Эволюция государственной службы в РК

Начало

В декабре 1991г. Казахская ССР провозгласила независимость и стала Республикой Казахстан. Принципы суверенного развития были закреплены в Конституциях 1993 и 1995 годов.

Неизбежные организационные преобразования происходили в системе государственного управления. Эти процессы сопровождались рядом негативных последствий - высокой текучестью кадров, нарушением преемственности в деятельности, потерей престижа государственной службы, усилением коррупционности государственного аппарата, снижением эффективности управленческой деятельности. (Капаров С.Г. «История административной реформы в Казахстане» /Казахстанский экономический журнал «Деловой мир» №4, октябрь 2006 г.)

Ощущался острый недостаток нормативно-правовых актов, регламентирующих функциональные обязанности госслужащих.

Распространенность семейно-родственных, земляческих связей, отношений личной преданности и покровительства усугубляли ситуацию.

В ходе исследований по восприятию технологий управления государства обществом выяснилось, что общество в целом не воспринимало власть, государственных служащих, полагало, что большинство из них коррумпированы, занимаются решением только собственных проблем, дискредитировали себя в период приватизации. (Адилова Л.И. Директор по специальным проектам "Россия-Казахстан" Института национальной стратегии. Выступление на Международной научно-практической конференции «ЕврАзийский диалог: исторические связи и перспективы» РГГУ http://www.hist.msu.ru/Departments/CIS/Conf/Adilova.htm).

Модель

Началом институциализации системы государственной службы в Республике Казахстан (далее РК) принято считать Указ Президента РК от 26 декабря 1995 года №2730 «О государственной службе», которым определялись основы организации государственной службы в РК, правовое положение государственных служащих, их социальной защищенности.

В соответствии с нормами Конституции 1995 года в государственных органах и их аппаратах не допускалось создание организаций политических партий. Государственные служащие при исполнении должностных обязанностей должны были руководствоваться требованиями законодательства и не быть связанными решениями политических партий, общественных объединении и их органов.

В Указ был заложен принцип разделения госслужащих на классы, предусмотрен правовой механизм защиты от необоснованного увольнения либо лишения должности в случае очередного реформирования органов управления, уделено внимание вопросам профессионального роста.

Однако Указ “О государственной службе” во многом был декларативен, не содержал конкретных механизмов для осуществления заложенных в нем идей.

Необходимость углубления реформ государственной службы была озвучена в 1997 году в Послании Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана «Процветание, безопасность и улучшение благосостояние всех казахстанцев» - Стратегия развития «Казахстан 2030».

К одному из приоритетов развития было отнесено создание «Профессионального правительства» - эффективной, современной государственной службы и структуры управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики; правительства, способного реализовать приоритетные цели; государства, стоящего на страже национальных интересов.

Для реализации этих задач Указом Президента 18 сентября 1998 года было создано Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы как уполномоченный орган в данной сфере. (далее «Агентство»)

Выступая на международной научно-практической конференции "Реформирование казахстанской государственной службы: опыт, проблемы, задачи" в декабре 1999 г. директор департамента Всемирного банка по Центральной Азии К.Кодера подчеркнул, что из стран СНГ ни одна не имеет таких современных законодательных рамок, какие созданы в Казахстане. (http://europeandcis.undp.org/home/show/). То есть констатировалось, что в законодательном плане уже было сделано немало.

С 1 января 2000 года вступил в силу Закон Республики Казахстан «О государственной службе» и Указы Президента Республики, которыми были утверждены Положение о порядке прохождения государственной службы, текст Присяги государственного служащего, Правила служебной этики государственных служащих, Правила наложения дисциплинарных взысканий на государственных служащих, Порядок проведения аттестации административных государственных служащих, Порядок формирования кадрового резерва, другие акты, регулирующие отношения в сфере государственной службы - постановление Правительства о порядке передачи имущества государственных служащих в доверительное управление, акты Агентства по делам государственной службы (Правила проведения конкурсов на занятие административной государственной должности, Типовые квалификационные требования к категориям административных государственных должностей).

