Моя Астрахань
Кому вы, мой читатель, обязаны своим именем? Конечно, родителям. Два человека, благодаря которым вы и появились на свет Божий, дают имя своему ребенку.
Русские обычно дают имена, входящие в святцы.
Татары, чаще всего – арабские имена, трансформированные тюрскоязычной средой.
В Астрахани тысячи Николаев, Александров, Викторов, Рашидов, Рашитов и прочих имен, не вызывающих особого удивления. Но есть и редкие имена.
Вот имена, носители которых присутствуют в Астрахани в единственном экземпляре.
Чапай – в честь легендарного комдива.
Энгельсина – в память о Фридрихе Энгельсе – соратнике и собутылнике Карла Маркса.
Модест – родители этого ребенка были большими поклонниками Мусоргского.
Поликарп.
Джордж.
Харита.
Фотиния.
Эраст – носитель этого имени родился в 1973 году, т.е. задолго до всероссийской славы героя Бориса Акунина – Эраста Фандорина.
Акакий – здесь никаких аллюзий с гоголевским героем из рассказа «Шинель». Имя это очень распространено среди православных грузин, в языке которых нет никаких пошлых созвучий с этим именем.
Ихтиандр – астраханец с этим поистине редкостным именем родился в 1971 году. Папа и мама будущего Ихтиандра были фанатами вышедшего за несколько лет до этого прекрасного советского фильмы «Человек-амфибия».
Чингизхан – это имя характеризует непомерные амбиции родителей.
А вот образчик грамотности астраханских паспортистов.
Внимание! В Астрахани имеется в наличии: один Аполон, один Апполон и еще один Аполлон, который и попал в точку по грамматике!
Многие имена давались по политическим убеждениям.
В Астрахани живут две женщины 1925 года рождения с именем Ленина и двенадцать, названные своими родителями Сталинами. Странно, но ни одного мужчины с именем Ленин или Сталин нет, но зато есть целых 7 Марксов и 4 Энгельса ( это имена! ).
После октября 1917 года в России появились имена, прославляющие Ленина – Владлен и Владилен.
Владлен – мужское имя – 20 астраханцев носят его.
Владлена – женское имя – три астраханки с гордостью пронесли его через всю жизнь.
Соотвественно, в Астрахани наличествуют восемь Владиленов и две Владилены.
Есть некоторые странности с еврейскими именами.
В Астрахани всего один (!) Израиль, пять Исааков, четыре Исака (что совершенно неграмотно), нет ни одного (!) Иакова, но зато целых 165 Яковых. Но это еще не всё: в Астрахани нет ни одного Авраама и Аврама, но есть целых 5 Абрамов!
Евреи – выходцы из Германии любили давать своим детям имя Адольф. В Астрахани 14 Адольфов, но один из них чистокровный русак, который родился 23 декабря 1941 года, когда фашисты рвались к Москве, и победа Красной Армии была весьма проблематичной. Папа этого Адольфа наверняка являл собой закоренелого антисоветчика и, вероятно, погиб после Победы в советском концлагере.
Ну, а теперь просто редкие и интересные имена наших земляков.
Августин – 2. Удивительно, что оба астраханца с этим именем родились отнюдь не в августе.
Евангелина – 2.
Аскольд – 3.
Африкан – 3.
Джон – 4 – все русские!
Адам – 8.
Изольда – 11 – при этом сравнительном изобилии Изольд в Астрахани нет ни одного Тристана, скорее всего, из-за некоторого неблагозвучия этого имени для русского уха..
Алсу – 13.
Жанетта – 14.
Чингиз – 18.
Ева – 25 (ни одной Браун…).
Ну, и на прощание: в благословенной Астрахани четверо моих тезок! Привет вам, Автандилы и долгих лет счастливой жизни!
РЕДКИЕ ФАМИЛИИ АСТРАХАНЦЕВ
Идея этой статьи лежала на поверхности, и только человек поверхностный мог не догадаться первым воплотить эту идею в небольшую газетную заметку.
Фамилии – это прозвища, дававшиеся предкам теперешних Кривозубовых, Щербаковых, Толстых, Криворотовых и Горбатенко.
Фамилии – это профессии родоначальников нынешних Кузнецовых, Рыбаковых, Сапожниковых.
