Хирурги тоже люди глава тринадцатая

    ГЛАВА  ТРИНАДЦАТАЯ
На обед снова принесли миску котлет с гречкой.
Василий буквально вырвал тарелку из рук диет-сестры. Нагнулся и глубоко вдохнул.
- Ах, как мяском пахнет! – блаженно сказал он и запихнул в рот котлету целиком.
Рамсул с удивлением посмотрел на коллегу.
- У нас что, повара нового взяли?
Он взял одну котлету  и с опаской откусил маленький кусочек.
-  Фу, гадость какая! Как ты это ешь?
-  И не гадость вовсе, - с трудом жуя, сказал Василий.- Парни, не возражаете, если я последнюю тоже съем?
Коллеги дружно покачали головами. Обычно никто из хирургов не прикасался к столовской пище. Максимум, что могли съесть – это молочную кашу на завтрак или бутерброд с сыром. Все котлеты доставались собакам, которые забредали на территорию больницы.   
- Что это с Василием?- Спросил Саша у Рамсула.- Сам же всегда говорил, что лучше умереть голодной смертью, чем эти башмаки есть.
- Не знаю,  - пожал плечами Рамсул. – Надо все выяснить. Держу пари, без тещи опять не обошлось.
- Чудо как хороши котлетки! – Сказал Василий, вылизывая тарелку.
- Рамсул Гамзатович, срочно в операционную, - позвала хирургическая сестра.
- Иду. Жди меня – ничего не выясняй, - проинструктировал он Сашу. – Я ненадолго. У мужчины обычный аппендицит.
Саша кивнул головой в знак согласия.

- Что ж за день-то сегодня такой тяжелый, - вернувшись из операционной,  вздохнул Рамсул.- Устал, как собака. Прямо с ног валюсь.
- A ты что так долго? Два часа аппендицит оперировал. Что, атипичное расположение?
- Если бы. Взял мужика – типичный аппендицит. Разрезаю – а у него разлитой перитонит. Оказалось, в стенке кишечника рыбная кость застряла. И давно, видимо, там сидела. Такое нагноение! А я еще дурака свалял - позвал Женьку в ассистенты. Кто-то же ему все аппендициты в течение месяца обещал, - Рамсул с укоризной посмотрел на Василия.
- Да, не повезло, - посочувствовал Саша. – Надо было Женьку отправить, да кого-нибудь другого в ассистенты позвать.
- Коней на переправе не меняют. Справились. Ничего, пусть парень привыкает к нестандартным ситуациям.
- Сегодня вообще напряг, как никогда, - пожаловался Сашка и тоскливо посмотрел на часы.
Было восемь вечера. Прошла только половина дежурства, а за помощью в хирургию уже обратилось сорок человек. Двадцать госпитализированы. Койки почти все заняты. А наплыв обычно после девяти только начинается.
- Что ж они все валят и валят, - присоединился Иван.- Даже перекусить сегодня не успел.
- Я тоже без обеда, - добавил Саша.
- И я весь день не жрамши, - поддержал коллег Рамсул. – Это у нас Василий сегодня за всех наелся.
Он пристально посмотрел на Степановича, но тот пропустил подколку мимо ушей.
Сашка выглянул во двор.
- Вроде пока «скорых» нет. Давайте перекусим.
Саша и Рамсул с надеждой посмотрели на Василия. Того обычно теща снаряжала на дежурства. Накладывала столько всего съестного, что можно было накормить все отделение.
- Накрывай поляну, - обратился к Васе Рамсул. – Уже желудок к спине прилип.
Вася замешкался и вытащил из холодильника полиэтиленовый пакет. Выложил содержимое на тарелку. 
- Вот, угощайтесь.
Парни с подозрением оглядели яства. Обычно Зоя Матвеевна щедро накладывала кули котлет, пирогов с различными начинками. Сейчас же на блюде красовалось несколько одиноких рыжих ежиков.
- Это что? – Поинтересовался Рамсул, ткнул котлетку вилкой и положил кусочек в рот.
- Гадость какая, - отплевываясь, сказал он.- Еще хуже наших, столовских. Теперь понятно, почему ты, Вась с таким аппетитом нашенские уплетал. Что случилось с Зоей Матвеевной?  Куда пропало ее кулинарное мастерство? Или ты сам это готовил? Что это вообще такое?
