Обманчивое слово

                Размышление.

     Сколько себя помню, всегда прислушивалась к словам, будто смако-
  вала их. Иногда словечко покажется этаким чемоданчиком с двой-
  ним дном. Даже тетрадку особую завела и подписала на обложке "Слова
  двойственного значения". И записей в ней уже немало накопилось. Но
  встречаются слова, которые я бы занесла в "черный" список. Это вовсе
  не бранные слова. Хоть и они да еще хмельное зелье, по мнению ста-
  риков, от нечистого. Не-ет, это самые обыкновенные слова. Одно, из
  них, слово "ПРОСТО".
     "Ну, слово, как слово. Что ж тут непонятного? - удивитесь Вы. -
  Всегда говорили: "простой человек", "просто, иду я по улице", "просто
  так постукиваю пальцами по подлокотнику", "просто так, что-то там
  напеваю". Что ж плохого в этом слове?"
     И вовсе мне не хочется спорить с Вами, тем более из-за этого без-
  ликого, бесцветного слова. А только попрошу, вслушайтесь, когда будете
  его произносить. Даже другие слова, соседствующие с ним, становятся
  такими же блеклыми, малозначащими.
     Да я б и не стала на нем, уж так-таки заострять свое внимание,
  если бы не случай, а вернее последствие его, с которым мне никак не
  хочется мириться. Все началось с того, что сижу  в маршрутном ав-
  тобусе, а на спинке сидения, где сижу, молодой человек
  что-то там карябает. Скучно ему, а руки применить негде. Вот и нашел
  себе занятие. Оглядываюсь. Спрашиваю:
     - Ну и как? Красиво получается?
     - Да я так, просто... - смущенно пожал плечами пассажир и отвернулся
  к окну.
     "Вот так и получается, что один "просто" гуляет по аллеям нашего
  и в самом деле, прекрасного города, мимоходом ломает ветки молодых са-
  женцев, Не утруждая себя открыть дверь рукою, пинает ее ногой, щелкает се-
  мечки, сплевывая на асфальт... Об окурках уже и вспоминать не охота,
  а другие тоже "просто" так идут следом и от негодования качают голо-
  вами. Дескать, некультурный у нас народ. А те, которые творят эти
  "мелкие пакости" и виноватыми себя не считают. "Просто" торопились по
  делам. Так сказать, "само так получилось". Вот и выходит, что простота
  хуже воровства. Так в народе говорят.
     Что-то мне после этих рассуждений не хочется называть себя "прос-
  тым человеком". Все равно, что "сереньким недотепой" обозвать. Э-эх,
  слова-слова! Прикрываемся мы ими, как кисейными занавесками, в надежде,
  «авось не заметят неприглядность нашу...» А оно, как известно, невоспи-
  танность, бездуховность, никакими дорогими одежками не прикроешь.
     Дедушка мой, Федот Кононович, бывало, говаривал:
     - Душа человеческая к небу тянется, да грехи не пускают!
     А моя приятельница при каждой встрече неизменно скажет: "Живи ты
  проще! Меньше будешь думать, крепче будешь спать!" "Дорогая моя! Если
  я не буду думать - в червя превращусь!" - отвечаю ей. А она своё твер-
  дит: "Легче, легче жить надо! Жизнь и так сложная! Зачем же ее услож-
  нять?.."
     Как знать? Может она и права, только хотелось бы мне услышать: "Чище,
  чище жить надо! Жизнь такая короткая! Успеть бы сделать что-то доброе.
  Одним словом, добрый след на Земле оставить..." А вместо этого
  приходится смотреть на уродливые царапины на спинках автобусных сидений.   Вот и выходит: то, что многим кажется "просто", совсем не просто! И все
  оттого, что живут многие -  не думая. Как трава на пригорке. Куда ветерок
  подул, туда и склонились. Но мы же люди! Люди!..
     И все же, поразмыслив, раскаялась. Зря я так-таки ополчилась на это
  слово. Разве ж оно виновато, что такую ношу на него возложили? Ведь,
  бывает, произнесет кто-то: "простое платьице", и сразу как-то по-домашнему тепло
  на душе станет. Не-ет, не в словах истина! В добрых намерениях! А зна-
  чит, в нас самих! И жить культурно мы, даст Бог, научимся. Дурные при-
  вычки, как тараканов на кухне, повыведем! Только вместе надо объявить
  им войну. Всем домом! Городом! Страной! Пусть не сразу. Не с разбегу!
  А все ж вперед... Ведь не зря ж в народе говорят: "Лучше медленно идти,
  чем на месте стоять"
                3 октября 2002 года.


Рецензии