Искусственное искусство

К сожалению все фото для иллюстрации разместить невозможно


Искусство бывает разное: красивое, смешное, безобразное. А ещё бывает оно хитрое, так называемое – высокое искусство. Высокое, и недоступное для понимания обычного человека. Кто же его так высоко задрал? Следуя логике - необычные люди - суперчеловеки. А что же, эти-то – обычные, действительно глупы? Если не понимает очевидного?! Отнюдь. Человек прекрасно понимает и воспринимает прекрасное (простите за тавтологию, но в этой игре слов как раз заложен тонкий смысл).
В чём же отличие необычных людей от обычных? И воистину ли это искусство настолько особенное и сложное для восприятия? А вот сейчас и посмотрим!
Для начала предлагаю вашему вниманию три картины. Если вы вдруг чего-либо не поймёте, то я вам растолкую что и как …
И.Шишкин И.Левитан. И.Айвазовский
Что вы говорите?... Куда мне пойти?... Верите или нет, но, я, ни на секунду не сомневался, что увиденное на картинах вы опишите лучше меня! Всё правильно, для понимания этих полотен, как и многих других не требуется специальная подготовка и пояснения искусствоведа.
Но вот нам предлагают нечто странное, и чтобы проникнуться и восхититься «шедевром», просто необходим пояснительный рассказ автора полотна. Чтобы вместе с ним отправиться в полёт его буйной фантазии, влететь в смысл и приземлиться на логику…
На худой конец прослушать лекцию продвинутого в этом деле специалиста. Полчаса смотреть, как этот эстет бьется в экстазе, упиваясь своим монологом, закатывает глаза, ломает себе руки в страстном исступлении… В конце концов, понять, что и картина, и рассказ, всё это - бред сивой кобылы.
Автор хотел заявить о себе, как о более возвышенном создании. Ему очень хотелось быть не таким как все … А чтобы ещё усугубить недосягаемость - подвёл философию под свои произведения, ибо, без этого нельзя. Да и выдал обществу этот красочный абсурд. То, что философия липовая видно невооружённым глазом. Ну что же - умные люди улыбнулись на это чудачество, и больше не обращали на него внимания. Как говорится – чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало… А вот дурачкам понравилось. И …
…Дальше-больше… Появляется группа последователей-подражателей. Ком растёт. И не важно, что люди не воспринимают эту странную мазню. Самопровозглашённая богема, важно оттопырив губу, заявляет, что у народа плохой вкус. Он ущербен, дремуч, невежествен и не дорос до тонких движений души творца, если не понимает очевидного и прекрасного.
Так что же это за искусство такое, ну прямо на уровне высшей математики, которое необходимо объяснять?! Чего мы по своей убогости не в состоянии постигнуть? Вот два образца:

С. Дали П.Пикассо
Постигли? Тронуло вашу душу? Что говорите? Ах, не всё понятно?! Да, вы правы, без пол-литра здесь не разберёшься… Хотя, честно говоря, понимать здесь нечего!
Пабло, который Пикассо создал «Женщину с цветком». Так называется этот рисунок. Насчёт цветка – согласен, бывают необычные, о существовании которых мы и не подозреваем. Но вот – женщина… Не дай бог ночью, встретить на улице это чудовище … Инфаркт обеспечен. Да и днём увидишь, заикой останешься на всю жизнь.
А вот с Дали немного сложнее. Ибо название шедевра: Загадка желания: «Мою мать, мою мать, мою мать», не раскрывает тайну изображённого объекта. Не понятно, то ли Сальвадор матерится и замышляет недоброе, то ли сообщает нам, что долго, долго, долго отмывал свою сильно испачкавшуюся маму. По окончании трудоёмкого процесса, находясь под впечатлением, нарисовал мочалку, на слое грязи…
Мне было интересно, К.Малевич на полном серьёзе написал свой квадрат или всё же просто прикололся… Почитал о нём, и понял. Конечно, серьёзно! С пониманием глубины сути вещей. Черпал вдохновение из философии стиля абстракционизма - "нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость", основоположником которого он сам и являлся. Он и его сподвижники стали создавать "новую действительность" из разноцветных линий и плоскостей.
Толпы «ценителей» тащатся и млеют от восторга, как же – мастер написал! Что-то в нём видят, что-то им открывается. И что в этом квадрате? Да ничего – чёрный квадрат, и ничего больше! Но все цокают языком – как это поэтично и высокохудожественно.
Вспомните себя, в школе, от нечего делать вы не рисовали всякую ерунду, в том числе и квадраты…
Если я нарисую синий треугольник – меня засмеют, а случись, откопают то же самое у Малевича – это будет буря восторгов. Создаётся правило – «мастеру» всё можно, а вот любителю нельзя. Но почему, кто это решил? Может быть, я тоже болею головой как Дали, Пикассо, Брак… А мои намалёванные пара жёлтых кружочков с красными треугольниками моё особое видение мира.

Вы скажите, что я слишком много на себя взял, ставя им диагноз психически ненормальных… Так нет. Информация их жизнедеятельности и творчества опубликована в словарях и спец.литературе. На личности перейдём чуть позже, а пока о творчестве.
То, что эти ребята занимались откровенной фигнёй, говорят стили, в которых они трудились не покладая кисточек.
Вот, к примеру, Сальвадор Дали – проповедовал сюрреализм, дадаизм, кубизм.
Дадаизм - нечто совершенно бессмысленное. Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Дадаизм наиболее ярко выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях (корни современного граффити), псевдочертежах не имеющих никакого смысла, комбинациях случайных предметов.
Кубизм - художественное направление, отвергающее традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства. «Кубисты» изображали предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов (куба, шара, цилиндра, конуса) сдвинутые, деформированные, пересекающие друг друга, воспринятые с разных точек зрения.
Сюрреализм - совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа. Работы сюрреалистов были выполнены без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Девиз сюрреалистов - «Красота - это случайная встреча швейной машинки и зонтика на анатомическом столе».