- Что, что, - уныло протянул Василий. – Котлеты морковные. Вот что.
- Какие котлеты? – Переспросил Рамсул. – Кто ж абсурд такой придумал? Из моркови котлеты делать?
- Абсурд не абсурд, а я теперь только этим и питаюсь, - тяжко вздохнув, ответил Василий.- То морковными, то капустными котлетами теща пичкает.
- Как ты ноги-то носишь? – Поинтересовался Рамсул. – С чего это она вдруг тебя на такую жесткую диету посадила?
- Опять плоды просвещения пожинаю. Теща посмотрела программу о йогах и увлеклась этим учением. Посадила на вегетарианскую диету. Мясо уже две недели не дает. Хоть сегодня душу отвел. Зоя Матвеевна говорит, что организм от мяса зашлаковывается. Я ей говорю, что если бы у меня организм был зашлакован, то из заднего места уже чугун бы лился. А она новый довод приводит. Мол, негуманно живых существ кушать. А мужика, значит, впроголодь держать, гуманно.
- Ты скажи ей, что объедать животных негуманно, - посоветовал Саша.
- Ага. Скажу это, так после и без капусты с морковью оставит. Буду целыми днями водичку дистиллированную через трубочку цедить.
- А я и смотрю – что-то ты в последнее время похудел, - сказал Рамсул. – Надо же, как овощные диеты на организм хорошо действуют. Может, и мне попробовать?
- Если бы только это. Она же еще упражнения различные делать заставляет. Приду с дежурства уставший – еле ноги волочу. А теща тут как тут. Встречает у порога  со спортивным костюмом. Переодевайся, говорит, Василий. Сейчас комплекс упражнений выполнять будем.
- Чем ты недоволен? Сейчас в столице все этим повально увлечены, - вступился за тещу Рамсул. – Говорят, от занятий йогой внутренняя гармония наступает. А названия асан какие поэтические – поза дерева, поза воина, поза крокодила.
- Во-во, крокодила, - поддержал Василий. – Это моей теще особенно удается. Ей даже в позу вставать не надо. По жизни – крокодил вылитый.
Коллеги дружно расхохотались.
В ординаторскую зашел Геннадий. Как обычно, воцарилась гробовая тишина.
- Вы все развлекаетесь, а я один за четверых пашу. Идите в приемник, там больных подвезли.
- Ладно, я пойду, сказал Саша.
В приемном покое на кушетке в полуобморочном состоянии  лежала пожилая бледная женщина.
- Что вас беспокоит?- Участливо поинтересовался Саша.
- Ой, сынок, совсем плохо мне. Слабость такая – с кровати встать не могу. Голова кружится, одышка замучила.
Саша взял тоненькую ручку женщины и измерил пульс. Выраженная тахикардия – сто десять ударов в минуту. Давление пониженное – девяносто на сорок. По всей видимости, у женщины внутренне кровотечение.
- Анализы взяли? – Обратился он к медсестре.
Та кивнула.
- Как будут готовы, срочно покажете мне.
- Кровавая рвота, стул с кровью были? – Обратился он к старушке.
- Ой, были, внучек, были.
Саша осторожно ощупал живот. Если, как он предполагает, у женщины желудочное кровотечение, то резкие движения рук могут сорвать тромб с сосуда и возникнут серьезные последствия. Стенки желудка были сильно растянутыми и уплотненными, как будто чем-то набитыми. По всей видимости, кровь уже успела свернуться и образовала много сгустков.
- Александр Васильевич, результаты анализов.
Медсестра подала ему лабораторный бланк.
Количество эритроцитов снижено почти втрое, гемоглобин маленький. Вне всякого сомнения, у женщины желудочное кровотечение.
Бабушка подняла на Александра безжизненные глаза.
- Что со мной, сынок? Плохи мои дела, да?
- Не переживайте, со всем справимся, - приободрил женщину врач. – Бывает и хуже.
- Меня что, резать будут?
