Потревоженный муравейник

     Было время, когда я смотрела на людей и удивлялась: «Чему же вы, глупые, улыбаетесь? Беззаботно семечки щёлкаете, судачите о житейских мелочах, то битый час тратите на разговоры, то, чуть ли не бегом, куда-то торопитесь. Куда? Зачем? Разве это главное? А может они не знают, не догадываются или просто мысли не допускают о том, что все мы смертны. Все их сиюминутные заботы подобны стараниям Зимы-хлопотуньи. Выглянет солнышко и… нету снега, как и небывало…
     А может в этом кроется другая тайна? И знают её не люди, а тот одуванчик. Что, проломив асфальт, пророс в расщелине и улыбается светлому дню. Может, знает синичка цвинькающая среди пожухлой прошлогодней листвы? Воробей, забравшийся, как мальчишка-шалунишка в лужицу растаявшего снега? Он живёт без всяких мудрствований. Не прошлым, не будущим, а здесь и сейчас. Может это и есть главная задача жизни: живи, покуда живётся, просто радуйся жизни, так, без оглядки?..
     Нет-нет. Не то я говорю. Конечно, я приклоняюсь перед жизнелюбием одуванчика, весельем воробья. Поди, объясни травке-муравке, что сроку ей – одно лето. И спрос с неё невелик. А людям? Как же им-то жить, мыслящим и помнящим о своём и в масштабе страны? Да чтоб по чести, по совести, с человеческим достоинством…
     Эх, вопросы, вопросы. Где найти на них ответ? Спросить у прохожего, у кошки, что нежится у ручейка, что поблескивает на солнышке? Нет, у них не спросишь. Ту, святую истину ищут многие люди. Веками ищут. Время от времени спрашивают себя: а нужно ли искать? И опять ищут потому, что так устроен человек. Ему бы правду-истину найти. Хоть жизнь на это положи, а найди. И ещё на сей счёт древние старики советуют: иди за тем, кто ищет правду, и беги без оглядки от того, кто её нашёл.
     Включаю телевизор. С экрана звучит всё тот же вопрос. Им всерьёз озабочен В.П.Астафьев.  «Как жить? Чем жить, коль всё попрано? Желудком живут, им же думают, для него стараются…»
     Страшно так жить. В душу закрадываются сомнения: а нужно ли писать? Кто читать будет?.. Думать, размышлять о жизни – охотников мало. Возмущаются на голодный желудок, а появилась денежка – напьются и море по колено. А кто ж замусорил, загадил подъезды? Да, что там подъезды? «Мусор» в головах, в привычках, в стиле жизни. Но слышатся возгласы: «Народ не виноват! Русь святая!..» А кто ж виноват? Кому порядок в доме наводить?..
     Стыдно и больно. Люди жизни живут так, как те муравьи. Тащат всё к своему «дому». Умирает одно поколение, другие той же дорогой идут. Работают, едят, размножаются. Так это ли можно назвать жизнью?
     «Святая Русь!» Святая, если издалека посмотреть. Вроде, как на сливу или на яблоню. Ветки отяжелели от плодов. Сорвёшь, приглядишься к каждому плоду в отдельности. Редко который без червоточинки, да без изъяну. Немногие для лёжки годятся. Можно перебрать, некоторые сварить, если вырезать что получше. А если взять всё, как есть? Забродит, запенится, взбунтует. Одна сивуха-сливянка из этого «добра» получится. Так об чём тут толковать? Люди – те же плоды земные… Бездумные, с гнильцой в душах, от того и пьют. Э-эх, не от пьянки лечить надо. Гнильцу-червоточину в душу впускать не нужно…
     Одна старушка, вспоминая прожитые годы, ответила просто и мудро: «Мы старались жить достойно, потому-то и имеем право на воспоминания».
     Мысли мои, как растревоженный муравейник. Больше вопросов, чем ответов. И надо их искать, как затерявшуюся вещь, знакомую и нужную, а заодно наводить порядок в доме своём. Просто – жить.
                7 апреля 1999 года.


Рецензии