К новому мышлению в преддверии эпохи водолея

Роль духовности в познании мира.

К новому мышлению в преддверии эпохи водолея.

Как никогда остро перед раздираемым противоречиями человечеством сегодня встают вопросы: «к чему мы идем, что ждет нас впереди?» Но можно ли найти на них ответы, не зная своего прошлого? Кто мы, откуда пришли в этот мир, каково наше истинное место и предназначение в нем? Давайте попробуем разобраться в этом, поискать те отправные точки и ориентиры, которые помогли бы понять наше истинное положение в мировой реальности и определить направление последующего движения.

  В совокупном сознании человеческого сообщества исторически сложилось две противоположные системы взглядов на появление и пребывание человека в этом мире. Согласно одной из этих систем, называемой эволюционистской, земное человечество является развивающимся сообществом, продвигающимся в историческом плане от примитивного, в отношении его сознания, состояния к более развитым формам. При этом развивается как само сознание, так и его индивидуальные оболочки - носители.

 Материализм, в системе знаний которого не предполагается рассматривать сознание человека вне конкретной физический телесной, т.е. биоклеточной формы, определяет сознание лишь как продукт  жизнедеятельности мозговой структуры человека. В этой системе знаний сознание попросту отождествляется с его физической формой – носителем, т.е. центральной нервной системой человека. Исходя из этого, представители материалистического мировоззрения развили учение об эволюции видов, известное как учение Дарвина. Это учение прямым предком человека считает обезьяну, что само по себе, мягко говоря, не вполне этично.

В отличие от материалистического эволюционизма, эзотерический эволюционизм ставит развитие формы – носителя сознания в подчиненное положение по отношению к развитию самого сознания, причем развитие формы, согласно этой системе взглядов, происходит дискретно, т.е. через периодические  скачкообразные изменения с переходом в совершенно новые состояния. Сознание же, в отличие от его формы-носителя,  развивается континуально, т.е. последовательно  плавно и непрерывно,  внутри своей конкретной, практически не изменяемой формы.

 Когда же  форма перестает давать возможность сознанию развиваться, становясь как бы тесной для переросшего ее сознания, происходит резкая, ступенчатая скачкообразная смена прежней формы – носителя. Конечно, элементы новой формы закладываются и частично проявляются, уже в старой форме - в ней как бы возникает и развивается зародыш новой формы. Однако сами потенциальные возможности развития сознания обеспечивает  только новая форма - носитель. Похожие взгляды развивает Восточная религиозная традиция (Индия, Китай, страны юго-восточной Азии).

В соответствии с другой мировоззренческой системой, называемой креационистской, развиваемой западной религиозной традицией, главным образом Христианством, никакой эволюции никогда не было, и быть не могло. Мир и человек были созданы Богом Творцом единоразово в процессе Творения, сразу в совершенном виде,  следовательно, никакого улучшения и развития Мира и Человека не требуется принципиально.

Более того, утверждается, что сотворенный человек был значительно совершеннее своего современного потомка.

Данный взгляд базируется на специфическом трактовании библейских повествований и некоторых логических выводах, а также некоторых доказательных аргументах Христианской апологетики (системы активных, наступательных, порой даже непримиримых доказательных действий, применяемых последователями и распространителями того или иного учения, пытающимися отстаивать принятую ими доктрину, в данном случае представителями христианства).

По этому поводу один из апологетов данной системы взглядов Бен Хобринк, в прошлом школьный учитель, получивший образование в государственном Амстердамском университете, в своей книге «Христианский взгляд на происхождение жизни»  дает, например, обзор научных фактов и показывает, что они лучше вписываются в креационистскую доктрину, нежели в естественнонаучную (материалистическую) теорию эволюции.

 Однако апологетический пафос Хобринка, если и справедлив, то лишь по отношению к естественнонаучному материалистическому эволюционизму. Эзотерический же эволюционизм не только не отрицает факта творения жизни, а наоборот подтверждает его. Однако в отличие от креационистской теории, мировоззренческая позиция эзотерического эволюционизма представляет творение как сложный многоэтапный процесс, в начале которого как бы засеваются семена будущего мироздания, а потом взращивается нива и собирается урожай вселенской жизни.

