Не пыльная работа в одной частной конторе

полный текст вы можете прочесть на сайте Капитал http://sites.google.com/site/marxeconomy/pub/btd

Всякая случайность имеет под собой основание [1]
Гегель

§1. Предистория
Мы непременно должны вернуться назад, чтобы понимать события мелькающие перед нами заголовками новостей, и связь которых не всегда явна и открыта.

Теодору Драйзеру было с кого писать портреты славной эпохи, когда молодые энергичные люди благодаря своему упорству, таланту, наглости и преступлениям не только сколачивали состояния, но и закладывали основы будущих финансовых империй. В 1870 году Джон Рокфеллер создает компанию, которая через 40 лет поглотила американский нефтяной рынок и устремила свои взоры на остальной мир. Экспансия американцев заставляет англичан и голландцев в 1907 году объединиться в Royal Dutch Shell[2], чтобы противостоять напору старика Рокфеллера. Shell традиционно расценивал Каспий как сферу своих интересов[3], а конкуренция с Рокфеллером не сулила ей ничего хорошего. Тем более в 1909 году создается будущая British Petroleum Company (BP), у которой амбиций было не меньше, чем у американских визави. Но и сами американцы были напуганы размахом и мощью империи Рокфеллера. В 1911 году Верховный Суд США решает разрушить монополию и принимает анти-трестовский закон, по которому империя Standard Oil должна разделиться на 33 мелкие независимые компании[4]. Рокфеллер, спасая добро, кровью[5] и потом нажитое, делит компанию на семь акционерных обществ. Чтобы придать еще большую видимость раздела, он в 1913 году уступает свои активы, все еще остающиеся в этих компаниях, фонду Рокфеллера. Через этот фонд потомки Рокфеллера до сих пор управляют делами и такими энергетическими компаниями как ExxonMobil, ConocoFillips, Chevron и другими.

Деньги и снаряженные армии не всегда могли решать поставленные задачи. Каспий выпадает на многие годы из планов экспансии всех игроков в большой нефтяной игре из-за не менее энергичных действий другого человека по фамилии Ульянов. Если устремления к нефти Каспия в эти годы и существовали в планах транснационального капитала, то они смещаются в сторону Ирана. Но и здесь не все идет гладко. Западные компании теряют влияние. Они сосредотачиваются в Саудовской Аравии, где им сопутствует успех.

К семидесятым годам ХХ века нефтяная промышленность требовала гигантских инвестиций. Но общество потребления привыкло, что нефть и бензин не стоит ничего и тогда Рокфеллеры придумывают оригинальных ход. Дело в том, кто так или иначе связан с нефтью знает, что каждый шаг в переделе удваивает прибыль. Поэтому немаловажным в этой нехитрой арифметике является высокая стартовая цена. Настало время использовать постоянное жалобы ОПЕК, о справедливой цене, от которых капитаны нефтяного бизнеса отмахивались как от надоедливой мухи, и религиозный арабский радикализм направленный против Израиля для комбинации, которая позволит получать доходы в десять раз большие, чем это было раньше. С другой стороны бизнесу неожиданно стал угрожать старик Хаммер. Тот самый Хаммер, который сколотил состояние на советской власти. Этот наглый старикашка прикупил короля, а заодно всю верхушку Ливии[6]. Он рискнул и вытянул “джек пот”. В его руках оказалось самое большое месторождение, а главное порты Ливии находятся прямо напротив Европы, когда кораблям остальных компаний требуется больше месяца, чтобы добраться до пункта назначения. Шестидневная война[7] еще в 1967 году закрыла Суэцкий канал.

