Лимпопо!
«Своей Нагорной проповедью Спаситель научил людей, как надлежит жить праведно, указал на путь жизни, ведущий ко спасению и вечному блаженству. Изложил морально-нравственные и философско–религиозные основы Своего учения…
Учение Спасителя, Иисуса Христа, произвело сильное впечатление на людей. И когда Он окончил излагать Нагорную проповедь, множество народа пошло за ним. “Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа” (Матф.8:1). Этот подлинный факт, связанный с завершением изложения Нагорной проповеди, символически говорит об огромном интересе людей к словам Иисуса Христа, о признании правоты этих слов и о распространении Его учения среди народов всего мира». [2]
Очень правильная статья. Но – для страховки – заглянем в первоисточник. Что на этот счет пишет Матфей? Вроде бы, всё так и есть. В Синодальном переводе, правда, поначалу аудитория Иисуса именуется нейтрально: «народ». [3] А если посмотреть в оригинал, получается, что народу там было видимо-невидимо: «толпы» («охлис»). Так что, прав автор процитированной нами статьи: проповедь, и впрямь, вызвала горячий отклик среди широких масс трудящихся. Прав и в том, что
когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. [4]
А то, ведь, знаете, как бывает: послушали лекцию – в одно ухо влетело, в другое вылетело. Пошли в буфет, пивка взяли, о футболе поговорили да и разошлись по домам. А тут….
«РАЗДАЧА СЛОНОВ» [5]
А тут у нас (в который раз!) возникает дурацкий вопрос. Неужто речь Иисуса произвела на слушателей такое впечатление, что все внезапно возжелали, чтобы их изгоняли за правду, поносили, гнали и всячески злословили за Него? [6] Неужто во всех появилась готовность глаза себе повырывать да руки поотрубать, коли, не дай Бог, соблазнятся? [7] Как бы не так! Просто, прошел слух, что после проповеди состоится «рекламная акция»: лечить будут! Бесплатно! И тут же – вдруг! – выяснилось, что
==========================
1. См. Мф 5-7.
2. Газета «Благовест». http://blagovest.al.lg.ua/9807/13.html
3. Мф 5:1. Так же и в конце проповеди, см. Мф 7:28.
4. Мф 8:1.
5. © О. Бендер.
6. Мф 5:10-11.
7. Мф 5:29-30.
===========================
«И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит». [1]
А тут – такой фарт выпал: здоровье можно поправить. Задаром!
«НЕТ НИЧЕГО НОВОГО ПОД СОЛНЦЕМ...» [2]
В каждом обществе есть прослойка, отрицать наличие которой не может ни одно государство. Даже такое, где каждое напечатанное или произносимое публично слово контролируется и проходит несколько уровней цензуры. [3] В заглавной песенке популярного советского телесериала про представителей этой «профессии» говорилось, как про какое-то недоразумение:
«если кто-то где-то вдруг у нас порой честно жить не хочет…». [4]
В число этих «кто-то где-то вдруг» входили и так называемые «расхитители социалистической собственности». От простых советских граждан их отличало, в частности, обладание крупными суммами свободных наличных денежных средств. В их среде и родилась поговорка: «Было бы здоровье. Остальное всё купим!». А может, как раз, наоборот, не В НЕЙ, а ВНЕ ЕЕ – от зависти. Как бы то ни было, до того она понравилась народу, что повторять ее стали все подряд. Даже те, у кого на опохмел не всегда хватало. И это объяснимо, поскольку словами этими коротко и ясно выражано представление среднестатистического советского человека о счастье. И не только советского. И не только в ту эпоху. Думаете, по части психологии население Израиля две тысячи лет чем-то отличалось от «совков»? Таки нет!
БАРУХ АШЕМ!
Единственное, что увлекло «толпы народа» за Христом – это искренняя и неустанная забота каждого организма, из которых эти толпы состояли, о собственном, горячо любимом, драгоценном, единственном и неповторимом, самом дорогом на свете МЯСЕ. Уж очень хотелось избавиться от грыжи, радикулита, геморроя и прочих болячек. «А остальное – купим. А не купим – так проживем». И – что?
Исцелил Иисус одного, другого (к чести сотника – тот не поддался общему настроению и не за себя, а за слугу ходатайствовал). Потом – тещу Петрову. Потом – целое отделение местной психбольницы. Все довольны.
====================================
1. К. Чуковский. «Айболит».
