Леонид Брежнев. Штрихи к портрету человека и време
1. СКОЛЬКО ЖЕ БЫЛО КУЛЬТОВ В СОВДЕПОВСКОМ ПАНТЕОНЕ?
2. ИГРЫ В ОТСТАВКУ И ТЕМА НЕЗАМЕНИМОСТИ
3. СОВМЕСТИМЫ ЛИ ДУШЕВНОСТЬ И ПОЛИТИКА?
4. В ИСТОРИИ НЕТ ПРОХОДНЫХ РОЛЕЙ!
5. ДЕМОКРАТИЯ, МОНАРХИЯ, НРАВЫ
Четыре года назад эти строки не увидели свет в журнале "Мысль" РК в силу рискованных напрашивающихся параллелей, которые ныне только усилились. Это не рецензия на фильм "Брежнев", показанный в последних числах марта 2006 года по телеканалу «Евразия», а размышления о природе власти. Это также и размышления о роли искусства в выработке исторической памяти народа, которой катастрофически не хватает современному человечеству в целом.
1. СКОЛЬКО ЖЕ БЫЛО КУЛЬТОВ В СОВДЕПОВСКОМ ПАНТЕОНЕ?
Наши потомки будут учить историю не по трудам историков, а по лучшим фильмам. Такова природа человека, якобы разумного. Учебником мог бы стать фильм «Брежнев». Но станет он полуправдой, которая хуже лжи, ибо четыре серии не ответили на самые главные вопро-сы. Всё же увиденного достаточно, дабы выразить тёплую благодарность всему съёмочному коллективу фильма и, (пошутим) ЛИЧНО актёру ШАКУРОВУ за отражение последних дней жизни видного руководителя. В послесловии к фильму было отмечено, что создатели фильма хотели рассказать, прежде всего, о человеке, а не о политике.
Фильм создал лишь контуры человека и времени. Была надежда, что создатели фильма возьмутся за продолжение фильма. Материала для фильма «Брежнев-2» найдётся достаточно. Интересны не только воспоминания о том, как смещали Никиту Хрущёва: это киноискусство уже донесло до народа. Интересна деятельность Леонида Брежнева в Казахстане. Интересно то, как этот человек выработал тот авторитет, который выдвинул его в члены ЦК и в члены политбюро, сделал генеральным секретарём партии. Ведь не только же Хрущёв тянул Брежнева вверх наподобие лифта?
В фильме много удачных и просто таки потрясающих сцен, но он не ответил НА ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ во время партийных съездов делегаты вставали и устраивали далеко не показные овации, когда Леонид Ильич проходил по проходу между рядов на трибуну? Фильм не ответил, ПОЧЕМУ в качестве атрибута публичных речей появился оборот «И ЛИЧНО» с добавлением имени «ЛЕОНИД ИЛЬИЧ» в том или ином падеже?
В послесловии к фильму прозвучала мысль о том, что в стране после развенчания культа личности Сталина один культ сменялся другим. Так, мол, и Горбачёв имел свой культ. По-моему, утверждение достаточно спорное. Видимо его автора коробит то, как в кабинетах чи-новников портреты Горбачёва сменялись портретами Ельцина, а затем и Путина. Ну, так это норма чиновничьей жизни, а не культ. А культа личности, на мой взгляд, при советской вла-сти было два: сталинский и брежневский. Даже культа Ленина не было. И не потому не было, что «он де был не таков». Потому не было ленинского культа, что прожил он после прихода к власти совсем немного. Был культ личности Брежнева, был. Другой вопрос, каких масштабов и параметров была эта личность? Остряки считали, что при Сталине был культ личности, а при Брежневе был культ безличности.
