Откуда берутся риэлторы и их клиенты

I.

Мы не собирались "наезжать" в Москву.
Побродив по Союзу 27 лет, окончили службу в маленьком поселке Калужской области. Построили большой коттедж. Даже попытались развести приусадебное хозяйство. Думали, что будем доживать свой век на природе большой семьей с детьми и внуками.
Но судьба распорядилась иначе.

Сначала дочь перебралась в Москву, а через несколько лет и брата к себе забрала.
Прожив около 5 лет в столице, работая на двух-трех работах одновременно, она сумела скопить необходимую сумму для покупки большой муниципальной комнаты в коммуналке. Тогда еще возможна была такая покупка - делался обмен через буферную площадь.
Вариант попался более чем выгодный.

Во-первых, кроме дочери в трехкомнатной квартире никто не жил. Немощная соседка старушка давно жила у детей, а сосед - у жены. Комнаты стояли закрытые, их даже не сдавали. 27-метровая комната дочери имела 3 окна и прежними жильцами была разделена перегородкой на две, хоть и смежные, что было очень удобно. Получалась как бы отдельная двухкомнатная квартира. Если забыть о том, что в любой момент в квартиру одинокой женщины с ребенком мог зайти посторонний человек - сосед. В лучшем случае, сам. Впрочем, с соседом тоже повезло - это был интеллигентный человек, преподаватель математики в институте.

Во-вторых, через неделю после ее вселения, освободилась вторая комната - 87-летней бабушке, как коренной москвичке дали наконец-то отдельную квартиру. Сосед, жилец третьей комнаты, как кандидат наук присоединил освободившуюся комнату, и естественно захотел отдельную квартиру. Еще больше хотела ее наша дочь. Решили разъехаться.

Поскольку квартира была в центральном округе, и около 90 кв.м., легко получались без всяких доплат двухкомнатная для соседа и однушка для дочери с ребенком, только в других районах. Обратились в одну из самых крупных риэлторских компаний Москвы. Приватизации комнат прошла гладко и быстро, и начался сам процесс обмена. Квартиру выставили в рекламу и стали ждать покупателя.

Риэлтор, пожилая женщина, ограничила свою деятельность звонками. Принимала звонок от желающих посмотреть квартиру, звонила дочери, предупреждая о визитерах, потом звонила узнать, как прошел показ. Потенциальные покупатели обычно приходили со своими риэлторами и никто не мешал продавцам с ними общаться.
Так моя дочь, а потом и сын, узнали о существовании параллельного мира - мира риэлторов. Это казалось интересно, перспективно и главное, прибыльно. Сын решил попробовать себя в этой деятельности, несмотря на то, что у него был красный диплом совершенно другой специальности.

Процесс обмена затягивался. Дети приезжали к нам в гости, рассказывали о московской жизни. В основном все разговоры крутились вокруг одного и того же - дочь занималась разъездом, сын пытался вникнуть в риэлторскую деятельность.
Из рассказов сына и дочери узнала об этой профессии и я. И тут же решила, что это - моя работа. Она просто создана для меня. Или я для нее. У меня была практика работы с документами и даже с недвижимостью, а главное, я любила общаться с разными людьми, а это тоже немаловажно для такой работы. И еще я решила - что лучше жить поближе к детям и внучке.
Оставалось уговорить мужа. Уговорили всей семьей.
Нас, по рождению городских жителей, ничто больше не держало в деревне.
Природа, свой дом, птички-зверушки - все это хорошо и интересно, когда "от скуки на все руки", но+ не наше. Тишина и размеренность жизни начинали тяготить, хотелось шума и динамики мегаполиса.
И мы решились на переезд. Благо, не привыкать. Шел сентябрь 2002 года.

Выставили свой коттедж на продажу: дали объявление в областную газету и в "сарафанное радио". Конечно, хотелось подороже продать, под себя ведь все делали, жалко было отдавать в чужие руки, что уж говорить.
Муж занялся оформлением документов на землю и строения.
Я, наслушавшись рассказов о высоких маклерских заработках, уехала в Москву к дочери в надежде быстренько заработать доплату на покупку московской квартиры.
Как же теперь смешно вспоминать о такой наивности!