2. Еккл 1:9
3. Как острили тогдашние КВНщики, «сначала завизируем, потом импровизируем».
4. т/ф «Следствие ведут знатоки».
====================================
«Вот и вылечил он их,
Барух ашем!
Вот и вылечил больных.
Барух ашем!
И пошли они смеяться,
Барух ашем!
И плясать и баловаться,
Барух ашем!» [1]
«Хэппи-энд»?
«ОБЛОМ»
Тут-то Иисус, надо полагать, и призадумался. Неужто за тем Он на гору восходил и речь «толкал»? Нет, конечно. Да и те, что слушали, а потом за Ним с горы «ломанулись», как нам думается, прекрасно понимали, что Иисус их не за здоровый образ жизни агитировал. Но, скажите на милость, хоть кто-то из всей этой оравы, прослушав речь всемирно-исторического значения, подошел к Иисусу со словами: «Вообще-то, у меня гепатит, гипертония, диабет и энурез, но это всё фигня. Ты лучше ОТ ГРЕХА МОЕГО ОЧИСТИ МЕНЯ, поганца, СЕРДЦЕ ЧИСТОЕ СОТВОРИ ВО МНЕ И ДУХ ПРАВЫЙ ОБНОВИ ВНУТРИ МЕНЯ!»? [2] Кто-нибудь воскликнул в сердцах:
«Эх, жизнь моя, жестянка! А ну ее в болото!
Живу я, как поганка, а мне летать охота!», [3]
плюнул на бизнес, членство в престижном гольф-клубе и последовал за Учителем? Хоть один поинтересовался, как – чисто практически – обрести кротость? [4] Взалкал и возжаждал правды? [5]
Ага! Щас!
Между прочим, про «толпы» мы ведь не зря уточнили. «Охлис» – это ж множественное число от «охлос» – знакомое словечко, не правда ли? Чему удивляться-то?
«... ПОЙДУ ИСКАТЬ ПО СВЕТУ...» [6]
Но это для НАС С ВАМИ неудивительно. А Иисус-то, как нам думается, на другое рассчитывал! Попробуйте представить себе Его эмоциональное состояние, когда Он увидел реакцию «толп народа» на величайшую, как мы теперь понимаем, проповедь в истории человечества и осознал, что толку от нее – ноль! [7] Ни за что не поверим, что Он возрадовался. Даже не имея документа об окончании высшего учебного заведения по специальности «психология», осмелимся, тем не менее, предположить, что результатом Нагорной проповеди Он был весьма огорчен.
=============================
1. К. Чуковский. «Айболит». В окончательном варианте, подписанном к печати, вместо «Барух ашем!» все кричат («ни к селу, ни к городу») «Лимпопо!». Полагаем, Главлит поработал.
2. Пс 50.
3. © Водяной из м/ф «Летучий корабль».
4. Мф 5:5.
5. Мф 5:6.
6. © А. Чацкий.
7. Интересно, однако: изучал ли этот вопрос кто из экзегетов и библеистов? Нам что-то такие исследования не попадались. Наверное, потому, что «дурацкие» вопросы позволительно задавать нам, дилетантам. А профи – ни-ни!
==============================
Нам скажут, что – «по определению!» – не мог Сын Божий так легко поддаться эмоциям. Согласимся: по БОЖЕСТВЕННОЙ природе – не мог. Но не будем забывать, что и ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ природой Он обладал ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ. И это в корне меняет дело. К тому же, служение Его только начиналось, что, на наш взгляд, тоже немаловажно. Анализом эволюции сознания Иисуса мы, даст Бог, займемся в другой раз, а пока, не вдаваясь в детали, скажем просто: мнение, будто Он взирал на происходящее со снисходительным состраданием Будды к недотепам, не слыхавшим про «четыре благородные истины», полагаем ошибочным. И если бы кто Ему в тот момент сказал: «Не грусти! Вот, через тыщу лет крестоносцы придут, они им подоходчивей разобъяснят!», вряд ли это подняло Ему настроение.