2. ИГРЫ В ОТСТАВКУ И ТЕМА НЕЗАМЕНИМОСТИ
Будем исходить из того, что короля играет свита. Брежнева в последние годы жизни окружа-ли кремлёвские старцы. Они мучительно боялись перемен и потому приехали к Леониду Ильичу на дачу, чтоб уговорить его не подавать в отставку даже в виду скверного состояния здоровья. Сюжет не нов. Я не имею в виду древнеримскую историю, в которой особо показа-телен пример отступничества от власти императора Диоклетиана, я намекаю на факты отечественной истории. Иван Грозный подал яркий пример отречения от власти. Люд служилый бросился Ивана Васильевича уговаривать не уходить в монастырь. Тому только этого и не хватало. Он срочно «передумал» и, набрав опричников, принялся рубить боярам головы. Мы знаем, что подобные спектакли неустанно разыгрывал Сталин.
Говоря о потрясающих сценах фильма, упомяну сцену в конце фильма, когда всё политбюро шло по дороге навстречу главному герою. Брежнев, опытный мастер политических игр, чув-ствуя настроение приехавших, изобразил искренний отказ от своего первоначального наме-рения уйти на пенсию. Какие мотивы руководили Леонидом Ильичём тогда? Действительно ли над ним довлели иллюзии о своей незаменимости? Кто скажет? Мне кажется, совершенно также до последнего дыхания и председатель Мао сохранял уверенность в своей незамени-мости. Найдутся и другие примеры в истории. И надо ли ходить далеко казахстанскому чи-тателю? Выражаясь шахматным языком, в такие моменты складывается ситуация цугцванга. Это значит, никому не выгодно изменение сложившегося положения. Политик заложник своего лобби. Царь не принадлежит самому себе.
Если вновь вспомнить отрекшегося от власти Диоклетиана, тот прекрасно понимал, что дол-го не проживёт, если не уйдёт в отставку, ибо Рим очень уж вошёл во вкус убивать своих императоров. Думается, Леонид Брежнев не боялся покушений. За исключением одной по-пытки, покушения не преследовали его. Оппозиции его курсу в стране не было. Кучка дис-сидентов в стране ни шла ни в какие расчёты. Она занималась правозащитной деятельностью да прожектёрством. Если и возникали такие фигуры как Солженицын, Сахаров, весомого от-клика у интеллигенции, не говоря уже о широких народных массах, они не встречали.
3. СОВМЕСТИМЫ ЛИ ДУШЕВНОСТЬ И ПОЛИТИКА?
Очень жаль, что не показали авторы фильма «Брежнев» как Леонид Ильич «минимум по два часа в день обзванивал руководителей дальних обкомов партии, поздравлял с днями рожде-ния, интересовался здоровьем, семьёй. И не только и не столько политический расчёт руко-водил им, как искренний, идущий от психотипа, интерес к людям. И представьте себя деле-гатом партийного съезда, которому ЛИЧНО ЗВОНИЛ генеральный секретарь партии, про-являл искреннюю заинтересованность. Неужели вы не встанете с места, неужели ваше серд-це не нальётся общим восторгом? Так партия любила Ленина, искромётного вождя-холерика. Любила она и флегматика Сталина, хотя и до жути боялась. Она быстро разочаровалась в экспериментах и самодурстве холерика Хрущёва.
Сангвиник Брежнев заставил всех забыть страх, что за ними приедут ночью в чёрном ворон-ке, что опять и опять будут требовать неосуществимого. Горбачёвские референты придумали для правления Брежнева клише «эпоха застоя». Мол, экономика забуксовала и это привело к краху. Расцвёло искусство: музыка, кинематограф, литература — это застой? Искусство в т.ч. диссидентского толка. Все были ЗА сложившийся порядок вещей и голосовали, как и ру-коплескали СТОЯ. И верхи, и низы стали играть в двойную мораль. Моральный фактор при-вёл к краху коммунистического режима – не конъюнктура цен на нефть, не деятельность ЦРУ — так скажет русский человек, и его не поймут немец или американец.
