Римские катакомбы часть вторая
4 апреля 2010
21:04:46Хруст : Тема моего доклада - Катакомбы, продолжение
21:05:08Хруст : Перед тем как мы начнём говорить о символе и декоре в катакомбах,
21:05:32Хруст : мы вспомним, что такое Евхаристия
21:05:34Хруст : ?
21:05:37Дикая_пчёлка : мм
21:05:43Тоторо : хм
21:05:43Дикая_пчёлка : кабы знать
21:06:08Хруст : Евхаристия , Святое Причастие - главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и, согласно их вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом.
21:06:20Тоторо : аа ясно
21:06:48Хруст : Стены около 40 катакомб (особенно стены склепов) украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета, языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами (ихтис, «Добрый пастырь»).
21:07:08Хруст : К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов» (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком. В иудейских катакомбах на Аппиевой дороге встречаются изображения меноры. Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений как библейской истории, так и святых свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений
21:07:30Хруст : Менора - золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.
21:07:31Тоторо : а что такое менора
21:07:35Тоторо : о спс)
21:07:51Хруст : К другим распространённым символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, в катакомбах относятся
21:08:24Хруст : якорь - образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве);
21:08:35Хруст : попробуйте отгадать
21:08:41Хруст : символ Святого Духа что?
21:08:45Хруст : кто
21:08:47Тоторо : голубь
21:08:48ух : голубь
21:08:51Хруст : голубь - символ Святого Духа;
21:08:54Франт : коломбо
21:08:55Хруст : йо)
21:08:57Тоторо : ))
21:09:05Хруст : символ воскресения ?
21:09:09Тоторо : верба
21:09:15ух : феникс)
21:09:16Франт : ветвь
21:09:17Хруст : феникс - символ воскресения;
21:09:24Тоторо : о умка ух)
21:09:28Дикая_пчёлка : умки
21:09:29Хруст : и ещё
21:09:30Хруст : петух - сивол воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых).
21:09:42Хруст : орёл - символ юности
21:09:49Хруст : павлин - символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
21:09:56Хруст : агнец - символ Иисуса Христа
21:10:02Хруст : лев - символ силы и могущества
21:10:10Хруст : оливковая ветвь - символ вечного мира
21:10:18Хруст : лилия - символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом деве Марии при Благовещении цветка лилии);
21:10:31Хруст : виноградная лоза и корзина с хлебом - символы евхаристии.
21:10:45ух : чего простите?
21:10:54Хруст : причастия
21:11:00ух : спасибо
21:11:03Хруст : Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода
21:11:18Хруст : Большинство изображений в римских катакомбах выполнены в эллинистическом стиле, господствовавшем в Италии во II—III веках, только символ ихтис имеет восточное происхождение.
21:11:30Хруст : Ихтис - (др.-греч. "рыба") - древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов "Иисус Христос Сын Божий Спаситель". Часто ихтис изображался аллегорическим образом - в виде рыбы.
21:11:45Хруст : Рыба, несущая на спине корзину с хлебами и бутылью вина, — символ Христа несущего причастие.
21:11:58Хруст : Изображения сцен из мифов в катакомбной живописи встречаются значительно реже (Деметра и Персефона, Амур и Психея). Зачастую античная традиция изображения тех или иных персонажей (в том числе декоративные мотивы: медуза, тритоны, эросы) была перенята христианами.
21:12:20Хруст : В катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса. Среди фресок конца III — начала IV веков часто встречаются сцены, изображающие Христа, совершающего чудеса: умножение хлебов, воскрешение Лазаря (встречается более 50 изображений). Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку», что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами.
21:12:45Хруст : Сейчас мы перенесёмся непосредственно в катакомбы и посмотрим изображения (убираем пробел):
21:12:53Дикая_пчёлка : о
21:12:54Тоторо : волшебную палочку)
21:13:05Хруст : 21:13:43Хруст : Это христианизированные изображения языческого персонажа, Орфея. В руке он держит кифару, иногда в окружении зверей во фригийской шапке и восточном одеянии. Значения других языческих персонажей (Гелиос, Геракл) также были переосмыслены.
21:14:00Хруст : 21:14:33ух : на Авеля похож
21:14:34Дикая_пчёлка : мелкие они
21:14:38Хруст : Большее число изображений Доброго Пастыря в катакомбах относится к III—IV векам. Возникновение и распространение данного символического изображения Иисуса относится к периоду гонений на первых христиан и возникло на основе сюжета евангельской притчи о заблудшей овце. Добрый Пастырь изображён в виде юноши без бороды, по большей части с короткими волосами, одетый в тунику. Иногда он стоит опершись на посох, а также в окружении овец и пальм.
21:15:05Хруст : а это что скажите 21:15:25Тоторо : моисей
21:15:29ух : крещение
21:15:33Хруст : Крещение Часто встречающееся изображение в катакомбной живописи.