Каковы же дальнейшие действия Иисуса – по версии Матфея? «Вон из Москвы… пардон, Капернаума! Сюда я больше не ездок... Карету Мне, карету! Или: лодку! Да-да! Лучше – лодку. Лодку Мне! Лодку!». [1] Нет, мы, конечно, не хотим сказать, что в доме горшки на полках подпрыгивали. Не тот характер. Но мысль о том, что проповедь Его оказалась для народа пустым сотрясением воздуха, наверняка, Иисусу покоя не давала. «Ну, народ! Говори, не говори – как об стенку горох! «Совки» будущие. Ладно! ТАМ, за «бугром», всё иначе. Менталитет другой. Свобода совести. А может, даже равенство и братство… Свиней, вон, нечистыми не считают! ТАМ скорей поймут».
Скажете, не может быть? Отнюдь. Смотрите, что Матфей что пишет:
Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону… [2]
«Другую сторону» – чего? Моря Галилейского. Куда? В страну Гергесинскую, «где так вольно дышит человек» [3] и не менее вольно – свиньи. Позволим себе немного нарушить хронологию: посмотрим, что ждало Иисуса за морем.
«ОБЛОМ – 2», ИЛИ «ПЕРСОНА НОН ГРАТА»
Эх! Говорят, «там хорошо, где нас нет». Но, как показали дальнейшие события, «там» оказалось еще хуже.
В рассматриваемый нами период времени экономическая ситуация в стране Гергесинской складывалась далеко не лучшим образом. Из-за неуплаты налогов и бесконтрольного вывоза капитала за рубеж бюджет трещал по всем швам. Урезали всё, без чего можно обойтись: пенсии, расходы на народное образование, культуру, прекратили финансирование гуманитарных исследований, прикрыли перспективные научно-технические разработки и прочую «муру» – всё равно, никак не удается свести концы с концами. Пришлось «пощупать за вымя» [4] даже «священную корову», силовые структуры: решили сэкономить на пограничниках. Благо, десанта потенциального противника с моря можно было не опасаться. Неприкосновенность западных границ государства обеспечивали внештатники. Всего два человека. Зато какие! Каждый из них стоил роты – если не батальона! – спецназа. Ибо, по свидетельству евангелиста, были они
весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. [5]
=================================
1. © См. А Грибоедов. «Горе от ума».
2. Мф 8:18.
3. © И. Дунаевский / В. Лебедев-Кумач.
4. © О. Бендер
5. Мф 8:28.
=================================
Медленно, конечно, «со скрипом», но ситуация стала помаленьку выправляться. Проправительственные СМИ уже вовсю трубили о том, что пик кризиса позади уже, как вдруг – таки на ж тебе вот!
Вдруг на тех самых западных границах разразился скандал. Из-за моря – без визы, без агремана,– прибыл, понимаешь, Иисус «со товарищи» и в одночасье разрушил, понимаешь, систему обороны государства. Взял, да и никого из начальства не спросив, понимаешь, вылечил бесноватых! А тех, благодаря кому они, понимаешь, прежде были «весьма свирепыми», «переселил» в стадо, понимаешь, свиней. А те (свиньи? бесы?) взяли, да и, понимаешь, совершили коллективное самоубийство. Родину, понимаешь, защищать стало некому. И тогда
весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел из пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился [обратно] и прибыл в Свой город. [1]
Говоря языком современной дипломатии, Его объявили «персоной нон града» и вежливо, но настойчиво предложили покинуть пределы страны Гергесинской. В 24 часа. Считай, повезло. Могло быть хуже.
НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА [2]
Да, могло быть ГОРАЗДО хуже. Но – обошлось. Да и, как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Нельзя не признать, что «обломы» только пошли Ему на пользу. Ведь раньше народ только «дивился учению Его», [3] и этим всё заканчивалось. Никаких практических шагов! Да, народу ходило за Ним много. Но – с какой целью? С одной-единственной. «Приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных… из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана», [4] поскольку видели в Нем великого целителя. И только. А в мировоззренческие споры и не вступали. Но по возвращении в Капернаум Ему пришлось столкнуться с закаленными в мудреных богословских спорах идеологическими противниками. И речь пошла уже не о ТЕЛАХ, но о ДУШАХ человеческих. И здесь мы видим уже совсем другого Иисуса: уверенного в Себе, смелого и решительного. Нападками и обвинениями в нарушении закона Его не смутишь, а ответами на каверзные вопросы книжников и фарисеев Он загоняет интриганов в тупик. Но это – впереди, а пока…
«ИТОГО!» [5]
Он поднял очи поверх голов собравшегося охлоса, окинул напоследок взором пейзаж, ставший за последнее время таким близким и родным, и решительным шагом направился к причалу.
