Фуга 32 - Валенки для Водяного

- Неужели не боишься? – спросила Инка у меня, опасливо поглядывая на тропинку. Это стёжка-дорожка пролегала по льду речки, взрослые не ходили по этой тропинке, потому что в марте лёд уже подтаял. – Ир, давай обойдём!
- Не-а, смотри! – сказала я смело, ведь внутри у меня жила Зоя, а уж кто-кто, а Зоя ничего не боялась. Я могла драться с мальчишками, сорванец ещё тот, стану я бояться какой-то речки!
     Я вступила на лёд… он крепкий, всю зиму нарастал, поэтому я побежала на середину реки, а там развернулась и помахала Инке рукой.
 – Ну что же ты?
  - А вдруг провалишься! И утонешь! – со страхом говорила с берега Инка. В ней Зоя Космодемьянская не жила, поэтому она всего боялась.
- Да как тут утонуть-то можно, в этом месте река мелкая! – смеялась я и топнула ножкой. Летом тут мы переходили речку вброд, и вода в самом глубоком месте мне по горлышко. – Лёд крепкий, иди же!
- Мелкая-то мелкая, а если лёд не выдержит, утопнешь!
- Аха, утопну, приду к водяному – здорово, дружище! – хохотала я, разбегалась и каталась по льду. – А он мне: "Девица-красавица, давай меняться! Я тебе рыбку золотую, а ты песенку про меня споёшь!"
- Ну ты и выдумщица, Ирка! – улыбнулась бояка Инка. – Ты что, знаешь песенку про водяного?
- Ну если бы взаправду рыбку золотую, я бы что-нить сочинила!
- А он? Вдруг он песню послушает и тебя не отпустит? – включилась в игру моя подруга. - Скажет: "оставайся тут, а то мне скучно!" Провалишься, что тогда?
- Не баись, вон сколько людей по берегу ходит, авось кто-нить вытащит! Айда ко мне! – ответила Инке Зоя, и как давай наплясывать на льду. Из-за того, что Инка боялась, я даже особенно старалась пробить лёд, но он ни в какую! Я даже подумала, а вот если взаправду там Водяной сидит, как же он дышит, если лёд зимой вокруг… бедненький!
    Я всматривалась сквозь прозрачные льдинки, там, где они не припорошены снегом, но водяного так и не увидела. А зачем я ему без песенки?
    Тогда я начала бегать туда-сюда и приплясывать, напевая: «Водяной, Водяной! Не угонишься за мной!»
   По берегу шли взрослые, народу в этот мартовский день полным полно вокруг, как тут можно утонуть? И я бесстрашно вытанцовывала на катке посреди реки.
    Инка глядя на меня, покряхтела, осторожно приблизилась к ледяной кромке, потрогала ножкой… держит… и тоже вступила на лёд. Мне совсем стало весело.
   - Ну какая же ты бояка, Инка! Кто ж так по льду ходит! – я стала бегать, разгонюсь, и скольжу, прямо на новых валенках, куплены на вырост, ещё только одну зиму пробегала, как на лыжах. Ух! Вот это Зоя наяривает! И никакой Водяной не страшен!
    Инка осторожно, широко расставив руки, пошла по тропинке через лёд.
   - Вот видишь, какой он крепкий! И чего люди боятся! – подзадоривала я, и снова каталась, ух! Сейчас мы пойдём на Селиваново к Инке, а это на другом берегу реки, будем играть в детский сад, укладывать кукол спать, мне всё равно целый день надо чем-то заняться, пока мама на работе, а придёт она со смены поздно вечером… Ну не идти же в обход, как эти трусливые взрослые, что чего-то кричат с берега? Это какой же крюк – дойти до Селивановского моста, потом обратно переть сюда, и только потом к Инке домой заворачивать… нет, нам, Зоинькам, ничего не страшно!
   Инка осмелела, и, не сходя с тропинки, перешла, мелкими шажками на другой берег, вскарабкалась на него и зовёт:
- Ир… ну Ир! Пойдём! А то моя мама уже переживает, боится, что я задерживаюсь!
    «Вот ведь какие они все пугливые! – подумала я. – Инка боится, совсем трясётся от страха, мама её переживает, люди вокруг чего-то кричат, тоже напустили полные штаны, а я вот смелая, я - Зоя, захочу, и буду бегать по всей реке! И никто за меня не переживает! Моя мама знает, что со мной ничего не случится!»