«Он получил власть так плавно, как будто кто-то долго загодя примерял шапку Мономаха на разные головы и остановился именно на этой. И пришлась она, эта шапка, ему так в пору, что носил он её восемнадцать лет без всяких страхов, катаклизмов и конфликтов. И непо-средственно окружавшие его люди жаждали только одного: чтоб жил этот человек вечно — так хорошо им было.» (Ф. Бурлацкий. «Вожди и советники». М. 1990. стр. 282). Брежнев стал всеобщим любимцем: не только верхов, но и рядовых членов партии. Отсюда и овации при виде него. Увы, объяснения этим овациям, как и самих оваций в фильме не оказалось, но в них — феномен «величайшего деятеля современности», в них — и величие, и ограничен-ность Леонида Брежнева.
В фильме два раза повторились кадры, когда генсек, настреляв даровых кабанчиков, специ-ально для этой "охоты" и выращенных, делил мясо для особо приближённых. Всё органично для добряка дедушки Лёни, но отнюдь не объясняет общепартийное обожание. Прекрасны и показательны в фильме были мимолётные кадры, когда молодой партийный руководитель искренно пытался наладить контакт с народом, уговаривая мужичков не прогибаться в хо-лопских поклонах.
Прекрасны кадры, когда страдающий одышкой герой, невозмутимо разговаривает с "рече-писцами", дерзнувшими его пародировать. Это надо же: точно ребёнок, радовавшийся орде-нам и подаркам старец, оказывается, умел и пошутить: «Все знают, что я книг не читаю. Ци-тату из Тургенева уберите!» — так Леонид Ильич заявил референтам, не то что бы лишив-шимся какого-либо пиетета перед генсеком, но и вконец потерявшим страх, характерный для сталинских времён .
Время выбирает своих героев и даёт им реинкарнации на новых кругах Екклесиаста. Кому-то выпадает играть роль Петра великого: казнить стрельцов, продвигать эпоху разрушения и строительства. Другому суждено играть роль Столыпина. Третьему дос-таётся роль великой императрицы Екатерины только в мужском обличии. Кому-то ос-танется слава «Троянского жеребца»: слава предателя, провокатора и разрушителя. Иные войдут в историю всего лишь временщиками.
4. В ИСТОРИИ НЕТ ПРОХОДНЫХ РОЛЕЙ!
Пусть простят меня создатели фильма "Брежнев" за взыскательность. Она идёт от зритель-ской вовлечённости в уже увиденные на экране события. Я говорю о том, что не должен зри-тель видеть на экране известных каждому актёров Ланового или Меньшова, он должен ви-деть Андропова и Устинова, а, значит, гримёрам нужно действовать также тщательно, как и в работе над гримом главного персонажа. В истории ничего второстепенного нет и не долж-но быть. Каждая деталь как голограмма: несёт отпечаток всего времени. Мы же должны при-нимать свою историю такой, какова она есть. И мы же имеем право на достоверное и высо-кохудожественное отражение своего прошлого в киноискусстве, в литературе, в живописи и скульптуре.
К сожалению, в кинематографе воцарились бойкие постановщики, которым лень пригласить консультантов. Вот и появляются у бойцов «ограниченного контингента» в Афганистане на ногах современные кроссовки. Публика – дура, и так съест...
Создателям фильма «Брежнев» мог бы неоценимую пользу принести уже упомянутый Фёдор Бурлацкий. Вот как он в книге «Вожди и советники» на стр. 285 описывает свой в роли ре-ферента разговор с Брежневым в феврале 1965 года. «И тут мы, к ужасу своему, почувство-вали, что Леонид Ильич не воспринимает почти ни одного слова. Я остановил свой фонтан красноречия, он же с подкупающей искренностью сказал: — Мне трудно всё это уловить. В общем-то, говоря откровенно, я не по этой части. Моя сильная сторона — это организация и психология, — и он рукой с растопыренными пальцами сделал некое неопределённое дви-жение».
