Иван-царевич и Николай Угодник. Сказка

Однажды я встал с трона, снял свой расшитый золотом и драгоценными камнями камзол, скинул дорогие сапоги, достал из сундука стоптанные лапти да рубаху поскромней — решил пойти странствовать по белу свету, искать свою царевну. Наскучили мне балы, их роскошь и фальшь. Суета. Мечтаю найти настоящую царевну. Она ждет меня, царевича, я знаю.
Она чиста, проста, непременно прекрасна душой. Её не интересуют новомодные румяна да наряды. Она тяжело вздыхает в высоком терему, ждёт-печалится. Разум, скромность и целомудрие — украшения её. На скольких балах я втайне мечтал повстречать её… Но, видно, шумные балы ей не по вкусу… Явлюсь ей в бедном одеянии. Пускай распознает во мне царевича…

Я встал ни свет ни заря, взял каравай да острый меч, сел на верного коня и поскакал, словно ветер. Где искать тебя, долгожданная? Сердце встречи ждёт. Отправился в соседнее царство. Оказывается, многие девы сего царства мечтают встретить непременно царевича с дворцами, с каретами, статного, прекрасного лицом. Но ведь царевич может быть и беден, от этого он не перестаёт быть царевичем, готовым ради вас сразиться со Змеем Горынычем. Назначил встречу с одной из красавиц в уютной харчевне. Она вошла. Гордая поступь. Гибкий стан, прекрасные локоны. Парчовые одежды да дорогие перстни. Красива.

— Как звать-величать? — спросила она надменно.

— Иван.

Она оценивающе оглядела меня с головы до лаптей. Мои одежды ей явно не по нраву. И простые цветы тоже… Принесли кувшин с киселём да ароматные румяные пироги с капустой. Люблю пироги.

Она же велела подать ей блинчики с икрой да осетрины…

— Вы работаете при дворе? — насмешливо спросила она.

— Да. Свинопасом, — слукавил я.

Охотница за богатыми купцами потеряла ко мне интерес.

— Ну, а вы чем занимаетесь?

— Я богатая купчиха, — произнесла она, гордо вскинув подбородок.
Речи её что полынь. Снаружи — красота, да внутри — пустота. Где же настоящая царевна? Я тяжело вздохнул. И встал.

— Ну если что, зовите на помощь… Может, сапоги-скороходы нужны будут или меч-кладенец, ведь на купцов часто нападают драконы, — сказал я насмешливо, протягивая визитную карточку. Увидев, кто я, она покрылась румянцем.

Я побывал еще в пяти царствах. Видел многих царевен! Но её так и не повстречал. По пути заехал к своему старому другу — королевичу Елисею. У него уже растут наследники. От этого я ещё сильнее почувствовал, что одинок… Неужели в сём веке уже никто не может полюбить простого свинопаса?

— Что, добрый молодец, не весел? Что головушку повесил? — позвала меня старушка. Её добрые глаза ласково улыбались.
Откуда она появилась?

— Эх, ищу девицу красную — суженую, — да не могу отыскать. Странствую. Где искать её, не знаю, бабушка, — тяжело вздохнул я.

— А ты выведи меня из лесу, добрый молодец, — ласково улыбнулась она.

Я взвалил её котомку на плечи, посадил на коня, и мы тронулись. На краю леса она достала свёрток и протянула мне.

— Это тебе за доброту твою, молодец. Я знаю одного чудесного Дедушку. Он помог многим царевичам отыскать своих царевен. Он всем на свете помогает — и свинопасам, и трубочистам… Этот Дедушка и тебе непременно поможет, укажет тебе дорогу. Если будешь верить в чудеса.

Я развернул платочек и увидел маленькую старинную икону, на которой был старичок с белой бородкой и доброй улыбкой. «Николай Чудотворец» — гласила надпись.

— И помни, царевич, добрая жена дороже целого царства.
Я обернулся было поблагодарить за всё, но старушки нигде не было. Да и откуда она ведает, что я царевич?