В период подготовки Закона и подзаконных актов были проведены опросы государственных служащих, которые позволили выявить имевшиеся проблемы:

·         -неопределенность карьеры, особенно при смене руководства,

·         -при необязательности конкурсного отбора фактически сложилась патронажная система отбора и продвижения кадров, что способствовало формированию значительной части госаппарата по принципу лояльности к конкретному руководителю госоргана. Кадровый резерв формировался и использовался формально.

·         -действовавшее законодательство не обеспечивало социальную защиту, высокий престиж и привлекательность государственной службы.

Рассматривались две системы государственной службы – карьерная (Германия, Япония, Австрия и др.), - позиционная (Великобритания, США, Канада и др.). (Ахметжанов Саян. Директор Департамента правовового обеспечения государственной службы Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы. Закон Республики Казахстан «О государственной службе» Реформа государственной службы. Опыт переходных стран. г.Алматы. 16-17 ноября 2000 г. http://europeandcis.undp.org/home/show.).

В карьерной системе – поступление путем сдачи конкурсных экзаменов на низшие должности государственной службы, пожизненное назначение на должности (кроме политических), карьерный рост внутри службы, высокий уровень профессионализма, целенаправленное обучение кадров, консерватизм и бюрократическая иерархия.

В позиционной системе - конкурсный отбор при приеме и продвижении по службе на любые должности (кроме политических), мобильность, контрактная форма приема, высокий сервис обслуживания, нестабильность в карьере, управление человеческими ресурсами.

В обеих системах имеется разделение государственных служащих на политических назначенцев и на карьерных (профессиональных). Конкурсный отбор при приеме на государственную служб.

Была предложена модель государственной службы РК, основанная на:

·                принципе меритократии (главенство личных заслуг),

·                приеме на государственную службу через конкурсный отбор;

·                разделении должностей на политические и административные;

·                равной оплате за выполнение равнозначной работы;

·                стимулировании профессионального роста государственных служащих;

·                соблюдении этических норм.

(А. Байменов. Реформа стереотипов не приемлет /Казахстанская правда. 22.02.2000 http://www.kazpravda.kz/index.php?).

Разделение

К политическим государственным должностям отнесли те, назначение на которые производится по политическим критериям и на внеконкурсной основе. Увольнение с этих должностей осуществляется по упрощенной процедуре и в основном по политическим, а не квалификационным или иным деловым характеристикам.

По состоянию на 1 января 2007 г. политических государственных служащих насчитывалось в РК 3248 человек (около 3,3% всего количества государственных служащих в стране), а административных – 100 257 чел. (Доклад Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы «Опыт Казахстана в проведении реформы государственной службы для стран Центральной Азии». 2007 г.)

При этом по состоянию на 1 декабря 2001 г. в РК насчитывалось 63 860 государственных служащих. (З. Турисбеков. Казахстанская модель реформирования государственной службы./ Государственная служба, 2 (16) Март - апрель 2002).

Согласно Перечня административные государственные служащие были разделены на группы категорий:

A – Администрация Президента,

B – аппараты органов ветвей власти на республиканском уровне,

C – аппараты государственных органов республиканского уровня,

D – аппараты органов ветвей власти на местном уровне,

Е – местные исполнительные органы.

На начало 2006 г. общая численность госслужащих составляла 102 тысячи человек, в том числе политических государственных служащих - около 4 тысяч человек.

К этому моменту стало понятно, что часть должностей госслужбы (около 15%), выполняющих вспомогательные и обслуживающие функции необходимо перевести в разряд служащих, с предоставлением права заниматься иной оплачиваемой деятельностью. Для этого признано необходимым разработать Закон «О гражданской службе». (Доклад Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Турисбекова З.К. на Международной научно-практической конференции «Общемировые тенденции эффективного государственного управления» г.Астана. 10 февраля 2006 г.).

Типовые квалификационные требования к каждой административной должности введены 30 декабря 1999 года, в них предъявлены требования к уровню профессионального образования, стажу государственной службы с учетом работы на нижестоящих должностях, опыту работы в областях, соответствующих функциональным обязанностям конкретной должности.

Определены инструменты контроля профессионализма чиновников через механизм их периодической аттестации. Каждые три года аттестация должна определять уровень профессиональной подготовки госслужащих, их правовой культуры и способности работать с гражданами. По результатам аттестационной комиссией в каждом госоргане должен выноситься вердикт о служебном соответствии либо увольнении сотрудника. Комиссия может также рекомендовать госслужащему пройти обучение по тому или иному курсу, необходимому для повышения квалификации.

