Конкурс отменяется или Атака клонов

Мое второе Первое Апреля на Прозе закончилось с тем же результатом, что и первое... А именно: мне почти никто не поверил. Хотя оказалось-таки несколько чистых душ, кого не смутило даже то, что появились мои прокламации на заре Всемирного Дня Дураков.

Кстати, шутки могло и не случится, если бы не стечение обстоятельств. Я совсем забыл, что март подошел к концу и нужно отметиться очередным (я бы даже сказал, традиционным) беспощадным розыгрышем. Утром я, как всегда, просматривал почту и прочие ресурсы своего рабочего и нерабочего общения, и  как раз вчитывался в неизменно невнятный монолог Красного Лекаря, в котором он декларировал свои высокие принципы, толкнувшие его на мужественный поступок – отозвать свою рецензию с конкурса Точка разлома, - как вдруг в офисе объявился мой коллега и, дрожа, сообщил, что снаружи – снег. Тут нужно упомянуть, что снега не было уже с конца января, а офис наш находится под землей, и то, что творится над ним, мы узнаем только по завершении рабочего дня. Поэтому я вежливо пожал плечами – снег так снег – и продолжил чтение. Но мои прочие коллеги по офису тут же загомонили и принялись приставать ко мне с вопросом, знаю ли я, что такое «Fool’s Day»? Вот тут я и вспомнил, что Первое апреля уже наступило, а значит, есть повод исполнить свой долг и – совершить гражданский подвиг.

Однако, заготовленной шутки у меня не оказалось, поэтому пришлось спешно измышлять что-то достойное. Так появилось мое Первоапрельское заявление под рецензией Красного Лекаря. Соответственно, первое, что я должен сейчас сделать, это принести мои публичные извинения тем, чьи имена я упомянул в нем как имена своих клонов.

Уважаемые авторы и читатели Проза.ру!
Эти достойные авторы не являются моими клонами и не имеют ко мне никакого отношения (особенно, хорошего):

Виктор Йог,
Эдуард Тубакин,
Татьяна Вегерина.

Продолжим. После столь удачного начала, я решил, что было бы глупо не отметиться и на собственной странице, однако, вначале мне никак не удавалось придумать что-то достаточно забавное. Я уже начал писать восторженно-критический отзыв на творчество несуществующего автора, как вдруг меня осенила замечательная мысль, что шутку про «отказ» можно продолжить. Так появился «Конкур на беспощадную критику». Само название, господа, было вполне прозрачной реминисценцией из упомянутой в тексте Ленки Гадюкиной с ее замечательным фразеологизмом «конкурс на критику», но, к сожалению, этого никто не заметил. И вообще, к первоапрельскому тексту все отнеслись как-то слишком серьезно, совершенно не заподозрив подвоха.

Так что, как всегда, шутка пропала даром.

Но в каждой шутке есть изрядная доля правды. В моей шутке есть правда большая и маленькая. Маленькая изложена в «причинах», по которым я «отказался» от участия в конкурсе Точка разлома. Не буду их повторять, скажу лишь, что действительно считаю размещение текстов Гадюкиной и Сантимэтра признаком плохого вкуса и заниженных критериев отбора материалов редакцией Литературной Критики.

Большая правда в моей шутке – это правда о сегрегации клонов. Слово «клон» на Прозе и Стихах давно стало ругательным – и это, в общем-то, нормально.  Плохо – очень плохо! - совсем другое: слово «клон», по сути, вытеснило, заменило собой и криминализировало такое естественное для литературы понятие, как псевдоним. Почему? Почему иметь больше одного имени для реализации творческих замыслов на Прозе считается зазорным? Почему, если у тебя есть еще одно, хуже – два-три – имени, - это навсегда порочит тебя как человека и гражданина?

Причина такого отношения очевидна: отсутствие цензуры и материально обусловленных сдерживающих факторов сделали массовыми явления анонимного хулиганства и черного (серого, темного, косвенного и так далее) пиара. Этого не было в мире «бумажной литературы» (по меньшей мере, в таком масштабе), но расцвело пышным цветом в сетевой. Как результат – возникновение устойчивого неприятия к псевдонимам и желание их зачистить. Я не считаю необходимым приводить факты из истории в доказательство уместности и распространенности практики псевдонимов в литературе. Я считаю необходимым уточнение понятия «клон» в сети и – я надеюсь – реабилитацию идеи самой возможности иметь более одного имени на сайте.   

«Клоном» следовало бы называть только тот псевдоним, который используется для криминальных целей, таких как оскорбление других авторов, накрутка собственных баллов, черный-серый пиар, подделка под чужие имена с целью дискредитации, злонамеренный флуд и так далее. Вот с чем стоит бороться, а к наличию разных имен (гетеронимов, например) у одного автора стоило бы относиться скорее с уважением. Например, если бы было правдой, что три упомянутых выше абсолютно непохожих друг на друга автора являются одним и тем же лицом, я бы снял перед этим замечательным человеком шляпу.

Dixi.


