Мистика Пуговиц. Особа Крупных Размеров

    
  Анализ произведения в эстетике символизма


Пытка рецензии
   
     на рассказ " Пуговицы"
       http://www.proza.ru/2010/03/06/1506



                И странно то, что главный участник в этом деле есть мошенник
                цирюльник на Вознесенской улице...  и еще третьего дня стащил
                он в одной лавочке бортище пуговиц.
                Н.В.Гоголь "Нос"




               

                Предупреждение третье, но не последнее:
                трактовка рассказа  настолько парадоксальна, что слабонервных прошу не
                продолжать чтение.





       Вступление


    О чем повествует рассказ Ани Аничкиной "Пуговицы"? О добре и зле, милосердии и сострадании,бескорыстии и любви к жизни. Поскольку человечеству твердят об этом несколько тысячелетий и читатель может свободно выбрать произведение любого жанра от Нагорной проповеди до стихотворения Маяковского" Что такое хорошо и что такое плохо?", то надо признать, что перед автором стояла сложная задача - не скатиться в омут стереотипных представлений, шаблонных приемов, банальных назиданий. Справилась ли  с этой задачей Аня? Мне кажется, что нет. И это тем более обидно, что разговор о добре и зле, их присутствии в мире особенно важен сейчас, когда хитрое, цепкое и вездесущее зло использует любую возможность, чтобы подчинить себе человека, поработить его душу.
   Наш "железный век" с его глянцевыми ценностями творит облик нового синтетического мира, в котором нет места старости, болезням, горю, страданию и сомнениям. Его идолы - вечная молодость, красота, успешность и уверенность в себе. Доброту удачно заменяют комфорт, бытовые удобства и спокойное существование,а милосердие гарантируется правами человека. Зло умело рядится в белые одежды и прячет свой хищный оскал за гламурной голливудской улыбкой.
  Автор предпочитает обращаться к привычным типажам . И вот на страницах рассказа один за другим появляются добрая бабушка, жестокая сварливая тетка, пьяницы, алкоголики,  мамочка, до седин опекающая своего сыночка; умственно неполноценная, но добрая девочка и так далее.
  Все эти персонажи , уже давно набившие оскомину, привычно укладываются в соответствующие матрицы памяти, не требуя от читателя никакой работы ума и сердца.
  Все они призваны лишь иллюстрировать незамысловатую идею рассказа, поэтому типажи никак не могут перерасти в полноценные художественные образы, как иллюстрации( в рассказе они черно-белые)не могут перейти из двумерного в объемный мир, ибо иллюстрация  не может преодолеть своей плоскостной природы.
   Автор идет  не от жизни к идее, а от идеи к изображению жизни, и в этом заключается основная ошибка. Из этого проистекают и все остальные: картонность персонажей, жанровая
невнятица, сюжетная бестолковость, двусмысленность символики, несоответствие деталей рассказа жизненной правде.
   Художественность рассказа приносится в жертву удивительно новой идее - добро побеждает зло, впрочем, грамматическая неопределенность данной фразы делает однозначный вывод весьма спорным. Что касается художественности, то жертвовать художественностью безнаказанно - нельзя.