Фамилии – это церковные приходы, на территории коих проживали далекие предшественники современных Ивановых, Петровых, Николаевых и Алексеевых.
Проще с аварцами, даргинцами, лакцами, табасаранцами и прочими народами, проживающими на территории Дагестана. У них фамилия – это имя отца. У Расула Гамзатова папу звали Гамзатом, а сын Расула Гамзатова будет, естественно, носить фамилию Расулов. Чтобы сохранить одну фамилию всем детям мужского пола следует давать одно имя. Вот и жили бы в Дагестане Расулы Расуловичи Расуловы и Гамзаты Гамзатовичи Гамзатовы. Путаница была бы ужасная.
Теперь о редкостях высшей пробы. В Астрахани в единственном числе проживают:
Госпожа Болванова.
Госпожа Прапорщикова.
Товарищ Щорс.
Госпожа Мосягина.
Товарищ Чапаева.
Госпожа Кудиярова.
Товарищ Троцкий.
Супруги Энгельс.
Товарищ Перовская.
Госпожа Чертовских.
Госпожа Епископян...
Кстати Добро и Зло в фамилиях Астраханцев неуравновешенно.
Боговы – 5, Богович 2, Боголюбовы – 9, Ангеловы – 9.
Сатановы – 16, Чертовы – 11, Бесовы – 17.
Нашло отражение в фамилиях и служба Отечеству в рядах вооруженных сил.
В Астрахани проживают:
Маршаловых - 4,
Генераловых – 112,
Полковниковых – 10,
Майоровых - 156,
Капитановых – всего 2,
Лейтенантовых – нет, зато есть трое Поручиковых,
Старшиновых – 14,
Сержантовых – 5.
Солдатовых – 110.
Есть фамилии, прославляющие оружие.
Штыковых у нас 15,
Нагановых – 4.
Русских людей обвиняют в чрезмерной приверженности к пьянству. Но так ли это?
В Астрахани нет ни одного Водкина!
Рюмкиных – 4,
Стакановых – 3,
Бутылкиных – 3,
Шкаликовых – 4,
Пьяновых - 68,
Пьяных – всего 2,
Водопьяновых – 39 (в этой фамилии слышится многовековая мечта русского человека пьянеть с воды).
Подобное наличие нетрезвых фамилий - сущая ерунда, если учесть, что Ивановых, например, в нашем родном городе более 3000.
Увы, есть среди фамилий наших земляков и весьма специфические.
Мерзликины – 5,
Негодяевы – 4,
Ярыга – 9,
Живодеровы – 20,
Гноевые – 13,
Пересунько – бездетная семейная пара,
Пуковские – 6 ( трудно представить – что творится в квартирах этих милых людей! ).
Есть у нас в наличии носители весьма самокритичных фамилий.
Дураковы – 8,
Бардаковы – 8,
Распутины – 3 ( в браке не состоят все!).
В заключении можно отметить тот грустный факт, что в Астрахани нет ни одного Камикадзе, кроме автора этой скромной заметки.
Факт: 3 года "Факту"
Давать оценку газете должен только читатель. Но если такая оценка и дается, то это в каждом случае сугубо субъективное мнение. Одному - нравится, другому – нет. И в то же время - оба ошибаются, потому что не прочитали между строк главного, сокровенного, уравнивающего все мнения и взгляды.
А нужна ли эта оценка?
Ты заворачиваешь в эту Газету бутылку. Это твоя оценка. А ведь бутылка завернута в попытку сделать эту жизнь хоть немного справедливее. Бутылка завернута в любовь к своим несчастным землякам.
Да, да - можно завернуть и в попытку, и в любовь, и в ёрничество вперемешку с эпатажем.
Когда Газета родилась, на местном информационном поле произрастали удивительные «растения».
Главенствовала «Болда», гордая своей гибкостью, которую сохранила несмотря на весьма преклонный возраст, когда простительно впадать в маразм и паралич.
Рядом «колосился» еще один перестарок – «Мукомолец Каспия», славный путь которого усыпан теперь не только мукой с молодежным привкусом, но и естественным в таком возрасте песком.
Был здесь и подросток «Содержанин», занудливо клянчащий «2 рубля без отдачи».
Присутствовали «Астраханские бедствия», «Овёс для вас», «Пшик», «Ящур», бисексуальный «Просвет» и прочая независимая от читателя бумажная ботва.