Одного стремления работать риэлтором оказалось недостаточно.
Большинству из великого множества московских агентств недвижимости требовались работники опытные, в идеале - молодые, некоторым - с высшим образованием.
Ни одному из этих требований я не удовлетворяла: опыта, кроме решения собственных квартирных вопросов, у меня не было; молодой я оставалась только в душе, но это никого не интересовало; и высшее образование, к тому же, у меня осталось неоконченным.
Я сидела на телефоне, звоня в одно за другим АН, и потихоньку впадала в зеленую тоску. Хорошо, что мой характер не дает долго сидеть на одном месте, пусть это даже такое тихое место, как тоска.
После нескольких неудачных попыток заинтересовать собственной персоной потенциальных работодателей, я договорилась о собеседовании.

В рекламе агентства было написано, что оно самое лучшее по каким-то там отзывам коллег и признаниям благодарных клиентов, его логотип был расцвечен медалями, как хорошее вино. Дитя Советского Союза, в то время я еще верила всему напечатанному в газетах, и очень обрадовалась возможности работать в такой надежной организации.
Менеджер, женщина моих лет (это понравилось и успокоило), встретила меня довольно приветливо. Мы с ней говорили обо всем на свете минут 40, даже кофе попили. В конце концов, она сказала, что согласна взять меня в свою группу после краткосрочного обучения, но окончательное решение примет директор АН.
- Вам позвонят! - сказала она мне на прощание с улыбкой. И я ушла ждать звонка.
Много позже мне стало ясно, что фраза "вам позвонят" означает отказ. Мне еще предстояло многое узнать и понять в новой жизни - жизни коммерции и российского рынка.
А в тот день я вернулась к дочери довольная встречей, теплым приемом, и окрыленная надеждой на получение интересной и главное, денежной работы.
Звонка я, разумеется, не дождалась.
Давно став опытным и успешным экспертом по недвижимости, привыкнув к тому, что почти на каждой сделке меня пытаются переманить к себе контрагенты, я испытала детское чувство сладкой мести, отказавшись от предложения этого агентства, и только пожалела, что с моей первой собеседницей не пересекла риэлторская судьба. Смешно, наивно, но так оно и было!

Согласилось меня приютить небольшое агентство на Юго-западе Москвы. Директор не гонялся за опытными людьми, брал всех подряд. Много позже я поняла, почему. А тогда просто поверила, что "учиться надо в процессе работы". Это было вполне разумным.
Вечером я поговорила с менеджером группы и на следующий день вышла "на работу". Объясню, почему я поставила кавычки.
Исходя из опыта всей своей жизни, я полагала, что раз у меня есть работодатель, то он должен дать мне работу, которую я должна выполнить и получить за это какие-то деньги. Каждое утро я звонила своей начальнице и спрашивала, что мне сегодня делать. Если телефон не отвечал, приходила к открытию офиса, чем ужасно раздражала секретарей и коллег.
Мне никто не объяснил, чем отличается работа на государство от работы на предпринимателя.

В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ мне рассказали азы сделок с недвижимостью, - какие документы нужны для сделки, где их берут и в какие сроки.

НА ВТОРОЙ - дали почитать книжку Шабалина и посмотреть кассету с лекцией генерального директора агентства.
Лекция была "на другом языке". Нет, все говорилось по-русски, но "не дошло", потому что противоречило прежним понятиям.
Одной книги мне показалось мало, я купила все, что нашла по теме. В основном, это были страшилки того же Шабалина. В его книгах ранок недвижимости подобен Дикому Западу: сплошной криминал и инструкции, как среди него выжить. На всякий случай, даже краткий словарь тюремного жаргона зачем-то дан. Видимо, у каждого риэлтора есть своя ниша на этом рынке, где он чувствует себя комфортно. Мне вот как-то не довелось встретиться с типажами из книг господина Шабалина.

НА ТРЕТИЙ - доверили разложить бланки договоров по файлам. Заодно посмотрела, что они из себя представляют.

НА ЧЕТВЕРТЫЙ - объяснили, как пользоваться компьютером и профессиональными базами. Это показалось уже реально полезным. Квартира дочери все еще была в процессе размена, и я параллельно с ее риэлтором пыталась искать подходящие варианты. Но быстро поняла, что базы одни для всех и параллельные поиски - мартышкин труд.

