Настоящий человек

               
      С детских лет помню дедовы слова: «Умный человек смиренного не обидит».
Дескать, рука не поднимется, совесть не позволит. «Но, так то умный человек! – думаю я. - В жизни по настоящему умные люди встречаются не чаще, чем хотелось бы. В основном говорят: «Какой привет, такой ответ». А дурню позволь пальцем щёлкнуть – ударит кулаком. Ещё и хохотнёт от удовольствия». В минуты, когда вижу хотя бы тень насилия над любым живым существом, учащается пульс, горько и стыдно становится за людей. «Разве ж они не понимают, что творят зло? Это зло снежным комом нарастает и обязательно вернется уже лавиной грязи, душевной боли и удушливой обиды». Бывает маленькой эпизод из жизни своей или чьей-то так всколыхнет, так взбудоражит мысли, что долго ищешь тому объяснения. Оно приходит, но не враз, а порою через несколько лет. Тогда и радостно и грустно одновременно. Хочется поделиться своим открытием с кем-то ещё. Но лучше этого не делать. Вряд ли на ту минуту встретишь единомышленника. У другого человека свой царь в голове. Он по-своему рассудит. А спорщик с меня не ахти какой и, чтоб не нажить врага, отступлюсь. Кивну головой, в знак согласия и буду ещё долго размышлять кто из нас прав.
     Мне часто приходится ездить в автобусах. Случайные попутчики, обыкновенные люди со своей заботой на лице, легко ранимые, равнодушные, случается нагловатые. Всё вперемешку. От того и всякие истории приключаются. Видеть и даже участвовать в одной из них мне пришлось. И так, еду я в сад. Осторожно пробираюсь к выходу. У самой двери, спиной ко мне, стоит пожилая женщина в красивом платье. Но только когда подошла поближе, заметила, что на её спине в разброс прицепились зеленые репейные шарики, о которых пассажирка, конечно же, не догадывалась. Наклонившись к самому её уху, шепчу: «Подарите и мне репяхов на рассаду». Пошутила, значит. И каково же было моё изумление, когда увидела лицо женщины, повернувшейся на мой голос. О, ужас! Выражение такое, словно я нанесла ей смертную обиду.
     «Чего?!» - то ли спросила, то ли пригрозила мне. И хоть видела меня впервые, смотрела, как на злобного врага. Стараясь скрыть недоумение, нахлынувшую растерянность и поднимавшийся откуда-то из глубины души протест, с трудом удерживала улыбку на лице. Торопливо повторила сказанное и сняла с платья зелёный шарик, протянула ей на ладони. Женщина взяла «подарок», вздохнула и повернулась ко мне спиной, в надежде, что я помогу ей избавиться от непрошенных гостинцев. Собранные шарики я слепила в большой комок, и уже неуверенно прошептала: «Кажись, все собрала».
     Женщина повернула ко мне лицо во второй раз. Перемена была столь разительной, что если б пришлось сравнить две фотографии, вряд ли признала в них одного и того же человека.  Приятная женщина, лет шестидесяти, смущённо улыбаясь, благодарила меня за оказанную услугу и поглядывала на равнодушно стоящих пассажиров. Явно не желая эту случайную историю предать огласке.
     Кивнув на прощанье головой, я вышла на следующей остановке, но всю получасовую дорогу до сада размышляла над случившемся. «Почему у женщины первая реакция была враждебной? А может это не враждебная, а защитная реакция? Тогда выходит, что человек уже не ждёт от жизни ничего хорошего и вынужден отбиваться. Бедная женщина уже не рассчитывала на доброе отношение, даже совсем незнакомых людей. А, собственно, кто такой «незнакомый человек»? Это чужой человек. Но, от веку слово «чужой» равнялось слову «враг». Враги несли с собой беду. Если и улыбались, то только злорадно. Выходит это отголосок минувших веков?
     Как всё же хорошо, что я сдержала в себе тот растущий протест. Сумела сохранить остывающую на губах улыбку. Женщина поняла и приняла искренность моих намерений, душа её оттаяла. Как будто солнышко выглянуло из-за тучи, и мир преобразился. Боже Милостивый! Как мало нужно, чтоб подарить человеку радость, вселить надежду. Всего лишь улыбка незнакомого человека… - думалось мне.
- Да-а, из книг мы знаем о древних нравах, когда люди носили железные кольчуги под рубахами и без меча носа на улицу не высовывали. Прошли века. Мир переменился, надо думать к лучшему, а страх всё ещё таится в наших глазах.  По-прежнему спешим проскочить тёмные переулки. Вместо меча носим в сумочках газовые баллончики. На железных дверях ставим хитроумные замки. Так можно ли винить женщину за недружелюбное выражение лица? И да, и нет. Самосохраняющий страх служит ей оправданием. А с другой стороны – мы люди. Нужно воспитывать в душе добрые, человеческие чувства. Нет, не надеяться на милость врага, подставлять правую щеку, а на зло отвечать добром. Ибо ты человек! Не зверь дикий, коим руководит страх либо ярость…
     Пожалуй, будет лучше, если в такую минуту не подашь виду, не превысишь голоса, не ответишь издевкой на холодный взгляд. И если есть в человеке хоть капля совести, ему самому станет стыдно за свой необузданный нрав. А ты, как ни в чём ни бывало, уйдёшь своей дорогой. Тлеющий уголёк зла сам собой потухнет.
     Можно поступить по другому. Зло, оно, как камень на дороге. Человек торопится на работу, запнется о него. От боли осерчает, выронит из уст бранное словцо и поспешит нагонять упущенное время. За день на этой дороге добрый десяток торопыг запнется о тот же камень. И только тот, кто догадается убрать злополучный камень и будет достоин называться Настоящим Человеком. Но мы, зачастую, жалеем на это доброе дело минутки, ничтожно малой силы, а расплачиваемся дорогой ценой»
                1998 год.
 


Рецензии