Прививка от мифов

Полдюжины обезьян с печатными машинками, за небольшое количество вечностей напечатав Библию, не поймут в ней ни слова. Зато горе тем, кто не поверит в то, что назовут Библией сами обезьяны.
(Следствие из Теоремы о бесконечных обезьянах).

Автор, не будучи профессиональным историком, не ставил перед собой задачи написать очередной трактат по апологии истории (интересующихся можно отослать, например, к блестящей одноименной книге Марка Блока). Однако, для начала разговора, напомню утверждение, что христианский Бог – есть Бог, неотделимый от истории, в силу исторических фактов его вочеловечения, земного пути, смерти и воскресения. Следовательно, отрекаясь от истории или сознательно ее искажая, люди отрекаются от Бога и святых Его. Знание истории является фундаментом традиционной христианской религиозности. Оно же является и замечательной прививкой здорового патриотизма, поскольку дает достаточный объем фактов и инструментов их анализа для получения стабильной картины исторического пути страны, которую человек считает Родиной, в сравнении с другими странами и цивилизациями, выделяет наиболее замечательные вехи этого пути и дает ориентиры, нравственные образцы в виде исторических периодов, личностей и типов поведения, которые воспринимаются населением страны как «достойные подражания» и «героические», то есть наиболее созвучны менталитету нации.

Что подтолкнуло меня коснуться данной темы? Очевидно, что в свете современных тенденций глобализации, размывания внутренних и внешних границ и духовных ориентиров знание истории вкупе со способностью к критическому анализу внешних поведенческих моделей становится «неполиткорректным» (!), поскольку препятствует жизни во имя сиюминутных удовольствий, земной славы и иллюзорного богатства, затрудняя манипуляции сознанием, которые в последние десятилетия приобретают все более цинично-агрессивный характер.
Смыслом манипуляций является очередная попытка замены исторической реальности глобальным мифом. Удобство мифа очевидно: в нём, как в электронной презентации, можно легко и незаметно менять отдельные кадры, и никто не поинтересуется доказательствами, не вспомнит, что было в предыдущей версии (с теми, кто помнит и интересуется, поступают как в книге Оруэлла «1984»). Как вирус, убивающий связность и критичность мышления, миф (и его творцы) объектом первой разрушительной атаки избирает «трансфер факторы»*  общественного организма – аристократию по крови и духу: она легко отличает настоящие, живые ценности от бутафорской имитации и легко разрушает последнюю самим своим существованием**.

По той же причине мифотворцам-революционерам так ненавистны «свидетели веков»: старинные здания, книги, драгоценности, утварь – они развенчивают сомнительные притязания и ущербность «новой истории»: волевой порыв костедробилок новых идеологий, как правило, не ставит во главу угла культуру, а из науки берет самое прикладное, действенно-разрушительное. Подчинить себе массы, нагнать страха, объяснить «на пальцах» азы нового мифа – а там разберемся. Умные люди сыщутся и вольют «вино молодое в мехи ветхие», посотрудничают с победителями. Главное – стереть образ Божий, воплощенный в понимании прекрасного и святого, появившемся в результате духовной возгонки многих поколений богоискателей. «…разрушим до основанья, а затем…»

Особенно рьяно всё, что не льёт воду на мельницу нового мифа, вычищается из «реакционных», «устарелых» учебников: «племя молодое», менее искушенное в духовных нюансах, жадное до ниспровержения устоев, легче сделать орудием и опорой для картонной пирамиды очередного «великого кормчего» или «глашатая новой жизни». Увы, новые пирамиды строятся не из многотонных блоков, а из отходов и килобайтов.
Да, материальная оболочка мифа должна быть дешёвой, поскольку делается массово и для бедных, из подручных материалов, по единому шаблону. Штыки воинствующей идеологии – листовки, агитки, лозунги, плакаты, карикатуры, в последние годы – самопальные видеоролики и «любительские» сайты***.
Кстати, о шаблонах и упрощениях. За последний век обеднение материальной культуры шло по экспоненте. Международные стандарты сделали изделия из разных стран одинаковыми (это касается не только гамбургеров и ширпотреба),  а уникальные вещи оседают в узком слое избранных: помимо средств на их приобретение (наличие которых не всегда является определяющим условием, их ведь могут и дарить!), надо иметь вкус и видеть вещь в культурно-историческом контексте, которым (помимо таланта мастера) и определяется ценность произведения. Для остальных есть конвейер материального и духовного синтетического комбикорма (каждому по вместимости и пищеварительной способности резервуара) при массированной поддержке «вкусовых добавок»: рекламы и моды. Личное время (единственная настоящая ценность, помимо души, но в отличие от последней, не вечная) скармливается левиафанам сериалов, шоппинга и прочего задрапированного безделья. Уже не требуется интеллектуальных и душевных усилий, тем более совместных (это нарушает общую идиллию). Плати, потребляй и молчи. «Промежуточное  звено,  необходимое природе для создания венца творения: рюмки коньяка с ломтиком лимона» (А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу).

