Друг

Встреча.

Это был солнечный, но морозный мартовский день. Мы стояли около станции метро, ждали маршрутку. Я как всегда курил, подставляя лицо первому весеннему солнышку, а Саня, этот праведник вечный, смотрел куда-то вдаль на проезжающие по дороге машины и думал о чем-то своем.
Эй, ау! Встречаемся с тобой раз в год и то по пути на работу, а ты даже в этот момент не можешь мне уделить своего драгоценного внимания!
А чего мне уделять внимание всяким так курильщикам, - иронизируя, ответил Сашка, - это ты мне компенсации должен выплачивать за вред, который я получаю от такого пассивного курения.

Ох, этот Сашка! Всегда он такой был, сколько его знаю еще с первого класса.…Вот и задаюсь я вопросом: «Что же тогда нас так объединяет вот уже более 15 лет, что столько времени мы остаемся друзьями?»

Ей, Сань, а чего тогда я тебя такой сдался, а? И чего столько лет со мной возишься?
Ну а как же! Кто тебя наставит на путь истинный?- засмеялся Сашка. - Может вон твои дружки новые или все бесчисленные девочки? Кстати, кто там сейчас котируется, а?
А сейчас никто! Сейчас только себя люблю! Ну и тебя немножко за то, что ты так за меня переживаешь! С другой стороны...От меня тоже должна быть польза. Правильно? А я уж и так и сяк тебя расталкиваю...И туда пошли и сюда. И с такими хорошими девчонками готов познакомить. А ты только либо на работе сидишь, либо дома за компом...А вот встретишь тебя... Кстати! Сколько же времени прошло с нашей последней встречи? Вроде тогда осень была...Мерзко так...Дождик капал, это я точно помню! Во! С тех пор и не виделись! Эх ты! Друга забываешь! Так вот, встретишься с тобой, причем случайно, на улице, утром!!! А ты весь в себе... Ну что с тобой делать?!
Ой...ладно..Ты прав, наверное...Как-то так само получается... Я готов исправиться! - неуверенно ответил Саня.
Отлично! Так...Слушай, вот если ты готов исправляться, то просто обязан согласиться прийти, наконец, сегодня на мой концерт! Ну, сколько я тебя уже зову?! А у тебя все дела, дела... Ну, обидно же! Я что, совсем плохо пою, а?
Ну что ты! Ты же знаешь, как мне это нравится! И уж тебе - то жаловаться с учетом все возрастающего количества поклонников и особенно поклонниц твоего творчества! Вот если где-то в домашней обстановке, в очень тесном кругу друзей ты бы что-то сыграл на гитаре. Я бы с удовольствием пришел!
Ну, это всегда можно организовать! Кстати, похоже, твоя маршрутка... Вообщем, смотри, жду тебя сегодня вечером в восемь на ВДНХ. Хоть помнишь еще куда идти?
Да, наверное, вспомню...Ладно, смотри у меня, если фальшивить будешь! - сказал Саня, собираюсь залезть в маршрутку.

Очень хотелось выкурить еще одну сигарету...Такое солнышко, такой воздух...И на работу совсем не хочется...

Сань, может, еще постоим, все равно маршрутка стоит пока, а?
Ой, я уж лучше бы посидел, чем способствовал твоему мерзкому занятию в виде курения...- недовольно сказал мой праведник, - когда ты уже это дело бросишь?
Видимо, в другой жизни...

Я что-то продолжал говорить про жизнь, привычки, курение и, наверное, только через пару минут заметил, что меня совсем не слушают. Мой друг смотрел в другую сторону будто завороженный.

Ау, Земля вызывает! Прием? Как слышите?

Но мои слова остались без ответа. И вдруг Саня произнес:

Какая она красивая!
Кто она?
Она, вон та девушка.
Какая какая? - пытался я разглядеть.
Ну та, та, с русыми волосами... В белой юбке.

Наконец я ее увидел. Да, пожалуй, она была очень хорошенькая. Длинные волнистые русые волосы, фигура тоже что надо. Ну, вообщем все при ней.