НА ПЯТЫЙ день в агентстве был день открытых дверей. К клиентам меня не подпустили, велев наблюдать, слушать и запоминать, КАК НАДО. Зато халявными пирожными и кофе полакомилась!

НА ШЕСТОЙ - разрешили поговорить по телефону. Это был щедрый жест!
Почти каждый звонивший, первым делом спрашивал: "Сколько стоят услуги агентства?".
Что отвечать на этот, казалось бы, элементарный вопрос? Менеджер учила - говори "не обидим" или "договоримся". Мне это не нравилось, потому что самой было непонятно. Люблю ясность во всем, есть такой грех! Недовольно поморщившись, менеджер вздыхала: "Ну, скажи от тысячи". У меня не поворачивался язык, уточнить о какой валюте идет речь.

Цены на квартиры были только в долларах, логично было предположить, что и комиссия агентства - тоже. Но в голове у меня это укладывалось с трудом.
Потому что даже тысяча рублей для меня была в то время немыслимо большой суммой.
У сына ничего не получилось с риэлторством. Ни копейки не заработав за 4 месяца, он учился (Слава Богу, бесплатно!) на курсах крупной компании, решив опять сменить поле деятельности.
Дочь сидела дома с грудным ребенком, и подрабатывала, за копейки печатая тексты на компьютере. Все сбережения у нее ушли на покупку комнаты.
Я забирала пенсию мужа - чуть больше 3 000 рублей и мы втроем жили в Москве на эти деньги.
Муж жил на свою зарплату в 2800 рублей. Для поселка это была немало. Устраивался по великому блату. У нас сбережений тоже не было, потому что 10 последних лет все уходило на стройку и хозяйство. Зато были продуктовые запасы с сада-огорода. Они и выручали.

ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ я увидела, как менеджер расплачивается с расклейщиками объявлений. Просто достает деньги из своего кошелька и отдает им. Больше, чем было у меня в кармане. Перешагнув через гордость, я попросила дать мне пачку рекламных объявлений. Дали. И посоветовали одновременно расклеивать свои. Придумали с дочерью текст. Распечатать несколько сотен экземпляров на офисном ксероксе мне не разрешили. Пришлось заказать листовки в типографии. Потом весь вечер сидела и делала прорези между номерами телефона, до мозолей на пальцах. Рано утром, затемно, потому что очень стеснялась этого процесса, я вышла расклеивать объявления на столбы, двери подъездов и стены домов. По два рядышком - агентства и свое. Было очень неловко! Наскоро намазав и шлепнув очередной листок, я почти убегала с "места преступления", как будто и впрямь делала что-то неприличное или противозаконное. Вздохнула с облегчением, приклеив последний листок и чуть не заплакала, когда на обратном пути к дому не нашла почти ни одного на месте. Дворники хорошо выполняли свою работу.
Но на хлеб, в самом прямом смысле, я заработала. Это были мои первые московские деньги.

Потом на деньги агентства (!) мне сделали визитки, дали несколько "уток" в газеты и я начала "искать клиентов". Сразу скажу, что ни одного не нашла. Может, не везло. Может, просто еще ничего не умела. Только "уток" и обзвоны объявлений ненавижу с тех пор. Никогда больше не применяла их в своей практике. Хотя многие коллеги только на них и работают.
Иногда я ходила на дежурства. Но рекламы не было в принципе. Звонков - соответственно.

Так прошло почти погода. Меня почему-то не выгоняли. Я отмечала вместе с другими сотрудниками дни рождения и сделки. Слушала риэлторские байки и жалобы на клиентов или контрагентов, наматывала все на ус. И +еще больше уверялась в том, что эта работа - моя. Только денег за уверенность не платили.