Так на месте «неполиткорректного» исторического Бога появляется от всех равноудаленный кумир, выхолощенный символ. Подстриженный духовный сорняк, взрыхленный равнодушием и удобренный криками о полном плюрализме. «Letting a hundred flowers blossom… » Правда, Мао, сказав это, вскоре поправился и начал вырвать сорняки. Невзирая на цену. Потому что если культурные растения не выживают рядом с сорняками – в течение нескольких поколений останутся одни сорняки. Демократия. И - рано или поздно – сорняки-мутанты атакуют каждого, кто не стал таким, как они. Атакуют до полной победы.
«Должно быть, думал, я, это было одним из наиболее упорных  и  удобных заблуждений человечества: считать, что "у нас это случиться не может", что никаким катаклизмам не подвержено лично мое крошечное время и  местечко  в мире. Но вот это случилось у нас. Если не произойдет никакого чуда,  то  я взирал сейчас на начало конца Лондона. Вероятно, были и другие,  такие  же как  я,  взиравшие  на  начало  конца  Нью-Йорка,  Парижа,  Сан-Франциско, Буэнос-Айреса, Бомбея и  прочих  городов,  которым  отныне  предопределено пойти путем тех прежних, что заросли джунглями» (Дж. Уиндем. День триффидов).
Сорняки неприхотливы, агрессивны, живучи и коллективны. Им не нужна долгая история и тщательная селекция. Смысл их существования предельно ясен: занять побольше территории и разбросать побольше семян. Они не рефлексируют на тему «прав других», используя этот оборот только когда это выгодно им самим. Пусть рефлексирует тот, кто слабее. Европа, отрешившись от своей истории и культуры, получила «ползучую экспансию» мусульман, Россия – безбожников и сектантов. И как говорится, «еще не вечер».

История – наука непростая, синтезирующая достижения многих других сфер деятельности человека. Она учит чувствовать живую ткань времени, неразрывность причин и следствий, расставляет маяки на пути в Вечность. Для человека, который учит историю для сдачи ЕГЭ, Вечность – категория лишняя, сбивающая с толку. А способность к сравнительному анализу атрофируется как крылья птицы киви. Homo sapiens превращается в homo ludens. Ведь если Бога нет, то вся жизнь – игра. А итог – всегда проигрыш, пусть и с промежуточными выигрышами. Потому что правила установлены не тобой, и не для твоего обогащения.
Полагаю, что в школе не нужно специальных уроков «религиоведения» и «патриотического воспитания». Достаточно честно, ярко и глубоко преподавать историю, помогая еще не окрепшим душам тянуться ввысь, оплетая решетку ценностей, опробованных и утвержденных поколениями, канувшими во мраке веков. Эта решетка не помешает им создать свой рисунок жизни, но удержит от падения. И для этого необязательно быть школьным учителем истории. Для начала достаточно выплюнуть комбикорм.

Historia vero testis temporum, lux veritatis, vita memoriae****.
Каждый из нас возделывает свой виноградник и будет держать за него ответ. И чем больше сорняков на соседних, тем труднее бороться с ними на своём.
Аще Бог по нас, никто же на ны.

* Трансфер факторы являются своего рода "интеллектом" иммунной системы, носителями информации. Они представляют собой сигнальные молекулы, которые "обучают" и "тренируют" незрелые иммунные клетки, подготавливая их к отражению угрозы.
** См., напр.: Н. Бердяев. Философия неравенства. Письмо шестое. Об аристократии.
*** Бывают и мифы другого рода, профессионально сделанные и щедро оплаченные. Один из последних примеров – Лиссабонский договор, заменивший проект Конституции ЕС. О том, какой миф они на себя навесили и чем за это заплатят, народы «Единой Европы» задумались уже после того, как подписание Договора было «продавлено».
**** История — настоящий свидетель прошлого, свет истины, живая память (лат.)


Рецензии
Практически, почти со всем согласен. И с механизмом и с результатом... как Вы его описали. Но Ваша замечательная фраза:
)))) Достаточно честно, ярко и глубоко преподавать историю,(((((
намекает мне на то, что Ваше исследование не закончено. И еще, Вы доберетесь до истории "крещения Руси", доберетесь до роли и функций кощунов, которые и были Хранителями опыта человеческого духа... и почему стали неугодны новым духовным пастырям... И что интересно - Ваша схема блестяще описывает эти времена и дела. Глубоко и выразительно...

Вы замечательно написали. Но, есть смысл, следуя Вашему же алгоритму, посмотреть на дохристианское время, не отступая от Вашей абсолютно правильной метеодологии.
С уважением Шелтопорог.

Шелтопорог   30.07.2011 23:53     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.