А, да, ничего девочка, -  произнес я.
Ничего?! Да она совершенство! - абсолютно заворожено ответил мой пропащий друг.
Ой, ой, ой... Неужели я это вижу? Не может быть! Вот уже несколько лет я наблюдал одну и ту же картину: угрюмый Саня, смотрящий вдаль, и абсолютно не замечающий этих прелестных созданий. И что же? Что же такое произошло? Ты не просто заметил, ты просто околдован этой незнакомкой! Эй! Ау!  Ну чего ты тормозишь тогда? Иди, беги, знакомься скорее! Эй! Она же уйдет!
Ну, я... Не могу...Как? Что сказать? Не...
Ну чего чего... Спроси который час, скажи комплимент. Ну что мне тебя учить что ли?
Не, я не смогу...
Да уж... За время своего «монашества» ты всему похоже разучился...Она же и правда уйдет! - практически закричал я, - Ладно, чего только не сделаешь для друга! Учись, студент!

И после этих слов я пошел прямо к этому «прелестному созданию», которое могло вот вот исчезнуть в метро.
Постойте, девушка!

Не буду рассказывать, как я умею разговаривать с девушками и прочее и прочее. Одно скажу: в этом мне нет равных!

И вообще я большой молодец и умничка! - говорил я Сане через пару минут, - Я сделал тебе подарок! Поэтому ты просто обязан прийти ко мне сегодня на концерт! Потому что твое «совершенство» тоже будет там!
Там? Будет? Не может быть! Как тебе это удалось? - искренне удивился Сашка.
Ай... Ну, я же гений! Не буду хвастаться перед тобой... По счастливому стечению обстоятельств она, оказывается, знает о моем творчестве и жутко была рада познакомиться со мной и попасть на концерт! Причем она еще и подругу возьмет! Так что радуйся и готовься!

Саня улыбнулся как влюбленный дурак, запрыгнул в отъезжающую маршрутку и уже оттуда крикнул:
Какой же ты...
Последние слова я не расслышал, но, на что я очень надеюсь, там было что-то очень хорошее обо мне...



Концерт.

Этот клуб я знал уже несколько лет. И много раз здесь выходил на сцену. Но я всегда нервничаю... Каждый раз, словно в первый. Вот и теперь тоже самое. Наверное, боюсь подвезти тех, кто верит моим песням…
Как всегда с задержкой (скажу по секрету, так делается специально для увеличения «аппетита» публики) я с ребятами вышел на сцену. Мы вместе уже несколько лет и стали друг другу почти совсем родными. Что я без них?! Я ведь только пою и что-то балакую на гитаре, а они делают мои песни «живыми», наделяет своим характером и настроением...
Раздались аплодисменты, я взял микрофон, поблагодарил всех присутствующих, что пришли на наш концерт, поздравил с началом весны и начал петь...
Погруженный в свои песни я и не заметил за столиком сбоку своего друга Саню и, лишь устроив маленький «передых», я обратил на него внимание. И просто по наисчастливейшему стечению обстоятельств та девушка, с которой я с утра познакомился, кстати ее Викторией зовут, сидела за соседним столиком вместе с подругой. Не знаю, уж, слушали ли они мои песни, казалось, они были заняты только друг другом... Но никто из них не решался подойти. Они лишь смущенно переглядывались и улыбались. Я понял, что пора спасать положение в очередной раз и подошел к ним.
О, знакомые все лица! Здравствуйте. Здравствуйте! Очень рад вас здесь видеть! Саня, ты уже знаком с Викторией?

