Новелла третья. Катя-Катюша и Иван

Десять детей родила моя бабушка, а Катюша была одиннадцатой, последней.
Роды были не трудные, женское тело, много рожавшее, легко справилось со своей святой женской миссией - давать новую жизнь. Прижимая дочурку к большой груди, наполняющейся молоком, женщина попросила позвать всю семью.

-- Дети мои, я всем вам дала жизнь и вы, когда придет ваше время,  обзаведетесь семьями и, как и я, уйдете от своих родителей, как и я, вы все силы будете отдавать своим детям. Я знаю, какой это труд. Но вот эту доченьку, Катюшу, - мать нежно погладила спящую малютку, - её я родила для себя, для своей старости, чтобы она ухаживала за мной, когда силы и здоровье покинут меня. И пока я жива, она не должна выходить замуж. Она меня и похоронит.
Мать посмотрела на всех блестящими глазами.
-- Запомнили? Идите. - Женщина устало махнула рукой и закрыла глаза.
Муж, Петр Ваганов, погладил волосы жены, поцеловал.
-- Отдохни, родная, все будет хорошо.
Кажктся, что годы плетутся, но летят они необыкновенно быстро. Катюша уже студентка химического факультета. На  новогоднем вечере приметила она старшекурсника, коренастого паренька, со спокойными внимательными глазами. Он заметил её взгляд и пригласил танцевать.  Катюша почувствовала себя в его руках уверенно, и в тоже время -  радостно.
«Удивительно», подумала она и пристально взглянула в лицо партнёра. Светлые волосы, доброе лицо, а на щеках веснушки! Ей стало весело. Парень  улыбнулся  и быстрее закружил в вальсе.
Так они познакомились и …полюбили друг друга.

О, любовь! Что ты с нами делаешь? Походка становится легкой, движения плавными, глаза блестят и весь человек светится! Разве такое утаишь? А от внимательных материнских глаз — тем более.
-- Сядь доченька рядом,- мать указала на стул,стоящий около её кровати, (около года пожилая женщина уже не вставала - ноги не держали).
-- Достань из тумбочки шкатулку. - попросила мать.
Катюша знала - там похоронки с фронта. Война отняла у нее всех братьев, а у матери всех сыновей. Их могилы - от Волги до Эльбы. Где-то там, далеко. Катя помнила свое отчаяние от каждой похоронки, тупую боль, желание кричать, но только стон пробивался из глубины души сквозь стиснутые зубы. Помнила, как обнимала, прижимая к себе трясущуюся от рыданий голову матери, целуя ее волосы и смачивая их своими слезами.
Отец, работавший на оборонном заводе, умер у станка  в день получения третьей похоронки. Сердце не выдержало. А они, похоронки, все продолжали приходить со всей своей беспощадностью. После войны из одиннадцати детей остались только две дочери - Надя и Катя. Надя жила в другом городе со своей семьей.А Катя с матерью.
Взяв шкатулку, не открывая ,  мать поставила её себе на грудь поверх одеяла.
-- Здесь, дочка, мои сыновья. Надя живет там (она махнула куда-то вдаль), ты у меня одна. Я уже стара, да и не в возрасте дело. Ноги не ходят. Без тебя я ничего не могу, ты мои ноги и руки. И ты знаешь, что тебя я родила для своей старости. Вот для этого часа. И пока я не умру, ты замуж не выйдешь, - голос матери прозвучал повелительно. Она помолчала и продолжила спокойнее, мягче, -- я вижу, Катюша, что ты влюблена, вся так и сияешь. Но если он тоже любит, пусть ждет, мне уж, наверное, недолго осталось. Уважь мать, доченька.
Мать погладила руку дочери, сидевшую с опущенной головой. Катя любила мать. Они столько пережили вместе и теперь беспомощная, больная старая женщина, конечно, нуждается в ее любви и заботе.
-- Мама, но ведь можно жить вместе, мы с Ванечкой будем ухаживать за тобой!
-- Нет, я знаю, муж требует внимания и заботы, а потом появятся дети, тебе будет не до меня. Вот похоронишь - тогда и делай, что хочешь, - мать заплакала и отвернулась к стене.
А вечером пришел Иван нарядный, с букетом цветов, сияющий. Пришел с любовью и надеждой просить руки и благословения. Увидел Катюшу и сияние его сразу исчезло.
-- Что случилось? Что-то с мамой?
-- Нет.
Катюша прикоснулась щекой к его щеке, взяла за руку.
-- Пойдем на кухню, я все объясню.
Как часто жизнь в самый счастливый момент бросает нас в темный омут и, наоборот, из безысходности поднимает к свету!
Катя и Иван были молоды, любили друг друга, верили, что все будет хорошо. И стали ждать, прдолжая любить друг друга.
Время шло. Они получили дипломы. Вместе работали на химическом заводе. Если Катюша задерживалась, мать сердилась и плакала. От неподвижности она располнела. Теперь Катюша не могла ее сама ни помыть, ни перевернуть и просила Ваню помочь. А мать сердилась и прогоняла его.
Так шли дни, месяцы. Годы. Катюше уже за тридцать. Однажды она увидела, какими глазами смотрит на Ваню  молденькая девушка Мария из ее лаборатории. Славная девушка, добрая и искренняя, не скрывала своих чувств к Ивану. Сердце Катюши (Катерины Петровны, как ее теперь все величали) сжалось.
"А ведь Маша могла быть хорошей женой Ванечке, родить ему детей. Меня, видно ему не дождаться. Вот уж и седина на моих на висках.»
Вечером, накормив и уложив мать, Катюша долго сидела на кухне, подперев голову рукой, и иногда тихонько стонала, закрыв глаза и покачиваясь.
Несколько дней наблюдала она за Машей, как та говорила с Иваном, как он отвечал ей, дружелюбно, спокойно, как старший брат. А когда Катюша осталась наедине с Ваней, она прижалась к нему, сердце ее колотилось так, что дышать стало трудно.
-- Ванечка, милый, родной, я тебя очень люблю. Я хочу тебе счастья. Хочу, чтобы у тебя была семья, любящая жена, дети. Я, видно, этого тебе дать не смогу. Женись на Маше, она тебя любит.
-- Ну что ты говоришь, Катенька, я же тебя люблю,- Он гладил и целовал ее волосы, такие мягкие и нежные, как пух.
И снова время  складывало дни в недели, недели в месяцы… Однажды вечером Маша сама пришла к Ивану. Девушка призналась, что давно любит его, что знает о любви к Катерине Петровне, но хочет иметь от него ребенка. И ничего не требует.
Иван успокаивал ее, говорил, что будет у нее еще впереди любовь и семья. О встрече с Машей рассказал Катюше, не хотел от нее ничего скрывать. И тогда Катерина, глядя ему в глаза, твердо сказала:
-- Если любишь меня, женись на Маше, сделай счастливым хоть одного человека. А я буду за вас молиться и радоваться вашим детям, раз у меня судьба такая.

