Записки риэлтора. Долгая-долгая сделка

Ранней осенью я случайно услышала разговор менеджера и директора.
Они обсуждали, кому "отдать" тяжелого клиента. С ним работали уже полтора года, а сделки еще и на горизонте не было видно.
Поменяли двоих риэлторов. Толку не было. При этом уходить из агентства человек не собирался. Ему надо было решить свою проблему, устраивала наша небольшая комиссия, и поэтому он хотел пролонгировать договор. Но риэлтор наотрез отказывалась работать с ним дальше.

- Давайте его мне! - сказала я. У меня только что завершилась сделка, и в тот момент я была свободна.
- Он армянин, - сказал директор.
-Ну и что? - такой ответ удивил.
- С чурками нелегко работать, - пояснил менеджер.
- А вы относитесь к людям, несмотря на национальность, и легко будет, - ох, уволят меня когда-нибудь за мой язык! Никакого почтения к начальству. Где надо лизнуть, я - тяпну!
Но национальный вопрос всегда меня заводит с пол-оброта. Я выросла на Кавказе. Среди моих друзей были ребята самых разных горских народностей. И никто мне никогда не докажет, что они в чем-то хуже русских. Хорошие и плохие люди есть у любого народа.
- Ладно, попробуй! - собственно, выхода у начальства не было. Раз уж нашлась ненормальная на этот вариант, пусть пашет. Потом будет, что напомнить при случае.

Пролонгацию договора назначили на следующий день.
Когда я пришла в офис, в переговорной уже сидел пожилой, на удивление хорошо сохранившийся мужчина.
- Зебет, - протянул он мне визитку. - Доктор экономических наук.
- Очень приятно, Зебет..., - я глянула на картонку в руке.
- Не надо отчества! Оно слишком сложное для русского произношения. Да и я еще не старый. Зовите просто Зебетом, - опередил меня новый клиент.
- Хорошо. Пусть будет по-Вашему, - улыбнулась я. И правда, какое отчество может быть у кавказского мужчины в 78 лет? Ему еще жить да жить до старости! - Но тогда и меня зовите просто Натальей.

На визитке доктора экономических наук был вымаран черным маркером рабочий телефон. Остался только домашний.
Где работал Зебет, и работал ли он вообще или давно жил на пенсию, для меня так и осталось тайной. Этот вопрос обсуждению не подлежал.

После знакомства Зебет достал из портфеля, с которым не расставался, листок бумаги:
- Вот, Наталья, посмотрите на мои расчеты. Столько стоит моя квартира и за столько ее надо продать.
Объяснять, что его экономика, которую он преподавал когда-то в МГУ, из прошлого века, было бесполезно.
Расчеты может, и были скрупулезно выверены и в итоге верны. Да рынок не обращал на них никакого внимания. На нем уже давно рулил его величество СПРОС.
Если квартира понравится - купят и дороже. Если нет в ней ничего привлекательного для покупателя, хоть полцены предложи - будет долго висеть в рекламе.

Я замяла этот никчемный разговор, взяв листок и пообещав позже изучить экономические выкладки. Меня больше интересовала сама квартира. Прежде чем давать рекламу, ее надо было увидеть собственными глазами.
Договорились о встрече на следующий день.

Приехала. Выхожу из маршрутки. Вижу, метров на 10 впереди меня Зебет спешит к дому. Окликаю. Не оглядывается. Думаю, наверное, обозналась.

Идем дальше. Через дорогу, через сквер, через двор... к подъезду.
Ну, он же! Окликаю еще раз. Никакой реакции!

Ускоряю шаг, догоняю в тот момент, когда уже кодовый замок от прикосновения чипа пищит:
- Здравствуйте, Зебет!!! А я Вам кричу-кричу...))

Клиент недовольно оглядывется, и чуть ли ни к носу подносит мне руку с часами:
- Мы на сколько договаривались?! На 16 часов! Сейчас без пяти! Кричит она!!! - и возмущенно захлопывает передо мной входную дверь.

Кпопку домофона я нажала ровно в 16:00. Встретили меня приветливо.

Дома была его жена, Тамара. Русская женщина, намного моложе Зебена, которую он без памяти любил. И жил этой любовью.

Квартира была обыкновенной трешкой с муниципальной отделкой, в панельной многоэтажке.
Когда-то давно, после окончания МГУ и аспирантуры, молодой специалист получил однокомнатную квартирку в хрущебе. Там родилась их дочь. Затем внуки.
Дочь давно уехала за границу, но гражданство и прописку не меняла. Дом пошел под снос и на разросшуюся семью дали трехкомнатную квартиру. В хорошем, дорогом районе.

Большая квартира Зебету с женой была не нужна. Лишние хлопоты, лишние траты. А дочь за границей жила на съемной. Вот и решили вместо нее купить себе двушку в Москве, а дочери дом в Германии. Разумное решение, надо сказать.