    Главная героиня


  Лейтмотив почти всех рецензий - Лялька - проводник добра, посланец Бога, она совершает чудеса и исцеляет больных, она святая.
  Думается, что только исключительная религиозная безграмотность позволяет нам утверждать подобные вещи. Не всякий идиот - князь Мышкин, и не всякая сельская дурочка -  Блаженная. Блаженные и Христа ради юродивые - это люди, которые добровольно обрекли себя на нищенское существование ( среди них были выходцы из зажиточных и даже богатых семей) и несли тяжелый подвиг КАЖУЩЕГОСЯ слабоумия и ненормальности, будучи наделены Богом не только умом, но и даром духовной мудрости и прозорливости.Дар,вопреки семантике слова, никогда не даровался просто так, он заслуживался постоянной духовной работой, самоотречением и самопожертвованием. Ляльке нечем жертвовать и не от чего отрекаться: у нее нет никаких привязанностей или интересов. О духовной работе и говорить не приходится.
   От кого же она получила дар и с какой целью?
  Если не от Господа, то остается только одно предположение - от лукавого, искушающего людей в стремлении сделать их исполнителями своей воли и ЗАПОЛУЧИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ДУШ В СВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ.
 Лялька - идеальный исполнитель, она не понимает, что творит , не запоминает людей ,за которыми ухаживает, - их судьба Ляльке безразлична, они для нее лишь пуговицы, собранные в чертовой шкатулке.
  Само имя Лялька, означающее  ребенок, несет в себе тайну человека не от мира сего, евангельские реминисценции в свою очередь придают образу героини  в глазах читателя сакральные черты.Но, согласно православной традиции, ребенок является безгрешным лищь до семи лет, позже он в состоянии осознать, что такое грех, и должен перед причастием исповедоваться.Следовательно, Ляльку нельзя считать абсолютно безгрешной только на том основании, что в её образе звучит детская топика.Это план явный.
  Тайный же план связан с фамилией героини -Ковальская. Коваль -это кузнец.В мировой мифологии кузнец предстает обитателем подземного мира и связан с преисподней и нечистой силой. Кузница обычно помещалась в маргинальном месте - на окраине деревни либо за ее пределами, а сам кузнец, вызывающий страх и почтение,обладал магической силой и умением исцелять. Вот одно из подтверждений связи Ляльки с нечистой силой, причем связи родовой, ибо фамилия уводит нас в глубину родословной.
" Лялька любила говорить по телефону. Глядя в зеркало , она говорила :"Лялька Ковальская слушает". Зеркало - магический предмет, с помощью которого устанавливают связь с потусторонним миром, а автор подчеркивает, что Лялька любила ,разговаривая по телефону, смотреть в зеркало.



  О пуговицах ( взято из энциклопедии)


     Пуговица - обычная деталь одежды. В прошлом пуговица была одним из важных магических амулетов, призванных защищать человека от разлитого в мире зла.
  Первоначально пуговицы скрепляли одежду только у воротника, наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане, ведь самыми беззащитными  и уязвимыми по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела. В связи с этим пуговицы украшали заговоренными узорами, а внутрь помещали дробину или камешки, чтобы отпугивать от владельцев одежды злых духов. Поэтому и возникло название -пуговица, это совпадение связано с тем, что охранительная и отпугивающая функция пуговицы у славян долго оставалась ведущей, а оторванная пуговица считалась знаком возможной беды.

  Следовательно, Лялька, отрывая пуговицы, оставляла людей беззащитными перед злыми духами - оказывается, любовь Ляльки к собиранию пуговиц вовсе не была такой уж безобидной и прямо связана с высказанным мной предположением о связи Ляльки с потусторонними силами.


   1 эпизод. Старушка.


   Марья Васильевна - беззубое,  бесплотное существо, постоянно находящееся в полусне-полуобмороке и уже пребывающее практически между небом и землей. Сравните с портретом этой же старушки , но уже исцеленной: она сидит за столом в шерстяном платье с пышным жабо( в том самом платье, которое, улучив момент, услужливо выплыло навстречу Ляльке, чтобы та смогла взять свой трофей, недаром же Лялька задрожала от вожделения, увидев пуговицы, в такие моменты она становилась сама не своя, становилась одержимой) и тычет наманикюренным пальцем в какую-то фотографию. Элегантная, с модной прической, с дорогой золотой брошью вместо пропавшей пуговицы...Разительность перемены заставляет вспомнить о ведьме из "Вия", которая стремительно меняла обличья и становилась то жуткой старухой, то ослепительной красавицей. Перемена подчеркнута и на уровне языковой парадигмы :сначала перед нами слабая старушка, по мере выздоровления она превращается в старуху и остается таковой до конца эпизода.
Сотворила ли Лялька добро, исцелив старушку? Смею предположить, что нет. Лялька добывает души для дьявола, и старушка спокойно обменивает свою бессмертную душу на некоторый срок присутствия в этом мире. Знала ли она о сделке? Скорее всего, да. "Старуха подошла к шкафу и с улыбкой произнесла:"Сосредоточьтесь, милочка!" Узнаете фразу тетки? Лялька должна была сосредоточиться и оторвать нужную пуговицу, которая явилась бы своеобразным залогом сделки.
  Обратите внимание на целый ряд деталей, которые как будто  специально подбирает автор : пахитоски(курение традиционно связывалось с дьяволом), упоминание о Мише Булгакове( без комментариев -и так все понятно), Арцыбашев, автор романа "Санин" , который считался исключительно безнравственным и даже запрещался по причине смакования картин преступлений и сексуальной распущенности, причем прикрывался этот роман рассказом "Бежин луг", в котором опять-таки речь идет о нечистой силе, пуговица- душа, прячущаяся от Ляльки( она понимает больше хозяйки и стремится избежать уготованной ей участи) - буквально каждая мелочь вопиет о причастности к этому выздоровлению дьявольских сил.
   Шерстяное платье с золотой брошью  и жабо символизирует полную  зависимость его хозяйки от потусторонних сил ( интересна игра слов жабо -жаба: жаба- посредница ведьмы в колдовстве, жабо сыграло роль жабы-сообщницы, выдав пуговицу).