Вот и всё. Что ни стиль, то бессмысленное, далёкое от реальности и эстетики «творчество», и картины намазаные сдуру, спьяну, от обиды на весь мир…
А теперь, как и обещал, перейдём к личности. Начну выдержками из энциклопедии…
За высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям изгнан из Академии. Всегда отличался причудливой манерой поведения. Заявил: «Сюрреализм — это я!» В работах художника несомненно присутствовал элемент самолюбования и который не имел границ. Свою технику исполнения с вызывающей гордостью сближал с техникой …
С явным отвращением относился к простоте. Проявил свой талант саморекламы, имевшей целью создать и укрепить в глазах публики миф о себе как об экстраординарной личности и починном представителе сюрреализма. И эта цель была достигнута посредством головокружительных затей и махинаций, предложений и компромиссов в отношениях с политической и религиозной властями. Построил «Театр-музей Дали», в котором и погиб во время пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая покинуть дом.

Кто же этот самовлюблённый, с завышенной самооценкой и воспалённым воображением человек?
Сальвадор Дали.
Это он, создавший парадоксальные образы, и с безудержной фантазией соединивший несоединимое. Помимо живописи Дали изготовлял многочисленные сюрреалистические объекты (жакет, обшитый стаканами, гипсовые муляжи, варварски раскрашенные или перетянутые веревками и т. п.). Ибо мнил он себя ещё и скульптором, а также режиссёром и писателем… Написанные названия картин впечатляют: «Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)», «Великий мастурбатор», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». Искать его книги, чтобы ознакомится с этим видом творчества, желания не возникло. Не думаю, что оно далеко ушло от жакета, «грязной мамы» и других весёлых поделок. И проверять не хочется.

А вот второй - Пабло Пикассо.
Картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы — обои, куски газет, спичечные коробки.
Творчество Пикассо делится на разные периоды, которые зависят от его внутреннего состояния - спокойно он относится к окружающему миру, или озлоблен на всех и вся. Когда он обижен, то создает атмосферу конвульсий и истерии, ирреальный мир галлюцинаций. Женщины в его творчестве остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, его мрачного настроения возможно, потому, что сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой. Красивые лица он сознательно деформировал и искажал гримасами…
Никогда еще женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточенностью; увенчанные нелепыми шляпами, лица, изображенные в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассеченные тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы.

Случайно остановился на этих двух знаменитых личностях. И познакомившись поближе, понял почему их искусство не вызывало добрых ассоциаций. Ибо ничего хорошего, кроме дурости и злобы в свои картины они не вложили. Перечислять всех творцов, пустая трата времени и бумаги.
Вот вам и высокое искусство… Нет его. Есть искусство от и для дебилов и снобов. В чём его особенность? В отсутствии эстетики, красоты.
Нелегко трезвому человеку понять пьяного, а нормальному человеку – шизофреника. А надо ли?! Пусть себе валяют дурака. А с ними и те, кто млеет от их искусства, от «картин» «нарисованных» слонами, обезьянами, от специально прожжённых и заляпанных полотен. И других вычурных проявлений больной психики. Врач им в помощь! А заодно и тем, кто снимает «кино не для всех», пишет «музыку и песни не для всех»…
Конечно, неописуемой формы и вида статуи, попадающиеся в городе, не радуют глаз. Завывания певца, несущиеся из телевизора, не услаждают слух. Навязанные для прочтения книги некоторых «классиков», с идиотизмом чистой воды, вызывают раздражение..
Приходится с этим мириться, а иной раз и бороться. Но так уж устроен мир. Вроде бы дураков не много, но, они так грамотно расставлены, что постоянно на них натыкаешься. Жалко конечно их, «болезных», но что с них взять кроме анализов… да и то плохих…
И так сказать – на десерт. Я допускаю, что в искусстве могут быть всякие выверты, то бишь поиски нового, необычного выходящие за рамки устоявшихся норм и правил. Ломать стереотипы иногда полезно. Поскольку жизнь не стоит на месте, взгляды на определённые вещи со временем меняются, даже у одного человека, а не то, что у сообщества. Это нормально. Как нормально и то, что люди все разные и мыслят они тоже по-разному.
Более того, у меня есть поделки скульпторов и художников так сказать с вывертами: небольшая картина – пейзаж с рельефным выступом скалы. Кстати, идею рельефных картин выказывали «кубисты». Есть забавные фигурки - мини скульптурки. Да сделаны они не типично для скульптуры, но очень интересно. Я не консерватор.
Я против того, когда люди искусства позволяют себе в своих выступлениях, пренебрежительно отзываться обо всех кто не понял, или не оценил определённого вида творчество и тонких движений души…. Я против, когда откровенная дурь выдаётся за высокое искусство. Я против, когда диктуют свои условия, и всучивают свои идеалы. Каждый имеет право творить, как хочет, и каждый имеет право выбора искусства по своему вкусу.
И хочется верить - реальная красота спасёт мир!

Белый квадрат Журбина

На меня снизошло вдохновение,
Можно больше сказать - озарение...
Я извёл сорок тюбиков краски,
Ждал его, это чудо из сказки...
Триста кисточек насмерть загрыз,
Но орешек искусства разгрыз.
Я безмерно творению рад,
Ты прекрасен мой "Белый Квадрат"!


Рецензии