 Не ставя перед собой задачи доказательства или опровержения взглядов эволюционистов либо креационистов, будучи приверженцем эзотерического эволюционизма, попытаюсь без апологетического пафоса показать некоторую особенность нашей жизни, способную при правильном ее осмыслении объединить и примирить обе эти концепции. Речь пойдет о цикличности жизненных и вообще всех природных процессов.

Нам хорошо известна периодичность смены дня и ночи, повторение суточных периодов, таких как утро, полдень, вечер, полночь в течение суток и изо дня в день, смена месячных периодов и времен года. Все эти привычные циклы, перечень которых можно продолжать  - бесконечны. Все они обусловлены взаимодействием Земли с Солнцем, Луной и другими планетами солнечной системы. С этими циклами связаны многие периодические изменения в нашем организме, например смена состояний сна и бодрствования, протекание беременности.

Однако наряду с этими привычными и знакомыми циклами, в нашей жизни имеют место значительно более продолжительные циклы, связанные с многолетними глобальными повторениями, которые в течение нашей одной конкретной жизни мы отследить не в состоянии, поскольку период их циклических повторений значительно превосходит продолжительность любой известной нам жизни.

 Они закладывают вполне определенный порядок в развитии жизни на земле в целом. Это циклы известные,  как эпохи имеют свою протяженность  в течение нескольких десятков столетий. На протяжении этих периодов меняется не только историческая ситуация на земле, но даже климат.

Что же закладывает и определяет характер протекания любых циклических процессов в природе?  Астрономия дает совершенно ясный ответ на этот вопрос. Это взаимообусловленное движение небесных светил и их групповых сообществ по отношению друг к другу.

 Однако объяснить эпохальные циклические изменения во всем многообразии жизни только с астрономических позиций не возможно, поскольку, объясняя причины цикличности, астрономия не может объяснить связанные с этими процессами события, как  глобального, так и локального, психического характера, происходящие с людьми и имеющими выраженные циклические особенности. Эти события, в определенном смысле, также укладываются в некоторую схему закономерностей движения небесных тел по отношению друг к другу. Они настолько очевидны, что объяснить их как простое случайное совпадение – нельзя.

Однако известно мнение мудрецов древности, что астрономия лишь дитя (причем сугубо материалистическое) астрологии, древнейшей из наук, объясняющей  связь земных явлений с воздействием небесных светил. Именно так, а не наоборот, как сейчас пытаются представить астрологию ее некоторые естественнонаучные и религиозные оппоненты. При этом астрология отслеживает не только орбиты небесных тел и их расположение по отношению к Земле и друг другу, не только влияние электромагнитных и гравитационных воздействий, но и целый ряд воздействий психического характера.

С этими воздействиями связаны как особенности поведения отдельных людей и их сообществ, так и события, происходящие с ними, в том числе глобального характера, такие, например, как мировые войны и революции. Мало того, астрология на базе математического расчета пытается даже предсказывать будущее, если и не в качестве точных указаний, то, по крайней мере, расчета определенных  тенденций, способных привести к конкретным событиям. Не в этих ли древнейших (и современных в том числе) системах астрологических и других, пересекающихся с астрологией знаний, следует искать ответы на поставленные вопросы об истоках и путях развития человеческого сообщества в этом мире?

Эпоха водолея, о  которой так много и неоднозначно сейчас говориться, представляет собой достаточно большой период времени, в течение которого точка весеннего равноденствия, в своем попятном (по отношению к движению Солнца по зодиаку) движении войдет в созвездие Водолея, и будет в нем находится около 2160 лет.

Религиозно-философские и эзотерические источники, не вступая в противоречие с современными научными взглядами,  показывают нам со всей очевидностью, что природа подчинена  закону цикличности пространственно-временных изменений.