Рецензии
Уважаемый Беспощадный критик!
Приглашаю Вас к себе на страничку. Не потому что смелая или самоуверенная, что почти одно и то же, а потому что хочется послушать беспощадную критику.Плз.
С улыбкой и надеждой, ВашаЛия

Наталия Уралова   03.06.2010 22:02     Заявить о нарушении
Лия,

к сожалению, я уже давно не практикующий критик:( Все, что хотел, я сказал, а критикой в смысле разбора ошибок я не занимаюсь.
Кроме того, вы же даже не ознакомились, что именно подразумевается под моей "беспощадной критикой", поэтому боюсь обмануть ваши ожидания:)

Удачи:)

Беспощадный Критик   14.05.2010 13:48   Заявить о нарушении
Жаль...
Ошибок, кстати, в школьном понимании этого слова, я не делаю:))
Разве только описки.
Это потому, что русский язык преподаю и готовлю школьников к ЕГЭ.
А вот с что вы имеете ввиду под этим словом, было бы интересно послушать:))
ВашаЛия

Наталия Уралова   03.06.2010 22:06   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лия:)

На самом деле, под "беспощадной критикой" я всегда понимал метод исследования. Проза.ру - это сайт, на котором можно найти ответ на такой, казалось бы, простой вопрос: почему пишут сотни тысяч, а новых писателей, настоящих писателей - раз-два и обчелся? Мне понадобилось месяца два, чтобы исчерпать набор тем и жанровых находок того, что выкладывается на Прозе.

К сожалению, Проза.ру - это сайт для авторов, а не для читателей. За счет этого уровень львиной доли текстов ниже того уровня, с которого начинается Литература. Одна из причин тому - отсутствие зависимости права на публикацию от читательского интереса. Это приводит в том числе и к тому, что по-настоящему интересные авторы не способны пробиться к читателю через залившие все вокруг потоки серости и бездарности. Проза.ру отпугивает читателей, поэтому сильным авторам здесь делать нечего:(

А своей "беспощадной критикой" я как раз и исследовал причины такого положения дел, которые кроятся прежде всего в сложившемся механизме популяризации тем и литературных приемов, приведшим к тому, что на Прозе к вершине Парнаса пробиваются только те, кто говорит на одном языке со средне статистическим россиянином. Планка вкуса искуственно занижена на столько, что с высокой долей вероятности наугад открытый текст либо банальный, либо маргинальный, либо вообще не имеет отношения к слову "художественный".

Резюмируем: "беспощадная критика" в моей терменологии - это, по сути, соотнесение творчества отдельно взятого автора с эталонами в рамках Прозы, с одной стороны, и вне ее - с другой. Вне Прозы я апеллирую к бумажной литературе и кинематографу:)

Надеюсь, ответил на ваш вопрос, удачи,
всегда ваш

Беспощадный Критик   04.06.2010 04:43   Заявить о нарушении
Беспощадный ли критик:))
Здравствуйте!
Пожалуй, вы ответили на вопрос.
Но... но изначально было понятно, что ни "Проза.ру", ни "Стихира" не могут стать лестницей на Парнас.
Для многих это просто хранилище.
Вы понимаете, о чем я?
Получить здесь адекватную оценку вряд ли возможно.
Да и бывает ли оценка адекватной?
Между тем, стихи (да и прозу) в России писали всегда, просто не было интернета.
Во времена Пушкина (этическая ошибка -ЕГЭ)были альбомы и тетрадки...
В Екатеринбуоге живет великий человек: владимир Голдин.
Он провел архивное исследование газет и журналов конца 19-начала 20 века и написал 6 или 7 книг.
Это только в рамках Уральского региона.
А сколько их по России.
Одна из книг называется "Зинаида Гарднер и 101 поэтесса Серебряного века":))
Надеюсь, что у вас достанет желания и сил написать книгу, которая будет называться "1000 и одна поэтесса Платинового века русской поэзии".
Стихира предоставляет для этого все условия:))
А для раскрутки почитайте мое эссе здесь же в Прозе.ру
"Платиновый век русской поэзии"
С уважением, Наталия Уралова-Никитина:))

Наталия Уралова   05.06.2010 10:22   Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2009/03/14/168
Ссылка на эссе, чтоб Вы не искали:))

Наталия Уралова   05.06.2010 10:27   Заявить о нарушении
Лия,

Насчет хранилища - увы, это не так. Хранить документы, как говорят, очень удобно на гугле. А здесь тексты выкладывают, зная, что их будут читать. ПРоза.ру - это все-таки ближе к библиотеке, сюда иногда-таки заходят читатели. А уж сами авторы читают друг друга всенепременнейше:) У многих даже выработался рефлекс: мне написали рецензию - я должен пойти и написать в ответ. Я написал - мне должны.

Ваша позиция мне понятна: пишущий да обрящет читателя. Это все очень хорошо:) Проблема (лично для меня) состоит в том, что Проза - это поле для игры в Литературу, но большинство игроков на нем даже не то что новички, а - объективно - рождены не для этого, но мало кто готов им открыть эту неприятную истину, и часто не лести ради, а потому что сами не вышли:(

Удачи:)

Беспощадный Критик   07.06.2010 11:25   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Беспощадный критик!
Долго я отсутствовала: почти месяц путешествовала по городам и весям. Проверила себя на конкурсе -фестивале в Стрельне под Питером. Все отлично!
Насчет прозы... пока сомневаюсь...
Но запрещать писать не стала бы никому.
Пусть пишут, выкладывают, читают...
Хорошо, что людям этого хочется...
Было бы хуже, если бы им ничего не хотелось и вместо стихов или рассказов они пили водку, дрались и убивали друг друга...или кололись
Пусть пишут...
У нас в России так мало стало пишущих и читающих, что мы теряем свою индивидуальность:))
С уважением, НатаЛия

Наталия Уралова   30.07.2010 00:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.