Конкурсы

Конкурсный отбор должен был обеспечить реализацию конституционного права граждан на равный доступ на государственную службу. Законодательством предусмотрены как открытая, так и закрытая формы проведения конкурса. Закрытый конкурс предполагает его проведение только среди госслужащих. Была предусмотрена возможность внеконкурсного занятия должности внутри одного государственного органа в пределах одной категории должностей, а также политическими госслужащими, депутатами Парламента и депутатами маслихатов.

Конкурсы проводят государственные органы, имеющие вакансии.

«Агентство» задействовано на этапе тестировании кандидатов (знание Конституции, Закона «О борьбе с коррупцией», «О государственной службе», Гражданского кодекса, невербально-логический тест).

Следующий шаг - внедрение специальных тестов для каждого отраслевого министерства и ведомства, с привязкой программы тестирования к административным государственным должностям определенных государственных органов (Закон «О бюджетной системе» для работников Министерства финансов, Закон «О государственных закупках» для работников Агентства по государственным закупкам и т.д. наличие умений и навыков, необходимых для должности, на которую конкурс).

Тесты должны различаться по сложности для различных категорий.

Создана информационная система управления кадрами государственной службы для проведения конкурсного отбора и аттестации, кадрового менеджмента, мониторинга и определения текущего состояния государственной службы.

Выяснилось, что кадровый резерв государственной службы, формируемый в основном за счет кандидатов, рекомендованных конкурсными комиссиями к зачислению, практически не использовался. При этом госорганы продолжали объявлять новые конкурсы, даже при наличии соответствующих требованиям резервистов.

За 1999-2001 гг. около 20 тысяч госслужащих были приняты в госаппарат по конкурсу. Только за 10 месяцев 2000 года с момента вступления в силу Закона о государственной службе были проведены конкурсы на занятие 12 342 вакантных должностей, в том числе в центральных органах – 2118 вакансий.

В конкурсном отборе участвовал 22 151 претендент. По итогам конкурса 8818 человек были представлены к занятию государственных должностей. 19% из числа победителей получили работу, 37% перешли из местных в центральные органы, 25% на государственную службу поступили из частного сектора.

Практика проведения конкурсов вызвала много нареканий в части несовершенства процедуры конкурсного отбора. Более того, 14 апреля 2003 года вступил в силу Закон РК "О внесении изменений и дополнений в закон "О государственной службе". Изменения предусматривали, что при условии сохранения обязательного конкурсного отбора на занятие вакантных административных государственных должностей, административные государственные служащие при продвижении по службе получили возможность занятия вакантных должностей без прохождения конкурсных процедур. Для этого требуется их соответствие квалификационным требованиям и согласие уполномоченного органа или его территориального подразделения.

Обучение

В соответствии с Законом «О государственной службе» за государственными служащими закреплено право на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет соответствующего бюджета.

13 ноября 2000 года принято Постановление Правительства «Об утверждении Концепции обучения госслужащих».

Система обучения госслужащих должна включать в себя обучение непосредственно на рабочем месте, различные формы повышения квалификации, отраслевые курсы, региональные институты, подготовку в Академии госслужбы, Дипломатической академии, других центрах обучения, включая специальные программы, системы обучения при ряде международных организаций, стажировки при государственных органах других стран.

«Агентством» и его территориальными органами совместно с акимами областей создана региональная сеть центров по обучению государственных служащих. Основная проблема – трудности финансирования программ обучения из республиканского и местных бюджетов. Особенно обучения служащих за рубежом.

Академия государственной службы при Президенте РК выполняет роль учебно-методического, научного, информационно-аналитического центра, координирующего деятельность учебных заведений, осуществляющих обучение государственных служащих.

При содействии Европейской Комиссии создан Евразийский центр обучения. Определены организационная и управленческая структуры центра, разработаны учебные модули, осуществлен конкурсный набор преподавателей для участия в программе «обучение обучающих», организованы курсы повышения квалификации для госслужащих.