Первыми взыскательными критиками Газеты стали милицейские, прокурорские и судейские чины, Они изо всех сил старались пришить к Газете хоть какое-нибудь уголовное дельце.
Газета рвалась и вырывалась из потных хватающих рук, сворачивалась трубкой и била обладателей этих рук по заскорузлым физиономиям.
Борьба и испытания закаляли. Бумаги в газете стало больше, шрифт гуще, материалы хлеще.
Увы, газета почти всегда попадала не в кон!
Она ругала тех, кого никак нельзя было ругать.
Она защищала невинных и беззащитных, вместо того, чтобы их оплёвывать и топтать.
Газета пророчествовала и почти всегда точно.
Но «нет пророка в отечестве своем»…
Я прочитал Газету.
Я сложил из нее воздушный кораблик и запустил его со своего пятого этажа.
Лети! Пусть под твоими крыльями всегда будет добрый ветер!
ЛИЦО РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
«Кликуша –женщина,страдающая
кликушеством» ( С.И.Ожегов.
Словарь русского языка)
Ю.Маркова неожиданно потянуло на воспоминания.
Трибуной Поэта, Журналиста и Начальника (директор телекомпании «Экс-видео» - это не хухры-мухры!) стали «Астраханские известия» № 50 за этот год.
Несомненно, каждому человеку есть что вспомнить…
Естественно, что каждому пожилому человеку грустно вспоминать свою безвозвратно ушедшую молодость, свой густой в далеком прошлом волосяной покров…
Но надо признать, что ничего экстраординарного в подобных воспоминаниях нет.
Воспоминания могут быть интересными по форме изложения или захватывающими перипетиями жизни героя.
Ни тем, ни другим Ю.Марков похвастаться не может.
Порыв к интересности наблюдается – к прозаическим материалам своих заметок автор присовокупил свой же стихотворный опус «От имени ветеранов», в котором с непонятным озлоблением охаивается неведомый «незрелый кликуша с молочной пеной на губах».
Дело в том, что этот «незрелый кликуша» видимо осмелился осуждать славное прошлое страны Советов.
Ю.Марков от имени всех ветеранов, вероятно, правоохранительных органов, даёт бой безымянному мерзавцу непонятной сексуальной ориентации. Ведь не зря же господин Марков называет неизвестного кликушей, а стало быть, женщиной…
Они, ветераны, оказывается, прекрасно в своё время понимали, что правил страной деспот-изверг со знаменитой курительной трубкой, жизнь народа была ужасна, но, несмотря на это или поэтому, ветераны в стихотворении Ю.Маркова заявляют: «Была нам лучшею наградой на славу крепнущая Русь!»
Здесь поневоле вспоминается народная оптимистическая присказка: «Нас гребут, а мы всё крепнем…»
Но Руси, как таковой нет более трёх веков.
У русских нет государственности.
Русь это своеобразный град Китеж. Китеж ушел под воду. Русь в другое измерение. О Руси теперь не вспоминают даже махровые националисты, у которых вырывается только совершенно абсурдное: «Слава России!»
Стихотворение отнюдь не улучшило впечатления от автобиографических заметок.
Человек, проработавший в журналистике 50 лет, мог бы привести десятки курьёзных случаев, десятки журналистских баек. Этому, кстати, можно было бы поучиться у Сергея Довлатова. Но Довлатов, по мнению Ю.Маркова, скорее всего, тоже «незрелый кликуша с молочной пеной на губах»…
Заметки Ю.Маркова не отличаются откровенностью по свидетельству самого Ю.Маркова. Только в одном месте (!) Ю.Марков в своих воспоминаниях заявляет: «Надо сказать откровенно, что мы, работающие тогда на радио, недооценивали свою роль в жизни города…»
Как умилительно выглядят опытные радиожурналисты, которые так и не поняли своей роли, как идеологических рупоров обкома КПСС, не оценили свой весомый вклад в оболванивании и обмане своих земляков.
При Сталине они воспевали Сталина.
Потом настало время Сталина ругать – и те же самые журналисты охотно клеймили позором бывшего вождя всех народов.
Так было и с последующими советскими и российскими владыками.
Не рассказывали радиожурналисты о расстрелах рабочих, не вещали о травле Сахарова, Солженицына, не поделились со своими слушателями тем, как в 1975 году Сергею Ковалёву припаяли 7 лет лагеря и 3 года ссылки за безобидную болтовню и машинописные тексты.