Конец моего пребывания в этом агентстве положил случай: к менеджеру другой группы пришли проситься на работу двое студентов. Я нечаянно услышала, как он им откровенно сказал: " Ребята, мы берем всех! Но если в течение 1,5-2 месяцев вы не приведете клиента, можете считать себя уволенными".
- Надо же, - удивилась я, - вроде бы не дура, а чтобы шоры с глаз упали, прямой текст нужен был!
У меня не было совершенно никакой возможности привести клиента (читай - принести деньги директору). Мои знакомые и родственники в Москве не имели жилищных проблем. Правда, предстояла покупка жилья для нас с мужем и сыном (вот поэтому меня и не выгоняли), но еще не было покупателя на наш дом. И у нас не было денег платить за риэлторские услуги. Хоть мне и обещали фирменное "не обидим", когда пыталась выяснить есть ли скидка для своих работников.
На следующее утро я позвонила своей начальнице, поблагодарила за науку и попрощалась навсегда.

Между тем в ноябре дочь, наконец-то, купила квартиру. Однокомнатную, на первом этаже панельной пятиэтажки, с пятиметровой кухонькой и совмещенным санузлом, НО ОТДЕЛЬНУЮ, в хорошем районе и в двух шагах от метро!!!!
Раньше в ней жили коренные алкоголики и в наследство от них достались тьма откормленных тараканов и дохлых мышей; полупустые чекушки по углам (видимо когда-то заныканные и забытые); разбитые окна, заткнутые тряпьем; обгоревшие местами паркет и дверь; убитая напрочь сантехника и плита; а также счастливые сменой жильцов соседи.
Подписав акт передачи квартиры, мы пошли в ближайший хозяйственный магазин, купили несколько флаконов различных средств убивающих бегающих и ползающих. Вернулись. Распылили. Захлопнули за собой дверь. И отправились собрать вещи. На следующее утро выгребали трупы совками. Выживших добили "Дохлоксом".

В квартире снесли все, кроме стен и оконных рам. Если бы не умели любую работу делать своими руками, ремонт обошелся бы в копеечку. Но, к счастью, только став риэлтором, я узнала, как много мы экономим, не нанимая сантехников, электриков, маляров и прочих " - ов". И оценила в полной мере своих мужиков! Надеюсь, и они меня - тоже.
Доплаты в две тысячи долларов хватило, чтобы привести квартиру в порядок, но на мебель уже не осталось. Мы еще долго спали на полу.

Перед Новым годом неожиданно заболел муж. И лег на срочную операцию. Я помчалась в Калужскую область.
Нейрохирурги не отходили от операционного стола 5 с половиной часов. Операция прошла успешно. В Калуге замечательные врачи! Было искреннее желание их отблагодарить.
Я купила бутылку вина и коробку конфет (Сейчас на взятки покруче спиртное беру. И конфеты - тоже). Конечно, этого было до неприличия мало.
Долго решали с мужем, сколько дать - 100 или 200 рублей.
У меня в НЗ было 300 рублей. Я их добавила и дала 500.
Эти 500 рублей я теперь вспоминаю каждый раз, когда приходится давать 50-100 баксов девочке в окошке (или тете в кабинете) только за то, чтобы нужную справку быстрее взять.

Мысль работать риэлтором даже не делала попытки меня оставить. Я опять села с газетами у телефона. Нашла агентство, при котором были курсы. Платные. Но условия были для меня очень подходящими - можно было внести всю сумму сразу, а можно - маленькую часть перед началом обучения, а окончательный расчет по желанию - или перед получением "бумажки, что ты не букашка", или с первой сделки, если остаешься в агентстве. Разумеется, я осталась.

Не только из экономии. Мне (тяжело расставаться с наивностью!) казалось, что фирма должна дать мне работу, чтобы вернуть свои, вложенные в мое обучение, деньги. Оказалось, что никто никому ничего не должен!
Насколько риэлтор обеспечен работой, зависит только от него самого. Прозвоны объявлений, как я уже говорила, мне претили. Не такая сильная, как в больших агентствах, реклама все же давалась. Были дежурства. Были звонки. Реальной работы не было.