Не знаю, плохо это или хорошо, но хотелось петь о чем-то прекрасном и романтичном, о любви... Я иногда поглядывал на эту милую парочку и про себя улыбался, запевая следующую композицию. И было ведь чему радоваться.  Я очень переживал за Саню. Пару лет назад он влюбился в одну (не знаю даже как ее назвать)...Вообщем я сразу почувствовал, что она еще та стерва, а друг мой влюбился и ничего не замечал. Цветы ей охапками дарил, в театр водил. Каждый раз какой-то сюрприз для нее готовил. Сколько же денег он на нее выкинул! Сам голодал, мы тогда еще студентами были, а ее по выставкам, да по кафе водил на последние. Потом повез с родителями знакомиться. А я присмотрелся к ней и почувствовал какой-то подвох. Конечно, обижать никого не стал. Мало ли что. Вдруг я ошибаюсь. А она еще та актриса была, играла наивную и скромную. Вообщем такую, какую Саня в ней видеть хотел.
А оказалось, как я и думал, надо ей от него вовсе не любовь до гроба, а прописка в Москве в его квартире, сама она из какой-то сибирской деревни. Одно радует, что не успела своего добиться. Подруга ее как-то проболталась мне... Я быстрей Сашке рассказывать, а он не верит. Разругались мы тогда с ним, защищал он ее во всем, а мне не верил. Я на него очень обиделся в тот момент. И вообще решил, раз он такой дурак, друзьям не верит, то чего хочет, то пусть и делает.
Саня ко мне сам пришел однажды вечером... С бутылкой водки... Это ж вообще ужасно было при том, что он почти не пьет. Даже пива. Спортсмен, видишь ли. И рассказал, что застукал свою «ненаглядную» с другим мужиком, а она в порыве гнева сказала ему, что если бы не прописка, она б даже в его сторону не взглянула, ну и много всего остального обидного.

Я тогда с Сашкой несколько дней сидел, невменяемый он совсем был. А когда отошел немного, он как-то в себя ушел. И так до сегодняшнего дня... Никуда ходить не хотел, с девушками не знакомился. И вот сегодня сидит и по идиотски улыбается! Вот она, любовь, что с людьми делает!
Допевая последнюю песню, вместе со мной, которую повторял весь зал, я будто подвел какую-то черту в жизни Сани, а может и не повел, а вывел его в новую жизнь... И как кстати для них были эти песни! Я ведь старался, выбирал из нашего репертуара только самые романтичные!
А потом долго вспоминал этот концерт, где, словно символ и образ наших с ребятами песен выступали эти двое влюбленных…




А жизнь только начиналась...

С тех пор Саню было не узнать. Даже голос изменился, и глаза светились. Вообщем во всем нем чувствовалось охватившее его счастье. Я не раз встречался с ними в этот прекрасный весенний месяц март.  Мы гуляли и втроем и вчетвером, иногда встречались только с Сашей, когда Вика была занята, и тогда он мне рассказывал, как он счастлив. И Виктория мне как-то сразу понравилась. Я прямо таки благословил их союз! Так. По дружески, конечно.
А однажды Сашка мне позвонил и сказал: «Я может, спешу... Да, наверное, спешу... Хотя. А чего ждать? Если мы так любим друг друга? Я вот решил. Сегодня сделаю Вике предложение!»
Я, конечно, сказал, что, мол, холостяком быть хорошо и все такое, а в душе очень порадовался за них. И весь день пальцы скрещенные держал, чтобы Вика согласилась. Еле вечера дождался, а Сашка все не звонит. Уже за полночь раздался телефонный звонок и первое, что произнесли в трубке: « Она согласна...»



Взрыв

Мы решили на следующий день встретиться все вместе и отметить произошедшее событие в скромной компании.  С утра небо заволокло тучами. И пошел мелкий дождь со снегом. Я тогда расстроился немного, до этого было так тепло и солнечно, и мы планировали погулять, а теперь, наверное, не получится...
Не могу сказать, что предчувствовал что-то, просто на душе было очень тоскливо по непонятным причинам. Но я пытался себя подбадривать тем, как я счастлив за своих друзей.
Я обычно рано ходил на работу, благо она была недалеко от дома, можно было до нее доехать и на метро пару остановок и на автобусе. Я как раз подходил к станции метро, когда заметил нужный мне автобус и решил поехать на нем. Входя в двери офиса, я встретил взволнованного коллегу.
Ты чего такой хмурый? - спросил я его.
А ты не знаешь, что случилось?
Нет, а что?