Район был основной ценностью квартиры. Все остальное - самое обыкновенное.
Но после хрущевки хозяевам казалась, что они владеют сказочными хоромами.

- Значит так, Наталья, давайте договоримся - свою квартиру я буду показывать сам. Надо ее достоинства подчеркивать, а Вы, риэлторы, не умеете это делать.
- Хозяин-барин, - пожала я плечами, - показывайте. Конечно, Вы свою квартиру лучше меня знаете.
- И не приводите ко мне голодранцев! В моей квартире должны жить только солидные люди.
- Постараюсь, - говорить, что по телефону не видно человека, и к тому же чаще мы разговариваем с контр-агентами, чем с самими покупателями, не стоило.

Начались показы. Я всех предупреждала о пунктуальности хозяина. И все же несколько раз показы срывались.
Люди застревали в московских пробках, Зебет не открывал двери, даже опоздавшим на 5 минут:
- Оговоренное время истекло. Тамара отдыхает, я не буду ее беспокоить, - злился он на непонимание и назойливость покупателей.

В квартиру он пускал только покупателей. И то по одному. Сопровождавших их риэлторов просил подождать за дверью в подъезде.
Мне приходилось извиняться за клиента, и объяснять людям все нюансы предстоящей сделки на улице.

Показ Зебет всегда начинал с одного и того же - перегораживал собою проход в комнаты и жестом приглашал пройти в кухню:
- Большая кухня, встроенная кухонная мебель - с гордостью говори он.
- Не встроенная, а корпусная, - бурчали недовольные явным обманом люди.
- Стеклопакеты,- Зебет выбрасывал руку к окну, - Очень удобно!
- Их менять надо. С такими задохнуться можно, - опять ворчали покупатели.
- Пройдемте дальше! - тоном заправского экскурсовода приглашал Зебет. - Зал. С эркером! Спальня. Здесь мы обои переклеили.
- Да уж.... Вместо белорусских по 35, Саратовские по 90, - смеялись посетители.
- Балкон. Можно застеклить.
- Что же не застеклили?! - покупатели явно не понимали, за что они должны платить.
Зебет явно не понимал, почему его квартиру не берут.

Когда наконец нашелся покупатель, мы взяли аванс и стали искать альтернативу, возникла другая проблема. Зебет вдруг отказался смотреть варианты.

Все было до предела просто. На продажу у него была доверенность от дочери.
Но нам предстояло пройти опеку. На ней должны присутствовать родители ребенка.
Зебет отказывался сообщать дочери, что есть покупатель. Потому что она должна была приехать через 3,5 месяца в отпуск. Отец экономил ее деньги:
- Наталья, Вы знаете, сколько билеты стоят?! Она не может приезжать по нескольку раз в год.
- Почему же Вы раньше молчали? Зачем мы брали аванс? Вы что, думаете, люди будут ждать сделку полгода?
- Раз квартира понравилась, подождут!

Аванс пришлось вернуть. Квартиру я сняла с рекламы и вместе в Зебетом стала с нетерпением ждать приезда его дочери.
У меня была большая надежда, что она серьезно отнесется к происходящему. Тем более, что вся эта канитель была в первую очередь в ее интересах.

Новая реклама вышла за пару дней до приезда Сэды с семьей.
Вышло так, что они задержались в пути и покупатели пришли, как на вокзал. По всей квартире стояли чемоданы, сумки. На кухне пакеты с продуктами для праздничного обеда.

Первым зашел солидный мужчина. Зебет извинился за беспорядок, объяснил, что дочь только что из Германии приехала.
- Да? Из Германии? - обрадовался посетитель и заговорил с Сэдой по-немецки.
Потом повернулся к ее мужу:
- Вы же не немец. Откуда родом?
Зять Зебета был из Афганистана. Они познакомились в институте Дружбы Народов.
- Афганистан?! - мужчина заговорил на каком-то афганском наречье. Не пошло. Перешел на другое. Они разговорились.
Зебет сиял, как ясно солнышко - наконец-то дождался солидного покупателя! Он посматривал на меня благодарно. На родных с гордостью - вот мол, какой у меня специалист, каких мне клиентов водит.
Что в подъезде ждет еще один человек, мне пришлось повторить несколько раз.
Зебет отмахнулся:
- Наталья, покажите квартиру сами. Я занят. Не каждый день такого приятного человека встречаешь.

Я пригласила в квартиру молоденькую девчонку.
Худенькая, с хвостиками, перехваченными дешевыми резинками, в оборванных джинсиках, топике, открывающем пупок на бледном животе. Она серой мышкой прошмыгнула по всем углам квартиры, огибая нераспакованный багаж, сказала " все ясно" и исчезла, будто ее и не было.
Зебет глянул на меня укоризненно. Во взгляде явно читалось:
- Просил же! Зачем таких приводишь?