Указом Президента РК от 11 октября 2004 г. №1457 утверждёны Правила переподготовки и повышения квалификации государственных служащих РК, которыми предусматривается повышение квалификации за рубежом.

Указом Президента в мае 2005 г. реорганизованы Академия государственной службы при Президенте Республики Казахстан, Судебная академия при Верховном суде и Дипломатическая академия республиканского государственного казённого предприятия «Евразийский национальный университет им.Л.Гумилёва» путём слияния в государственное учреждение «Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан». На базе Академии образованы несколько Институтов и научно-исследовательских центров, в т.ч. Институт правосудия, на базе которого будет организовано повышение квалификации судей, прокуроров и адвокатов.

Антикоррупция

Законодательство о государственной службе имеет антикоррупционную направленность.

Оплата

В числе мер по снижению коррупции: повышение заработной платы госслужащих; установление стандартов качества предоставления государственных услуг; ужесточение мер контроля и наказания за нарушение Кодекса чести и стандартов предоставления услуг, вплоть до увольнения с должности без права возвращения на государственную службу; вовлечение населения, средств массовой информации, неправительственных организаций в решение этих задач.

Новая система оплаты труда государственных служащих позволяет индексировать доходы служащих, а также устанавливать премии за счет экономии по фонду оплаты труда.

Правительством РК определены величины соответствующих коэффициентов по конкретным должностям, а также базовые должностные оклады.

По размеру оплаты государственные служащие находятся на среднем общенациональном уровне - среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в феврале 2007 г. составила 45699 тенге или около 375 долларов США.

В ряде стран – Канада, Польша, средняя заработная плата государственного служащего в 2,5 раза превышает общенациональную. В Сингапуре этот показатель составляет 3,9 раза. (Жумагазиев Э. Административное реформирование в Казахстане: законодательное регулирование и политическая практика http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/.htm).

На основе проведения функционального анализа должностей осуществляется процесс совершенствования системы оплаты труда государственных служащих для последовательного приближения размера заработной платы на государственной службе к оплате в частном секторе. При этом наибольшее повышение затрагивает нижние уровни государственных должностей. (Кулекеев Ж.А., Есимова Ш.А., Бадаев Б.Б. Какой быть государственной службе в Казахстане? // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. Материалы 4-й ежегодной международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова (24-26 мая 2006 г.). - М., 2006. стр. 469.).

С 1 января 2009 года на 25% был повышен уровень оплаты труда всем категориям государственных служащих, на 60% судьям местных судов. Повышение зарплаты дорожных полицейских – тройное.

В Правительстве РК ведется работа по административной реформе, в рамках которой будет предусмотрено внедрение трехуровневой системы оплаты труда для каждой категории должностей с установлением 10%-ной разницы между ними и 30%-ной разницы между категориями. Введение таких соотношений позволит установить разрыв в оплате труда между высшей административной должностью и низовой в 2,5 раза, что соответствует мировой практике. Трехуровневая система оплаты труда с шагом в 10% даст возможность руководителю мотивировать лучших сотрудников, занимающих одну и ту же должность, но выполняющих работу разной степени сложности.

Стандарты госуслуг.

В рамках совместного проекта с ПРООН разработан государственный стандарт «Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Стандартизация государственных услуг. Основные положения». Утвержден приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии и введен в действие с 1 января 2007 года.

Был принят план разработки и внедрения стандартов предоставления государственных услуг:

v                Утверждение Реестра государственных услуг, оказываемых непосредственно населению (по проекту 511 услуг) – июнь 2007 г.;

v                Утверждение отраслевых стандартов государственных услуг и опубликование в СМИ – декабрь 2007 г.;

v                Внедрение стандартов – начиная с января 2008 г. (Доклад Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы «Опыт Казахстана в проведении реформы государственной службы для стран Центральной Азии». 2007 г):.

Совместно с Европейской Комиссией предполагается разработать хартии о стандартах предоставления услуг населению для министерств юстиции, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, Налогового Комитета Министерства финансов, Акиматов г. Алматы и Южно-Казахстанской области.

Этика.

Законодательно закреплены обязанности по принесению присяги госслужащими, предусмотрено информирование руководителей в случаях пересечения или противоречия частных интересов государственных служащих с их полномочиями. При поступлении на государственную службу гражданин обязан дать согласие в письменной форме на принятие ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе.