Как же быть с эволюцией? Выходит, что природа периодически возвращается к тем же состояниям, через которые когда-то уже проходила в своем развитии и бесконечно прокручивает одни и те же “ролики повтора” своей истории?

Однако не стоит делать поспешных выводов. Анализ цикличности приводит к пониманию того, что смена и повторение циклов это лишь смена и повторение условий, в которых развивается сознание отдельных людей и человеческого сообщества в целом.

В процессе прохождения через ряд сменяющих друг друга природных условий, человечество приобретает новый специфический опыт, который откладывается в его совокупном сознании, делая его уже несколько иным, более расширенным, по сравнению с предыдущим состоянием. Пройдя полный цикл изменений внешних условий, человеческое сообщество приобретает совершенно новое качество своего совокупного сознания, обусловленное комплексом новых опытных ситуационно-событийных накоплений.

Начиная новый цикл периодических изменений, человечество стартует уже не в том прежнем состоянии, но в качественно новом, значительно более продвинутом и не повторяет старый, а проходит совершенно новый путь, хотя и в сходных, повторяющихся условиях.

 В результате, человечество движется не по замкнутому кругу, а по разворачивающейся и расширяющейся спирали, возвращаясь к похожим на прежние условиям в новом качестве. В этом и состоит закономерность эволюционного развития сознания.

Надо сказать, что и каждый отдельный человек, или групповые сообщества людей, например семья, коллектив, религиозная община, государство и т.п., развиваются по тому же принципу.

 Из года в год мы проходим по жизни через смену времен года с их специфическими условиями существования, но хотя времена года и повторяются, разве можно говорить, что, например, весну этого года мы встречаем в точно таком же виде и состоянии, как и весну прошлого года, а тем более весну 5-ти, 10-ти летней давности?

Даже просыпаясь утром, после ночного сна, мы уже совершенно не те, которыми были вчера утром, ведь прошедший день прибавил нам столько новых впечатлений, мыслей, эмоций. Жизнь вложила в наше сознание новый опыт и сделала нас богаче и мудрее.

Что же касается эпохи водолея, хотелось бы заметить еще один момент, связанный с этим грядущим астрологическим событием. Он обусловлен  одной универсальной закономерностью развития всего сущего на земле, включая человеческое сообщество, его отдельные социальные групповые образования и каждого человека в отдельности. Дело в том, что развитие сознания любого субъекта вселенского бытия, включая, естественно и человека, проходит неминуемо два своих глобальных периода:  нисходящий и восходящий.

  Наличие этих периодов связано с тем, что любое Вселенское явление (любой субъект Вселенского бытия) зарождается и возникает не сразу на ощущаемом нами с помощью органов чувств физическом плане бытия, а сначала на тонком психическом уровне бытийности, своего рода космическом эквиваленте физического мира - инстанции предстоящей ему и предвосхищающей его, т.е. стоящей в отношении к миру физическому как причина его возникновения. Это зарождение будущего физического объекта происходит на Духовном Плана Бытия, образно говоря, в Мысли Творца, ибо именно мыслеформой Создателя, Божественной Идеей изначально является любой субъект Вселенского бытия.

 Далее Божественная Идея “постепенно”, в строгом соответствии с алгоритмом Вселенского Проявления, облекается все более плотными, т.е. все более грубо-материальными, все более реальными, в нашем человеческом понимании оболочками бытийности, осваиваясь в них и все более срастаясь, сживаясь с ними.

В процессе этого, постепенно и последовательно, приобретается новый опыт жизни во все более плотном, материализованном мире.

 По истечении определенного срока, материализация (или проявление) заканчивается и начинается период обратного  движения “по восходящей” линии, т.е. по направлению от грубо-материального, к тонкоматериальному Духовному состоянию, вплоть до чистой идеи, однако идеи уже не в изначальном, но в совершенно новом качестве – состоянии обладания всем накопленным опытом, приобретенным в процессе циклического нисхождения-восхождения.

 При этом изначальная абстрактная мыслеформа приобретает важнейшее свойство – самоосознание, преобразуясь, таким образом, в самоосознающий Духовный субъект. Таким образом, мыслеформа трансформируется в новое божественное сущее!

