Архитектурная фауна Петербурга

Петербург – город богатой архитектуры и всевозможных памятников. Но человек, создавая свои искусственные постройки, всегда помнил о природе, откуда он сам пришел. Вот почему в декоре петербургских зданий так много зверей, подчас знакомых нам «лично», и так много памятников и скульптурных композиций с различными животными.
Какие животные чаще всего встречаются у нас в городе в каменном и бронзовом обличии и почему именно они?

1. Лев.

Львиный город – скажет любой про Петербург. Самое большое поголовье белых и красивых – у дачи Безбородко. Почти каждый дворец может похвастаться парой красивых и мускулистых кошачьих. Вот этот добродушный лев у дворца на Елагином острове выполняет ту самую функцию, ради которой архитекторы прошлого рассеяли в своих фантазиях царя зверей по городу. Пришедший из античности образ льва, как животного-защитника, животное, охраняющее вход в сакральные места, и укоренился в Петербурге. Кроме этого, архитекторы помнили и о мифологической роли льва, как символе царственности и гордости. Отличное животное для столицы Империи!

2. Лошадь.

Просто так в городе лошадь встретишь нечасто. А вот скульптуры с участием коней – повсюду. Такое широкое расселение лошадей в скульптурной фауне города объясняется в первую очередь родственностью этого животного быту человека того времени. Ну на чём же ещё мог скакать Петр Великий? Кроме того, конь в греческой мифологии нёс культ силы, власти, надёжности, верности и особой красоты. Вот и братья Диоскуры с Конногвардейского Манежа держат своих коней как символ силы.

3. Орлы.

Без орлов немыслим Петербург как имперский город. Многочисленные орлы на каменных гербах, в орнаменте зданий, решёток – дань царственной силе этой почитаемой ещё с античных времён птице. Когда память о том, что орёл – античное животное, в которое, например, превращался и Зевс, иссякло, архитекторы последующих направлений продолжали использовать орлов в декоре своих построек. Здесь уже они носили роль символа не столько власти, сколько силы, возвышенности и животного-охранника, наряду со львом. В этой роли и выступает этот орёл на страже входа в парадную на Куйбышева, 36.

4. Сова или филин.

Совы поселились на домах Петербурга в эпоху модерна. Этот стиль эксплуатировал образы финских легенд, где филин – мистическая птица, хозяин леса, птица вещая и грозная, воплощение дикой северной природы. Имитация северных сказок прочно установилась в декоре строящихся домов, как в доме № 13 на Херсонской улице или №35 на улице Ленина. Чисто декоративный элемент уходит корнями в северные предания, подчеркивая северный дух Петербурга, его географию и родство земель, на которых он стоит, древним сказаниям.

5. Собака.

Образ собаки появился в городе совсем недавно. Именно двадцатый век сделал из собак главных любимцев и помощников. Поэтому в Петербурге они начали появляться ещё в начале века, когда Павлов делал с ними свои первые опыты. Памятник собаке, пострадавшей за науку, стоит во дворе Медицинского института. А этот добрый пёс Гаврюша с улицы Правды просто приносит удачу, равно как и бронзовый мопс Фотографа на Малой Садовой. Но если быть абсолютно точным, любой пёс всегда ассоциируется с волком. Образ волка, как элемент всё тех же скандинавских преданий (миф о волке Апокалипсиса Фенрире из Эдды) использовался в декоре домов в стиле модерн наряду с вещими филинами, как, например, в доме 35 по улице Ленина.

6. Кошка.

Кошке как представителю питерской фауны стало везти ещё позже, чем собаке. Ориентирующиеся на всё те же финские и древнерусские предания, где кот – вещее, но недоброе, тёмное животное, архитекторы использовали кошачьи маски в скульптурном украшении своих домов в том же качестве, что и филинов с волками. Это теперь кошка – символ домашнего уюта, как они и представлены на Малой Садовой в виде сидящих на карнизах скульптур. Кот с фотографии явно не подходит на роль домашнего любимца. Это плод фантазии архитектора, увлечённого низшей мифологией – дом 32 на улице Ленина.

7. Медведь.

Медведь пришёл в зооморфный мир Петербурга тоже по вине всё тех же финнов, близость которых так впечатляла архитекторов 19 века. Медведь – хозяин леса, лес – окружал Петербург. Значит, появление медведя, как символа северной мощи и силы, логично в качестве скульптур у входа на фабрику Зигеля на улице Достоевского, 44.

Голуби, попугаи, змеи, быки, лебеди, верблюд, рыбы.

Из всех перечисленных здесь животных, только верблюд Пржевальского попал в список чисто исторически. Он – часть памятника известному исследователю. А вот голуби, как символы человеческой души и Святого Духа, лебеди – символ красоты и изящества (Тележная, 9), змеи – вечные представители злого и тёмного, подлого, (вспомним, хотя бы змею Медного Всадника) - следствие влияния на архитекторов всё тех же античных и христианских мифов. Змея обвивает шар на ограде особняка Кшесинской – модернисты обожали мистику.

 Скульптуры быков на Московском, 13, – печальное напоминание о располагавшейся там скотобойне, попугаи в декоре дома на улице Ленина, 35,  - оригинальный элемент богатой фантазии архитектора, ну а рыбы – без них не мыслим морской город. Они плещутся не только в фонтанах Петербурга, но иногда красуются и на фасадах домов (как в доме Лидваль, на Каменноостровском, 1) и в узорах решёток мостов и набережных.


Рецензии
Интересный обзор.
"Скульптуры быков на Московском, 13, – печальное напоминание о располагавшейся там скотобойне". Ездил мимо этих быков на работу.

Олег Киселев   09.09.2011 17:08     Заявить о нарушении
Спасибо за то, что уделили внимание моему обзору!

Доминика Дрозд   10.09.2011 09:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.