Зато была возможность решить свою квартирную проблему под надзором опытных специалистов.
Мы снизили цену на свой дом, и ранней весной 2003 года нашелся покупатель. Приняли аванс.
Я начала поиски жилья в Москве.
Стоимость двухэтажного 130 кв.м. коттеджа со всеми удобствами и надворными постройками, на 25 сотках земли = стоимости малогабаритной квартиры гостиничного типа или комнаты в коммуналке. Нас было трое взрослых людей. К тому же перед глазами был заразительный пример дочери. Решили искать комнату в 2-3 комнатной квартире, большую по площади, чем остальные.
Рассуждали просто - при размене, коммунальщики обычно высчитывают свои доли до квадратного сантиметра и поэтому ничего не получается. Мы же спокойно уступим какую-то часть в пользу соседей, лишь бы разъехаться. И, как дочь, максимум через полгода будем жить в отдельной квартире. ЕСЛИ БЫ МЫ ЗНАЛИ ВО ЧТО ВВЯЗЫВАЕМСЯ!!!

А тогда, вся в радужных надеждах, как елка в игрушках, я металась по Москве в поисках подходящей комнаты. В день смотрела по 5-7 вариантов. Большинство отпадало еще во время телефонного разговора. То комната оказывалась альтернативной, то не было никаких перспектив разъезда, то 10 мин. пешком оказывалось на самом деле 20 двадцать минут транспортом в пробках.
Удобное транспортное сообщение было тоже одним из решающих факторов, потому что дежурим мы до 21.00. Добраться домой желательно до полуночи. К тому же очень хотелось быть поближе к дочери с внучкой.

Я нашла комнату в паре остановок метро от дочери.
Большую комнату, почти 30 кв.м. с тремя окнами, и не прочь разъехаться соседями. Частный маклер была очень занятой девушкой. По ее звонку комнату мне показали квартиранты. По ее звонку мы встретились с хозяйкой в метро. Мне показали документы, даже отдали копии для проверки. А вот аванс брать собственница отказалась. И правильно - у нее агент был. Агенту было некогда. Но она уверяла, что квартира почти наша, можем проверять и назначать день сделки. Проверили. Продали дом, договор зарегистрировали за 3 дня. Вернувшись в Москву уже с деньгами, я позвонила хозяйке комнаты, чтобы уточнить день покупки. Девушке-маклеру было некогда!!!
Стало понятно, что про этот вариант надо забыть.

На руках деньги, которые не давали спокойно спать. Муж один, больной, в уже чужом доме. Мне это не нравилось.
Я опять заметалась по Москве в поисках комнаты. Взяла первую попавшуюся, которая была большой и свободной. Даже с соседями не встретилась. По телефону поинтересовалась, не будут ли они против разъезда по отдельным квартирам. Мне ответили согласием.
Родной фирме заплатила 500 долларов за помощь в сделке.
Потом мне вернули 126 в виде моей комиссии. Я удивилась. Эту покупку я вовсе не рассматривала как работу.

13 марта 2003 года мы, с нашим продавцом и ее агентом, стояли у центра оформления сделок. Ждали моего менеджера с ключами от ячейки.
Тут впервые зазвонил мой первый, только что купленный с рук мобильник. Я услышала приятный женский голос.
- Здравствуйте! Вы занимались обменом квартиры моей сестры. Она осталась довольна. Помогите и мне.

Что это было, я не знаю до сих пор.
Мне позарез нужна была работа, поэтому разочаровывать позвонившую женщину я не стала. Предложила встретиться. Так у меня появилась первая клиентка.



II.

- "Будет все, как ты захочешь!" - пропел мой мобильник.
- Здравствуйте! Вы занимались обменом квартиры моей сестры. Она осталась довольна. Помогите и мне.

Так у меня неожиданно, из ниоткуда появилась первая клиентка.
Мы договорились о встрече, и на следующий день я поехала в Солнцево, район, который, пока до него не дотянули ветку метро, и Москвой-то полноценной многие не считают.

Звонившая женщина встретила меня так, будто мы были, если не родственницами то, по крайней мере, подругами детства. Разве что не расцеловала.
Звали ее, Нелли Петровна. Чтобы представить ее внешность, надо мысленно оживить любую матрешку: невысокая, полненькая, хорошенькая, веселая и добрая.

Вскоре пришедший ее 10-летний сын, оказался точной копией своей матери - такой же невысокий и круглолицый, болезненно румяный, полненький и приветливый. Он тут же показал мне свою фотографию, где с помощью фотошопа был бравым гусаром, рассказал какие фото у его друзей и как приходил в школу фотограф.
Имя и отчество у него были точно таким же, как у моего сына.
- Добрый знак, - подумала я с улыбкой.