И когда вошел он в лодку, за Ним последовали ученики Его. [6]
=================================
1. Мф 8:34 -9:1
2. Русская народная поговорка.
3. Мф 7:28.
4. Мф 4:24.
5. © Васильивыныч.
6. Мф 8:18, 23.
=================================
Вопрос, однако: СКОЛЬКО за Ним последовало учеников? Ответить на него будет легче, если мы вернемся к событиям, имевшим место непосредственно перед тем, как Иисус с учениками отчалили из Капернаума. Подтверждением выдвинутого нами выше тезиса о том, что Иисус находился в психологически неуравновешенном состоянии, свидетельствуют два драматических диалога, состоявшихся, когда карета… пардон, лодка уже была подана.
Первый:
Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». И говорит ему Иисус: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». [1]
Ай-яй-яй! Вот мы и оплошали! Оказывается, слухи о нулевой реакции на пламенную речь Иисуса были, как говорится, несколько преувеличены. [2] Вот он, положительный отклик, налицо! Что ж, согласимся – отчасти. На пафосное обобщение («хоть кто-то?», «хоть кто-нибудь?», «хоть один?») – вопреки истине – мы пошли сознательно, дабы привлечь внимание читателя к драматизму ситуации. В риторике такое допустимо – если не искажать сути событий. А мы, вроде, ее (суть, то бишь) не очень исказили. Да, действительно, нашелся-таки человек, который адекватно отреагировал на Нагорную проповедь. Подчеркиваем: ОДИН – из скольких ТЫСЯЧ? Но и его, единственного, «сбрасывать со счетов» нельзя ни в коем случае. Тем более, что появляется он в момент, когда Иисус УЖЕ принял решение уехать, а не раньше – до того, как желающие избавиться от бородавок и триппера «достали» Иисуса. Если вдуматься, факт этот говорит о многом. В том числе, и о том, про что мы начали говорить: о Его эмоциональном состоянии.
О! Сколько довелось нам читать умилительных проповедей и поучений, напоминающих пастве о том, что, в отличие от птичек да лисичек (и тех же пасомых), у Иисуса и угла-то собственного не было! Даже цитировать не будем. Кому интересно, сам без труда найдет. Мы же хотим обратить внимание на свидетельства евангелиста. Причем, не другого, как это водится у профессионалов, а того же самого, Матфея. Достаточно вернуться на несколько страничек назад.
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском. [3]
По-се-лил-ся. Иными словами, купил или арендовал какой-нибудь домишко. Да если и не дом, а комнату или, в самом деле, на худой конец, угол снимал, – не важно. Как можно говорить, что Ему голову приклонить негде было? Плюс к тому, как мы помним, в Капернауме же был дом и у Петра. А уж там-то Ему всегда были рады! Во всяком случае, переночевать пустили бы. Жена? Теща? Пустяки! В тесноте, да не в обиде! В конце концов, даже если домовладелец и выгнал бы Его – либо за неуплату аренды, либо по идеологическим соображениям – без крыши над головой Он не остался бы.
Но… Иисус говорит о Себе, как о «бомже». Из чего мы можем сделать сразу два вывода:
Первый: решение эмигрировать было твердым, и возвращаться – по крайней мере, в обозримом будущем – «на историческую родину» Иисус не планировал. Во всяком случае, не рвался. И как мы убедились, Его возвращение из-за «бугра»… пардон, моря, было вынужденным. Оскорбление от человеков на какое-то время затмило цель Его миссии.
=========================
1. Мф 8:19-20.
2. Плагиат, однако! И не столь остроумно, как у Марка Твена.
3. Мф 4:12-13
=========================
И второй: Иисус был настолько поглощен Своими мыслями, что не мог сконцентрироваться и пропустил мимо ушей слова книжника, ЕДИНСТВЕННОГО (!) из нескольких тысяч слушателей Нагорной проповеди, кто изъявил готовность последовать за Ним, КУДА БЫ ТОТ НИ ПОШЕЛ (!). Из последних слов очевидно, что перспектива бесприютных скитаний его (претендента на звание ученика) нисколько не смущала. Но Иисусу не до него. Какие еще ученики? Зачем? Чему Он может научить, если у Самого не получается? Короче, «Sorry, we are closed». Мда… И тут же, во мгновение ока, полное безразличие к привлечению новых учеников сменяется непонятным упрямством, с которым Он удерживает тех, что уже есть. Смотрите: подходит к Нему другой ученик и говорит:
Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. [1]
Причина – самая, что ни на есть, уважительная. Да и сама фраза – с подтекстом: «Я ж, дескать, не насовсем. Вы пока езжайте, а я вас потом догоню». А что он слышит в ответ?
Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. [2]
Не ласково, мягко говоря. Похоже ли это на Того, кто буквально пару часов назад учил терпению, кротости, милосердию? Не очень. Но – минуточку…
Зададимся вопросом, однако: у кого из учеников Иисуса случилось в семье такое горе? У Петра с Андреем? Про их отца из Писания нам известно только имя. Других сведений – ноль. Главой семьи был Петр, поэтому логично предположить, что ко времени призвания отец братьев уже переселился в мир иной. У Иакова с Иоанном? Зеведей? Но, насколько нам известно, тот, в отличие от тещи Петровой, не хворал. Напротив, возглавлял рыболовецкую артель, а значит, мужичком был крепким и, дай Бог ему здоровья, мог «протянуть» еще годков двадцать, тридцать. А то и больше. Не похоже. Какие еще варианты? А нету! Учеников-то к тому времени всего четыре было! Вот и выходит, что другим учеником был один из братьев Зеведеевых. А – что? Перспектива стать «ловцом человеков» [3] тает на глазах. Чего ждать-то? Но приличия соблюсти необходимо. Поэтому придумывается предлог. Да-а… не зря наблюдательный Марк против их имен в списке Двенадцати пометочку сделал, что Иисус прозвал их «Сынами громовыми»! [4] Сначала подумать, потом сказать – это они не привыкли (что не раз оборачивалось для них конфузом). «Позволь, мол, отца похоронить. И как только, так сразу, к Тебе!» Ага! А папаша, между прочим, на данный момент здоров, полон сил и помирать не собирается. И что же, в таком случае, означает «сразу»? Да не что иное, как «КАК-НИБУДЬ, потом». Чаще всего – кто ж этого не знает? – «когда рак на горе свистнет». И в этом свете «скорбная» просьба приобретает совсем иной смысл, нежели кажется на первый взгляд. И, соответственно, «немилосердный», «жестокий» ответ Иисуса вовсе не говорит о Его нечуткости и пренебрежении к традиции отдачи последнего долга перед усопшим. В нынешнем состоянии (и даже, скорее, благодаря ему) Иисус сразу догадался, что другой ученик просто ищет предлог, чтобы потихонечку «слинять». Нет уж, дружок! «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», "назвался груздем – полезай в кузов». [5] То бишь, в лодку.
В аккурат, когда я писал строки про книжника, изъявившего желание стать учеником Иисуса, одна моя виртуальная собеседница меня поправила. Дескать, про то, что книжник получил «от ворот поворот», Матфей ничего не пишет. Может, как раз, наоборот, он-таки пошел за Иисусом, а может, и был впоследствии даже избран в число Двенадцати!
И снова мы вынуждены согласиться. Не исключено, что так оно, на самом деле, и было. А мы-то уж такую картинку красивую нарисовали! Но у нас – вон, сколько слов на это ушло, а у Матфея – лаконично, выразительно и достоверно:
Один хочет присоединиться – его Иисус не принимает.
Другой хочет "слинять" – его Иисус не отпускает.
Прям, по Чехову: «краткость – сестра таланта». Мы так не умеем.
Но, в любом случае, даже если с книжником мы и ошиблись, принципиально это ничего не меняет: после Нагорной проповеди учеников у Иисуса особо не прибавилось. Нам думается, как было четыре, так и осталось. Но если нашей виртуальной собеседнице уж ОЧЕНЬ хочется, пусть – пять. [1] Как бы то ни было, до многократного прироста учеников, как и «огромного интереса людей к словам Иисуса Христа», как пишет о том автор процитированной нами в начале статьи, было еще ой, как далеко! Как от нас до Лимпопо. А то и дальше.
========================
1. Но мы-таки склонны считать, что если этот книжник и стал учеником Иисуса, то не сейчас, а позже. Во всяком случае, после того, как Иисус ПРИЗВАЛ еще одного (см. «Пятый ученик»).
Свидетельство о публикации №210040300897
Спасибо.
Молчун 23.05.2010 13:35 Заявить о нарушении
Владимир Строганов 27.05.2010 22:42 Заявить о нарушении