21:15:34Франт : Мойша
21:15:45Хруст : Существует в двух вариантах: евангельский рассказ о Крещении Господнем от Иоанна Предтечи и просто изображение таинства крещения. Главным отличием между сюжетами выступает символическое изображение Святого Духа в виде голубя на фресках Крещения Господня.
21:15:57ух : странно)
21:15:59Хруст : я там голубя не нашёл, а вы?
21:16:12ух : у них же разница в возрасте полгода вроде)
21:16:13Тоторо : она мелкая, я не вижу голубя
21:16:26ух : в верхнем правом углу чтото
21:16:37Тоторо : ух: у предтечи и христа?
21:16:42ух : Тоторо: да вроде
21:16:43Хруст : 21:16:56Дикая_пчёлка : чо ж такие мелкие то они
21:17:06Хруст : При изображении Христа-Учителя ему придавался образ античного философа, облачённого в тогу. Окружающие его ученики изображаются в образе юношей, наподобие студентов античных школ.
21:17:20ух : на тайную вечерю похоже
21:17:28Хруст : 21:18:02Хруст : ХристосТакие изображения отличаются от античной традиции: лицо Иисуса принимает более строгий и выразительный характер. Волосы изображаются длинными, часто с пробором посреди головы, добавляется борода, иногда разделённая на две части. Появляется изображение нимба.
21:18:22Хруст : Оранта — один из наиболее часто встречающихся изображений в катакомбах: первоначально как персонификация молитвы, а затем как образ Богородицы. В конце III—IV веках в виде Орант (то есть молящихся) изображали погребённых в катакомбах, как женщин, так и мужчин.
21:18:39Хруст : 21:18:52Хруст : Оранта с ребёнком (первая половина IV века) находится в кубикуле della Madonna orante в coemeterium Maius, точно не известно изображена ли здесь Богородица.
21:19:16Хруст : 21:19:26Хруст : Оранта в «кубикуле пяти святых» в катакомбе св. Каллиста. Рядом с женской фигурой Dionysas расположена мужская под именем Nemesius, к обоим именам добавлено in pace. Здесь умершие изображены в виде Орант в райском саду среди цветов и птиц.
21:19:47Хруст : В римских катакомбах часто встречаются сцены из Ветхого Завета, например, Моисей у источника в скале, Ной в ковчеге, Даниил в яме со львами, три отрока в пещи огненной, три отрока и Навуходоносор.
21:20:03Хруст : 21:20:19Хруст : кто это? О_о
21:20:23Дикая_пчёлка : .
21:20:26Дикая_пчёлка : адам и ева
21:20:28ух : адам и ева
21:20:31Хруст : Изображение библейских прародителей человечества встречается в различных вариантах: в сцене грехопадения, вместе с их детьми. Появление данного изображения в раннехристианской живописи обусловлено возникновением в христианском вероучении восприятия Иисуса Христа как нового Адама, искупившего своей смертью Первородный грех.
21:20:34ух : адам красавчик)
21:20:43Тоторо : ух: коротыш)
21:20:48Фифа : ))
21:20:49Хруст : 21:20:52Дикая_пчёлка : хм..а кто из них адам а кто ева
21:20:59Тоторо : Дикая_пчёлка: хыы
21:21:07Дикая_пчёлка : Тоторо: я правда не поняла
21:21:16Хруст : а это кто ?
21:21:17Тоторо : Дикая_пчёлка: с цветком в зубах адам, что пониже
21:21:17Фифа : у мужика плечи шире
21:21:24Дикая_пчёлка : Тоторо: аааааааа
21:21:31ух : иона)
21:21:33Тоторо : это не пойму кто
21:21:35Хруст : да)
21:21:38ух : перед прыжком)
21:21:40Тоторо : вот ух умка
21:21:52Хруст : могу быстренько рассказать про Иону
21:21:53Дикая_пчёлка : ушик ум...
21:21:56Хруст : кто не знает
21:21:59Хруст : я прочитал
21:22:00Тоторо : я не знаю
21:22:01Дикая_пчёлка : я думала там трое в лодке
21:22:04Дикая_пчёлка : раскажи
21:22:07Фифа : расскажи
21:22:09Тоторо : Дикая_пчёлка: )))
21:22:22Хруст : был Иона. Бог ему сказал что он должен идти проповедовать в Ниневию (Ассирия)
21:22:27ух : трое в лодке не считая левиафана)
21:22:33Тоторо : ух: )))
21:22:34Хруст : иначе худо будет ему и его близким
21:22:47Хруст : он пошёл и вместо Ниневии отправился в финикийский город
21:22:47Тоторо : добрый боженька)
21:23:10Хруст : разгневался Бог и вспеленил море
21:23:19Хруст : Иона с 2 челами как раз плыл
21:23:26Фифа : какое слово хорошее
21:23:30Фифа : вспеоенил
21:23:33Хруст : решили бросить жребий. на кого выпадет - тот и грешен, тот виноват
21:23:43Хруст : выпало на Иону
21:23:45Хруст : он и признался
21:23:49Хруст : что согрешил
21:23:53Хруст : и попросил его выбросить за борт
21:24:04Хруст : его выбросили и его съела рыба
21:24:06Тоторо : прошу за борт пожалуйста)
21:24:10Франт : а тут проплывал кит
21:24:13Дикая_пчёлка : рыба? не кит?