     Предупреждение второе:

    У моей рецензии нет четкого построения. Мысли скачут свободно, если какая- нибудь из них не вовремя заявляется в гости, я  все равно душевно привечаю драгоценную шалунью,
поэтому не ищите в этой работе логической безупречности и строгой последовательности изложения.


      Лялька и шкатулка.

  Первая фраза "Ляльке в наследство от бабушки досталась шкатулка, доверху наполненная пуговицами" никак не связана с последующим предложением. Она  как бы отрывается от текста, парит над ним вместе со шкатулкой, вернее, с ее мистической субстанцией, ибо сама шкатулка находится в нижнем мире - у Ляльки под кроватью, что в свою очередь опять проявляет инфернальную сущность этого ларца.

  Итак, шкатулка - это символ. Если мы обратимся к большой литературе, то обнаружим, что шкатулка во всех ее разновидностях(ларец, сундучок, укладка, ящичек) появляется довольно часто на страницах классических произведений. Народные сказки, Крылов, Одоевский, Грибоедов, Пушкин, Гоголь ( шкатулка Чичикова, на мой взгляд, это кульминация образа), Достоевский, Маяковский, Мандельштам, Булгаков...Иностранные писатели  тоже отметились - от античных авторов до Павича.

   Каково значение этого символа в различных текстах? Шкатулка - это жизнь, смерть, характер и жизненный путь героя, рок, судьба, город, книга, гроб, сокровищница, царство и, наконец, целая Вселенная.
 
    Каково значение символа в данном рассказе? Скорее всего,если рассуждать логически,
это человеческая жизнь, а пуговицы - встреченные на жизненном пути люди.
   Они, действительно, описаны мастерски, очень ярко и , честно говоря, выглядят гораздо более живыми, чем тенденциозные персонажи рассказа.

      Лялька охотится на них с одержимостью маньяка и каждый раз , заполучив очередную пуговицу, испытывает весьма приятные ощущения, почти наслаждение:

  У Ляльки ЗАКРУЖИЛАСЬ ГОЛОВА. Воровато оглядываясь, Лялька попыталась открутить одну из пуговиц...

   Опустив руку в карман, она еще раз с УДОВОЛЬСТВИЕМ ощутила ПРИЯТНЫЙ холод металлического  кругляшка и ЗАСМЕЯЛАСЬ...

  У Ляльки ПРИЯТНО закололо в кончиках пальцев, по спине разлилось тепло, немного ЗАКРУЖИЛАСЬ ГОЛОВА".

  Узнав об ужасной смерти матери, Лялька не испытывает никаких чувств, она в первую очередь лихорадочно  бросается к шкатулке, чтобы убедиться, что ни одна пуговица не пропала:" Лялька, распластавшись на полу, выковыривала из-под кушетки бабушкину шкатулку. Прижав её к груди, Лялька забилась в угол за шкафом и молча наблюдала..."
   
    Лялька относится к пуговицам, как к "боевым трофеям"; "словно полководец", расставляет и передвигает их, совершая  ей одной ведомый ритуал, при этом она не помнит ни лиц, ни имен стариков - полководцы и мойры не интересуются лицами и именами. Приговоры не оглашаются, судебное дело судьбы вершится тихо и беспристрастно.