Таков глобальный алгоритм развития самоцентрированного, самоосознающего божественного сознания,  реализованного в конкретном субъекте Вселенского бытия, например человеке.

В некоторых эзотерических трудах, например в работах Алисы А. Бейли, период нисхождения назван инволюционным периодом, тогда как период восхождения обозначается как период эволюции. Поскольку эти два периода имеют последовательную цикличность, сменяя друг друга в процессе непрерывного развития, может возникнуть ошибочное предположение, что инволюция и эволюция  есть два самодостаточных периодически сменяющие друг друга этапа, подобно движению маятника.

Может показаться что жизнь как раз и есть “прокрутка роликов повтора”, только теперь по маршруту от Высшего к Низшему и снова, Вверх – Вниз.

 Из этого предположения может возникнуть мысль о том, что инволюция (в данном понимании этого термина) совершенно равнозначна и равносопоставима с  эволюцией.  Следовательно, если эволюция предполагает движение вперед, к большим достижениям, более высоким ступеням развития и ее направляют силы Высшей Духовной Иерархии, силы Света, а инволюция предполагает разрушение деструкцию, движение вспять к хаосу и ее направляют силы противостоящие Высшему Духовному Плану – силы Тьмы, то эти группы сил равнозначны и равнонеобходимы.

 Именно такая постановка вопроса проходит в некоторых современных идеологических псевдодуховных движениях и школах, например в “астро-эзотерическом движении” и его конкретном подразделении “астро-эзотерической школе АЭШ.”

Необходимо понимать, что в теософских трудах и работах А.А Бэйли данные понятия рассматриваются в узком смысле, где процесс инволюции понимается как именно процесс нисхождения во все более плотные слои материи изначальной божественной идеи.

Этот процесс не имеет ничего общего с разрушением и движением вспять. Он является неотъемлемой частью общего Божественного плана развития, эволюции в широком смысле.

Составной частью этого общего глобального процесса (эволюции в широком смысле) является частный период эволюции в узком смысле, т.е. восхождения. Оба эти периода осуществляются силами Света. Тьма (в смысле сил разрушения и хаоса) не имеет к ним никакого отношения, ее цель повернуть вспять весь процесс эволюции в широком смысле. Эти силы как раз и являются инволюционными в широком смысле понятия термина инволюции.

Дабы в дальнейшем избежать путаницы и неразберихи, в нашем повествовании, мы, для описания процессов нисхождения  и материализации будем использовать термин “нисхождение”, а для описания процессов дематериализации термин “восхождение”. Термины “инволюции” и “эволюции” мы будем использовать только в их широком смысле.

Эпоха водолея, в приложении к человечеству, является как раз тем периодом развития, когда происходит переход от состояния наиболее плотной материализации, по существу – апофеоза нисхождения в материю, к началу восхождения и дематериализации. Это период не только перехода, но и закрепления, становления в восхождении, т.е. переломного поворота к дематериализации и связанного с этим последующего одухотворения.

Сейчас человечество еще как бы колеблется в решении – обратить свой взор к “горнему”, т.е. высшему духовному, божественному, либо оставаться в “дольнем”, т.е. на земле, в материи, будучи привязанным к ней не только телом, но и душой (т.е. психически – своими чувствами, мыслями, устремлениями, а следовательно и делами). С приходом эпохи водолея эта проблема (вопрос ориентации людей к горнему либо дольнему) отпадет сама собой, альтернативы духовному устремлению просто не будет.

Силы материальной сферы, т.е. природные силы, стремящиеся к хаосу и кристаллизации материи, те силы, которые мы олицетворяем с образом зла, с дьяволом и сатаной (существуют и другие имена иерархии инволюции) стремятся удержать человечество в состоянии устойчивого равновесия в низшей тачке эволюционной дуги, однако Божественный Закон циклического развития сознания не приложен и человечество в строгом соответствии с ним  все равно в нужное время войдет в эру водолея и начнет свое  восхождение на дуге дематериализации.