Первых ход в большой комбинации начинается с удара по выскочке Хаммеру. Издержки предприятия в виде молодого офицера, диктатора, отца африканских народов, пламенного революционера Каддафи перевешивают потери от существования “Occidental Petroleum Corporation”. Правая рука вождя революции Абдессалам Джаллуд подсказал, как вспоминает сам Каддафи не нападать сразу на все компании, так как они могут обойтись и без ливийской нефти, а национализировать сначала одну из них. Совершенно неизвестно, общался ли Абдессалам Джаллуд с кем-нибудь из заинтересованных в этом деле людей, но случайно выбор падает на “Occidental Petroleum Corporation”. Хаммер вложивший все свои деньги в ливийские месторождения, в панике бежит к своим заклятым конкурентам и встречается с генеральным директором компании Exxon Кеном Джеймисоном. Он просит помощи, но Боливар не вынесет двоих. Хаммер вынужден согласиться на все условия Каддафи. Ливия поднимает цены.
В феврале 1971 года происходит очередная встреча представителей ОПЭК и нефтяных компаний в Тегеране, где оговариваются новые условия закупки нефти и распределения доходов. С этого момента в западной прессе регулярно появляются аналитические статьи, в которых с цифрами в руках рассказывают о неизбежности повышения цены на нефть и бензин, о необходимости новых инвестициях, о поддержке Израиля, как сдерживающего фактора нарастающей арабской силы. Девид Рокфеллер, президент “Chase Manhattan Bank” прямо заявил что нефтяной отрасли необходимо 3 триллиона долларов для развития[8]. Никсон формирует комиссию по энергетической стратегии, в которую входят Г. Линкольн, Роберт Андерсон, Питер Флэниган и Джен Коннэли[9]. Вот выводы этой комиссии: США должны спровоцировать подъем цен, чтобы стабилизировать внутренние цены на новом уровне и поощрить вложение новых инвестиций в развитие национальных источников энергии.[10] Чтобы газетная шумиха окончательно закрепилась в сознании американцев, зимой 1972 года во многих американских штатах, вдруг, наблюдается нехватка бензина. При этом импорт нефти в страну не только не сократился, но и увеличился. Война “ссудного дня”[11] стала апогеем всей комбинации. Сама история играла на руку дельцам. ОПЕК поднял цены. Мировое сообщество понесло огромные потери, в тоже время повешение цен позволило нефтяным компаниям повысить свои прибыли на 70% при увеличении объема продаж только на 10%. Шестерка самых крупных компаний увеличила свой доход до 50 млрд. долларов, а чистую прибыль до 6 млрд. долларов. При этом издержки были переложены на налогоплательщиков и потребителей. Инвестиции позволили осваивать новые труднодоступные месторождения.

Проведение столь крупномасштабной аферы, потребовало от сценаристов на ходу решать возникающие проблемы и отступления от плана. Не все шло так гладко, как было задумано. Слишком глобальные человеческие и экономические ресурсы были втянуты в водоворот событий. Это заставило Рокфеллеров задуматься об иных способах управления и развития. Их империя стала нераздельной частью мира, а мир стал нераздельной частью компании. Дом Рокфеллера столкнулся с дилеммой: или они поймут вектор мирового развития, или развитие разрушит империю. Рокфеллер создает Trilateral Commission[12] - частную организацию, закрытый клуб, в который приглашают тех, кто может влиять на принятие решений на американском континенте, в Европе и Азии. Поработав в этой организации, люди порой становились президентами, премьер-министрами, занимали влиятельное положение в обществе и имели определенный вес среди элиты своих стран. Цель и задачи этой организации точно совпадают с мировым общественным движением, хотя и представлены все еще в форме капиталистического развития.

§2. История
Семьдесят лет проходит прежде чем Каспий с его ресурсами становится вновь, начиная с 1991 года, доступен для экспансии. Суверенитет Азербайджана открывает новые возможности для освоения нефтяных запасов этого региона. Все крупные игроки на рынке нефти обхаживают руководителей страны.[13] Россия занята своими проблемами и постепенно теряет влияние в регионе. Для того чтобы окончательно оторвать Азербайджан от России достаточно построить новые трубопроводы для транспортировки. Такое простое решение на деле оказалось неразрешимой задачей. Парад суверенитетов разрывал не только Россию, но и бывшие союзные республики. Северные области Казахстана, Молдавское Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия Грузии, Карабах в Азербайджане, брожение в Средней Азии все это необходимо было учитывать при принятии решений в глобальной экспансии на постсоветское пространство.