21:24:13Хруст : 3 дня и 3 ночи просидел он в брюхе
21:24:16Хруст : или кит
21:24:33ух : Дикая_пчёлка: тогда в мамалиологии не сильно разбирались)
21:24:36Хруст : потом я уже не помню, Бог его вызволил оттуда
21:24:51Хруст : и сказал что иди мол проповедуй в Ниневию!
21:24:55Хруст : в город язычников
21:25:01Хруст : он пошёл проповедовать туда
21:25:05Хруст : там сплошные язычники
21:25:24Хруст : говорит он Богу что нужно разнести к чертям Ниневию
21:25:30Фифа : ))
21:25:33Тоторо : ))
21:25:38Хруст : но БОг ему сказал как же так. город большой, нельзя так и пожаловал Ниневию
21:25:42Дикая_пчёлка : гы
21:25:43Хруст : простил то есть
21:25:55Фифа : молодец)
21:25:58Дикая_пчёлка : да
21:26:04Хруст : потом на обратном пути Ионе помагали всякие растения которые ему Бог посылал
21:26:11Хруст : в тени он прятался от Солнца
21:26:12Хруст : палящего
21:26:24Хруст : продолжим+)
21:26:32Хруст : Изображения Ионы можно часто встретить в катакомбах. Авторы росписей представили не только основу библейского сюжета об Ионе, но также детали: корабль, огромную рыбу (иногда в виде морского дракона), беседку. Иона изображен отдыхающим или спящим, олицетворяя «спящих» в кубикулах и саркофагах катакомб. Появление изображений Ионы связано с пророчеством Христа о своём трехдневном пребывании во гробе, в которых он сравнил себя с Ионой
21:26:56Хруст :
21:27:01Хруст : 21:27:18Хруст : Три отрока в пещи огненной — иудейские юноши в вавилонском пленении, по имени Анания, Азария и Мисаил, друзья пророка Даниила, которые были брошены в огонь царем Навуходоносором за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми.
21:27:19Фифа : танцуют)
21:27:34Хруст : Появление таких изображений относят к IV веку, что было связано с возникновением почитания трёх вавилонских отроков как исповедников, оставшихся верными своей вере среди иноверцев (что было для первых христиан символично).
21:27:47Хруст : 21:28:08Хруст : Агапа (фреска из катакомб святой Присцисслы
21:28:10Хруст : )
21:28:16Хруст : Изображение агап — «Трапез Любви», которые христиане устраивали в катакомбах в память о евангельской Тайной вечере и на которых совершали таинство евхаристии, является весьма распространённым сюжетом катакомбной живописи. По изображениям агап историки литургики восстанавливают традиции богослужения раннехристианских общин.
21:28:39Хруст : Надписи в катакомбах
21:28:40Дикая_пчёлка : .
21:28:51Хруст : Собрание надписей из римских катакомб, составляющее в данный момент 10 томов, начал в 1861 году де Росси, продолжил с 1922 года Анджело Сильваньи, затем Антонио Ферруа. Джованни Батиста де Росси открыл катакомбы святого Каллиста благодаря фрагменту мраморной таблички с надписью NELIUS MARTYR.
21:28:57Фифа : ого
21:29:06Хруст : Учёный предположил, что речь идёт о мученнике Корнелии (CORNELIUS), который, по источникам де Росси, должен был быть захоронен в катакомбах. Позднее, в крипте пап де Росси обнаружил вторую часть таблички с надписью EP (Episcopus)
21:29:28Хруст : Кто ищет, тот найдёт!
21:29:31Хруст : Множество надписей встречается на локулах на латинском и греческом (греч. ZOE — «жизнь») языках. Иногда латинские слова написаны по-гречески, или в одном слове встречаются буквы из этих языков. В катакомбных надписях встречаются названия видов захоронений: arcosolium (arcisolium, arcusolium), cubiculum (cubuculum), forma, имена фоссоров, описание их деятельности.
21:29:50Хруст : Спасибо, что разделили путешествие в катакомбы вместе со мной :=)
21:29:55Дикая_пчёлка : спасибо
21:30:00Дикая_пчёлка : интересно очень
21:30:01ух : Спасибо Хруст)
21:30:10Фифа : спасибо,очень интересно
21:30:11Тоторо : Хруст: спасибо)))и про иону интересно было узнать)
21:30:20Фифа : да,про иону особенно
21:31:19Франт : Хруст: Хотим от Ионы сказать вам спасибо, что вытащил Бог Иону из рыбы.
Свидетельство о публикации №210040500644