Родные люди

     Близкие, родные нам люди. Всегда ли мы благодарны им за безграничную открытость, за доверие во всём? Да, нет же. Скорее наоборот. Насаждаем им своё мнение всеми доступными способами. Проявляем уважение к кому-то со стороны. А почему? Да потому, что сторонний человек таит в себе некую загадку и, этой «загадке» мы готовы поклониться, служить ей. Но, опять же, да того часу, пока не узнаем человека поближе. А что потом? Потом свергнем с пьедестала и, чем больше поклонялись, тем яростнее затопчем в грязь. Всё просто и объяснимо. Неважно, каким способом мы отняли у человека тайну. Ошибочно считая, что если его «опустить ступенькой ниже», то автоматически сам поднимешься наверх. Хотя, как известно, вряд ли толпа сможет подняться выше своей глупости. Поднимаются единицы, то есть – личности. За эту смелость бывают осмеяны, оклеветаны, оплёваны. «Будь, как все. Не высовывайся. Хоть червём навозным ползай, только голову не поднимай…»  Не простят. А почему? А потому, что с виду этот человек живёт, как все: щи хлебает, рубаху надевает да ещё похрапывает во сне. И не до ума им, недалёким, что это всего лишь внешняя сторона вопроса. Главное – суть понимания вещей, его интеллект, его внутренняя культура.
     Поняла я это не скоро. Подобно косточке внутри плода. Сверху мякоть, неважно какого цвета и какая на вкус. И причины разногласий тоже были разными. Я в первую очередь винила себя за то, что не смогла найти общий язык с людьми. Потом поняла – это препятствует моему духовному росту. Нужно сойти с «дорожки соревновательности» и идти своим путём. Так делали многие, кого считали «белой вороной». Первым примером такого человека был мой дед, Федот Кононович.
     Каюсь, очень даже не любила, когда дед называл брата моего «людык». (В переводе с украинского языка – человечек.) Никто из моего окружения не употреблял такое слово. Его придумал дед Федот из большой любви к своему внуку. Казалось бы: что в этом плохого? Так я рассуждаю по сегодняшнему уму, а тогда это невинное словечко вызывало во мне бурный протест.
     Философская задумчивость деда множила упрёки скорой на выводы бабушки и откровенные насмешки соседей. Хотя, собственно, какое им до этого дело? Но, чтоб разобраться в этом вопросе, надо понять человека. А это уже труд тяжелее работы землекопа. Проще подвергнуть осмеянию то, чего сам не делаешь.
     Добрый, человечный крестьянский ум. Им, именно им, до сей поры жива Россия. Не городским, торопливым, суматошным, изворотливым, а степенным, рассудительным умом пахаря-кормильца.
     Раздумывая над всем этим, всплывает на ум правда исповеди. И по моему разумению кажется мне, что Создателю будет приятнее, когда человек сам осознает ошибочность своего суждения. Тем самым «очистит пятно на своём платье». Тупое попрошайничество «подай Господи», с многочисленными поклонами, не исправит положение. Должен быть духовный рост. Человек привыкает к труду, даже к самому тяжёлому в местах заключения, но прозрение – это уже из другой области. Назначенные батюшкой посты и поклоны до души не доходят, остаются просто работой. Как стояние шкодливого мальчишки в углу. А впрочем, может быть я и не права. У каждого своя дорога к истине, безусловно достойная всяческого уважения.
     Однако, я позволю себе вернуться к своим корням. То есть, к деду своему, предмету моих раздумий. Неотъемлемое стремление к знаниям. Вдумчивое чтение книг. Накладывание на общепризнанные истины своего, личностного понимания мира. Даже теперь мне кажется забавным его произношение слова «библиотека» с ударением на «о». Дед искал нечто среднее между старославянским слогом, украинским, русским и польским языками.  Зачем это было нужно сельскому человеку? Человеку от земли, от навоза, от фуфайки заплатанной на локтях, от кирзовых  сапог, кепки-шестиклинки и пустых щей. А он душу свою приподнимал выше рутинных повседневных забот. Чтоб из смрада житейских будней, хоть на малую минуточку вырваться на волю, глотнуть свежего воздуха. Только за это стремление стоило его уважать. Но, к великому моему сожалению, это прозрение пришло ко мне, когда у самой голова побелела. Хотя и тешу себя мыслью: лучше поздно, чем никогда.
                19 дек 2006 года.


Рецензии