В моей крови бунт предков17

       С позволения читателя и слушателя заглянем в историю предков. Не только мужчина, но и женщина воспитывалась защитницей родной земли. Как только девочка оповещала этот мир криком о своем приходе, то с добровольного согласия родителей ее посвящали в амазонки, которая должна была уметь натягивать тетиву, сплетенную из сухожилий дикого зверя, прицеливаться и стрелять из лука правой рукой, ловко владеть мечом, копьем, дротиком и вести боевой конь. Правая грудь не должна была мешать руке. После тщательного осмотра знахарем-целителем ц1у, определялась степень здоровья малышки. Через две недели тот же врач прижигал правую грудь новорожденной нагретой медной, серебряной или золотой пластиной, в результате чего правая грудь не развивалась, а передавала всю свою силу и щедрость левой. Щит для прикрытия правой груди девушки-амазонки из обработанной кожи зубра заменили металлическим, как только человечество узнало бронзу, медь, железо. Кольчуга же, прародитель современного бронежилета, была известна со времен лука и стрелы. Умелая мастерица-защитница земли вайнахов, владеющая щитом, мечом и луком получала от имени всего народа золотой щит и воинское титул - звание Зарговза, что дословно означает: зарг -боевой щит, говза - умелая. Девушкам-защитницам родной земли, отличившимся в военном деле, в боях и сражениях с внешним врагом, присуждалось высокое звание Мехкарий (в современном чеченском языке употребляется во множественном числе и переводится как "девушки"). В основе значения этого термина лежат два составляющих: Мохк - страна, земля и Ари(Арес - бог войны у далеких предков вайнахов: сарматов, древних греков, скифов). В национальном женском костюме чеченки сохранились элементы украшения амазонок: нагрудные украшения праздничного убранства- г1абали. Они представляют собой застежки из металла от шеи до пояса и называются туьйдаргаш.
  В костюме амазонки они служили связующим звеном защитного комплекса т1арч-щита, которым прикрывали грудь для защиты от удара оружия противника. Только в сражениях с чужеземными захватчиками применялись отравленные змеиным ядом наконечники боевых стрел, пики, копья. По сей день по отношению к внутреннему врагу или кому-либо из соседнего племени строжайше запрещается колотая или отравленная рана из-за трудной заживаемости. Стойкость, крепость духа, готовность защитить свою семью, родную землю, дом - защитное оружие моего народа. И воспитываем мы своих детей, равно дочерей, как и сыновей, надежными и верными защитниками, пользующимися уважением не только в своем обществе, но и высоким мнением как друзей, так и врагов. Наш менталитет не признает отверженных. Перед лицом любой угрозы мы не имеем право отступать, уклоняться от ударов судьбы. Чеченцы не показывают спину и сами не стреляют в спину. И еще. Думаю, что это самое важное. Чеченцы - воины, но защитники. Этническое название "чечен, чеченец" исходит из древнего языка санскрит. Впервые русское название "чечен" использовано в договоре калмыцкого правителя Аюк-хана с Иваном Грозным. "Чечен", "шашан", "сасан" означает "дипломат, красноречивый человек, обладающий гибким умом, умеющий разрешить любое сложное дело без применения оружия". Любые спорные вопросы мы пытаемся разрешить мирным обсуждением. Так было всегда. Но на насилие и жестокость вынуждены отвечать защитой, даже ценой собственной жизни. Все это для меня - удивительная история и прошлое моего народа, которое пытаются скрыть под разными предлогами. Но память жива, и мы передаем свои знания будущему поколению. Я жила в совсем другое время, когда мои родители вернулись в отчий край после вынужденной долгой разлуки с Родиной.
- Наши женщины оставили след в истории человечества со времен амазонок.
 И после всех своих слов ты не позволишь мне уйти на войну, отец?
- Пожалуй и я с тобой.
- А на кого я оставлю маму и детей?

                ***

        Тяжелые временааступили в жизни чеченцев.
        Уходящее лето 1994 года.
     -  Наивно верим, что игра в "войнушки" скоро закончится, Кремль одумается и поймет, что чеченцы - такие же граждане огромной России, экономика которой хромает из-за развала советской империи, зарождения нового класса капиталистов-эксплуататоров, эксплуатируемых и прослойки воров, которые исчезнут или станут править нами. Уеду из республики, сказал Ширвани. - Пришел попрощаться. Не хочешь со мной.
- Пока не готов. И куда бежать? Здесь могилы близких. Внуки у меня растут.
Послышался давящий гул невидимого самолета-разведчика. Непроизвольно задрав голову, Штрвани и Янарс пытаются увидеть его среди нависающих облаков.