Правду нельзя было говорить при всём желании.
И устраиваясь на работу, журналисты об этом знали. Значит, они вполне осмысленно шли служить Лжи и Злу.
О каком тогда творчестве может быть речь?
Но сейчас можно говорить почти всё.
Почему сегодня Ю.Маркову не рассказать бы о чудесном превращении бесталанного и бесталантливого рулевого-моториста в руководителя телекомпании? Почему бы старому журналисту не рассказать откровенно о критериях оценки труда журналистов и вообще творческих личностей в нашей стране?
Было бы интересно услышать мнение Ю.Маркова о парадоксальном явлении в СССР и России – о засильи в провинциальных творческих союзах серой массы чинуш от литературы, журналистики и т.д.
Для сравнения – Стивен Кинг, по великолепным романам которого поставлено более десятка замечательных фильмов, родился и творит в штате Мэн, далеком от Вашингтона и Нью-Йорка… Появись в России писатель такого уровня, что весьма невероятно, он бы давно уже торчал в Москве…
Когда талантливый человек из российской глубинки каким-то чудом умудряется заявить о себе, преодолев мощный заслон тупорылых «ценителей» прекрасного, он неминуемое попадает в Москву.
Провинция в СССР и России была и есть тупиком для людей талантливых и деятельных.
Москва была и есть образцово-показательный город. Москва – это пыль в глаза всему миру, чтобы миру было труднее разглядеть остальную убогую в своей нищете и обездоленности Россию…
Я до такой степени начитался воспоминаний Ю.Маркова, что мне самому захотелось повспоминать…
Один мой знакомый в конце 80-х годов прошлого века подрабатывал нештатником на областном радио.
Меня ещё тогда забавляли его рассказы об этой работе.
В одном из репортажей об открытии городских соревнований автолюбителей звучало слово «стартанёт». Произнёс это слово один из устроителей соревнования. Слово было вполне цензурным и гармонично вписывалось в диалог. Ульянкин, бывший тогда начальником областного радио «зарубил» это слово…
Делая интервью с родственницей астраханца, погибшего в Аджимушкае в годы Второй мировой войны, мой знакомый пытался сказать, что трагедия Аджимушкая – это преступление советских генералов, загнавших в подземные каменоломни свыше 10000 советских солдат и офицеров. Ведь на поверхности эти люди могли бы биться с врагом и при профессиональном руководстве даже победить. Но озвучить это не дали, несмотря на Гласность, «царящую» тогда в СССР. О подобных вещах мог рассуждать только московский журналист. В провинциальном радиогадюшнике говорить об этом было нельзя.
Потом мой знакомый стал интересоваться «Демократическим союзом», родившимся в Москве, и сразу же стал персоной нежелательной в стенах областного радио…
Творчество возможно при полной свободе. Если свободы нет, то ни о каком творчестве не может быть речи.
Французский католический священник Франсуа Рабле, живший в 16 веке, когда вовсю пылали костры инквизиции, был свободнее советских людей. Ни один советский цензор не пропустил бы в печать роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», если бы его написал советский автор. В приговоре-рецензии звучали бы обвинения в безыдейности и пошлости.
А может, Франсуа Рабле – тоже кликуша?
ПЛОЩАДЬ ДВУХ УЛИЦ
В современной России люди, пишущие в жанре публицистики, разделяются на два неравных во всех отношениях лагеря.
Первый лагерь переполнен восхвалителями. Их труд – в предельно оптимистичных тонах изобразить положение в Федерации. Благодаря этим рыцарям заранее согласованных интервью и хорошо проплаченных критических очерков жизнь наша безрадостна и опасна от распоясавшейся коррупции. Сами рыцари, кстати, по жизни циники и пессимисты, и поголовно страдают алкоголизмом или наркоманией.