Квартира была однокомнатной, в современном доме, с лоджией, большой прихожей, раздельным санузлом и большой кухней. В ней царили идеальные чистота и порядок. Продавать такие квартиры - одно удовольствие.

Но ее мало было продать. Нелли Петровна хотела купить двух, а лучше трехкомнатную квартиру и получить доплату.
Такая мена возможна только на Подмосковье.

Нелли Петровна жила вдвоем с сыном на алименты и редкие заработки. Она не хотела надолго оставлять сына (свет в окошке!) без присмотра, поэтому даже не пыталась устроиться на работу, которая могла ограничить ее время.
На удивление вкусно готовя - даже простые бутерброды становились в ее руках произведением кулинарного искусства - Нелли Петровна за небольшую плату накрывала столы для праздников и дней рождения знакомым, соседям и их родственникам, пекла и жарила для рабочих ближней стройки. Голодными они с сыном не бывали, но долги за квартплату и электроэнергию накопились такие, что становились все большей проблемой. Дело шло к судам.

Когда-то семья моей клиентки жила в центре Москвы в шикарной квартире. Ее отец в советские времена занимал немаленький пост в горкоме партии. После смерти родителей дочери приватизировали и разменяли квартиру на две двухкомнатные в районах попроще.

Нелли Петровна прожила в своей двушке недолго. Муж не хотел детей, и когда жена забеременела, ушел к другой женщине.
- Сделаешь аборт - вернусь, - сказал он ей, собрав свои вещи.
Нелли Петровна чувствовала себя виновной в распаде семьи, но от ребенка избавляться не стала. И... разменяла квартиру на две однокомнатных на окраинах Москвы.

- Ну, почему меня все осуждают?! Ему ведь тоже надо где-то жить, - говорила она недоуменно, - и от алиментов он не бегает. Иногда даже подарки к дню рождения сыну дарит.

Видно, дело было не только в том, что бывший муж отец ее ребенка. Любила, несмотря на предательство.

Когда деньги понадобились старшей сестре, та, не долго думая, поменяла свою московскую квартиру на подмосковную. Доплаты хватило на пару лет спокойной жизни.
Теперь по тому же пути решила пойти и младшая сестра.

Как моя "первая сделка" была многоуровневой и разнообразной, так и первая клиентка принесла сразу несколько задач - альтернативная продажа Москва на МО + опека. Да еще долги!
Хороший подарочек для начинающего риэлтора, нечего сказать! Деваться было некуда, пришлось браться за работу.

В первый же день выхода рекламы, мне позвонил сосед Нелли Петровны, живший за стеной в четырехкомнатной квартире. Он предложил сбросить цену на 5 тысяч долларов и быстро выйти на сделку. Соглашаться не было никакого смысла ни нам, ни тем более соседке.
В течение двух-трех дней появились около 7 заинтересовавшихся.
Я назначила показы в один день, с интервалом в 20 минут. Но пришедшие последними увидели в квартире толпу людей.
Потенциальные покупатели, их родственники и агенты ходили, сидели и стояли с разномастными чашками в руках. На столе дымилась горка аппетитнейших блинчиков, а Нелли Петровна стояла у плиты, виртуозно орудуя сковородкой и заодно рассказывая историю своей жизни. От нее никто никогда не уходил, не отведав угощения и не выслушав рассказов хозяйки.
Сосед понял, что квартира может от него ускользнуть. На следующее утро он приехал в офис без звонка, с деньгами и уже поднял цену на 5 тысяч долларов. Это была удача. И это был предел. Дороже квартира не стоила. Мы согласились.
Прежде чем внести аванс, покупатель вымотал всех своей скрупулезностью и занудством. Ему показали, и даже сняли ксерокопии с лицензий и сертификатов фирмы, начиная с ее сотворения. Долго читал наш устав. Внимательно рассматривал наши паспорта. Куда-то звонил, что-то проверял.
Документы на квартиру, его интересовали меньше всего. Она была рядом, он хорошо знал хозяйку и был уверен, что с ними все в порядке. Квартиру сосед покупал для того, чтобы сделать в ней личный спортзал и бар. Красиво жить не запретишь!