Государственный служащий, в случае возникновения сомнений в правомерности полученного от руководителя для исполнения распоряжения, должен незамедлительно в письменной форме сообщить об этом своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение и потребовать письменного подтверждения распоряжения.

Указом Президента от 3 мая 2005 года N 1567 утвержден Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан.

В преамбуле Кодекса указано, что несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных служащих.

Часть норм Кодекса чести достаточно тривиальна и не может быть оспорена.

Продекларировано, что в своей деятельности государственные служащие должны быть приверженными политике Президента Республики Казахстан, руководствоваться принципом законности; обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан; способствовать укреплению единства народа Казахстана и межнационального согласия в стране; соблюдать государственную и трудовую дисциплину, добросовестно, беспристрастно и качественно исполнять свои служебные обязанности, эффективно использовать для этого свое рабочее время.

Госслужащим предписано противостоять проявлениям коррупции; исключать действия, наносящие ущерб интересам государственной службы; не вмешиваться в деятельность лиц, причастных к принятию решений по вопросам, затрагивающим личные интересы государственного служащего; не допускать вмешательства в предпринимательскую деятельность и лоббирования интересов отдельных хозяйствующих субъектов; не допускать использования служебной информации в корыстных и иных личных целях; не участвовать в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе лицами; не допускать фактов принятия подарков или услуг от физических и юридических лиц в связи с исполнением государственных функций; не принимать приглашения во внутригосударственные и зарубежные туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет казахстанских или иностранных физических и юридических лиц, за исключением случаев, установленных законом; …не допускать случаев подбора и расстановки кадров по признакам землячества и личной преданности; не допускать и пресекать факты нарушения норм служебной этики со стороны других государственных служащих; придерживаться делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей…

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 20 апреля 2000 г. «О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и коррупцией», 9 октября 2000 года принят Указ, в котором предусмотрено возложение полномочий на «Агентство» по рассмотрению дисциплинарных дел руководителей департаментов, управлений Министерств, руководителей областных территориальных органов, совершивших коррупционные правонарушения, наказуемые в дисциплинарном порядке; по координации работы Дисциплинарных комиссий государственных органов; и по осуществлению контроля и проверки работы Дисциплинарных советов областей, городов Астаны и Алматы, а также по согласованию назначения их руководителей.

Указом Президента Республики Казахстан от 14 апреля 2005 года «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц» образованы дисциплинарные советы Агентства в областях, городах Астане и Алматы.

Дисциплинарные советы Агентства рассматривают вопросы укрепления государственной дисциплины, соблюдения антикоррупционного законодательства и Кодекса чести государственных служащих. Утверждены составы Дисциплинарных советов, в которые входят руководители региональных государственных органов, в том числе правоохранительных, а также представители местной общественности и СМИ.

Предложено повысить статус начальников территориальных управлений Агентства. Их назначение осуществлять по согласованию с Президентом, и регламентировать сроком до 3 лет на ротационном принципе. (Доклад Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы Турисбекова З.К. на Международной научно-практической конференции «Общемировые тенденции эффективного государственного управления» г.Астана. 10 февраля 2006 г.).

Основными функциями начальников территориальных органов Агентства должны быть: оптимизация аппарата госуправления в регионах на основе функционального анализа; контроль за соблюдением госслужащими Кодекса чести; осуществление контроля за качеством услуг, предоставляемых госорганами; обеспечение баланса интересов госслужбы и бизнеса на основе соблюдения законодательства Республики; разработка мер по сокращению коррупционных правонарушений в госаппарате; обеспечение связи с населением, средствами массовой информации, институтами гражданского общества.

«Агентство» предлагало в целях сокращения коррупционных правонарушений и повышения качества государственных услуг реформировать кадровую работу в органах прокуратуры, внутренних дел, финансовой полиции и таможенного контроля. Ввести для их сотрудников конкурсный отбор, тестирование и установить квалификационные требования к должностям.

8 июля 2005 г. был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственной службе». Нововведениями Закона стали:

                институт ротации политических государственных служащих;

                наделение Агентства РК по делам государственной службы полномочиями по согласованию досрочного снятия дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных правонарушений и по разработке предложений по повышению качества услуг, предоставляемых государственными органами.

