А в 8 лет пришла война

25 апреля 1933г я родился. Более «лучшего» года для рождения было трудно подобрать. Ума не приложу, как я вообще выжил. На Украине свирепствовал голод, лучше не вспоминать статистику выживших моего года. С рождения были суровые будни - круглосуточные ясли. Мама  каждую пятницу, вечером приходила в ясли с мыслью: «Жив ли мой малыш?» Видно я родился везунчиком по жизни - выжил. После ясель был детский сад, начало школы, и  наконец, в мае  рождение младшего брата. 
 И, вдруг, случилось событие, которое перевернуло историю всего мира - началась Великая Отечественная война.
Воспоминания о первых днях войны - очень смутные. Запомнился день 25 июня. В этот  день  на нас с Запада волнами шли немецкие бомбардировщики. Цели бомбометания - Житомир, Киев. После обеда, когда развеялся дым от пожарищ, я пошел проведать своего брата. Но, что это! На месте здания  ясель - только огромная воронка. 50 малышей так и не познали  этот мир. Это было мое первое близкое знакомство с ужасами войны.
 А жизнь продолжалась, и немецкая машина войны безжалостно накатывалась на родной город. Мама, работала в военном госпитале сестрой хозяйкой. При приближении фронта, весь состав госпиталя перешел в подвижной прифронтовой госпиталь. Началась жизнь на колесах. Поезд - летучка без устали мотался от передовой до госпиталя, перевозя раненных.  Меня долго не хотели брать в «штат» госпиталя, и только настойчивость мамы  дало мне право официально быть при ней. Но работой меня загрузили… В мои обязанности входило многое: от колки дров для буржуйки до стирки и ухода за раненными. Вторым событием, оставившим рубец в моей жизни- был пережитый авиационный налет. Во время очередной бомбежки бомба попала в соседний вагон. В этом вагоне были лошади и обслуживающий персонал. Этот эпизод жизни стоил  мне первых седин и сердечной боли матери. Я впервые увидел так много крови. Как страшно умирали лошади, и непропорционально короткие людей- оторванные ноги, руки…Так, меня проклятая война приучала к виду крови.
А тем временем своим чередом шли военные  будни. Наш поезд как шатун постоянно мотался между фронтом и госпиталями, спасая раненных. Сколько их, совсем юнцов прошли через сильные руки наших докторов, сестричек, санитаров. Воистину, их подвиг невозможно оценить. Уже позже, со слов мамы,  я пытался выстроить  на карте отметки нашего передвижения: Украина - Воронеж-Приволжье и обратно за нарастающей волной освобождения.
 В 1943г. Красная армия освободила родной Житомир. Мама,  опять пошла  работать в госпиталь. И я  наконец-то смог сесть за  школьную парту. Хотя сесть за школьную парту- в то время было не возможно. Парт просто не было  в наличии.  И все же мы учились.
Хочется сделать маленькое отступление. Помните известную песню советских времен: «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?…» Игрушками детей войны были оружие, патроны и прочие боеприпасы. У меня  на левой руке до сих пор между пальцами красуется большой шрам - в руках разорвался патрон от пулемета. Помню, уже в 1944г. как мать отбирала у меня мой арсенал оружия. А арсенал был богатый: наган, патроны к нему и 5 гранат. Меня сдала моя соседка- баба Маня, увидела, как я тренировался в стрельбе по банкам из нагана. Мать меня долго пытала, и только угроза привести «доброго дядю» из НКВД заставило меня разоружиться.  Ну а жизнь тем временем продолжалась. Все дальше уходили раскаты орудий, все ближе была ПОБЕДА.
В итоге мы победили. Затем пережили восстановление разрухи, уход из жизни «вождя народов». После армии, судьба занесла меня в Запорожье. Все реже и реже я бывал в родном Житомире. Зато, какие чудесные каникулы устраивала мама моим пацанам. Как смешно было слышать их певучую житомирскую речь по возвращению домой. Дети часто просили бабушку рассказать о военных годах, но она,  почему, то не очень любила рассказывать про военные годы. На их  вопросы был стандартный ответ: Слава Богу выжили. Не приведи Господи пережить это вновь». Короткий ответ, а за ним 3 года ежедневного страха, огня и боли.
Вспоминается юбилейный 1975год . Вся страна праздновала 30-летие Победы. Уже пожилой человек, мама вовремя не смогла  пойти в военкомат за наградой. Во время приезда в Житомир, в июле, я  сходил в военкомат. Показав документы и доверенность от матери, я  столкнулся с не человеком, а с чиновником. «Ваша мать не участник боевых действий, извините , награды ей не положены»- таков был его ответ. Только усилие воли остановило меня, чтобы не врезать по его морде.  «Доступными слова», я смог объяснить этой «крысе в погонах», что такое  3 года прожить на колесах, смотря смерти в лицо. В итоге, он  вынул из сейфа припрятанный подарок - часы «Восток» и вручил их мне. Эти часы долго были со мной, как память о тех военных годах.
Что хочется сказать на прощание. Мне уже 77, мамы уже давно нет с нами. Она прожила трудную, но счастливую жизнь. До самой пенсии она работала в госпиталях и больницах города.  У моих детей хранятся ее награды - память  и признание ее заслуг. 
Вечная Вам память и низкий поклон за ваш незаметный подвиг.*


*- литературное изложение рассказов моего отца


06.04.2010г.


Рецензии
Геннадий!

Хлебнули люди нужды и лишений! Дети в том числе!
Очень нужное дело делаете, что описываете события - глазами отца. Ребенка военных лихих лет.

Интересно узнать Ваше мнение по поводу моих рассказов на военную тему:
"Фронтовики, наденьте ордена" http://www.proza.ru/2012/01/07/1148;
"Миром кончаются войны" http://www.proza.ru/2012/01/08/1883;
"Гостинчик от зайчика" http://www.proza.ru/2012/04/16/991.

С уважением,
Вера

Вера Редькина   25.03.2013 21:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.