На принятие аванса у нас ушло часа четыре. Начался поиск альтернативы.
Когда заключали договор, Нелли Петровна написала в требованиях к альтернативной квартире, что ее устроит любой город Подмосковья. Приоритет - сумма доплаты.
Когда я начала предлагать ей варианты для просмотра, она вдруг стала отказываться от одного за другим.
- Нет, в Люберцы не поеду. Не нравится мне название, - приводила она убедительный довод.
- В Зеленоград не хочу! Ну и что, что московская прописка сохранится, до Солнцево далеко, к друзьям потом не съездить будет!
- В Красногорск?! Не-е-е-е, не поеду в том районе моя бывшая свекровь живет, - выдвигался еще более веский довод!
- В Сходню не поеду! Душа не лежит, и все!

Я была в растерянности.
-Да ты хоть скажи, где искать-то? Мы же время теряем! Аванс на месяц взяли. Уже неделя прошла. А нам еще квартиру проверить надо будет и опеку пройти.
- Ничего, Женька продлит, я его знаю! Подождет со своим спортзалом, пока выберу, - смеялась моя клиентка. Но ничего не смотрела и ничего не выбирала.

На самом деле у Нелли Петровны "душа не лежала" к самому действу. Надо было снять фартук и халат, одеться, выйти из дома, куда-то ехать и вернуться только поздним вечером с непредсказуемым результатом. А она давно уже дальше ближайшего рынка и магазина не бывала. Поездка на фирму для заключения договора была счастливой экскурсией - сын "покатался на метро" и впервые увидел Арбат.

Уяснив в чем проблема, я нашла квартиру в городке, до которого можно было за час доехать от "Переделкино". Договорилась о просмотре. Приехала к Нелли Петровне воскресным утром и сказала:
- Собирайтесь! Нас ждут!
Смотреть поехали вместе с сыном.
Трехкомнатная квартира со смежно-изолированными комнатами, совмещенным санузлом и шестиметровой кухней была на первом этаже девятиэтажного дома, в 5 минутах ходьбы от железнодорожной станции.

Одно окно смотрело на школьный двор, три - выходили во двор, на цветущий палисадник и лавочку у подъезда.
- Можно с соседями поговорить, не выходя из квартиры! - обрадовалась Нелли Петровна.

Стены ванной комнаты были оклеены моющимися обоями с улыбающимися дельфинами.
- Буду лежать в ванной, как русалка на дне океана! - просияла моя клиентка.

Квартира досталась хозяйке в наследство от бабушки, и кроме денег ей ничего не было нужно.
Старую мебель уже выбросили, на хрусталь и книги не поднялась рука, и это тоже очень понравилось Нелли Петровне.
- Будет, что почитать и из чего на новоселье выпить! - весело сказала она.

Пока мы осматривали квартиру, общительный мальчишка успел познакомиться с дворовой ребятней.
-До свидания! Скоро встретимся, мы тут жить будем! - махал он на прощание пухлой ручкой новым друзьям.

Вопрос даже не подлежал обсуждению!
Нелли Петровну устраивало все: и первый этаж - ноги больные; и близость к станции - с друзьями встретиться легко, а может и сын будет в московской школе учиться; и цена - получалась приличная доплата; и то, что у сына сразу нашлись друзья-товарищи. А главное - у них теперь будут отдельные спальни и общий зал.
- Никуда больше не поеду! Давай, подпишу твои бумажки, берем эту квартиру! - сказала мне Нелли Петровна, устало плюхнувшись на сиденье в электричке.
Так "на коленке" и подписали доп. условие к договору.

Квартиру продавала сама хозяйка. Цену она поднимать не стала, что наверняка бы сделал ее агент, будь он в начиличии.Документы на квартиру были в полном порядке.
Оставалось пройти опеку. Для меня это было впервые.
Из рассказов коллег, я знала о трудностях переселения детей в область. Менеджер посоветовал заранее познакомиться с инспектором. Я честно попыталась это сделать, но была выставлена из кабинета, едва заикнувшись о нашей проблеме. На всякий случай предупредила об этом клиентку.
- Не боись! Прорвемся! Пусть попробуют не дать мне разрешение! - уверенно сказала та.