    И мне не надо долго думать и повторять свою мысль – я начала беситься, веселиться по всей реке. В одном месте я даже почувствовала, как ледок подо мной стал дрожать, а мне нипочём – я уже поняла, что он везде крепкий, и выдержит меня!
- А ну уйди оттуда, провалишься! – гаркнул какой-то дядька с берега. – Смотри, Водяной утащит!
    Вот ещё! Стану я уходить! Я же ничегошеньки не боюсь! И не буду бояться! Я целыми днями одна, мама на работе, а я после школы бегаю по всему городу, даже в лес с мальчишками, главное, вовремя вернуться, чтобы от мамы не попало!
    Если есть захочу, я иду к Макаровым, говорю: «Тёть Рай, дай мне хлебушка!» - и тётя Рая, наша соседка, мне не только хлебушка даёт кусочек, да ещё песочком сахарным посыплет, или солью, как я пожелаю, я поем, попью воды, и обратно на улицу…
    Здорово я побегала по льду, и уже собралась за трусихой Инкой чесать, она-то в ужасе наблюдает мои художества, ласточки, прыжки, перекаты… да тут на мою беду я побежала по местечку, которое в стороне от тропинки. Лёд подо мной подрожал, но я думала, успею – и как ввалилась в ледяную воду!
    Оказывается, в этом месте была промоина, лёд слишком тонкий, и хотя я помню, тут мелко, но я уже по пояс в воде, и вырваться из этого плена не могу.
    - Ира! Ира! Держись! Помогите! – закричала Инка, а сама боится вернуться, трусиха! Бегает по берегу и зовёт на помощь.
     Люди, человек пять-шесть, что увидели, как я провалилась, остановились на тропинке, замахали руками.
    - Давай, вылезай! Под лёд уйдёшь! – догадливая ты, однако, тётенька, помощи от твоих мыслей никакой, только панику разводишь!
     - Ты осторожно ползи по льду! – это какой-то находчивый дядька, кричит с другого берега, а сам на лёд не идёт, ему страшно. У него на глазах ребёнок тонет, а они только советуют! Какие же они все трусы! Руки расставили, как пингвины, кликают, а никто не почешется меня спасать!
     И тут я испугалась. Нет, я не боялась ни ледяной воды, ни того, что никто из взрослых даже не пошевельнулся меня спасать. Я испугалась, что один валенок мой стал слетать с ноги… валенок немного велик и вот сейчас подозрительно зашевелился… вот-вот Водяной заберёт его себе! Как я буду ходить в одном валенке?
     Я так испугалась, что меня мама будет ругать за валенок! Я не барахталась, я наоборот замерла и что есть силы задрала носок, чтобы валенок не слетал… но он вот-вот слетит… и это будет не просто дома нагоняй! Я потеряю любимые валенки и меня не будут пускать гулять! Неужто я сама накаркала, и Водяной сейчас отберёт мою обувку! Ну и дура же я! Ну нет! Так не будет!
    Эта мысль так подзадорила меня… что я… вместо того, чтобы вылезать, ещё глубже опустилась в воду, и теперь уже не по пояс, а повисла подмышками на обломанном крае льда, и сама пытаюсь упереться в дно, оно ведь где-то рядом тут, и надеть валеночек на ногу. Ну где же дно? Я же помню, как тут мелко!!! Но мои ноги болтаются, и валенок уже почти слез!
   На берегу кто-то вскрикнул, зрелище не для слабонервных – ребёнок вместо того, чтобы карабкаться из полыньи, наоборот уходит под лёд… Инка побелела лицом… и несмотря на дикий страх… вернулась ко мне… ступая по льду… широко раскинув руки… шаг за шагом… он шла мне на выручку… единственная, кто не испугался шагнуть на лёд.
   - Да ты ляг, девочка, лёжа к ней ползи! – снова советуют взрослые, это уже Инке. Она послушно легла и поползла ко мне.