О, время, неумолимое, безжалостное время. Вот уже выросли дети у Ивана и Марии.
Проводили на пенсию и Катерину Петровну и Ивана Александровича.
Но однажды не проснулась мать Катюши. Отжила. За девяноста ей уже было.
Все похоронные хлопоты взял на себя Иван Александрович. Как все эти годы помогал он Катюше ухаживать за матерью, помог  и проводить в последний путь.
А вернулись они в опустевший дом вдвоем.
Вошли, молча обнялись крепко, наклоня друг к другу свои седые головы.
-- Катюша, родная моя, никуда я от тебя больше не уйду, с тобой останусь до конца дней моих.
Иван гладил и целовал ее волосы, мягкие нежные, седые.
-- А как же Маша?
-- Я ей  все объяснил, да она и сама знает, что я любил всю жизнь тебя. У неё есть дети, она не одинока. Вчера сказала мне:
-- Спасибо, тебе и Катерине Петровне за то, что подарили мне столько счастья: жить с любимым и иметь от него детей. Иди к ней, у неё кроме тебя никого нет.

И жили Катерина и Иван счастливо в любви и согласии пять лет. Только пять лет. Целых пять лет нежности, любви и заботы. 


Рецензии
Трогательная история! Надо же, какой послушной была дочь Катерина! Пожертвовала своими молодыми годами ради матери! В те времена дети умели быть послушными и самоотверженными. Мать Катюши очень жаль- ведь все её сыновья погибли на войне, и муж от горя умер рано. Катерину тоже жаль-без детей она осталась и любимого так долго ждала. Да, в жизни по-разному бывает. Кто-то и всю жизнь без любви проживает, а Катюша с Иваном всё же счастливые были, потому как любили друг друга долгие годы, хотя вместе выпало пожить только пять лет... С теплом, Галина .

Галина Паудере   25.09.2019 20:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина, за Вашу доброту, за понимание.

Ольга Григорьевна Ваганова   26.09.2019 19:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.