Почему я такой вредный

(отрывок)
...
Полюбил я ходить по разным развалинам, и чем древнее развалины, тем больше мне это дело нравится. Отец меня случайно к этому пристрастил. Я тогда совсем ещё пацаном был, курсантом мореходки.
Так вот.
Едем как-то с ним по средней полосе России, по Московской области.
Середина лета. Красота вокруг.
А в районе Белоомута правый берег Оки очень высокий и с него вид на окружающую природу открывается просто замечательный.
Ока, как голубая лента с причудливыми изгибами, речной пароходик по ней, пойма вся в зарослях ивы, а далее к горизонту сосновый бор. Если ещё и солнце пониже из-за туч выглядывает, то картина открывается вообще сказочная.
А где село, там обязательно церковь стоит. Заброшенная, конечно, полуразвалившаяся, с пустыми глазницами своих колоколен, без крестов, но всё равно красивая.
У нас на Востоке такого нет, что бы в каждом селе церковь. И не потому, что до комсы их не было, просто КАМЕННЫХ было мало. После 17-го, когда началась вся эта атеистическая вакханалия, деревянные просто сожгли или разобрали. Остались те только, что кирпичной кладки. К слову сказать, в Приморье их почти все сейчас восстановили, или восстанавливают.
И вот, проезжаем мы мимо какого-то села, а там, на пригорке в излучине старицы стоит церковь. В свете заходящего солнца она так величественно отражалась в воде, что отец остановился полюбоваться открывшимся видом.
Ни ветерка, старица как зеркало, а в ней водяные лилии – белые, желтые... Постояли, помолчали. Да! Умели в старину выбирать место под строительство!
Я предложил подъехать поближе, посмотреть на неё в упор. Но вблизи всё выглядело ужасно. Красножопые порезвились здесь на славу! Видно было что где-то пытались стену разобрать, что-то просто разрушено без всякой причины, а вообще она использовалась как какой-то склад. Внутри неё валялись кучами торфяные брикеты, горы каких-то удобрений, всюду грязь, мусор, зрелище кошмарное. Но несмотря ни на что церковь оставалась красивой!
Выстроенная в стиле позднего русского барокко, - и это в селе!!! – она как укор, молчаливо стояла посреди всего этого коммунистического варварства. Стены из точёного кирпича, на фронтонах резные колонны из белого известняка, по периметру разные фальш-эркеры, украшенные резным камнем … Можно было только догадываться как величаво она парила над поймой реки в юные свои годы. Как радовала малиновым звоном своих колоколов и местных крестьян и проплывающих по реке купцов. Но сейчас она умирала. Тихо и медленно умирала, отдавая себя по кусочкам на растерзание людям и времени. И хоть дни её практически были сочтены, - навряд ли кто-то захочет восстанавливать приход здесь, в некогда богатой, а сегодня полузабытой деревеньке, - умирала она гордо, не сдаваясь.
Как завороженные мы с отцом стояли под её сводами и молча рассматривали еле заметные остатки росписей.
И вот тут отец подошёл к одной из колонн, приложил руку, погладил и сказал
- Посмотри, какая работа! Штукатурка! Прошло уже лет двести, наверное, а она ровненькая и гладенькая как биллиардный стол!
Кстати, он глазной хирург, а не строитель.
Я тоже прикоснулся и меня словно прострелило. Как-будто чьи-то пальцы в ответ дотронулись до моей ладони. Я просто ошалел! Ну не мистика же! Постоял немного. Ещё раз прикоснулся к теплой пыльной стене. Да нет, всё нормально, вроде бы. Но какое-то не понятное, чувство овладело мной, неосознанное чувство сопричастности с историей и горечь стыда за меня сегодняшнего. Я воочию представил себе, как строилась эта красавица. Как все эти лапотные мужики и бабы, какие-то десятники, - наверное кто-то из образованных тоже был, - все они независимо от званий и должностей вложили кусочек себя, своей души, в эту церковь и им, давно ушедшим от нас, очень обидно что их потомки так варварски, по скотски, поступили с их детищем.
После этого я на старинные развалины всегда смотрю по-особому, с чувством уважения к тем, кто когда-то упирался на стройках, создавая может быть и не шедевры, а просто делал своё дело.
Вот, к примеру у нас в Приморье, в самом южном районе, Хасанском, при царе был организован лесхоз. Нужно было построить управу для этого лесхоза. Приехали мужики, на край земли русской. Здесь людей и сейчас то живёт не много, а тогда и вовсе было два человека на квадратный километр. Приехали, из дикого камня заложили фундамент, на него поставили сруб из лиственницы, и этот дом стоит ДО СИХ ПОР! А почему, да потому что на совесть строили. Ни кто их не пугал ни чем, не стращал, просто некому было, да и не зачем!
При совке уже несколько раз его перепланировали внутри, то детский дом, то швейный цех, то ещё чего-то, а он всё стоит и стоит! Сейчас там гостиница организована. У меня заказик не большой был в том районе. Так я специально, просто интереса ради, фундамент на горизонталь и вертикаль ЛАЗЕРНЫМ уровнем пробил - в НОЛЬ!!!
А ведь прошло уже больше ста лет.
Во как строили мужики!


Рецензии