В 1991 году компания JP Kelly[14] по заказу нефтяных компаний разрабатывает несколько вариантов трубопровода, который должен дойти из Баку по территории Ирана до турецкого порта Джейхан. Турция становится заинтересованной стороной. Ей отводится особая роль, не только как лоббиста проекта, но и как исполнителя определенных задач на Кавказе. В обмен Турция получает мощную поддержку в вопросе вступления в ЕС со стороны США. Но политические реалии в Иране, склоняют заказчиков в пользу Грузии, а волнения в Восточной Анатолии, турецкой провинции, включенной курдской рабочей партии в фантомное государство Курдистан, заставляют сосредоточится на строительстве трубопровода Баку-Супса. С этого момента Грузия втянута в мировую политику. Осуществить дело взялись BP (UK), Chevron (USA), Devon Energy (USA), Statoil (Norway), T;rkiye Petrolleri Anonim Ortakl;;; (TPAO; Turkey), Amerada Hess (USA), State Oil Company of Azerbaijan (SOCAR; Azerbaijan), ExxonMobil (USA), Inpex (Japan), Itochu (Japan). Ба-а! Знакомые все лица! Теплая компания старых друзей называется АМОК (Azerbaijan International Operating Company AIOC)
Незадолго до начала проектно-исследовательских работ в ноябре 1990 года в Чечне начинаются определенные события. Возможно, именно они натолкнули определенных людей на определенные мысли, но, возможно, дело обстояло как раз наоборот. События разворачиваются молниеносно.

23-25 ноября 1990 года собрался Первый Чеченский Национальный Съезд, на котором был избран Исполком Общенационального конгресса чеченского народа во главе с Джохаром Дудаевым. 1-2 сентября 1991 года в Грозном состоялась III-я сессия Съезда, которая низложила Верховный Совет Чечено-Игушской Республики и передала всю власть на территории Чечни Джохару Дудаеву. Была принята резолюция о проведении выборов Президента и Парламента Чеченской Республики. Были разработаны основные юридические документы по проведению выборов, определена Избирательная комиссия. 6 сентября 1991 Джохар Дудаев взял под свой контроль основные центры в Чечне. Временному комитету был поручен контроль за работой народнохозяйственного комплекса республики. 27 октября 1991 года, представители из 27 государств и международных организаций, рукоплескали демократическим выборам Президента и Парламента Чеченской Республики. Президентом был избран Джохар Дудаев. Finita la Commedia! Россия навсегда отрезана от Бакинской нефти. Теперь все понимают, что новый нефтепровод через Грузию необходим и, что именно он станет главным направлением перекачки бакинской нефти. На самом деле, комедия разыграна для публики. Никто не признает Чечни, а трубопровод Баку-Грозный-Новороссийск, построенный в 1983 году и обеспечивавший бакинский НПЗ нефтью должен функционировать теперь уже в другом направлении и обеспечивать перекачку нефти из месторождений разрабатываемых транс-национальными компаниями на бакинском шельфе.

Ельцин отдает приказ начать войну. Поспешная реакция молодой русской буржуазии уже не играет никакой роли. Договоренности действуют для всех участников спектакля и для гордых и несгибаемых чеченцев и разъяренных русских. При любых обстоятельствах нефть должна бесперебойно поступать в пришвартованные танкеры в Новороссийске и в Супсе. Чечне отводится роль дубинки и для Азербайджана и для России. Пока шла война с переменным успехом спешно строился трубопровод Буку-Супса и уже к апрелю 1999 году он был введен в эксплуатацию. Но еще раньше в 1997 году начинается прокачка нефти из Баку до Новороссийска. Каким же образом? Уже известная нам АМОК финансирует работы на азербайджанской территории, а АК «Транснефть» финансирует работы на российской территории в том числе и в Чечне, в этой суверенной и независимой стране. Россия готовит новый проект трубопровода по территории Дагестана. Но кое-кому не нравится российская идея пустить новый трубопровод в обход Чечни по Дагестану. В Дагестане распространяются идеи ваххабизма. Первая попытка чеченцев раздвинуть свои границы влияния в Дагестане была предпринята в январе 1996 году, когда Салман Радуев атаковал Кизляр. Вторая попытка была через три года в августе 1999 года бравые Шимиль Басаев и Хаттаб вошли в Дагестан. К этому времени все радикально изменилось. И российские и западные компании стремились стабилизировать бизнес и свои позиции. От России потребовали сдать курдских сепаратистов, который она через Сирию традиционно поддерживала. Лидер курдских сепаратистов Абдула Оджалан вынужден покинуть Россию. Вскоре он арестован. Начавшиеся война курдских боевиков по приказу Оджалана, сидящего в тюрьме, прекращается. Путь для трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан открыт. Но и чеченские боевики уже не имеют такого большого значения, которое они представляли девять лет назад. Российская буржуазия перешла Рубикон. На ее стороне дипломатия, военные, ядерный арсенал, а главное на ее стороне общественное мнение всего русского общества. Решительные действия российских военных рассеивают непобедимую армию чеченских волков. Труба переходит под полный контроль России и ее ставленников в Чечне.
Для нефтяных компаний другая труба, идущая по Грузии также находилась в ненадежных руках. Президент Грузии Эдуард Шеварнадзе из-за внутренних распей и нестабильности делает ряд ошибок, которые решили его судьбу. Для сохранения своей власти Шеварнадзе был вынужден обратиться за военной помощью к России в обмен на подписание договора о вхождении Грузии в Содружество Независимых государств и согласие на участие России в миротворческих операциях в Абхазии и Южной Осетии. Спешно подбирается кандидатура нового президента Грузии в импульсивном спектакле под названием “революция роз”. В 2003 году начинается строительство трубопроводной ветки в направлении Джейхан. По случайному совпадению, ведь выборы в Грузии не назначаются Государственным Департаментом США, в ноябре этого же года Михаил Саакашвили на волне народного гнева свергает режим Старого Лиса - Шеварнадзе. Так Соединенные Штаты получили союзника, а главное возможность выдворить российские военные базы из Грузии в 2007 году.