    А я нащупала дно ногой и чтобы надеть валенок, мне не хватает ещё чуть-чуть… и я почти занырнула под лёд. На берегу кто-то вскрикнул от ужаса. Того, что я утону, я не боялась… не такая Зоя! А вот потерять валеночек… это да… по мне пошёл испуг… Тело вдруг застыло, не слушалось, ноги сводило холодом, но я сумела топнуть по дну реки, надеть валенок… при этом почти нахлебавшись воды. Я стояла на дне, задрав голову вверх, чуть не захлёбываясь… какой же тут лютый холод! Меня обжигает ледяная вода, пронизывает насквозь, и почему-то подумалось, что стоит мне поскользнуться, и я точно уйду под льдину. Нет! Надо выбираться! Я прыгаю вверх, отталкиваясь от дна и снова вишу на подмышках.
    Инка ни жива и ни мертва пыхтит на пути ко мне, и почти доползла. Никто из взрослых, а уже собралась приличная толпа, даже не попытался взойти на лёд. Они махали руками, бегали, ругались, кого-то звали ещё, но сами на помощь не шли… потому что я для них была чужая… я не их ребёнок! Эта мысль меня уколола… и от обиды… я даже перестала чувствовать холод.
    Такое поведение окружающих людей явилось для меня страшным открытием этого дня – оказывается, люди смелые и добрые только на словах, а коснись кого беда, все пройдут мимо, отвернутся или в лучшем случае будут вот так орать Инке:
- Хватай её! Тяни! Не вставай, а то сама ухнешь!
    Вот и вся помощь взрослых… каждый из них дрожит за свою шкуру… и если что, никто не поможет. В этой жизни надеяться можно только на себя… Но Инка меня не бросала… хотя её лицо как мелом измазано... боится, наверное, что сама провалится!
   - Давай руку! – попросила она сквозь слёзы, трусиха плакала, ещё пуще боялась, но приползла к самому краю, чтобы протянуть мне свою руку. И я ухватилась за неё…
     Инка стала ёрзать, чтобы хоть как-то создать для меня опору… а я… загибая носки одеревеневших ног, чтобы не потерять валенки… тоже стала выбираться… Тонкая кромка льда обламывалась, и я никак не могла упереться покрепче… всё-таки нашла опору… сначала навалилась на лёд грудью… ой, валеночек опять сдвинулся… мамочки! Водяной, отстань!
   - Да ты её за шкирдяк хватай, кто ж так тащит! – разорялся один дядька, продолжая руководить с берега. И тут меня такое зло взяло! Стоит, взрослый двухметровый дылда, тут ребёнок погибает, а он только про шкирдяк покрикивает! Трусы! Какие же вы все трусы! И моя Зоя рванула, опираясь на руку Инки, и легла на лёд полностью… и только вода стекала с меня…
    Мы отползли от полыньи… Фу! Спасена! И даже валенки на месте… Но как же холодно… у меня то ли от запоздалого страха, то ли от холода… началась такая страшная дрожь по телу, даже зубы застучали… дыц-дыц-дыц…
    Моя спасительница потащила меня домой… мы трусили по дорожке, и вода хлюпала в моих валенках… уже не помню, как Инка привела, барабанила по двери, открыла её мама.
    - Ина, ну что ж так долго, дочка! – сначала накинулась мама на Инку, но когда увидела, что с меня ручьём вода, и как узнала, что я провалилась на реке… тут же набросилась на меня… ругала, а сама давай раздевать… приговаривая:
- Да что ж это за полоумные какие, в марте на лёд полезли! А если бы потопли? Всё путные люди обходят, а им надо проверить, как там Водяной, не задохнулся ли!
    Всё сырое мама Инки с меня сняла, растирала тело спиртом, потом одела в сухое… напоила горячим чаем с малиновым вареньем… закутала в пуховый платок… мне стало тепло и хорошо. Мои вещи развешаны около натопленной печки, и валенки тоже тут сохнут. Так что у водяного сегодня облом!
      После мы отправились укладывать спать Инкиных кукол, те совсем заждались.
    - Инка! А ты оказывается не такая трусиха! – заметила я своей подружке.
    - Ой, я трусиха ещё та… знаешь, как я испугалась… чуть не умерла там со страху! – призналась Инка.
     - Если бы ты была трусихой, ты бы не полезла за мной, - настаивала моя Зоя. – Уж я-то знаю, кто боится, а кто нет!
    - Да нет же, я боялась и до сих пор боюсь, как это мы обе туда не провалились!