Не буду пересказывать весь наш разговор и то, как я потом сидел и читал в интернете об этом... И как в моей голове постепенно появлялась мысль, что Саня с Викой обычно с утра встречаются на станции метро «Лубянка», где совсем недавно прогремел взрыв... Да, это противное всему живому и при этом созданное человеком... Взрыв в метро... О нем много и долго еще будут вспоминать и говорить. Пока однажды он не станет просто историей, о которой иногда будут писать в хрониках, а может даже в учебниках... «Событие такого-то года унесло столько-то жизней...»
Я тогда не переставая звонил то Сане, то Вике, надеясь, что они чудом спаслись или их там уже или еще не было. Но телефоны не отвечали. А потом не выдержал и поехал прямо на Лубянку. Добирался, наверное, часа три. Ничего не едет... Уже когда я почти подъезжал к этому злосчастному месту,  подняли трубку по Викиному номеру, и я услышал знакомый голос. У меня прямо от сердца отлегло. Значит, все обошлось. Вику было слышно очень плохо, и голос ее такой странный был. Я начал кричать в трубку: « У вас все в порядке? Вы где? Я за вами приехал? Эй!»,- но услышал в трубке только рыдание, а потом раздались короткие гудки.
Минут через пятнадцать, ценой неимоверных усилий, я нашел ее. Вика стояла, прислонившись к стене палатки. У нее на лице были следы крови и порезов. Я тут же подбежал к ней, сказал, что надо к врачу скорее идти, а она стояла и совсем меня не слышала, она вообще была будто не в себе, не в этом мире... Никогда не забуду тогда ее стеклянного взгляда... Казалось, в ее глазах застыл ужас и страх вперемешку с отчаянием.
Я не выдержал и начал ее трясти: «Ну не молчи! Говори! Что случилось? Где Сашка?»
Наконец она подняла глаза и сказала: «Его увезли... Его нет больше...»
Тогда я все и понял. И лишь позже узнал подробности о том, что от ударной волны и осколков Вику заслонил Саня. Только это ее и спасло. А он умер почти сразу... Вика рассказывала, что потеряла сознание, а когда очнулась, увидела, как какой-то мужчина в спасательном костюме поднимает недвижимого окровавленного Сашу... Кругом стоял дым, люди кричали. Она попыталась догнать их, протискиваясь через толпу, но ее оттеснили в сторону, и она потеряла их из виду.  И только выйдя на поверхность, заметила Сашу. Он лежал на носилках рядом с машиной скорой помощи. Вика подбежала к нему, стала трясти, но он никак не реагировал. Тогда она стала кричать, звать на помощь, но всем было не до нее. Наконец к ней подбежала женщина в белом халате, стала осматривать Сашу. А потом посмотрела так сострадательно на Вику и сказала, что он умер.



Настоящий друг

Как когда-то я заботился о Сане, я делал все для Вики. Каждый день навещал ее, пытался хоть немного подбодрить.…Одно меня успокаивало, что может, пройдет время, и Вика сможет начать опять жить…
А я старался быть сильным, старался не думать.…Через несколько дней должен был быть мой очередной концерт, а я даже не представлял, что буду там делать, что петь.…И вот однажды в очередную бессонную ночь (в тот день как раз прошли Сашины похороны), я сидел с гитарой и что-то невнятное балакал. Знаете, я не разрешал себе плакать с первого класса, с тех пор как мы с Сашкой подрались с мальчишками постарше. Один пацан тогда так больно толкнул меня в столовой, что я было собрался разрыдаться, но Саня на меня так посмотрел строго и сказал совсем как взрослый: «Ты девчонка или пацан? Пацаны не плачут, они должны быть всегда сильными! Понятно тебе?» Тогда, наверное, Сашка меня впервые удивил. У меня еще было такое детское восприятие мира, там мама, папа и все такое, а он тут такое говорит! И я как-то сразу передумал плакать и с тех пор никогда себе этого не позволял, всегда вспоминая Сашины слова.
Вот думаю, мы с ним такие разные, что же нас связывало… Я всегда такой взбалмошный был, постоянно меня куда-то тянуло, в какую-нибудь переделку и, честно говоря, не раз имел от этого кучу проблем. А Саня вот совсем другой был: рассудительный и здравомыслящий. Но зато, если случалось что-то, я всегда знал, что он примет правильное решение и, уж, если что-то решит или действовать надо будет очень быстро, то раздумывать долго он не будет. Сколько раз он из-за меня рисковал,  сколько раз спасал из всяких передряг! Ведь с ним могло произойти что угодно! Даже вспомнить страшно. Наверное, за это я и любил Саню…Он был настоящий что-ли... Знал и как подбодрить и как помочь. Мне вообще кажется, что при всем огромном количестве знакомых, которые у меня были, Саня был, наверное, моим единственным настоящим другом…
Даже когда я только начинал петь под гитару, только он в меня верил и внушал мне самому веру в себя! А сколько раз он помогал деньгами нам с ребятами по началу, когда мы еще ничего не зарабатывали.
И вот что ужасно…Что понял я все это только сегодня, когда Саши уже нет… Я, конечно,  чувствовал это раньше, но отчетливо я осознал  это только сейчас…
Неожиданно родилась мелодия, а к утру были готовы и слова…


