Хорошая сказка всегда кстати
На столе перед глазами – томики детской прозы (тоже доброй, жизнеутверждающей, поэтичной): романы Лоры Уайдлер «Домик в прерии», «Долгая зима», «У серебряного озера»; Эдит Несбит «Искатели сокровищ», мой любимый – Монтгомери «Энн Ширли».
Однако начинала я с Пушкина. «Сказка о царе Салтане» была моей первой книжкой. Яркие картинки, сказочный сюжет, неповторимое литературное мастерство Поэта. Всё это вместе создавало зримые образы - с ними я жила долгие годы. Слушала, запоминала, читала сама - не зная к этому времени ни единой буквы.
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Кабы я была царица…».
«А кабы Я была царицей?» – крутился вопрос.
Отвлекусь. То ли ночь, то ли пересечение времён, тут же вспомнила песенку - уже из другой сказки (современной) - «Зима в Простоквашино»
«Кабы не было зимы в городах и сёлах,
Никогда б не знали мы этих дней весёлых.
Не кружила б малышня возле снежной бабы,
Не петляла бы лыжня, кабы, кабы, кабы...!»
Хочется в конце каждого куплета топнуть ногой и выразительно (я бы сказала: смачно) крикнуть: «Эх!»
Вернёмся к Пушкину. Это «кабы» мешало спать, будило воображение, вызывало мурашки. Ещё не понимая слов Салтана : «Здравствуй, красная девица, - говорит он, - будь царица! И роди богатыря мне к исходу сентября», я исходила неясной тоской и представляла себя на месте девицы.
Мне были непонятны взаимоотношения ткачихи-поварихи-сватьи бабы Бабарихи; я не вникала в строчки «А царица молодая, дела вдаль не отлагая, с первой ночи понесла»; слегка догадывалась, что, если с царём Салтаном такие дрянь-бабы, то злобные проделки для них – пара пустяков: «Допьяна гонца поят, и в суму его пустую суют грамоту другую».
В общем, "Сказка о царе Салтане" – мои университеты - некий срез общества с неувядающей во все времена завистью.
Для меня – маленькой важно было другое: победа правды, добра, великодушия над злом и бесконечными кознями имеет место.
И я в это СВЯТО ПОВЕРИЛА.
«Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил, чародея подстрелил».
Эта сказка создавала образ идеальной женщины
«А сама-то величава, выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит».
Подсказывала, дескать - не так-то просто во взаимоотношениях людей, могут оклеветать, оболгать - даже не поперхнутся!
Видимо, всё это закладывалось в подсознание. Перед глазами мелькали сказочные картинки, козни проходили фоном, а в стержне оставались красота, волшебство, сказочный талант автора.
«Остров на море лежит, град на острове стоит,
С златоглавыми церквами, с теремами и садами;
Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом;
Белка в нем живет ручная, да чудесница какая!
Белка песенки поет, да орешки всё грызет;
А орешки не простые, скорлупы-то золотые.
Ядра - чистый изумруд, белку холят, берегут.
Там еще другое диво: море вздуется бурливо:
Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге, и очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые, великаны молодые,
Все равны, как на подбор - с ними дядька Черномор».
Мне не посчастливилось встретить в жизни ни дядьки Черномора, ни золотых скорлупок, ни хрустального дома.
Однако с тех пор я верю: где-то далеко-далеко (может, в другой реальности) они обязательно есть.
Елена Янге, авторский сайт http://eyange.ru/
Свидетельство о публикации №210040200657