    Когда Сергей вываливает пуговицы из ящичка на пол, Лялька испытывает настоящее потрясение, после которого долго не может оправиться. Кстати, Сергей и не собирался поначалу делать ничего плохого Ляльке: он приехал с коробкой конфет и долго уговаривал Ляльку отдать пуговицу добровольно. Почему же Лялька так упорно сопротивлялась?
  Какая сила стояла за ней, мешая вернуть не принадлежащую ей пуговицу Сергею?

    А пуговицы после этого  бунтуют , стремясь обрести свободу:" Но ночью, когда её мучила бессонница, слышала, как в шкафу под слоем старого тряпья бьются с глухим стуком о стенки шкатулки пуговицы." Чтобы не слышать эти стоны, Лялька закрывает уши подушкой.



     Эпизод второй. Сказка о металлической пуговице.

   

  Ляльку приглашают ухаживать за пожилой женщиной - Франей Моисеевной, которая перенесла тяжелую операцию. Ей ампутировали ногу, и передвигаться Франя Моисеевна может теперь только в инвалидном кресле. Собственно говоря, в этом эпизоде Лялька выступает не столько в роли сиделки, сколько компаньонки. Чудес в медицинской области  она не совершает, просто дает Фране Моисеевне возможность не чувствовать себя одинокой и тем возвращает ее в круговорот жизни.

    С появлением Франи Моисеевны в рассказе зазвучали театрально -сказочные мотивы.
Основу эпизода составляет монолог старухи, в котором высокопарные фразы( Я страдаю, отчего же Бог не видит, как я страдаю) сопровождаются патетическими  и выразительными взглядами в потолок, долженствующий обозначать мир горний, а ответ Ляльки абсолютно предсказуем и по этой причине вовсе не обязателен.
   В сказочном плане Франя Моисеевна  напоминает старушку, которая умела колдовать, из сказки "Снежная королева".
   Старушка очень хотела, чтобы миленькая Герда осталась жить у нее. Франя Моисеевна тоже мечтает о маленькой девочке: сначала эту роль играет Лялька, потом  эстафета переходит к чирикающей Зине, а затем мы узнаем и о её ребенке.
    Старушка расчесывает волосы Герды золотым гребнем, и девочка забывает о прошлом.
    Франя Моисеевна читает Ляльке классиков , и та впадает в дремоту, легкое забытье.
    Герда пробыла у колдуньи все лето, так же как и Лялька у Франи Моисеевны.
    О других сказочных реминисценциях упоминать не буду.

  Но вот что интересно в этом эпизоде: почему Лялька берет пуговицу не у Франи Моисеевны, а у беременной Зины, которую она видит в первый раз?

   Потому что две души - это лучше, чем одна.



   
     Эпизод третий.    Дело ветерана ВОВ и балеруна из кадребалета.


     Здесь мы временно переходим к эстетике реализма. Для разнообразия
     и  большей методологической неточности.

   
   В этом эпизоде нам предлагают посочувствовать ветерану Великой Отечественной войны, который участвовал в боях за Ленинград и Будапешт, женился на женщине с ребенком, поднимал на ноги пасынка, а теперь столкнулся с людской черствостью, жестокостью и неблагодарностью. Ему в тексте противопоставлен пасынок Сергей - спекулянт, безбожник, желающий упечь приемного отца в дом для престарелых. Правда, автор говорит о том, что речь идет о вполне комфортабельном доме для ветеранов ВОВ, но мы, возмущенные до глубины души равнодушием и предательством Сергея, этого уже не слышим. Не обращаем внимания и на другие мелочи, которые , в общем-то, должны были бы заставить нас задуматься  и засомневаться, а правильно ли наше восприятие героев, не находимся ли мы в плену привычных стереотипов?