Тем не менее, это не означает, что данный поворот сможет осуществить и каждый индивидуальный член сообщества – отдельный человек, не зависимо от его желания, т.е. автоматически.

Личная воля человека «неприложна». Не желающий двигаться будет оставаться на месте (по крайней мере, в периоды воплощения, т.е. жизни на земле в состоянии осознанного приобретения жизненного опыта).

При этом сознание таких людей, добровольно привязавших себя к низшей точки эволюции, будет все более отставать от остальных представителей человеческого сообщества, начавших свое движение по восходящей линии эволюции. В конце концов, может произойти отрыв  этих индивидуумов от общечеловеческой эволюционной волны, что грозит прекращением в данном эволюционном периоде их дальнейшего развития. Эти люди – “неудавшиеся ученики жизни”  будут как бы “оставлены на второй год” в великой школе жизни.

Какие же качества необходимо развивать, в связи с этим, каждому из нас, чтобы обеспечить наиболее эффективный и безболезненный переход в новую фазу развития?

Во-первых - это качество свободного непредвзятого восприятия.

Необходимо уходить от привычных стереотипов восприятия, постараться разорвать путы (а кому-то и цепи) привычных, зачастую навязанных общественным мнением устаревших стереотипов, а чаще, просто предрассудков прошлого.

 Особенно это касается стереотипа материалистического и естественно научного восприятия, которые необходимо привести к пониманию их весьма относительной истинности (не разрушая данную систему взглядов, но отводя им свое, соответствующее им место).

Необходимо научиться допускать к своему сведению любые мнения, быть открытым для любой информации, но и не привязывая себя к любой известной вам концепции, памятуя об относительности истинности каждой из мировоззренческих систем. Вместе с тем не следует забывать и о том, что любая система взглядов на жизнь является развивающимся энергоинформационным организмом.

Во-вторых – это качество синтеза.

Это способность воспринимать и анализировать многие разноплановые информационные блоки (идеи, теории, концепции, поведенческие психологические конструкции и т.п.), с целью выявления в них наиболее рациональных аспектов для дальнейшего соединения и использования в виде новых синтетических построений.

С позиции эниологии синтез рассматривается в более широком и универсальном смысле. Он характеризуется не только как конкретный метод познания, но как процесс вычленения из общего энергоинформационного потока комплексов вибраций, присущих отдельным структурам, которые по своему превалирующему «эниозвучанию» могут быть соотнесены с главной гармоникой (лучом) вышеуровневой структуры.

Синтез в этом отношении используется для гармонического объединения данных структур и построения новой более совершенной и развитой структуры, наиболее близкой по своему «эниозвучанию» к вышеуровневой системе.

Все прошедшие периоды, в этом смысле, лишь подготовка к новой жизни, лишь возможность наработать и отточить множественный разноплановый опыт для того, чтобы затем (т.е. сейчас в период подготовки и разворачивания эпохи водолея) соединить этот опыт во взаимообогащающем синтезе. Стремление к синтезу должно пронизывать новую жизнь во всех ее проявлениях – науке, философии, религии, просто повседневной действительности.

 В-третьих – это качество интуитивного восприятия реальности.

 Необходимо понять, что если восприятие рассудочным мышлением, т.е. умом, (то восприятие реальности, которое наиболее привычно нам сейчас),- основано на личном жизненном опыте каждого человека, то интуитивное восприятие основано на использовании жизненного опыта приобретенного всем человечеством, т.е. не только индивидуального, но и социального опыта. Это как бы психологический ИНТЕРНЕТ, которым может пользоваться свободно каждый человек, освоивший уровень интуитивного восприятия.

 Возможность такого восприятия, а значит и использование его результатов в принятии последующих жизненных решений, вполне реальна, поскольку сам его механизм заложен в нас изначально, но требует своего развития. Сейчас как раз и пришло время включения и запуска этого механизма, его освоения и осознанного применения. Кстати, только овладение механизмом интуитивного восприятия может обеспечить развитие способности к синтезу.