- Оперировать пока нет смысла, - успокоил Саша. – У вас желудочное кровотечение. Довольно обильная кровопотеря.  Полечим пока вас консервативно. Сейчас отправим вас на фиброскопию. Возможно, удастся остановить кровотечение. Потом сделаем переливание крови. Если ухудшения не будет, то обойдемся без операции. А если снова откроется кровотечение, то все-таки придется оперировать. Я, думаю, все обойдется.
- Спасибо, сынок.
Бабуля погрузила морщинистую руку в карман фланелевого застиранного халата и вынула оттуда носовой платок, завязанный узелком.
- Возьми, сынок. Купишь себе что-нибудь. Правда, здесь мало. Но это все, что у меня есть.
- Да вы что? – Саша отодвинул руку женщины.- Я просто выполняю свою работу.
- Но вам же мало платят. У меня соседка недавно лежала у вас. Ей пупочную грыжу оперировали. Так она десять тысяч отдала.
- Кто ее оперировал? – Саша уже знал ответ.
- Кажется, Геннадий. Отчество забыла, - бабушка покачала головой. – Старая стала, с памятью плохо. А соседка тогда обручальное кольцо продала – денег не было. Но здоровье-то важнее, чем память.
Саша сжал кулаки. С каким удовольствием он размазал бы Генку по стенке. Позорит только их профессию. А перед людьми-то как стыдно!
В приемный покой зашел мужчина лет сорока.
- Александр Васильевич, - обратилась медсестра. – Следующий пациент.
- Одну минуту.
- Мы сейчас положим вас на койку, - обратился он к женщине. – Вы отдыхайте, не переживайте. Я как только освобожусь, подойду.
Женщина взяла Сашину руку и поцеловала.
- Дай Бог тебе здоровья, сынок.
Сашка всегда пытался сохранять хладнокровие, и не давать волю эмоциям. Но от искреннего проявления чувств пожилой женщины едва смог сдержать слезу. Постарался взять себя в руки и подошел к следующей кушетке, на которой возлежал полный мужчина с искаженным от боли лицом.
- Где болит? – Поинтересовался Саша.
- Везде, - мужчина провел по правой стороне живота.
- А конкретней?
- Куда уж конкретней?
- Какой характер боли?
- У боли что, еще характер бывает? Тогда такой же, как у моей женушки – невыносимый.
Мужчина начинал действовать Саше на нервы.
- Рвота была?
- Была.
- Что ели на ужин? Может, что-то необычное?
- То же, что и всегда. Вначале салатик «Оливье», потом картошечку мятую – пюре, кажется, называется. С котлеткой по-киевски. Холодца небольшой кусочек с рюмашкой горилочки. Вру – две рюмашки пропустил. Жена вышла с кухни, а я еще стопочку налил. Грех случаем не воспользоваться. Потом кулебяки пару-тройку кусочков. Счет, знаете ли, не виду. Чайку с трубочкой с вареной сгущеночкой. Через часок еще рюмашку коньячка жахнул.
- Довольно, - прервал Саша. – Вы уже достаточно для желчной колики наели.
- А не надо завидовать! Я хорошо зарабатываю – могу себе позволить.
- Кто ж вам завидует? Это вы на больничной койке сейчас окажетесь, а не я.
- Попрошу не хамить! Мал еще меня жизни учить.
В приемник спустился Геннадий. Он с интересом наблюдал за разговором Саши с тучным мужчиной. Гена сразу заметил, что пациент настроен враждебно по отношению к врачам. Есть такая категория больных, которые вечно всем недовольны и считают себя хозяевами жизни, а их вторым сортом. Как всегда, нарвался Сашка. Форменный неудачник. Надо этим воспользоваться.
Саша пропустил реплику мужчины мимо ушей.
- Мы вас пока положим с предварительным диагнозом острого холецистита.- Саша посмотрел на часы. – Сейчас уже УЗИ поздно делать – специалист ушла. Завтра проведем обследование и точно определимся с диагнозом.
- То есть вы хотите сказать, что я должен здесь остаться? – Мужчина с недовольной физиономией огляделся по сторонам и отколупнул кусочек зеленой краски с обшарпанной стены.
От Саши не ускользнуло брезгливое выражение, написанное на лице мужчины.
- Что значит, должен? Мне непонятна формулировка вопроса. Никто никому ничего не должен. Хотите – пишите расписку, идите домой.
