Как вести переговоры с издательствами
Потому что всякое бывает. Случаются обломы, да еще какие…
Не так давно одна знакомая, начинающий автор, рассказала, что в начале прошлого года заключила договор с одним издательством. Все было чудесно. Ее рукопись встретили в издательстве с восторгом и сразу включили для нее зеленый свет. Ей обещали продвижение и даже стали делать шаги в этом направлении. Организовали ей пару интервью, анонсировали ее книгу в прессе и пр.
Да и сама она, радуясь будущему успеху (все-таки, первое издание!) радостно рассказывала всем друзьям и знакомым, что у нее вот-вот выйдет книга, предвкушала успех и пр. Она ходила в эйфории и приятном ожидании, хорошо знакомом всем авторам: «Назавтра он проснулся знаменитым…».
До выхода книги оставалась всего два месяца. И вдруг – жестокий облом! Книга уже находилась в типографии, ждала там своей очереди. Но издательство сняло ее с плана и отозвало из типографии. Кризис, понимаете ли…
Можете себе представить, что пережила моя знакомая…
Поэтому я и говорю: надо «заигрывать» сразу с несколькими издательствами. Вести себя так, как опытная кокетка держится с разными кавалерами: она кружит всем им головы, обещает близость, но в то же время водит их за нос и не дает окончательного ответа. И лишь если кто-то из них пообещает жениться и докажет твердость своих намерений, ну тогда…
Она дает отставку остальным кавалерам только после марша Мендельсона.
Не сочтите этот пример слишком легкомысленным. Я привела его для того, чтобы ярко и наглядно показать, что надо держать все нити переговорного процесса в своих руках и не расслабляться.
Я прекрасно знаю, что издательства не любят такую тактику, и даже порой задают вопросы: «А вы не предлагали вашу рукопись кому-либо еще?». Глупый вопрос, я считаю. Издатели должны сами понимать, что автор заботится о своих интересах и это вполне естественно. Поэтому на такой вопрос лучше наивно ответить: «Что, вы, конечно, нет!».
Издательства могут счесть такую тактику вероломной. Ах, какие умные! Они полагают, что автор — в общем-то, не имеет особых прав, и его можно обламывать (как, например, мою знакомую). Они не допускают мысли, что автор тоже может предпринять меры, позволяющие ему чувствовать себя относительно защищенным.
Издательства полагают, что они управляют ситуацией, а вот авторам этого права почему-то не дано…
Но, дорогие мои, вспомним, что права не дают, права берут. Ведь книги — это наш бизнес. Поэтому мы должны вести себя с деловыми партнерами по-умному, защищая, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, свои интересы. А партнер (издательство) о своих интересах сам позаботится, уж будьте уверены.
Итак, старайтесь вести переговоры с несколькими издательствами одновременно. При этом ведите себя умно, тактично, аккуратно и осторожно. Не будьте слишком доверчивыми, готовьте для себя запасные аэродромы. «Это бизнес, детка, ничего личного!». Это наш писательский труд, и мы должны сами думать о себе.
Конечно, если у вас есть литературный агент, тогда другое дело — тогда он будет «перегрызать глотку», стараясь защитить ваши интересы и добиться для вас лучших условий. Но, как показывает практика, пока у нас институт агентства не развит, поэтому — «быстро, быстро, сама, сама» :)
Безусловно, в чем-то я сгустила краски. Но я сделала это лишь для наглядности. Поверьте, я не жесткая и не циничная. У меня за плечами — 27 книг, поэтому за этот опыт заплачено синяками и ушибами…
И еще. Не стоит раньше времени «звонить» о будущей книге. Я, например, говорю о ней только тогда, когда она уже вышла в свет. Народная мудрость давно сказала по этому поводу: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь», «Нельзя делить шкуру неубитого медведя», «Тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить», «Если хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах» и пр.
Вынашивание и рождение должно происходить втайне от посторонних глаз. В том числе и рождение книги… А вот когда новорожденная уже появилась на свет, тогда можно ее гордо демонстрировать!
Желаю всем договоров с хорошими условиями!
***
МОЙ САЙТ: http://inna-kriksunova.ru Много интересных статей!
Свидетельство о публикации №210040401168
Татьяна Бабина Берестова 14.03.2020 22:28 Заявить о нарушении
Но эта миниатюра была написана 10 лет назад. С тех пор ситуация изменилась. Издательства сократили выпуск продукции современных авторов. Многие издательства переключились на выпуск учебников и прочей обучающей литературы. Из художки предпочитают издавать классиков (это проверенный продукт, на полках не залежится). Времена, когда они охотно принимали в работу достойные авторские творения, прошли. Сейчас главную роль играют требования рынка.
Инна Криксунова 15.03.2020 08:38 Заявить о нарушении
Татьяна Бабина Берестова 15.03.2020 19:15 Заявить о нарушении