- Смотрю на СУ-шки, которые все чаще появляются над городом.
- Скоро бомбить начнут, -как в воду глядел Ширвани.
- Телевизор смотришь?
-  . Лживые российские журналисты рассказывают очередные басни о ситуации в Чеченской Республике. Горе-правитель в лице алкоголика Ельцина отнекивается от самолетов с российскими опознавательными знаками. Бросив своих престарелых родителей, их дети спешно покидают республику. Наверное, их предки так же спешно заселили эту местность в годы Кавказской войны, с годами потеряли связь со своими родичами и даже забыли, где их оставили.
 - У каждого своя правда, свое видение ситуации, хотя большая часть местного населения наивно продолжает верить в силу разума, победу добра над злом.
- Многие наивно верят в поддержку мусульманским миром в случае развития военного конфликта, силу ООН по недопущению несправедливости по отношению к народу, изъявившего желания освободиться от "четырех-векового ига царской России".
-  Русские-то сами избавились от царя не так давно. Советская власть не принесла ему ничего хорошего.
-  Русские страдали от Советов не меньше остальных народов. Две мировые войны, национализация, индустриализация, коллективизация и другие -зации прошли с огромными человеческими потерями. Ленин, железный Феликс, Сталин и Берия, Молотов и кукурузник Хрущев, Брежнев, Андропов и Меченный. Беловежская пуща, Форос, роспуск Конституционного Суда, расстрел Белого Дома.  А фальшивые авизо, турецкое барахло, китайский ширпотреб низкого качества?
- А этот стихийный оружейный рынок, где можно купить даже стингеры, если у вас есть деньги. А есть они у половины процента населения, у тех, кому помогают извне.
- О социальных пособиях, зарплатах и личных банковских сбережениях давно забыли. Бывший генерал советской авиации. известный своими ковровыми бомбометаниями братьев-мусульман в Афганистане, теперь в качестве избранного Президента советует потуже подпоясываться и переходить на употребление лесных шишек (мушмула), набраться терпения, если нет волчьей хватки.
 -Сил больше нет все это терпеть. Выход какой? Как не стать предателем собственного народа? И куда бежать от себя?
Янарс так и не узнал, как в начале января 1995 года, пытаясь выехать из охваченного пламенем войны города, Ширвани   погиб вместе с семьей.
http://proza.ru/2013/02/24/2089


Рецензии
Ещё раз добрый день, Зура!
Зная как чувствительна эта тема для Вас, попытаюсь сформулировать свои мысли максимально корректно.
Я всегда относился и отношусь отрицательно к так называемой операции по "наведению конституционного порядка в Чеченской Республике". Считаю её можно было избежать в 1992-ые и даже 1993-ом году, но наши политики в 92-ом году были заняты делёжом советского наследия, а в 93-ом с борьбой с теми кто был не допущен к разделываемому пирогу и теперь протестовал. К осени опомнились, что в стране, особенно в Чечне происходят не совсем контролируемые процессы. Вместо того, чтобы сесть, разобраться и решать проблемы вдумчиво и кропотливо, послушали горячих голов, которые кричали:"Да мы, их закидаем шапками, одной десантной бригадой...". Закидали, решили, сами в кусты, а в российские села, городишки отправились вереницы цинковых гробов с восемнадцатилетними мальчишками, в Чечне разрушенные дома, семьи, затоптанные судьбы - горе, горе, много горя...по одну и по другую сторону.
А делить нам в принципе было и нечего.
С чеченцами я почти не сталкивался, но с дагестанцами был знаком в бытность жизни в Астраханской, в конце 80-х. У меня о них остались только хорошие вспоминания - прекрасные люди: отзывчивые, гостеприимные, очень трудолюбивые. В так называемых "точках" в степи они содержали фермы, овец. Тяжёлый труд, вдали от цивилизации, работали.
Теперь к "Нигде не нашла такой этнос, как « лица кавказской национальности» и "Нигде не нашла, что у москвичей больше прав, чем у алтайцев, чеченцев или ингушей."
Мне самому резало уши и режет до сих пор слова «лица кавказской национальности», слава богу сейчас реже стало употребляется в СМИ и даже в быту.
МЫ ВСЕ ГРАЖДАНЕ ОДНОЙ СТРАНЫ - РОССИЯ.
Ведь были же очень хорошие отношения к жителям Кавказа, вспоминаю советские времена. Что случилось?
В-первую очередь, вышеописанные события и что последовало дальше стали катализатором взаимной ненависти к друг к другу, вслед нечистоплотные политики и журналисты просто решили воспользоваться и использовать ненависть граждан в своих грязных меркантильных интересах.
Во-вторых, "дикие" выходки не лучших жителей Кавказа (наподобие свадьбы с пальбой из огнестрельного оружия в городах центральной России, пренебрежение к местным жителям, обычаям) симпатии к ним не прибавляли. Я понимаю - они не лучшая, очень малая часть народа Чечни, Дагестана..., но большинство людей в городах видели их, судили по ним. Я сам был очень СИЛЬНО УДИВЛЁН, когда впервые услышал такие новости. Мне знакомы были совершенно другие люди с Кавказа, выше уже описал какие и я до сих пор считаю так.
В-третьих, да и среди нас наверное хватает мерзавцев.
СМИ не совсем корректно, смакуя временами, преподают такие события.
Думаю нам с детства своих детей надо приучать к толерантности к другим народам, верованиям, обычаем и отложить в сторону всё что мешает нормальной жизни.
Насчёт определения понятий "джихад", "шахид" (хоть я не исповедую ислам) и терроризм у меня были схожие с Вашими взгляды.
Ещё раз Вам, Зура, всего хорошего, очень надеюсь я был корректен.
Публикация понравилась, с анализом и не была однобокой.
С уважением,

Влад Алексеев 2   12.10.2017 15:22     Заявить о нарушении
День добрый, Влад. Рада, что вы прочитали эту статью. Журналисты всегда выполняют чьи-то заказы. И им абсолютно все равно, кто платит. Но, ведь, они тоже люди. Почему им чуждо человеческое. Нельзя добро пачкать грязью зла, а зло рядить в добро. Люди не бывают порядочными из-за своей национальной принадлежности. В грязных играх политиков и военных участвовали и чеченцы, которым было все равно, где и как урвать лакомый кусок. Самое страшное, что сегодня политики активно вовлекают религиозных деятелей в своей работе. Порой, они даже не понимают друг друга. Обыватель продолжает верить СМИ, которые запускают "утки". Кнопочные герои обливают грязью всех подряд, сея злость. А несчастные остаются со своими проблемами под открытым небом в любое время суток и года.
Мира и добра нам всем. И терпения.

Зура Итсмиолорд   12.10.2017 15:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.