Песня

Все было как обычно: много народа, кто-то аплодирует, кто-то что-то выкрикивает…Ребята встали за свои инструменты, я взял в руки микрофон, оглядел зал и заметил все за тем же боковым столиком, где когда-то сидели двое влюбленных, знакомую девушку. Это была Вика. Даже издали был виден ее потухший взгляд и бледное лицо…Я ей улыбнулся, она видимо тоже попыталась, но получилось у нее это как-то очень криво.
Наконец наступила тишина, и я произнес: «Друзья! Я снова рад вас видеть здесь! Спасибо вам за вашу любовь! Сегодня быть может кому-то не понравится наш концерт, тем, кто пришел сюда повеселиться. Сразу прошу у вас прощения! Сегодня наш концерт мы хотели бы посвятить жертвам недавних страшных событий в метро и их родным и близким!» - я немного  помолчал и добавил: «Наверное, достаточно слов, надеюсь, обо всем вам скажут наши песни.…А теперь моя новая композиция, которая появилась на свет буквально на днях. Ее я бы хотел посвятить своему другу, лучшему другу и тем, кто помнит его и скорбит… А также всем, кто потерял своих друзей… Песня называется «Друг»
Я начал петь и почувствовал, как на глаза наворачиваются слезы. «Ты прости меня, Саня», - подумал я,- « Разреши мне сегодня немного поплакать. В память о тебе…»
Я пел, а сам думал, всматриваясь в унылое лицо когда-то счастливой девушки, о том, что, наверное, умирать страшно всегда и везде и терять близких тоже всегда очень больно. Но насколько бесполезны жертвы этих людей, которые положили свои жизни непонятно за что. Солдат, умирая, видит врага и знает, во имя чего он может умереть, а они не знали, а многие даже не успели понять, что произошло. А, может, их последней мыслью было «За что?»
Если бы мне дали выбор, как умереть, я бы не раздумывая, ответил: «Только с оружием в бою!»
А сколько покалеченных жизней, не свершившихся судеб.…За что люди отдали жизни своих близких и любимых людей? И смогут ли они когда-нибудь это забыть?
А ведь у Саши с Викой могла быть свадьба и долгая и счастливая жизнь…У них могли быть дети, они могли бы открыть новые законы или совершить великие для всего человечества поступки, стать великими поэтами, писателями, художниками, а может просто совершить такое, что улучшило эту жизнь хоть на немного.. Могли… Но теперь этого уже не будет никогда…
Я пел совсем новую песню, но весь зал словно знал слова и на одном дыхании вторил мне. Потому что это не горе только одного, это касается всех… Беда может затронуть любого, поэтому она и объединяет людей.… И почему-то от этого на душе становится легче. Потому что мы остались, мы здесь, мы живем, причем жить придется теперь не только за себя, но и за друзей и близких, за всех тех, кто ее уже прожить не сможет. И от этого особенно чувствовается ответственность за то, как прожить эту самую жизнь. Ведь стараться сделать этот мир хоть немного лучше придется в два, три, пять, десять раз больше! Главное, помнить об этом…
И сейчас, будто одна большая семья, мы помнили… Как написано в Библии:

Время жить и время умирать.
Камни разбрасывать и камни собирать.
Время любить и время забывать.
Время горевать, время пировать, время воевать…


Посвящается всем тем, кто потерял друзей и близких в терактах...


Рецензии