Вечером я ему позвонила:
- Ну, что, Зебет, поздравляю. У нас быстро нашелся новый покупатель.
- Я сразу понял, что он человек солидный и надежный!
- Вы о ком?! Квартиру покупает девочка.

Ошарашенная пауза вызвала во мне легкое чувство злорадства. Не люблю я снобизм.

Альтернативную двушку мы нашли довольно быстро. И двушку прекрасную.
С настоящим евроремонтом: выровненными стенами, качественными обоями, красивыми дверями, импортной сантехникой, паркетными полами, встроенной кухней со всеми мыслимыми наворотами от супер-вытяжки до варочной панели из стеклокерамики и посудомоечной машины.
Зебет притих. Кажется, до него дошло, что в его квартире нечем было хвастаться.

Опеку прошли быстро и без приключений. Сэда уехала домой.
Все было просто и понятно.
Нашу квартиру покупали под ипотеку. Хозяева двушки брали уже сданную новостройку. За месяц регистрации и две стандартные недели на физическое освобождение, они планировали ее отремонтировать и переехать.

Сделку назначили на 9 утра, чтобы быстрее все закончить.
Пока мы закладывали деньги в ячейки, контр-агент поехала забронировать квартиру в новостройке. Вернулась расстроенная - им существенно подняли цену.
Купить выбранную квартиру они уже не могли. Зебету добавлять было нечего. Нашим молодым ребятам-ипотечникам - тоже.
Сделка рушилась на глазах!

После пары часов раздумий и переговоров пришли к неординарному решению.
Хозяева двушки берут квартиру в еще не прошедшем ГК доме - это дешевле.
Зебет покупает их квартиру, но ждет, пока они смогут переехать в новую.
Сэда после регистрации забирает деньги, и покупает дом в Германии.
Ребята ждут, продолжая снимать квартиру, пока переедут Зебет с Тамарой. Они попадали в самое невыгодное положении, но согласились. Более того, отчасти это была их идея.

Переезды растягивались минимум на семь-восемь месяцев, но ни о какой арендной плате речи не шло. Только квартплату все платят по месту проживания.
Иначе все рухнет окончательно. И всем все надо будет начинать с нуля.

У-ф-ф-ф!!!! Все! Обо всем договорились. Вздохнули спокойно.
И где-то к двум часам дня стали подписывать договора.

Зебет еще раз прочитал договор, взял ручку, написал, как положено фамилию, имя, отчество и... аккуратно закрыв колпачек, спрятал ручку в карман:
- Я не хочу подписываться под такими условиями.
- Почему???
- Не знаю. Я думал мы поменяемся и все! А тут договор купли-продажи какой-то!
- Зебет, как можно просто поменяться?! Я же Вам объясняла все не один раз!
- Я не понял. А непонятный договор подписывать не буду! - стоял на своем мой клиент.
- Давайте я объясню, - вмешалась в разговор контр-агент.
Объяснила.

Потом объясняли Зебету ситуацию и суть договоров по очереди все участники и сопровождающие сделку.
Он выслушивал, говорил "я не согласен!", вставал и шел к выходу. Его останавливали, усаживали за свободный стол или на свободный диван, и начинали объяснять снова и снова.
Так, передвигаясь от стола к столу, от дивана к дивану Зебет описал не один круг в огромном зале Даев-плаза. Тамара была близка к истерике и голодному обмороку.
Все остальные скрипели зубами, пили кофе и ждали хоть какого-нибудь окончания этого безумства.
- Хорошо, что пистолет дома оставил. Пристрелил бы, ей Богу! - хмуро сказал один из мужчин. И я ему поверила. Нервы у всех были на пределе.

В восьмом часу вечера уборщицы стали переворачивать стулья на столы в пустом зале.
Девушка в регистрационном центре обреченно смотрела на нас выпотрошенными усталостью глазами.
Охранники с любопытством наблюдали за нашей компанией и видимо решали, пора нас просить удалиться или еще подождать минут десять - все веселей дежурить.
Когда Зебет неожиданно прервал очередного объяснялу на полуслове, достал ручку, решительно подписал все договора и молча передал ручку жене, все словно споткнулись на бегу.

А Зебет пребывал в самом благодушном настроении. Он с улыбкой жевал неизменную мятную резинку, не обращая никакого внимания на флюиды бешенства, витающие вокруг него.
Было такое ощущение, что он насытился выкачанной из окружающих энергией, и теперь переваривает ее, как корова жвачку.

Голодные, злые и довольные окончанием сделки мы вышли в сумерки апрельского вечера.

Квартиру Зебета мы передали под Новый год.


Рецензии