Характер человеческий

     Много раз задавала себе вопрос: как формируется характер человека?
     Конечно же, каждый человек по-своему сможет ответить на него. Мне же понадобилось много лет, сотни сравнений, обдумываний, чтобы я только слегка приблизилась к ответу. Одно ясно: каждый человек по-своему интересен, даже если его поступки имеют негативную окраску, не только на твой взгляд, но и на взгляд людей придерживающих общепринятую линию поведения. Тут можно приводить очень много примеров, как положительных, так и отрицательных. Вот, только некоторые из них.

1) Давно это было. Но, потому и запомнилось, что заставило задуматься. А дело вот как было.
Мама, моего будущего мужа, женщина степенная, немногословная, в тот день находилась под впечатлением свадьбы, на которую была приглашена. Среди приглашённых за столом сидела молодая пара, которая привлекла её внимание. Женщина была в «положении». Вела себя скромно не в силу своего состояния, а по правилам, диктующим её характером. Муженёк её, выпив лишнего, (хотя он так не считал), вёл себя вызывающе шумно. Вилками барабанил по столу, выкрикивал словечки, от которых многие краснели. Жена пыталась урезонить его. Тщетно. Даже со стороны было больно смотреть, как ей было стыдно за поведения мужа. Однако, находились люди, кому нравился такой шумный гость и не прочь были посмеяться над его шутками. Хотя сами не спешили стать с ними в один ряд. Другая половина гостей, в том числе и моя будущая свекровь, осуждали его и жалели бедную женщину, которая вынуждена жить с таким баламутом.

2)      Моя коллега по работе, (в то время, когда я ещё работала), проводив, младшего сына первый раз в первый класс, пришла на смену очень расстроенная.  Со слезами на глазах, она рассказывала, как учительница, прямо на школьной линейке, когда первоклашки стояли с букетами цветов, разговаривая с другими учителями, демонстрировала свой «намётанный глаз». Проходя вдоль строя нарядно одетых первоклашек, указывая пальцем, наперёд давала характеристику каждому из учеников. Сына Г.С. она обозвала «дебилом». «Это типичный двоечник…» - негодовала учительница, что ей навязывают такого ученика.
              С первого дня у Г.С. начались проблемы с сыном. Учительница перед классом постоянно унижала её Ромку. Доставалось и матери на родительском собрании. Дошло до того, что пришлось ей ребёнка перевести в другую школу.
     Мальчик действительно плохо соображал, но он, как любой человек, пытался выжить в сложившейся обстановке и хоть как-то обратить на себя внимание. Постоянные насмешки он хотел сделать несколько теплее и безобиднее. Превратить их в шутку. Теперь уже нарочно, чтоб вызвать смех, ручкой разрисовывал себе лицо… Учительница писала в дневнике замечания… Дома тоже его по головке не гладили… Короче, годы учёбы для него превратились в сплошной кошмар. В конце концов, Ромка просто привык быть самим худшим. Эту привычку он перенёс и во взрослую жизнь…

3) Конечно же приятно, когда твой жизненный опыт кто-то желает перенять. Но, когда это делается слишком рьяно, поведение такого человека отталкивает.
             Н.М. хорошая хозяйка. Кулинарные рецепты, выкройки, садовые премудрости она перенимала, что называется – на лету. Прямо таки в зубы заглядывала говорившему. Не давая «остыть» новости тут же принималась за их осуществление. (Я всегда чувствовала какую-то неловкость во время разговора с нею. Единственным моим желанием было: поскорее освободиться от её пристального внимания. Искала предлог, чтоб уйти…)

4) Совсем противоположное происходило со мной, когда я разговаривала с Н.Г. Говорить с нею было чрезвычайно трудно. Любой, даже не совет, а попытка рассказать что-то новое, то что удивило меня и я пожелала этим поделиться, наталкивались на воинственный отпор. Ей казалось, что я ей хочу нанести оскорбление, уличить в незнании , малообразованности… У меня же, по простоте душевной и в мыслях такого не было. Тут же звучало её громогласное: Я, что не знаю этого?  Это всегда так бывает…» «Может и бывает, - думала я. – Но не всегда. Во всех ситуациях одинаково быть не может…»  Можно было с Н. Г. и поспорить, но как раз спорить с нею, что называется – себе дороже. Упрямую, самоуверенную женщину в её заблуждении не переубедить. Только своему здоровью урон нанесёшь….

     Вот и выходит: что ни человек – то своё видение мира. Свой жизненный опыт. А как формируется характер, не только у ребёнка, но и у пожилого человека, да наверное так же, как из многих продуктов складывается вкус щей, которые, как известно, у каждой хозяйки на особицу. Наблюдая за поступками других людей, мы сами для себя решаем: что нам приемлемо, а что подлежит осуждению…
     Я видела, как строят каменную стену из дикого камня. «Вяжут» большие и маленькие камни, Подгоняют друг к другу, заполняя все щели. Такие стены стоят века и куда долговечнее кирпичных стен. Хотя, у кирпичной кладки – тот же принцип. Характер человека собирается из большого и маленького опыта родителей, учителей, коллег по работе и даже совсем незнакомых людей. Вот только душевный стержень человек должен сам избрать для себя и не позволять никому сломать его.

                16 января 2010 года.


Рецензии