекватного отношения к роженицам не приходится.  Правда, следует отметить (со слов многих женщин),  что  мужчины-акушеры в основном более внимательно и бережно, заботливо  и деликатно относятся к  роженицам,  чем  их  коллеги-женщины. Возможно, это объясняется тем, что акушер думает: "Я же рожала и ничего, с тобой тоже ничего не случится, так что беспокоиться особенно нечего". Для  мужчины  более  естественно видеть в женщине символ прекрасного в нашей жизни, а в родах - отзвук особого магического ритуала рождения  новой  жизни, новой личности, новой судьбы.

Если женщина во время беременности находится в состоянии токсикоза, то чем дольше это продолжается,  тем  сильнее усталость, а иногда и раздражение от самой беременности, не говоря уже о многих закономерных элементах физического  дискомфорта, как общих, так и локальных. В конце беременности чаще всего женщина просто-таки мечтает поскорее родить и тем самым закончить свое испытание в прямом и переносном смысле.

   И чем ближе роды, тем нетерпеливее женщина, чем дольше длится каждая минута (не то, что час), отделяющая ее от разрешения от бремени.

Определенное предродовое напряжение может вызвать мысль о наличии сопутствующих острых или  хронических  заболеваний внутренних органов, которые могут влиять или на сам процесс родов или на организм женщины. Это может быть заболевание почек, сердца, легких и т.д. Некоторые женщины заранее знают о возможных сложностях во время родов - узкий таз или  крупный плод часто являются основанием для проведения  кесарева сечения. В отдельных случаях к  нему прибегают, если  не удается исправить неправильное положение  плода (что  представляет прямую опасность для жизни женщины)  или  возникают какие-либо осложнения в процессе родов. Повторные роды  после кесарева сечения могут быть также чреваты осложнениями.

   Одна моя пациентка рассказывала, что  пролежала  в  родильном зале более 10 часов и в конце настолько устала,  что ей уже было совершенно безразлично - кто у нее родился и какой он...

Большое значение имеет  психологическая  обстановка,  в которой находится женщина во время беременности -  насколько доброжелательно и тактично относятся к ней муж, дети, родственники, постоянно живущие с ними. Неуважительное и небрежное отношение вызывает внутренний дискомфорт с возникновением и постепенным углублением  невротических  явлений.  И вообще, состояние нервной системы женщины  перед  родами  во многом определяет ту или иную перспективу, которая ее ожидает после родов. Если человек спокоен и относится к  родам с философским аспектом, то даже отдельные трудности, закономерно или неожиданно возникшие во время родов, будут более благоприятно восприниматься роженицей, не создавая  чрезмерного  эмоционального  перенапряжения.  И  в  этом процессе большую роль призваны сыграть врачи женской  консультации  и поликлиники общего профиля (где психотерапевта нет  и  долго еще не будет). Они должны рассказать мужу о том, как  правильно относиться к жене до родов и после них,  чтобы  прямо или косвенно не нанести ущерба здоровью и женщины и ребенка.

   Более чувствительно переносят процесс родов  женщины с тревожно-мнительными чертами характера, неуверенные в  себе, имеющие различные комплексы неполноценности. Кроме  этого  к нервно-психическим заболеваниям предрасположены люди с  чувствительной нервной системой с высоким  уровнем  культуры и интеллекта, утонченностью душевной структуры личности. К ним в первую очередь относятся истинные  представители  интеллигенции, люди с творческой "жилкой" гуманитарного типа. Человек грубый, примитивный или просто  недалекий имеет значительно меньше шансов получить нервный срыв.

Дополнительным стрессовым фактором в период родов  является функциональная (преходящая) или органическая  (анатомическая или физиологическая) патология ребенка.  Это  может быть асфиксия самой разной причины, приводящая к более  позднему оживлению новорожденного или даже к его гибели.  Внешне выраженные дефекты строения тела ребенка также могут  негативно воздействовать на психику матери, вплоть до отказа от ребенка. В отдельных случаях женщина переживает, если  ее родные поставили перед ней условие - оставить ребенка в роддоме, или же она сама думает, что она не в состоянии  вырастить этого ребенка (в силу материальных, бытовых или  других причин), хотя и очень хотела бы, но...  Часто  незаконнорожденные, особенно в юном возрасте их матерей являются нежелательными - "я еще сама не погуляла, зачем мне ребенок..."

   Следует довольно-таки осторожно относиться к родам  и предродовому периоду тем женщинам, у которых  среди  ближайших или отдаленных родственников отмечаются те или иные психические заболевания. В этом случае роды могут выступать в роли толчкового фактора к проявлению психического  заболевания, до этого момента не проявляющегося, а имеющегося лишь в виде наследственной предрасположенности (повышенной хрупкости нервной системы к воздействию стрессов).