— Эх, Дедушка, я на тебя уповаю. Помоги отыскать мне невесту мою ненаглядную. Солнышко красное не мило без нее…

И в тот же миг упал на тропинку клубочек. И покатился. Я поскакал за ним. Скакал день и ночь. Красное солнышко сменяло серебряный месяц, за спиной оставались дремучие леса… И вот однажды клубочек остановился на крылечке у резного терема. Отворил дверь и тут же увидел её, свою царевну!

Её глаза показались мне такими родными! Она сидела на корточках и гладила грязного, облезлого котёнка, очевидно бездомного, и ласково приговаривала:

— Эх, маленький, не бойся. Я заберу тебя в свой теремок, обогрею и накормлю досыта.
Пока она не заприметила меня, я проворно спрятался за белую печку с изразцами и тайком наблюдал. Она была в длинном ситцевом голубом платье с красивым воротничком. Сейчас в их царстве, как я заметил, мода на парчовые наряды с кружевами, с воланами и ленточками… Но она предпочитает скромные наряды. И не красота очей поразила меня, а красота, доброта сердца. Красива душой, да так, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Наконец я решился подойти. И тут клубочек покатился прямо к её ножкам.
Увидев меня, она приветливо улыбнулась.

— Здравствуй, красная девица, — поклонился я.

— Здравствуй, добрый молодец.

— Свинопас, — гордо представился я.

— Да и я всего лишь простая дева, — кротко улыбнулась она.
Я улыбнулся ей в ответ.

— Мой клубочек прикатился прямо к тебе… Конечно, я простой свинопас…

— Но ведь царевич может быть и простым свинопасом. От этого он не перестаёт быть царевичем…
Она не посмотрела на мои лохмотья. Она просто увидела во мне царевича…

— Прости, девица красная. Я не свинопас. Я самый настоящий царевич. Я хотел увидеть твоё доброе сердце.
И в подтверждение из сумы с многочисленными заплатами я достал свою корону.

— И я приглашаю тебя на пир. Осетрина, икра, сладости…

— Так ведь пост, — строго отвечала она.
Та-а–ак, первое испытание прошла.

— Пойдём хоть на край света. Поедем, куда захочешь: в Париж, Вашингтон, Дели… У меня есть верные подданные, замки, дворцы, кареты, ковры-самолёты…
Она лишь с укором покачала головой:

— Не хвались серебром, а хвались добрым умом.
Достойно прошла и это.
Мне хотелось положить к её ногам всё, что есть у меня, в дар её скромности, мудрости…

— Позволь пригласить тебя в гости в свой дворец.
Она возмущенно вскинула голову:

— В гости к еле знакомому царевичу? Нет.

— Так ведь на бал и наш свадебный пир. Помыслы мои чисты, — заверил я.— Полно возмущаться.
Котёнок потёрся о мою ногу.

— Вот видишь, даже малыши доверяют мне, — улыбнулся я. — Эх, напрасно красная девица держит меня за злодея.

В душе я ликовал. Она не ветрена, и блеск золота вовсе не сводит её с ума.
И тут я повернулся и, словно надел сапоги-скороходы, выбежал.

Выбежал потому, что приметил: на углу бойкая торговка торгует ромашками, — они такие скромные, чистые и такие прекрасные… Как она. Конечно, у этой девы нет ни придворных, ни замков, ни кареты, ни нарядов с жемчугами, но именно она настоящая царевна. Дедушка не подвёл меня.

Я несмело протянул ей ромашки. Её глаза засияли радостью.
И тут я вспомнил Дедушку и увидел его икону за её спиной. Как верно он привёл меня к ней!.. От всего сердца я поблагодарил его.

А кто читал — тому намёк, добрым молодцам и девицам урок.
Надежда АРХИПОВА, Чувашия, дер. Полевые Пинеры


Рецензии