В-четвертых – это качество альтруистической жизненной позиции.

 Альтруизм – антитеза эгоизма. Необходимо понять, что эгоизм явился неизбежным следствием, как бы издержкой процесса развития интеллекта (рассудочного ума и связанного с ним опыта рассудочной ментальной жизни). На этапе жесткой материализации этот компонент сознания был в определенной степени даже и необходим, однако сейчас его наличие является сугубо инволюционным, мощно тормозящим вхождение в новую восходящую фазу эволюции.

Эгоизм и связанные с ним личностные амбиции помогают силам иерархии инволюции удерживать большое количество представителей человеческого сообщества в застойном грубо-материализованном состоянии.

 Люди должны понять, что только в едином совместном усилии можно преодолеть тенденции инерции сознания. Только совместная групповая работа (коллективное творчество,  совместный труд на общее благо, коллективная медитация, например в форме соборной молитвы и т.п.) даст положительные результаты и обеспечит движение вверх по восходящей дуге развития.

 Групповые интересы должны быть безусловно поставлены выше личностных.

Осознать себя неотъемлемой частью целого и начать свое служение единым общечеловеческим целям – это первый и наиболее трудный шаг к истинному альтруизму, в который необходимо трансформировать свой столь любимый и лелеемый эгоизм. Развитие этого качества совершенно необходимо для выполнения задач, поставленных перед нами эпохой водолея.

В-пятых – это качество реально проявленной духовности.

 Смысл этого качества состоит в том, что все духовные приобретения необходимо научиться претворять в реальную жизнь, использовать и применять их в каждодневной деятельности, в обычном человеческом труде.

Главным признаком такого применения будет служить творческий пафос жизни, т.е. такой ее качественный окрас, который делает самый обычный труд творческим действом, создает нечто новое, положительно ориентированное, предающее ему глубокий смысл общественно-полезного созидательного действа.

 К нам должно придти понимание того, что само наше присутствие на физическом плане бытийности уже меняет окружающую и пропитывающую нас физическую пространственно-временную структуру.

 В течение семи лет жизни в нас происходит смена всех атомарных структур, при сохранении общей телесной формации. Каждый атом, прошедший через нас становится уже другим, преобразованным и более сознательным, именно качественно измененным. Мы как бы прокачиваем через себя физическую пространственно-временную субстанцию преобразуя и поднимая ее на более высокий уровень бытийности.

 Этим мы постепенно подготавливаем весь физический организм нашей планеты к его качественно новому состоянию, способному обеспечить появление и развитие новой физической формы человечества.

 Что же говорить о физической субстанции прошедшей через людей осознающих свою роль в Духовном Строительстве и целенаправленно формирующих свое взаимодействие с окружающей реальностью с позиции подготовки предстоящего перехода в новое качество. Их духовная работа неоценима!
 
 С другой стороны необходимо научиться в обычных земных проявлениях жизни (а вернее за ними) видеть глубокий божественный смысл, канву Единой Божественной Жизни и претворения на земле Единого Божественного Плана.

 Необходимо научиться жить, в полном, духовном смысле этого понятия, быть воистину проводниками экспансии Духа на Земле, строителями «Царства Божия» в ощущаемом нами земном, физическом плане бытия, осознать себя Сотрудниками Высшей Духовной Иерархии и стремиться быть достойными этого высокого звания.

Как видно из повествования, задачи стоят не простые, более того не обычные и не привычные, тем более актуальной становится проблема разъяснения основополагающих эзотерических знаний наиболее широкому слою людей, не знакомых с этими знаниями, либо только еще начинающих соприкасаться с ними.

 В наше время открывается реальный путь достижения этой цели.

Давайте же будем смелее, увереннее идти по этой жизни, делая каждый ее день этапом новых приобретений для нашего сознания, не останавливаясь на достигнутом, преодолевая стереотипы сознания и решительно отбрасывая предрассудки. Только открытое сознание и творческая целеустремленность смогут оказать нам помощь на этом пути и вывести к истинным достижениям.

 
                Киев. Декабрь 2002г.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.