Второй весьма немногочисленный лагерь незримо объединяет так называемых ругателей. Ругатели зорко всматриваются в окружающую действительность и, замечая отдельные признаки деструктивизма, идиотизма, а порой и самой пошлой преступности, описывают их на радость взыскательным читателям. Ругатели стараются не только из любви к красному словцу, они хотят увидеть свою Родину свободной от алчного маразма, глупого патриотизма и профессиональных воров-управленцев. Ругатели, как правило, оптимистичны и спортивны, несмотря на невыносимые условия жизни, создаваемые им так называемыми правоохранительными органами…
Описав очередной чумизм окружающей федеративной жизни, порой наталкиваешься на отчаянное противоборство защитников советско-российской социально-политической хронической патологии. «А чего ты сам-то сделал?!» «Мы в космос вышли!» «Мы фашистскую Германию раздербанили!» - вопят эти защитники.
Что можно ответить этим поборникам и сторонникам шизоидной административно-хозяйственной системы? – только еще более вопиющими примерами безнадежной глупости советско-российских администраторов-болванов, любящих бить себя в грудь со словами: «Мы – профессионалы!»
…Есть в Астрахани площадь Шаумяна. Была эта площадь и до революции 1917, называясь, естественно несколько иначе - отнюдь не именем одного из 26 бакинских комиссаров, которых, чтобы расстрелять зачем-то перевезли через бурный и седой Каспий…
Кстати, городская площадь – это по определению открытое, обрамленное зданиями или зелеными насаждениями пространство, входящее в общую городскую систему. Площадь, названная в советское время именем Шаумяна, представляла собой идеальный образец площади. Ее живописно обрамлял тюремный замок, коммерческое училище, ставшее в советское время пединститутом, а затем государственным университетом с педагогическим уклоном, и разношерстный ряд частных домовладений. Астраханский тюремный замок отнюдь не уникален: по аналогичным проектам построены были тюрьмы в Харькове и Нижнем Новгороде.
Но в таком виде площадь побывала недолго: где-то в 50-60-х годах прошлого века на площади построены были дома, образовавшие со старыми жилыми строениями и пединститутом две улицы.
Казалось бы – чего проще: площадь прекратила свое существование, ряд старых жилых домов становится продолжением уже существующей улицы Шаумяна, а улице, образованной новыми домами и пединститутом присваивается какое-нибудь не особенно оригинальное имя – 2 я Шаумяна.
Ничего подобного. Советским, а затем федеративным градоначальникам и архитекторам и дела нет до площади, поделенной двумя улицами. У них много других проблем…
Кстати, площадь двух улиц можно считать астраханским восьмым или каким там еще чудом света!
Живите и радуйтесь!
СОР В ИЗБЕ
Не надо доводить, чтобы в доме было грязно. Надо переодически убираться, если нет веских причин не делать этого. Один мой хороший знакомый принципиально не убирается в своей квартире.
«А какой смысл, - говорит этот неунывающий астраханец, - если в любой момент могут придти с обыском и добрый десяток обутых мужиков будут копаться в самых потаенных местах моего жилища?»
У этого моего знакомого за десять лет было три обыска, хотя он не уголовник, не террорист, и не резидент иностранной разведки.
Но убираться все равно надо вопреки известной пословице о том, что не надо выносить сор из избы.
А можно ли убираться, не вынося сора?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, надо уяснить, что эта поговорка относится, скорее всего, к избе исключительно регионального значения. Как ни странно, в избах-областях собирается такой сор, который никак нельзя почему-то уничтожать и тем более выносить на федеральный уровень…
17 августа 2009 года примерно в 15-00 я оказался на углу улиц Советской и Володарского. На одном углу стояла группа граждан с растерянно-решительными выражениями на лицах, на противоположном углу с решительно-расстерянными выражениями стояли офицеры милиции. Здесь главенствовал полковник очень представительный в талии и щеках.
- Быстро подогнали автобус и всех отсюда убрали! – распоряжался он, имея ввиду группу граждан.
Это шла полным ходом подготовка к приезду в Астрахань Президента России Дмитрия Медведева.
Граждане, по-видимому, желали вынести под ноги Президенту сор из астраханской избы, а милиционеры – воспрепятствовать этому процессу.
Зачем? Если известно, что сор есть, почему не позаботились заранее все вычистить? Или этот сор приносит слишком много дивидендов, что с ним жалко расставаться?
Квартиры, земля, беззаконные действия законников, - список «сора» не так и велик, но умноженный на тысячи конкретных случаев, впечетляет.