На прием к инспектору Нелли Петровна явилась, как на дискотеку - разодетая и до вульгарности ярко накрашенная. Пришел и отец ребенка (таков закон) - плюгавенький, непромытый какой-то мужичонка.
- У меня он чистеньким всегда ходил! Не смотрит за ним любимая-то, - расстроено шептала бывшая жена, поправляя прическу и украдкой глядя на свое отражение в оконном стекле.

Дождавшись своей очереди, мы вошли в кабинет.
Я все-таки боялась. Это была моя первая опека, и отрицательное решение могло сорвать мою первую сделку. К тому же мы проплатили долги клиентки и, в случае расторжения договора, они повисли бы уже на мне. А я еще ни копейки не зарабатала.
Чуть ли не дрожащими руками, я начала по порядку подавать инспектору документы, комментируя их содержание.
Все требования закона были соблюдены. Ребенок ничего не терял, а наоборот приобретал. В Солнцевской однушке он не был собственником. В Подмосковье на него покупалось 1/3 трехкомнатной квартиры.

Областные печати подействовали на инспектора, как красная тряпка на быка.
- Вы хотите нарушить права ребенка! Вы лишаете его московской прописки! Вы лишаете его привилегии быть москвичом! Вы не любите своего ребенка! - голос был строг и неумолим.
- Я НЕ ЛЮБЛЮ РЕБЕНКА?! - закричала Нелли Петровна на четыре тона выше инспекторского, и из ее глаз фонтанчиками брызнули слезы. - У меня 29 тысяч долга! Меня выселят из квартиры вместе с ребенком, если я его не оплачу, и у опеки разрешения не спросят! ВЫ ДАДИТЕ МНЕ ЭТИ ДЕНЬГИ???!!!! Я живу вместе с сыном в одной комнате, мне некуда мужика привести, а я еще не старуха! МОЖЕТ, ПРЕДОСТАВИТЕ МНЕ СВОЮ КОМНАТУ ДЛЯ СВИДАНИЙ???!!!! - голос сорвался на фальцет, началась истерика. Нелли Петровна схватилась за сердце, инспектор - за пузырек с валерьянкой.
Отец ребенка сидел молча и невозмутимо. Я так и не услышала его голоса.

- Ну, как?! - весело подмигнула мне Нелли Петровна, когда мы вышли из кабинета. Удивительно, но ее глаза даже не покраснели от слез.
- Артистка! Не тем занимаешься в жизни, - с восхищением сказала я. И перестала бояться инспекторов опеки.
Разрешение нам дали, но сказали, что готово оно будет через две недели. На другой день я приехала в неприемное время, подала инспектору конверт и попросила ускорить процесс. Она молча достала из стола готовое решение и протянула мне.

Подписание договоров и регистрация прошли без приключений. Через две недели мы встретились в банке. Нелли Петровна получила из моих рук свидетельства о праве собственности на трехкомнатную квартиру, и ключ от ячейки с деньгами из рук соседа. Деньги она собиралась забрать немедленно.
Сосед приехал на своем белоснежном Мерседесе. Нелли Петровна - общественным транспортом. Тем же путем, с тремя пересадками, она собиралась возвращаться с деньгами.
- С ума сошла?!- удивилась я, - Тебя что, Евгений не может до дома довести?
- Я не извозчик и не инкасатор! - возмутился ее сосед-покупатель, услышав мои слова. Вскочил в седло своего мерина и был таков.
Пришлось вызвать такси и отправить клиентку домой за свой счет.

Когда подписывали акт передачи квартиры, Нелли Петровна сказала соседу:
- Эх, дешево я тебе квартиру продала! Может, добавишь, а? У тебя же денег куры не клюют!"
- Перебьешься! - грубо оборвал ее сосед, - тебе, сколько ни дай, все равно растранжиришь!

На доплату Нелли Петровна сделала ремонт, купила мебель, множество тряпок на Черкизовском рынке, большой холодильник, а также три телевизора - себе, сестре и...бывшему мужу.
- У них уже старые были, плохо показывать стали, - просто объяснила она свою щедрость.


Рецензии