    - Так что же ты полезла к полынье? – удивилась я внезапной смелости подруги.
    - Да вот со страху и полезла…
    - Со страху? Ничего себе страх! Ну ладно я, Зоя, а ты-то чего?
    - Аха… я как представила себе, что домой одна приду, а ты там подо льдом будешь с водяным на пару… и никто тебе не поможет… ужасно испугалась за тебя, - шмыгнула носом трусиха Инка, моя настоящая подруга. Вот и говори после этого, что она трусиха!
     Мы пригрелись на кроватке, разложили кукол, разговаривали с ними, воспитывали их, чтобы они нас не подводили и не ходили по тонкому льду… да и уснули обе от переживаний таких.
    Я спала и видела такой сон, как я провалилась под лёд, и как будто в реке на самом деле живёт Водяной… такой косматый дядька… он не злой, но за зиму очень устал, ему дышать нечем, кругом лёд. И вот он как увидел, что я тут болтаюсь в полынье, захотел со мной поиграть и вцепился в валенок. Я дёргаюсь, а он уже второй снимает… а я выбралась и босиком бежать… снег колется, а я плачу от обиды на Водяного, как же я потеряла два новых валенка… меня мама будет за них ругать! Ну зачем валенки Водяному, просто баловство, а мне гулять будет не в чем!
     Я проснулась, а сердце колотится, и сама тут же к печке – на месте ли валенки, а то мама заругает… Фух, на месте, уже подсохли! Значит, это только сон был, что я без валенок хожу… Вот так, Зоя, натерпелась ты страху во сне!
     А времени уже много, восемь вечера. Мама давно вернулась с работы, и вся обыскалась – меня нет нигде и никто меня не видел. Звонила в больницу, в милицию, везде всех соседей обежала, тётя Рая сказала, что даже перекусить хлебцем Иринка не приходила.
    - Ну Зоя! Отыщу, выпорю как сидорову козу! – пообещала себе мама, но это вряд ли… просто она вся на нервах.
     И тут она вспомнила, что я могла пойти на Селиваново к Инке в куклы играть. И когда на дворе уже темно, в дверь постучали.
     Слышу мамин голос: "Ира Суворова у вас?" Я выскочила из детской комнаты, а мама недовольно сверкнула на меня глазами:
- Иринка! Ну как же ты могла до ночи уйти! – выдохнула она, а когда узнала, что я провалилась под лёд… ей чуть плохо не стало.
    - Люся, может валерьяночки? – предложила Инкина мама. – Оставайся, чайку попьём!
    - Да нет… мы пойдём… я дома с тобой поговорю, - пообещала мне мама.
     Я оделась в просохшую одежду, валенки с печки тёплые, вот только они, как мне показалось, даже меньше стали после просушки… Я топала домой и ждала грозы. Всю дорогу мама молчала, шла впереди, а я виновато брела следом…
    Дома она не ругалась, не порола меня… а просто… удалилась на кухню… и тихо сидит там, даже света не включает.
    Я ждала чего угодно, но только не этого. Я немного послонялась по комнате… а потом на кухню… включила свет, вижу… у мамы глаза красные от слёз.
     - Мам! Ну мам! Ну перестань, видишь, Зоя даже валенки не потеряла…
      - Глупенькая ты моя Зоя… ну при чём тут валенки?! – вздохнула мама и прижала меня к себе.
- Чего же ты плачешь?
    - Я боюсь… я так боюсь потерять тебя, дочка! - ответила мама и ещё крепче меня обняла. И мне стало так стыдно… что я совсем о ней не думала… когда плясала с Водяным... когда играла в куклы... когда допоздна гостила у Инки и даже не смотрела на часы. И с этого дня… я стала тоже бояться… бояться… что мама будет плакать… из-за меня.


-----------------------------------------
иллюстрация - http://www.intex-press.by/get_img?NrImage=2&NrArticle=715


Рецензии
Читая Ваш рассказ, я даже забыл, что автор его - мужчина! Написано здорово! Интересно, но мысль о преодолении страха ради дела занимала и меня в рассказе "Трус". Поэтому читал внимательно. Спасибо!

Михасик 50   03.04.2010 12:28     Заявить о нарушении
спасибо Михасик)))

Олег Луганцев   05.04.2010 03:04   Заявить о нарушении