Сор рвется из избы по всем каналам, потому что в самой избе все схвачено: правоохранительные органы, суд, прокуратура свились в один дружный клубок, где никто друг друга не обидит – враги только извне…
Сор рвется из избы в виде заказных писем. Но это не страшно: все письма первоначально сортируются не на главпочтампе, а… на вокзале, где отбираются «сорные» письма и обрабатываются не в Москве, а на месте
Вот поэтому в ответ на жалобу, посланную в московские министерства или в администрацию Президента чаще всего приходит сообщение, гласящее что «ваше письмо направлено на рассмотрение в вашу роднуют область-избу».
Единственной отдушиной остается пока интернет, но надолго ли – неизвестно.
Ну, все кончаю, а то мусор надо срочно вынести.
ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ
В начале октября 1984 года я проходил мимо здания Кировского райисполкома и увидел, как оттуда выносят на носилках тело, прикрытое простыней.
- Что случилось? - спросил я у мужчины, стоящего на тротуаре среди небольшой толпы зевак и наблюдавшего эту сцену.
- Сам себя поджег в кабинете председателя райисполкома, - прозвучало в ответ.
В этот день я так ничего и не смог узнать конкретного. В последующие дни ничего не изменилось. При попытке узнать что-либо у работников райисполкома, сразу начинались вопросы: а кто я такой? а кто меня уполномочил? Заканчивались вопросы угрозой вызова милиции. Из отрывочных сведений, собранных по крупицам, выяснилось, что Человек, вернувшись в Астрахань, не мог прописаться у родителей. Чиновники играли с ним так, как футболисты играют мячом. Доведенный до отчаяния Человек зашел в кабинет председателя райисполкома, облился бензином и поджег себя.
Он погиб, но уголовного дела по статье «Доведение до самоубийства» не завели. Завели уголовное дело по статье «Убийство», так как по мнению советских правоведов, самоубийца имел замысел поджечь собой «бедного» председателя райисполкома.
До сих пор я не знаю имени погибшего по вине нелюдей Человека.
В память его я написал тогда это стихотворение.
ПАНИХИДА
Я весной родился.
Осенью умру.
Здесь октябрь впился
В горло ноябрю.
Мои плечи узкие
Не спасут от бед.
Слышу речи русские,
А России нет.
Не ходи к начальнику.
В этом только вред.
Неприступней спаленки
Тихий кабинет.
Если лезешь в горы -
На себя пеняй.
Но пришелся впору
Плащ мне из огня.
Пронесется факелом
Мой недолгий свет.
Опалится лаковый
Тихий кабинет.
Дух прочнее тела.
Дух сильней огня.
Под простынкой белой
Вынесут меня,
Но сгоревший, мертвый,
Я совсем как тот,
Кто, в атаке верткий,
Бросился на дзот.
Прошло двадцать пять лет. Промелькнули Перестройки, Развалы, Реформы, Стабилизации и Кризисы, но всё так же на моей Родине царит Бюрократ, попирающий права людей на достойную жизнь. Этому царству пока не видно конца.
АСТРАХАНСКИЕ КАЗАКИ - ФАРС ВОЗРОЖДЕНИЯ
Понятие «казак» позиционируется как лихой рубака, искусный наездник, русский патриот и поборник Православия, чуждый какого-либо аскетизма: казак – не дурак выпить, погулять, не пропуская ни одной юбки!
История казачества уходит в глубь веков и тесно связана с естественным стремлением людей к свободе. Крепостные холопы, замордованные своими барами, бежали на Дон, в Запорожье, где становились свободными искателями удачи – бойцами войска с плавающим уставом, устанавливаемым на всеобщем собрании – круге.
Но в 18 веке казачество трансформировалось в строго регламентированную государеву службу, службу, на которую не призывают, а в которой рождаются. Казачество из сообщества вольных людей превратилось в военную касту.
В Российской империи казачество стало органичным, и если бы не сатанинский переворот 1917 года, то казачество и армия могли бы стать синонимами. На момент переписи населения 1897 года численность казаков (мужчин и женщин) составляла 2,9 миллиона. В 1916 году эта численность составила уже 5 миллионов. Сколько десятков миллионов их было бы сегодня? Но согласно Всероссийской переписи населения 2002 года в РФ проживает 140 тысяч казаков, из них 95,5% в Южном Федеральном округе.