- Какую расписку? Зачем?
- Разумеется, не долговую. Напишите, что отказываетесь от предложенной госпитализации и всю ответственность за последствия берете на себя.
- За какие такие последствия? Это ты, значит, руки марать не хочешь? Гонишь прочь больного человека? Точный диагноз поставить не можешь и всю ответственность на меня перекладываешь?
Сашка тяжело вздохнул и попытался успокоиться.
- Остаетесь или нет?- Резко спросил он мужчину.
Мужчина сообразил, что перегнул палку.
- Остаюсь.
- Сейчас сестра поставит вам капельницу, а завтра решим, что делать.
В приемный покой вошла грузная женщина с зареванными глазами. Прямо свиноферма на выгуле!
- Захарчик, родненький мой, что с тобой?
Мужчина прижал руки к животу и застонал.
- Плохо, совсем плохо. Вон, у него спроси, - он кивнул на Сашу.
- Пока ничего страшного не нахожу. Скорее всего, острый холецистит. Завтра после всех обследований скажу точнее.
Женщина расстегнула сумку и пошарила в ней рукой. Достала конверт и протянула Саше.
- Возьмите, доктор. Сделайте для него все возможное.
Захарчик с прытью лани вскочил с кушетки и мигом оказался возле супруги. Он перехватил ее руку и с силой потянул конверт на себя.
- Ты что, с ума сошла? Это за что еще его благодарить?
- Он же помогает тебе, - пролепетала свинообразная супруга.
- Он за это деньги получает! – Гневно закричал Захар. Лицо налилось кровью.
У женщины от страха разом задрожали все три подбородка.
- У них зарплаты маленькие. Нам таких денег даже на один поход в магазин не хватит, - лепетала она.
- Сколько работает, столько и получает, - парировал супруг. – Я спину гну, деньги для вас зарабатываю, а вы их на ветер пускаете, базарите ими.  Я понимаю, дочурке на аукционе жвачку купить, которую сама Бритни Спирс пожевала или трусы Джастина Тимберлейка. На это никаких средств не жалко. А этим-то за что платить?
Все присутствующие с открытыми ртами наблюдали за спектаклем.
- Ваш супруг абсолютно прав, - решил прервать базар Саша. – Я за свою работу зарплату получаю. Мне хватает. А для вашего мужа итак сделаю все возможное. Даже постараюсь сделать невозможное.
Женщина с благодарностью посмотрела на Сашу. Доктор только сейчас заметил, какие грустные глаза были у супруги толстосума. Видимо, действительно, не в деньгах счастье.
У Саши зазвонил мобильник.
- Александр Васильевич, мыться и в операционную, - сухо отдала распоряжение старшая медсестра и повесила трубку.
Александр заметил Гену.
- Ген, займись Захаром Петровичем. Оформи госпитализацию. Мне в операционную, - спокойно сказал он и направился к лестнице.
- Это ж надо – человека резать пошел, и так спокойно об этом говорит, - обратился Захар к Геннадию.
- Да, он у нас такой – ничего человеческого в нем не осталось, - поддакнул Гена. – А как он с вами разговаривал! Я стал невольным свидетелем вашей стычки. Мне стыдно за своего коллегу. Позорит профессию хирурга.
Геннадий сразу понял, что можно будет использовать ситуацию с Захаром против Сашки. Только еще не решил, как именно. Время покажет.
- Как я рад, что он ушел, и теперь мной занимаетесь Вы, - Захар взял Геннадия под руку.
- Я с вами временно. Вашим лечащим врачом как раз будет Александр Васильевич.
- А, может, все-таки вы?- С надеждой спросил Захар.
Генка сразу понял, что мужчина прижимистый, скандальный. С него шиш, что обломится. А без мзды и работать неинтересно.
- Я бы с удовольствием, - слукавил он. – Но по несчастливому стечению обстоятельств я в этом месяце в дежурантах. Палаты не веду. Но я к вам, знаете ли, сразу симпатией проникся. Вижу, что вы – свой человек. Поэтому, если что, обращайтесь. Возникнут проблемы – обязательно помогу. Договорились?
Захар кивнул и пожал Геннадию руку.


Рецензии