    Да, Иван Трофимович женился на женщине с ребенком, но сделал это он не из каких - то благородных побуждений, а по вполне определенной причине, по той самой , по которой немолодые уже мужчины, потрепанные жизнью, женятся на молоденьких девушках: красива она была очень, как фарфоровая статуэтка. Нельзя сказать, чтобы к жене Трофимыч относился с уважением и понимал ее."Лизка нагуляла пузо", - так грубо отзывается он о своей спутнице жизни.Пасынка, вопреки желанию ребенка, мечтает отправить в военное училище( не с тайной ли целью избавиться от его присутствия в доме), презрительно относится к работе Сергея(его бы ко мне в турбинный цех), не понимая, как тяжела профессия танцовщика, каких физических и моральных затрат она требует. Пасынка называет гаденышем и ,конечно же , не может обойтись без сакраментальной фразы :"Я его,гаденыша, как своего растил."

  Пить, судя по тексту, Иван Трофимович начал задолго до описываемых событий( это, видимо, и было причиной того, что Сергей решил сдать отца в дом для престарелых).
  В ответ Трофимыч стал еще и мочиться мимо унитаза и творить всякие прочие гадости. Месть, признайте, изощренная, несколько , правда, литературная: разруха в головах,- а главное, она как нельзя лучше может поспособствовать взаимопониманию окончательно потерявших общий язык родственников.

    Не буду лишний раз долго объяснять, как важна речевая характеристика персонажей.
  Дед - выходец из деревни , наверное, поэтому речь его пестрит словами,характерными для человека деревенского, не очень-то образованного ( для пущего колориту, надо думать): милка, выйми, шутю, пошуруди, сыми. Слово "антиквариат ",как слишком мудреное, он произносит по слогам, но справляется успешно, без ошибок; и настолько удачно переиначивает слово "кордебалет",что трудно понять , происходит это от незнания или дед так иронизирует.
 
    Автор в погоне за внешним эффектом совершенно забывает: а дедок-то далеко не фольклорный персонаж, он дослужился до майора, давно живет в городе, да и в своем турбинном цеху скорее всего не на последних ролях. Поэтому утирание рукавом байковой рубашки кажется излишне нарочитым.

  Сергей перед отъездом строго-настрого наказывает Ляльке следить, чтобы дед не пил(?).
  Непонятно, как умственно отсталая девушка может это сделать: пьяницы исключительно изобретательны, когда надо принять на грудь.
  Но Лялька легко справляется с поставленной задачей , в два счета излечивает ветерана от тяжелого заболевания. Это ли не чудо? Чистейшей воды чудо!
   Почему Лялька не вылечила подобным образом родную мать, пившую горькую, остается загадкой.

    Теперь опять о мистическом.
   
   Трофимыч недаром сравнивает Ляльку с жившей в его деревне ВЕДЬМОЙ, которая могла и коня на скаку остановить, и корову сглазить, если надо.
   Самое интересное в мистическом плане в этом эпизоде связано непосредственно с пуговицей.
  Рецензенты нашли, на мой взгляд, очень красивое толкование этого символа:ценности истинные -душа человека, нравственное богатство- противопоставляются ценностям ложным - материальным. Но символ на то и символ, что дает возможность многочисленных трактовок.

   Можно предложить, например, такую. Какие камешки были в пуговице? Скорее всего, это алмазы или бриллианты. Напомню, что бриллиант - это граненый и шлифованный алмаз. Именно в алмазы и бриллианты удобнее всего было вкладывать деньги в советские времена, так как недвижимость вся принадлежала государству, деньги - капитал ненадежный, а бриллиант всегда в цене, да и хранить его удобно - предмет маленький , много места не займет.
  Каковы символическое значение алмаза и его мистическая сущность? Алмаз выполнял роль оберега(вспомним камешки, которые наши предки помещали в пуговицу). Считалось, что алмаз предохраняет от колдовства и злых духов. Далее еще интереснее. Если кто-то хочет околдовать владельца алмазов, то все горе и неудачи перенесутся на него самого. Трофимыч невольно, так как пуговица принадлежала ему, оказался под защитой алмазов, а Лялька, покусившись на пуговицу, сиречь душу Трофимыча, навлекла на себя беду: она больна, подавлена, уничтожена до такой степени, что соседка Маня боится, как бы Лялька на тот свет не отправилась. Удар был так силен, что Лялька прекращает ухаживать за больными и собирать пуговицы. Трофимыч - единственный подопечный Ляльки, чья судьба становится ей известной: несмотря на случайный срыв , он все же не избегает своей участи : души самоубийц принадлежат дьяволу.