Теперь понятны следующие кадры фильма. Генсек и верховный главнокомандующий встаёт и молча уходит с заседания генерального штаба. Детали политику типа Брежнева не инте-ресны. В них разберётся верный ему Устинов. А главное уже свершилось. Брежнев хорошо усвоил сталинскую формулу: кадры решают всё. Именно благодаря своему мастерству «ор-ганизации и психологии» (сталинские качества, но с другим соусом) Леонид Брежнев от-странил от дел своего главного конкурента – Шелепина.
5. ДЕМОКРАТИЯ, МОНАРХИЯ, НРАВЫ
«Флюгерный лидер», «Брежнев вообще предпочитал заниматься не столько производством, сколько распределением, раздачами» — Ф. Бурлацкий. «Вожди и советники», стр. 293. В фильме «Брежнев» неоднократно главный герой то тому, то другому знакомцу предлагает свои услуги: то квартиру устроить, то чин маршальский. И вот такие же «психологи» и «раз-датчики» в полном согласии с законами Паркинсона при Брежневе воцарились на всех уров-нях. Всё серело и приходило в упадок, ибо каков поп, таков и приход. И верхи, и низы зажили двойной моралью.
Я помню ГАДЛИВОЕ чувство: сидишь на предпраздничном собрании, директор по бумажке зачитывает спущенную из райкома типовую речь. В местах многозна-чительных пауз полагалось изобразить аплодисменты. Все хлопали, думая: "Когда же, чёрт, ты кончишь?" Затем следовали танцульки, где хвастали друг перед другом заграничными шмотками. Тем не менее, все вполне удовлетворялись сложившимся порядком. Живи сам и давай жить другим!
Такая мораль в Казахстане повсеместно преломлялась через кумовство и родоплеменные связи. Расцвело взяточничество и воровство. Размножились оборотни в погонах, чиновники срослись с теневой экономикой. Теперь другие времена, а тогда, в начале восьмидесятых го-дов двадцатого века, КПСС, руководившая всем в стране, брала пример со своего лидера. А лидер этот был сангвиником по темпераменту, общительным, компанейским мужиком. Он был эпикуреец и раб вредных привычек. Он не мог отказать себе в сигарете ради лечения сердца и в то же время по-детски обвинял врачей, что те не могут его вылечить.
Резюме. Несмотря на воцарение демократии, проблема постсоветского пространства в том, что власть всё ещё не научилась культурно заботиться о воспитании преемников. «Друзья-геополитики» не дремлют, инспирируют разноцветные революции. Ельцин-ская власть стала искать преемника, когда запахло коррупционным скандалом. Ныне преемственность в российской власти пошла по принципу парковых качелей. Почти как в США! Статистика говорит, что в Средней Азии при всей внешне демократиче-ской форме власть тяготеет к монархическим канонам преемственности.
Ни монархия, ни демократическая форма правления сами по себе ни хороши, ни плохи. Важ-но, чтобы государственное устройство опиралось на народный менталитет и соответствовало объективной природе вещей. А в природу вещей имманентно встроены системные противовесы.
Свидетельство о публикации №210040601489
Но так было!!! Рассказываю об этом в повести "Тридцать три".
С наступающим тебя Новым Годом!
До встреч на страничках.
Геннадий Захаров 28.12.2010 13:34 Заявить о нарушении
▐▐▐▐▐▐▐….▓▓▓▓▓
…..▐▐▐▐▐…...▓▓▓▓▓▓
…….▐▐▐……..▓▓▓▓▓▓
……..▐▐…...▓▓▓▓▓▓▓▓▓
………█……▒▒▒▒▒▒▒▒▒
………█….▒▒▒▒▐▒▐ ▒▒▒▒
………█..▒▒▒▒▒▒█▒▒▒▒▒▒
………█...▒▒▒▒▒▒.▒▒▒▒▒▒
………█……▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓
………█░░░░▓▓▓▓▓▓▓░░░
...░░░█▒▒▒▒▒▓▓ ▓▓▓▒▒░░░
………█▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒
………█▒▒▒▒▒▒▒▓▒▒▒▒▒▒▒
………█▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒
Евгений Глебов-Крылов 29.12.2010 15:00 Заявить о нарушении