Строительство трубопроводной системы соединившей бакинскую нефть с портами Черного и Средиземного морей закончилось к 2006 году. Ситуация вновь вернулась в первоначальную точку, но нефти на все трубопроводы не хватает. Российский капитал присоединился к большому дележу. Во многих проектах на Каспии стала участвовать российская компания Лукойл, которая получила долю в АМОК. И случайности под которыми лежит основание продолжаются. Ночью 5 августа 2008 года происходит взрыв на трубопроводе Баку-Джейхан. 8 августа Саакашвили решается на военное вторжение в мятежную Южную Осетию. Россия использует ошибки партнеров для укрепления своих позиций на Кавказе. В 2009 году давление и предложения со стороны России возрастают. Сегодня вся дипломатическая и военная мощь государства обслуживает интересы российского капитала на Кавказе. 5 февраля 2010 года Tengizchevroil объявляет о прекращении подачи своей нефти в трубопроводную систему Баку-Джейхан. Акционеры Tengizchevroil: Chevron (USA) – 50%, КазМунайГаз (Казахстан) – 20%, ExxonMobil (USA) – 25%, ЛукАрко (Россия/США) – 5%. Интересы американский, российских, азербайджанских, казахских, английских, японских, арабских компаний завязаны в один большой миллиардный исторический узел, где случайные персонажи появляются, с надеждой войти в элитный нефтяной клуб, также неожиданно, как и исчезают.

§3. Чистая прибыль
Кавказ в 90х годах был всего лишь частным эпизодом в повседневной работе. Главные усилия фирмы были сосредоточены на другом направлении[15], которое сулило десятки миллиардов чистой прибыли...


§4. Издержки производства
Войны и горе простых людей, вот та цена, которую приходится платить за интересы транснационального капитала, вот та цена которую общество платит за развитие. Интересы в этой сфере деятельности охватывают почти всю экономическую жизнь человеческой цивилизации, а ресурсы, как материальные, так и интеллектуальные настолько глобальны, что любые, даже небольшие изменения, затрагивают судьбы миллионов людей.

Углеводородов на Земле очень много. Наши знания о дне океана, земной коре или о процессах образования нефти, позволяют изменить всю энергетическую политику, но мы продолжаем двигаться в иллюзиях ХХ века и навязанных энергетическими компаниями стереотипах потребления. Мы продолжаем использовать наши знания и нашу науку, как неандертальцы забивающие микроскопом гвозди. Люди продолжают быть патриотичны, веруют во всех богов, только для того, чтобы отдавать свои жизни за чужие частные интересы, которые пропаганда, обслуживающая эти частные интересы, представляет их как общественные интересы нации, народа, племени. Представляет их как священную войну за справедливость и убеждает нас платить своей жизнью за нашу глупость.


Рецензии