    Финал

   Лялька соглашается ухаживать за теткой, которая некогда выгнала её из дома.
   Милосердие выше справедливости?
   Или всё-таки торжествует справедливость , и тетка получит по заслугам?

    Благими намерениями...


   
     Предупреждение первое, оно же последнее

  То, что я пишу, - это не столько рецензия, написанная в строго заданных параметрах, сколько свободное размышление  о том, какую роль играет слово в художественном произведении. Я глубоко убеждена в том, что не бытие, а именно слово определяет сознание.
Мы наивно думаем, что слово - наше орудие, на самом же деле это мы все - орудие слова, которое беспощадно обнажает наши ошибки.


   Послесловие
  Данная рецензия условна в той же степени, в какой условно любое художественное произведение в общем и рецензируемый рассказ в частности.


   Я приношу глубокую благодарность Зое Чепрасовой и Беспощадному Критику, которые поддерживали меня морально и давали ценные советы.


Рецензии
Добрый день, Особа Крупных Размеров.
Вы извините, что не высказался по горячим следам, горячие следы частенько совпадают с горячими денёчками, с чем-то очень непростым внутри себя и тому подобное. Поэтому высказываюсь сейчас, то есть не вовремя. Очень мне это привычно - не вовремя и не к месту. Да ещё и совсем не о том. Вот и сейчас попробую совсем не о том. И не тогда.
Ваша рецензия поразила меня тем, что заявив принадлежность дара Ляльки и множества связующих событий, слов и символов к миру тёмных сил, Вы оказались совершенно вблизи и моего понимания написанного рассказа. Да, мне и в голову не пришло, что можно так воспринять описываемые события. Причем уверен, что Вы написали своё таким образом не в пику всем другим мнениям, а совершенно искренно. Я бы даже сказал, что полёт Вашей фантазии свободен. Причём, слово фантазия употребил совсем не в смысле чего-то нереально придуманного, но как способность Вашу, оттолкнувшись от земных или космических явлений, проникнуть за пределы обыденного. Или пытаться это делать по мере сил человеческих сегодняшних, что на мой взгляд очень вовремя, ибо ходим мы по земле, глаз от подножия своего не отрывая, да и там плохо видим.
Вот пишите Вы, что слова произносимые, имеют над нами власть, хотя и кажется, что вертеть их можем, как нравится нам. Знаете Вы, что пишите, потому что чувствуется осторожность в выборе каждого Вашего слова - выискиваете Вы их из сонма носящихся вокруг, и пытающихся навязать Вам себя, но селекцию их выбираете интуитивно, значит чаще всего без ошибок. Совсем меня не смущает повторение Вами названий темноты. Это для нас мир чёрно-белый. Для всего остального мир един в многообразии явлений. И Непознанное не принимается априори за Зло или Добро.

Тут где-то в комментариях и полемике вызывается сожаление, что по существу единомышленники, выступившие со своими рецензиями-отзывами по поводу рассказа "Пуговицы", вступили в конфликты и борьбу. Вот уж чего не вижу, того не вижу. Соперничество за право быть первым среди - это есть. А всё остальное - это попытки что-то понять и принять. А от чего-то отказаться. Это обыкновенная очередная попытка для себя понять, что если ты крадёшь, то и у тебя крадут. Если хочешь убить - жди удара из-за угла. Если увёл жену друга, ненадолго это случилось. Если море возвращается в свои берега - это не происки дьявола, а явление природы.
И если Лялька что-то сделала, до чего не дошли наши руки, значит что-то ей подсказывает именно так. И непознанное, с которым обращаться очень осторожно надо бы, откроется когда поумнеем, и перестанем одно и то же называть разными взаимоисключающими словами. Един мир. Научиться бы нам понимать его получше. Да и себя заодно.

А что до кривляющегося майора (не видали таких ни разу?) или камушков в платке под матрасом, или горсти любых амулетов (хорошо это или плохо - поди разберись!) - не знаю. Вы увидели по своему. Я - по другому. Что из того?

Написаны "Пуговицы" словами, которые скомандовали автору вынести их на бумагу, а нам велели думать.

Сергей Эсте   11.04.2010 11:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.