                распространение института перевода на сотрудников правоохранительных органов;

                возможность занятия административной государственной должности на внеконкурсной основе для судей, прекративших свои полномочия;

                запрет государственным служащим, имеющим неснятое дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение, занимать административные государственные должности в порядке перевода;

                основание прекращения административной государственной службы при вступлении в силу обвинительного приговора суда;

                запрет лицам, совершивших коррупционные преступления, поступать на государственную службу;

                освобождение госслужащих, имеющих стаж государственной службы не менее 20 лет, от процедуры тестирования при прохождении ими аттестации.

Новая Президентская программа

Президент РК 6 ноября 2008 года выступил на Антикоррупционном форуме правящей партии "Нур Отан" (http://www.akorda.kz/www/www_akorda_kz.nsf/).

Он напомнил, что впервые на постсоветском пространстве в 1998 г. был принят специальный Закон «О борьбе с коррупцией».

Создан специальный орган – Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.

В Уголовном кодексе установлен четкий перечень преступлений, признаваемых коррупционными. Ужесточена уголовная ответственность за взяточничество.

Введен пожизненный запрет на занятие любых должностей в государственных органах и организациях для лиц, ранее уволенных с работы за совершение коррупционного правонарушения.

В целях снижения уровня коррупции в судебной системе ужесточена ответственность судей за совершение правонарушений и несоблюдение судейской этики.

Парламентом принят Закон, предусматривающий более прозрачные процедуры выдвижения судей на руководящие судейские должности.

Антикоррупционные меры предусмотрены и в ряде законодательных актов, регламентирующих государственные закупки, налогообложение, таможенное дело, лицензирование и другие сферы.

Одним из инструментов реализации антикоррупционной стратегии стала действующая при Президенте Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией.

Противостоять коррупционным проявлениям на региональном уровне призваны областные дисциплинарные советы при Агентстве по делам государственной службы.

Однако Президент признал, что статистика коррупционных правонарушений остается негативной.

По результатам социологических опросов, наибольшее распространение коррупционные отношения приобрели среди работников правоохранительных органов, юстиции, акиматов, здравоохранения, образовательных учреждений.

Президент объявил о введении Общенационального плана действий по борьбе с коррупцией, включающий:

1. Совершенствование антикоррупционного законодательства.

- антикоррупционная экспертиза законов и подзаконных актов.

-регламентация лоббистской деятельности, с принятием Закона «О лоббировании»,

-коррекции норм Уголовного кодекса в части сужения вариативности ответственности за конкретные преступления.

2.Конкретизация и оптимизация функций государственного управления.

-разграничении функций государственных органов, исключении их дублирования.

-уход от избыточных функций, не относящихся к сфере государственной монополии.

-разделение государственных функций и государственных слуг. Услуги - в конкурентную среду.

- стандарты и процедуры оказания государственных услуг,

-использование электронного Правительства для исключения личных контактов граждан с чиновниками.

3.Совершенствование качества работы государственного аппарата.

-создание новой генерации государственных управленцев,

-поднятие престижа государственной службы.

-совершенствование института кадрового резерва.

-повышение социальной защищенности государственных служащих, уровня материального обеспечения, (с учетом финансовых возможностей государства),

-реформа правоохранительной системы.

-создание единого органа борьбы с коррупцией.

4. Совершенствование системы выявления и противодействия коррупции.

-неотвратимость наказания за коррупционное правонарушение.

-контроль за источниками доходов чиновников.

-поэтапный переход к всеобщему декларированию доходов.

- финансовый мониторинг операций с денежными средствами в крупных объемах.

-персональная ответственность руководителя за состояние борьбы с коррупцией в его ведомстве. С рейтинговой оценкой уровня коррупции государственного аппарата.

5.Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью должно заниматься профилактикой правонарушений, взаимодействуя с Комитетом финансового мониторинга.

6. Оптимизация системы государственных проверок.

7. Формирование атмосферы нетерпимости к коррупции в обществе.

-взаимодействие партии «Нур Отан» с институтами гражданского общества. Создание Комитета партийного контроля.

-антикоррупционная пропаганда в СМИ.

