Миссия добра Радика Азизова
О Радике Азизове я узнала совершенно случайно, гуляя на просторах Интернета. Меня привлекли выполненные с тонким юмором карикатуры, размещенные на одном из российских сайтов. «Носки», «Книга», «Мышка», «Дон Кихот» - короткие названия карикатур таили в себе массу скрытого смысла в самом сюжете. И что самое замечательное – глядя на них, я непроизвольно по-доброму улыбалась, восхищаясь меткому глазу и остроумию художника. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что их автор наш, узбекский. Более того, он не просто карикатурист, а замечательный живописец и график, причем очень востребованный как у нас, так и за рубежом. Его работы находятся в Государственном музее и галереях страны, а также в частных коллекциях Узбекистана, России, Великобритании, Турции, Канады, Франции, Болгарии, Кореи, Эстонии. Он постоянный участник различных международных выставок, число которых приближается к 100. А в копилке наград и достижений этого скромного, но очень талантливого художника – серебро Международного конкурса карикатуристов в Хайфе, «Олтин калам», золотая медаль Академии художеств РУз и другие. Одним словом, открыв для себя это новое имя, я в очередной раз задумалась над тем, как много у нас в республике талантливых людей, но как мало мы знаем о них. Чтобы восполнить этот досадный пробел тут же решила встретиться с Радиком Азизовым и представить его нашим дорогим читателям.
Встреча с ним состоялась за несколько недель до его персональной выставки в Ташкентском доме фотографий. Тогда я еще не видела живописных и графических работ Радика, но лишь по первому взгляду и сказанному им слову, можно было охарактеризовать его как человека очень интеллигентного, вдумчивого, а еще безгранично доброго. И это чувствовалось во всем – облике, глазах, а главное, в многогранном творчестве.
Живопись Радика Азизова дышит чистотой и светом, она говорит со зрителем не только изобразительными средствами, а на ведомом лишь сердцу языке. Его картины о вечном Прекрасном, о том, к чему так стремятся не жадные до зрелища глаза, но тоскующая о потерянном рае душа. Работы Радика окутаны легкой дымкой нежности и добра.
Подобна иконе его «Колыбельная». Образы матери и дитя, многократно воспетые художниками всех времен и народов, у Азизова необыкновенно лиричны. Золотисто-коричневые тона – цвета земли - теплые и умиротворяющие, дарят нам покой и возвращают нас в детство, в любящие руки матери.
Большинство полотен Радика пропитано национальным колоритом. Они напоминают красочное лоскутное одеяло, сотканное из эпизодов жизни и радостных эмоций.
- Я живу на этой земле, - говорит художник, - и невозможно оставаться в стороне от здешнего солнца, народа, традиций и обычаев, которые вместе с воздухом, хлебом и водой входят в кровь и плоть. Это никак не вытравишь. Это часть меня и моего творчества.
Легенды и поверья у Азизова облекаются в новую форму, более живую и осязательную. Вот, к примеру, знаменитое дерево желаний.
- Я не люблю делать копии своих работ, они все равно не будут 100%-ными, - делится Радик Азизов, - но эта картина как-то по-особенному действует на зрителя. Каждый, кто видит ее, хочет иметь у себя такое же дерево.
Может, потому, что все люди живут надеждами на воплощение своих мечтаний, а работа мастера дает эту надежду – только повяжи ленточку, и все желания обязательно исполнятся.
Особым смыслом наполнена картина «По первому снегу». Как оказалось, не случайно. Она автобиографичная - это воспоминания из юности самого художника.
- Родился я в воинской части, в городе Тойтепа, - рассказывает Р. Азизов. – Как говорит отец, едва мне дали карандаш в руки, то сразу поняли, что перед ними будущий художник. Поэтому в 4 классе меня определили в студию ИЗО при Дворце культуры железнодорожников в Ташкенте. И вот, после занятий в школе, я шел на остановку и садился на автобус до столицы. Затем поступил в художественное училище имени П. Бенькова, и эти ежедневные поездки на учебу продолжились, но уже с утра пораньше. Бывало зимой, когда за ночь выпадет снег, я шел рано утром по спящим улицам совершенно один. На небе еще светит луна, стоит тишина, но как-то уютно и совсем не страшно. Оборачивался и видел свои одинокие следы, как первопроходец я протаптывал дорожку и чувствовал необъяснимое счастье.
Этот позитивный настрой исходит от всех работ Азизова. Возьмем, к примеру, цикл графических работ «Чарующие звуки», где автор пытается музыку и, вызванные ею, эмоции облечь в цвета и линии. И чудо трансформации происходит. Каждый, кто смотрит на такую картину, начинает слышать и чувствовать мир таким, каким его услышал и почувствовал художник. «Гармонию линий и цвета рождает гармонию в душе», - убежден художник, который создает свои работы на одном дыхании, забывая иногда про обед и сон.
- Бывает, что материал сам подсказывает сюжет и композиционное решение, - рассказывает Радик Азизов. – Когда я работаю над основной картиной, то всегда под рукой имею еще один подготовленный холст, куда я, практически не глядя, смахиваю лишнюю краску, которая остается на палитре. Через какое-то время, когда картина закончена, обращаю внимание на второй холст. Приглядываюсь к нему и вдруг вижу образы. Это чистая импровизация, но потом после доработки она оказывается лучше, чем основное полотно. И весь секрет в том, что ты не знаешь, как картина писалась.
Творчество – процесс непрерывный и требует полной самоотдачи. Однако жизнь не состоит из одного только акта творения, и Радик-человек это прекрасно понимает и принимает. Он примерный семьянин и домохозяин: базары, обустройство быта, учеба дочери, - во всем он принимает активное участие. Как-никак он глава семьи и все глобальные вопросы по ее благополучию и процветанию ложатся именно на его сильные мужские плечи. Что интересно, не имея своей мастерской, Радик Азизов работает дома на балконе. Однако там нет привычного творческого беспорядка. И когда приходят клиенты посмотреть картины, то недоверчиво озираются по сторонам – все на своих местах, даже краской не пахнет. Такова внутренняя структура Азизова-человека.
Кстати, эта организованность помогает ему руководить секцией графики Творческого объединения художников Узбекистана. Он помогает устраивать многочисленные выставки своим коллегам, продвигает их творчество на всевозможные конкурсы. Сегодня Радик Азизов мечтает о создании в республике ассоциации карикатуристов, потому как есть в нашей стране команда сильных и талантливых художников с большим чувством юмора.
Почему-то карикатуру сегодня считают легким и несерьезным жанром, а зря. На примере
карикатур Азизова, с которыми у наших читателей еще будет время познакомиться в следующих номерах, можно сказать, что это настоящее искусство. Не каждому дано выхватить из жизни наблюдательным взглядом ситуацию, наполнить глубоким смыслом и вновь отпустить в пространство, чтобы человек, увидев этот кусочек юмора, не просто от души посмеялся, а задумался. Над чем? Над тем, что вечность состоит из моментов, каждый из которых по-своему бесценен. И только от нас зависит, как мы проживем этот миг и чем его наполним.
- Сегодня я работаю для завтра, - говорит Р. Азизов. – С годами понимаешь, как важно рационально использовать время и данный Богом дар. Знаете, когда я спросил свою маму, почему она назвала меня Радиком, она сказала: «Чтобы ты приносил людям радость». Эти материнские пожелания и надежды я всегда помню и стараюсь не изменять им.
Свидетельство о публикации №210040500884