Не надо идеализировать казачество как монументальную опору Православия и Монархии, как это делают многие пылкие поборники казачества. Слабость российской государственности и идеологии сказалась и на их защитниках. Переворот 1917 года и последующая Гражданская война показали, что многие из казаков сражались в рядах врагов России против ее защитников. Среди сине-желтых астраханских казаков многие сменили окрас на более выгодный в тот момент – красный…
Через семьдесят лет «великих» свершений коммунистический миф о равенстве и братстве лопнул. В России со скрежетом зубовным началось воссоздание нормального человеческого общества. Началось возрождение многого, уничтоженного за семьдесят лет власти оголтелых поборников мирового господства коммунистических идей. Началось и возрождение казачества. Но началось, как ни странно не снизу, а сверху.
В Астрахани возрождение казачества в июле 1991 года начала группа «потомков» казаков. Среди потомков оказалась даже представительница прекрасного пола – А.Ф.Милейковская, побывавшая, как это ни странно, некоторое время и.о. атамана Астраханского казачьего войска. В истории были девицы-казаки, но девиц-атаманов еще не было. В ревнителях возрождения казачества обнаружился и бывший комсомольский активист и стреляный воробей В.М.Адров. Но настоящие потомки казаков в движение почему-то массово не бросились. Хотя понять настоящих потомков казаков не трудно.
Можно научиться хорошо держаться в седле – и таких людей в России всегда было достаточно. Это спорсмены и любители верховой езды, это просто конные пастухи.
Можно научиться ловко махать саблей. Таких тоже всегда было достаточно. Это опять-таки спортсмены и любители боевых искусств.
Но как из чиновника мгновенно перевоплотиться в казака? Это возможно только в игровом варианте, в варианте общественного объединения «Клуб казаков», но в реальной жизни это будет пошлым фарсом.
Понятно стремление административных работников выдумать новую русскую идею, объединяющую все слои общества. Но как видно из истории «возрожденного» Астраханского казачьего войска, ничего из этого не вышло. Все лидеры этого немногочисленного движения стремились только к получению земельных и рыболовных участков для последующей их сдачи в аренду. Пахать землю и ловить рыбу, по всей видимости, сами казаки совершенно не хотели, им любо было только получать солидную арендную плату.
Не удивительно, что простой народ в ряды казаков вставать не желал. Казаками становились только такие яркие личности, как председатель астраханского отделения Союза писателей России Ю.Щербаков, который почему-то казачьей гимнастерке и шинели предпочитает цивильные пиджаки и пальто.
Казачество неожиданно любо стало правоохранительным органам. В мае 1993 года атаманом Астраханского союза казаков вдруг становится прапорщик ФСБ С.А.Плотников. В Черном Яру атаманом избран заместитель районного военного комиссара С.Лоханов. В 2000 году Астраханским войсковым атаманом избирается бывший лейтенант милиции В.П.Зотов.
А вот самый яркий подвиг астраханских казаков: в 2005 году эти лихие рубаки порубили около 10000 кустов конопли! Эх, любо!
2007 год подвел черту под кипучей деятельностью Астраханского казачьего войска – оно прекратило свое героическое существование. Немногочисленные астраханские казаки стали членами Донского казачьего войска, оставшись такими же бездеятельными и бестолковыми. Это хорошо иллюстрирует портал органов государственной власти Астраханской области. Здесь 7 июля 2009 года размещен материал под многообещающим заголовком «Астраханские казаки в походе», повествующий о поездке наших геройских казаков на автобусе в Полтаву на празднества в честь 300-летия Полтавской битвы. В Полтаву тогда съехались казаки буквально со всего мира. Они прошли маршем по Полтаве. Надо представить какое это было яркое зрелище! Но ни одной фотографии доблестные астраханские казаки сделать не догадались… Ух, не любо!
Мои предки по материнской линии происходят из станицы Грачевской, но я не смею причислять себя к казачеству. Чтобы стать казаком, надо было родиться сто лет назад в казачьей станице. Теперь в казаков можно только играть.
Серьезная опора России сегодня – это ее ракетные и танковые войска, это воздушный десант и морская пехота, а лихая конница осталась только в песнях. В казаков теперь даже дети не играют, и поэтому стыдно взрослым заниматься этим всерьез.
Свидетельство о публикации №210040500419
Виктор Завьялов 2 06.01.2019 02:48 Заявить о нарушении
Николай Васильевич Иванов 01.02.2019 13:15 Заявить о нарушении