Сказки на проза. ру

Сказка Анатолия Гусева 2 «Колобок. Сказка почти для детей» (http://www.proza.ru/2009/11/28/1511)  стала восемнадцатой по счету версией сказки о Колобке, изложенной авторами ПРОЗА.РУ, из тех, что попались мне на глаза за  месячное пребывание на сайте. 

Понятно, что, при таком обилии  выбора, читателю запоминается то, что отличается стилем и новизной подхода к изложению одного и того же сюжета.

Так, стилем изложения горестной судьбы Колобка поразил Влад Вол в своем Модном варианте (http://www.proza.ru/2009/06/23/301).  Самым позитивным, на мой взгляд, подходом к истории Колобка отличается сказка Ефима Блувштейна «Испекла баба…» (http://www.proza.ru/2010/03/04/567).

На примере сказки о Колобке мне показалось весьма забавным пройтись по сказкам на ПРОЗА.РУ  и посмотреть, какие сказки пишут, а какие читают, к чему эти сказки призывают и что в них нравится читателю. Не претендуя на фундаментальность исследования,  хочу изложить несколько своих выводов о прочитанных сказках. Сразу оговорюсь во избежание всяческих недоразумений: обзор написан исключительно по собственной инициативе и  из любопытства нового читателя на этом сайте.  Высказываемые мною суждения по теме не являются суждениями профессионала, выражают мое личное мнение.   Буду искренне рада, если это покажется Вам интересным, или позволит мне найти единомышленников. 

Итак, на ПРОЗА.РУ живут разные сказки: сказки-сериалы, национальные сказки, легенды и притчи, сказки-триллеры, философские сказки и притчи, сказки-пародии  и т.д.  Убеждена, что сказка, в первую очередь, должна быть ДОБРОЙ, поэтому сказки – триллеры – блокбастеры - страдания импотентов - ужастики в данном случае  просто не принимались во внимание.

Ежик и Лошадка – совершенно очаровательные герои сериала, который  придумал Недопушкин.  Читателю очень кратко, доходчиво и просто с удивительной любовью в каждой отдельной сказке рассказывается, к примеру,  о том, «Как Лошадка и Ежик чай пили» (http://www.proza.ru/2009/12/15/264) или «Откуда взялся Ежик» (http://www.proza.ru/2009/11/05/147).  В невероятные истории, которые происходят с этой сладкой парочкой, просто веришь, «…потому, что когда двое любят друг друга, они  способны на любые чудеса!..».  И возразить, пожалуй,  нечего, да и неохота возражать таким симпатичным героям. Просто приятно каждый раз видеть продолжение трогательного романа Ежика и Лошадки, и вместе с ними радоваться их простым, нехитрым и таким добрым открытиям!

Феечке Юне и девочке Оле посвящены сказки Евгении Шапиро. При этом, феечке Юне зачастую приходится поразмыслить над непростыми вопросами, к примеру, о том, почему люди мечтают об одном, а желают – совсем иное (http://www.proza.ru/2010/03/15/1095 ). Ох, и нелегкое это дело – осчастливить человека!
 
Философское отношение к жизни ряд авторов раскрывает в сказках и притчах с использованием сюжетов и особенностей изложения  сказок разных народов. На мой взгляд, Черепах Тортилло сумел добиться удивительно органичного сочетания сюжетов, изложения и особого национального колорита  в своих философских сказках ( к примеру, китайской - http://www.proza.ru/2008/03/21/326; арабской - http://www.proza.ru/2008/07/27/99; украинской -  http://www.proza.ru/2008/06/03/523).

Свою отдельную нишу, если так можно сказать, на ПРОЗА.РУ  занимает Дан Берг и его хасидские сказки («Хана и Хонох» - http://www.proza.ru/2009/12/15/1136 ; «Ювелир и портной» - http://www.proza.ru/2008/12/05/647 ; «Скелет в шкафу» - http://www.proza.ru/2009/07/17/846 ). Так и представляешь, как за традиционным столом в горнице раби Якова, цадика из города Божин, собрались на исходе субботы хасиды  и приготовились слушать очередную сказку во славу хасидской традиции.  Пожалуй, этот автор и его ныне опубликованные 33 сказки и притчи – предмет для отдельного обсуждения читателей сайта. Во всяком случае, совершенно точно можно утверждать, что подобные рассказы и сюжеты на сайте другими авторами не повторяются, а каждый читатель сможет найти для себя здесь  то, что ему важно, близко, понятно, и насладиться  достойным стилем.