Самый актуальный период у роженицы с точки зрения  психиатра наступает с момента поступления в роддом. Начало  родовых "схваток" во-первых, вызывает болевые ощущения различной интенсивности у женщины,  а  во-вторых,  наводит  ее  на мысль о том, что она вот-вот уже начнет рожать. Но это "вот-вот" может длиться много часов. Находясь в предродовой  комнате, женщина нуждается хотя бы просто в человеческом внимании и сочувствии. Но чаще всего она там остается сама с  собой, и быть может еще  несколькими  женщинами  в  аналогичном состоянии. Если это первые роды или предыдущие были с осложнениями, то роженица или находится в страхе перед  неопределенностью, т.к. ей никто подробно и  компетентно,  просто  и доступно, с учетом ее психологических особенностей не объяснил что такое роды. Когда имеется  вакуум  квалифицированной информации, то он обязательно заполняется различными  страшными или драматичными, да и "просто" неприятными историями о том, как кто-то рожал, и что пришлось той женщине  перенести.

   Не секрет, что многие женщины-акушеры относятся к роженицам подчеркнуто грубовато и  даже  часто  бравируют  своим "мужским" характером и отношением к другим женщинам. Во многих случаях оставляет желать лучшего и поведение среднего  и младшего персонала, которые уже привыкли к стонам  и  крикам рожениц и никак не реагируют на них, если не считать насмешливых или высокомерных фраз. А как необходимо ободряющее или успокаивающее слово в этот момент... В противном случае женщине кажется, что ее состояние никому не интересно и не нужно, что она оставлена на произвол судьбы, что с ней  может что-то произойти и это как-то отразится или на  ее  здоровье или на состоянии малыша.

   Не стоит забывать и  материнской  и младенческой смертности, которая ежегодно уносит тысячи жизней и, к сожалению, еще немало унесет...  Конечно, ситуации бывают самые разные, но определенная часть из них происходит по вине медиков. Другой вопрос, что доказать это почти невозможно, да и желание найти истину возникает далеко не  у всех родных этих жертв медицинской халатности и низкой  квалификации. Последние годы гигантской инфляции и безразличного отношения к медикам со  стороны  государства  еще  больше уменьшили желание первых особенно стараться на благо  общества, для которого проблемы медиков - это еще одна назойливая муха, от которой надо отмахнуться.  Получается,  что те женщины, за которых было заплачено, видят более или менее приличное и медицинское и человеческое отношение, а  остальные довольствуются тем, что им будет  нередко  дано  как жалкая подачка, своего рода милостыня...

Послеродовые психозы - это не неврозы, о которых  спустя некоторое время можно забыть и не вспоминать. Чаще  всего они переходят в шизофрению, которая на данном  этапе  развития науки пока что неизлечима. Проявление психозов бывает различным - это слуховые и зрительные  галлюцинации, бредовые идеи преследования, воздействия, отравления, отношения и т.д. Думать, что они сами по себе пройдут - это наивное заблуждение. Чем раньше начнется лечение, тем  больше  шансов, что женщина не станет инвалидом по психическому заболеванию. Для сохранения безопасности, как окружающих, так и самой женщины, необходимо проводить лечение в  стационарных  условиях под контролем психиатра или психотерапевта.

   Во время  приема лекарств успокаивающего характера кормление  ребенка  должно быть искусственным, т.к. с молоком матери к ребенку могут попасть и лекарства,  отрицательно  повлияющие  на  его еще неокрепшую нервную систему. О том, как вести себя  с  женщиной, перенесшей послеродовой психоз,  лучше  всего  расскажет психиатр применительно к конкретному случаю и характеру самой женщины. Во многих случаях даже в "светлые" от болезни периоды времени женщина должна принимать поддерживающее  лечение, даже если она при этом ни на что не жалуется и ее ничего не беспокоит. Лекарства такого рода не приводят к возникновению токсикоманической  зависимости,  поэтому длительный прием их совершенно безопасен. Дозировки  также  являются специфически индивидуальными, потому советы знакомых, друзей и родных при этом абсолютно исключаются, как впрочем, и мнение врачей-непсихиатров, т.к. в большинстве случаев они не обладают необходимой степенью квалификации в этой области, несмотря на звания кандидатов и докторов медицинских наук.
 
   Естественно, что "болезнь легче предупредить, чем  лечить" и поэтому хотелось бы, чтобы родные будущих рожениц отнеслись к ним с максимальным пониманием и сочувствием, чтобы в дальнейшем не пожинать горькие плоды своего безразличия  и эгоизма...

А.Алтунин, доктор медицинских наук, психотерапевт Московского медико-психологического центра им. В.М.Бехтерева


Рецензии
Александр Иванович! Вы мне нужны как воздух!

Лариса Вер   09.06.2010 23:45     Заявить о нарушении
Мой телефон 724-33-48. Информация обо мнe есть на моем сайте:
doktor-altunin@narod.ru

Александр Иванович Алтунин   09.06.2010 23:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.