-изучение мирового опыта в этой области.

Новая модель госслужбы

17 июня 2008 г. Президент РК.Н.Назарбаев  выступил на международной научно-практической конференции с докладом "Роль государственной службы в повышении конкурентоспособности страны. Основные подходы реформирования модели государственной службы Республики Казахстан». (http://www.centrasia.ru/news.php).

Он констатировал, что возникла необходимость структурных изменений в существующей модели государственной службы.

Политическая и административная государственные службы необходимо более четко разграничить.

Создать Национальную комиссию, ответственную за разработку и контроль основных положений кадровой политики, разграничение политических служащих и административной государственной службы.

Усилить роль Агентства по делам государственной службы, кадровых служб государственных органов в части повышения качества отбора кандидатов. При Агентстве по делам государственной службы создать Национальный центр по управлению персоналом государственной службы.

В стране должно быть ограниченное число политических служащих. Политиками должны быть публичные фигуры, выдвигаемые победившей на выборах партией - министры, акимы областей и городов республиканского значения, и их заместители, а также ряд ключевых руководителей центрального уровня.

Персональный авторитет и личные качества политических служащих должны укреплять авторитет и имидж партии. К ним должны быть предъявлены жесткие требования с точки зрения служебной этики и партийной дисциплины.

Политические служащие должны в основном выдвигаться из числа высших административных государственных служащих. При успешном завершении службы они будут представляться в законодательные органы, советники и наставники высших должностных лиц.

Административная государственная служба должна состоять из двух корпусов.

Корпус А – корпус профессиональных кадровых государственных менеджеров, занятых планированием и реализацией конкретных направлений государственной политики, сформированной правящей политической партией.

Основным уровнем корпуса А должны стать ответственные секретари, руководители государственных холдингов и национальных компаний.

Вторым уровнем корпуса А будут директора ключевых департаментов исполнительных органов, председатели комитетов, акимы районов и городов.

Вновь отобранные кандидаты должны начать с третьего уровня.

Руководители государственных, частных компаний и неправительственных организаций, работники науки, культуры, образования будут иметь возможность стать членами корпуса А через систему отбора и обучения.

Для кандидатов данного корпуса необходимо установить ясные и четкие правила отбора, требования по системному видению государственных проблем, принятию решений, управлению персоналом, к репутации и моральным качествам.

Оцениваться не только прошлые заслуги и показатели эффективности, но также и потенциал дальнейшего роста.

После отбора, с учетом способностей кандидата, разрабатывается "дорожная карта", которая определит основные этапы будущей карьеры.

Ротация - обязательное условие для этого корпуса. Перемещаясь из одного государственного органа в другой, а также внутри ведомства, государственные менеджеры будут осознавать взаимосвязанность процесса государственного управления и обладать системным видением работы исполнительной власти.

Специально для "корпуса А" будут разработаны новая система оплаты труда и мотивационный пакет. Они и члены их семей будут взяты под особую государственную защиту.

Будет оцениваться работа каждого по конечным результатам, в зависимости от сложности, рыночной стоимости работы и личного вклада.

Служащие "корпуса А" пройдут обязательное обучение за рубежом. Будут учиться в дальнейшем, разрабатывать инновационные методы работы, развивать системное мышление и находиться под конкурентным давлением наиболее талантливых и амбициозных служащих из нижестоящего "корпуса Б".

Основные подходы и требования к административным государственным служащим, находящимся в "корпусе Б", будут изменены, создана система четких и конкретных стимулов службы и продвижения по карьерной лестнице - карьерный план государственного служащего.

Это план продвижения из "корпуса Б" в "корпус А" и далее в разряд политических служащих – от сдачи проходного тестирования – до творческого оперирования стратегическими приоритетами развития государства.

Будет упразднена существующая система кадрового резерва, которая не оправдала себя, стала механизмом "обхода" законного порядка назначения на государственную службу.

Каждый предыдущий корпус будет являться для следующего внутренним кадровым резервом. Переходы из корпуса в корпус будут жестко регламентироваться.

Любой административный государственный служащий сможет подать свою заявку на отбор в "корпус А", который будет регулярно обновляться. При этом он должен иметь соответствующий стаж, как минимум 4-5 лет, административной государственной службы.