По возрасту аудитории, на которую сказки рассчитаны, они подразделяются на сказки для детей и на сказки для взрослых.

Зачастую грань между сказками для детей и сказками для взрослых весьма  условна. Одна и та же сказка может быть интересна читателям разного возраста, но, понятно, что  и выводы из сказки будут сделаны ими различные. К примеру, из читательских рецензий на замечательную сказку Ирины Шер «Школа Злословия»  (http://www.proza.ru/2009/09/12/876) следует, что именно эту сказку, написанную автором для взрослых, отдельные читатели восприняли как  сказку для детей. 

По сюжетам следует выделить сказки, написанные по мотивам уже известных сказок, эдакие новые варианты давно известных сюжетов,  и, безусловно, новые сказки с новыми сюжетами, придуманными авторами ПРОЗА.РУ.

           Среди новых сказок по старым сюжетам наибольшее количество версий написано по мотивам сказки «Снежная королева». Увы, мне тоже не удалось пройти мимо этого сюжета. Однако, как представляется,  такой сверхактивности внимания авторов к Снежной королеве способствовал и именной конкурс Жанны Маровой «Царство Снежной королевы» (http://proza.ru/2010/01/01/737 ). 

Далее по популярности идут сюжеты сказок о Красной Шапочке, Белоснежке и семи гномах, Русалочке, трех поросятах… Использование на сайте  сюжета сказки о Лисе и Журавле является редкостью. Приятно, что  Влад Вол  от имени Эда Макбейна ТАК стильно   изложил свою версию русской народной сказки, что сказка получила совершенно новую и насыщенную событиями жизнь…(http://www.proza.ru/2009/05/27/1034)

Особый интерес составляют сказки, придуманные авторами сайта.

Сочетанием новизны сюжетов с небольшим объемом и легкостью, какой-то особенной задорностью, что ли, в изложении, привлекают сказки Ольги Гариной ( к примеру, про карлика и старушку - http://www.proza.ru/2008/12/23/414, о работягах и бездельниках - http://www.proza.ru/2008/12/23/420, про Антонину и редиску - http://www.proza.ru/2008/12/23/415).   

Безусловно, есть на ПРОЗА.РУ свой главный сказочник – Генрих Голштейн.  Когда читаю его сказки,  присутствует ощущение, что, как и в детстве, слушаю по радио добрую –добрую старую сказку, которую читает артист Ливанов…

Разные по объемам и сюжетам сказки Генриха Голштейна добры, позитивны, познавательны… Посмотрите, сколько хлопот у феи кукол Розалинды в  очаровательной сказке для девочек  «Подарок Розалинды – феи кукол» (http://proza.ru/2010/03/16/1583),   побывайте на   балу волшебных снежинок (http://proza.ru/2009/11/04/766), узнайте как устроено королевство муравьев и как обучаются муравьи в своей школе  (http://proza.ru/2009/04/06/1092 ). Кстати, достаточно большая по объему сказка « Максимка в королевстве муравьев» читается на едином дыхании и по познавательности, пожалуй, может поспорить с трилогией Вебера о муравьях… Но привлекла меня эта  сказка несколько иным, а именно: настроением, душевностью, живыми картинками уютной жизни в деревушке…

«…Бабушка и дедушка Максимки были очень жизнерадостными людьми, а поэтому  все вокруг них было тоже веселым и жизнерадостным: и соседи, и домашний кот по кличке Важный, и садовые деревья, и прекрасные садовые цветы.  Даже свой дом они выкрасили во все цвета радуги. Поэтому казалось, будто он не стоит на земле, а танцует и поет вместе с белыми облаками – барашками где-то высоко-высоко на голубом лугу летнего неба…». После такой радостной картинки  хочется стать дауншифтером и купаться в радужных мыльных пузырях добрых фантазий…

Может, так и поступить? Ведь сказка – ложь, да в ней намек…..    


Рецензии
Спасибо, Светлана, за новые для меня имена!

Пока не могу оценить адекватность Ваших оценок,
но хороший язык обзора внушает надежду, что это - интересно.

Прочитаю навскидку три - и пойму, насколько совпадает оценка.

С уважением

Юрий Фукс   28.08.2014 23:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 40 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.