Необходимо возвратиться к подготовке профессиональных кадровых служащих. Постоянное обучение и повышение квалификации должны стать одним из основных приоритетов государственной службы.

Предложено при Академии государственного управления создать национальную Школу государственной политики. Такая школа должна стать важным звеном в системе отбора и подготовки будущих лидеров и выполнять ключевую роль в создании и развитии "корпуса А".

Новая школа должна стать современным образовательным институтом. С назначением ректора Президентом. Привлечением к управлению опытных зарубежных менеджеров. С формированием Наблюдательного Совета Школы из числа наиболее авторитетных общественных деятелей Казахстана и зарубежных профессоров.

Необходимо реформировать Академию государственного управления. Подготовка профессиональных кадров должна вестись на сильной научно-методологической базе без отрыва от практической деятельности соответствующих государственных органов.

Следует объединить Академию с региональными центрами подготовки госслужащих.

Администрирование курсов обучения за рубежом следует сосредоточить в Академии.

Следует подчеркнуть, что предложен вариант фактически монопартийной государственной службы.

Можно напомнить, что 20 ноября 2001 г. в городе Алматы состоялся «Круглый стол» на тему «Законодательное регулирование системы политической государственной службы в Республике Казахстан и возможные пути его совершенствования».

Организаторами «Круглого стола» выступили международный фонд "Транспаренси Казахстан", Ассоциация содействия государственной службе Казахстана (общественное объединение, создано в марте 2001 г.), институт Государства и права Казахской государственной юридической Академии, при поддержке проекта ICMA/USAID «Муниципальное развитие в Казахстане».

Участвовали представители казахстанских неправительственных и официальных зарубежных организаций, Мажилиса Парламента, Администрации Президента Республики Казахстан, юристы, государственные служащие местных органов государственного управления.

В ходе дискуссии были положительно оценены действия по реформированию государственной службы, укреплению ее профессионализации и повышению эффективности.

Критику вызвала ситуация с основами формирования кадрового резерва, правового статуса, критериев ответственности политических госслужащих за принимаемые решения, соблюдение законодательства и результаты работы.

Участниками «Круглого стола» были выработаны Рекомендации по совершенствованию законодательства о политических должностях государственной службы:

·                -провести исследование состояния законодательства о политической государственной службе с охватом социологическим опросом не только политических, но и административных государственных служащих, неправительственных организаций, населения.

·                -разработать проекта закона о политических должностях государственной службы.

·                -провести экспериментальный гласный конкурсный отбор граждан на политические должности, по которым не потребуется внесения изменений в Конституцию.

·                -провести эксперимент по аттестации политических государственных служащих, образовав в этих целях Высшую аттестационную комиссию (Аттестационный совет), с обязательным включением в ее (его) состав представителей общественности и средств массовой информации.

·                -отказаться от стереотипа закрытости при назначениях на высшие государственные посты.

·                -публиковать списки кандидатур, зачисленных в кадровый резерв для назначения на политические должности.

·                -ввести прохождение испытательного срока для назначаемых на политические должности.

·                -проанализировать практику, закономерности формирования и использования кадров на должностях государственной службы.

·                -законодательно проработать порядок (механизм) перехода политических государственных служащих на работу в коммерческие структуры и наоборот.

·                -проанализировать Реестр должностей политических государственных служащих, учтя при этом опыт других государств.

·                -разработать Типовые квалификационные требования к политическим государственным служащим.

·                -формировать кадровый резерв политических должностей государственной службы, предусмотрев заинтересованное и представительное участие в этой работе общественности.

·                -проработать вопрос о создании единой системы управления кадрами государственной службы. (http://www.transparencykazakhstan.org/content/27.html).

 

Заключение.

Опыт реформирования системы госслужбы Республики Казахстан весьма показателен.

Президент Н.Назарбаев смог выстроить достаточно эффективную вертикаль власти, удержавшую страну от политических эксцессов, массовых волнений в период перехода к рыночной модели экономики.

Основными проблемами, стоящими на современном этапе перед системой госслужбы Республики Казахстан, являются:

-обеспечение кадрового потенциала,

-борьба с коррупцией.

Для их решения предложена модель фактически монопартийной госслужбы.


Рецензии