Курехин и Ко. Заметки с кинофестиваля

  Заметки с кинофестиваля "Новое кино России-3" (1995 год) г. Тольятти

   То, что довелось мне увидеть в очередной день просмотра, описать непросто. В кинозале Дворца Культуры "СК" на суд зрителей были представлены две киноленты Сергея Дебижева – короткометражка "Комплекс невменяемости" и полнометражный фильм "Два капитана-2", с музыкой и текстом Сергея Курёхина.

   Объединенные как формой, так и содержанием (если такое слово здесь вообще приемлемо), растянутые на полтора часа экранного времени, поначалу произведения эти откровенно утомляли. Однако явная их необычность интриговала, побуждая зрителей (зал был переполнен) досмотреть фильмы до конца.

   Это был настоящий винегрет из кинохроники всех времён и народов, в современной звуковой интерпретации сатирического характера:
от опытов над кроликами до запуска космических ракет, от хрюкающего стада до марширующих фашистских полчищ.
Разумеется, не были забыты наши вожди (Ленин со Сталиным). А так же Гитлер, и даже Георгий Димитров.
Не обошлось и без клубнички – секса дореволюционных времён (эти кадры, как утверждают авторы, никогда никто не видел).

   Надо полагать, что создателям пришлось изрядно попотеть, просматривая сотни километров архивной плёнки. Благо, что покупка необходимого её количества стоила, по их словам, дешевле, чем свеже отснятый материал. Дабы протянуть связующую ниточку, по значению весьма далекую от линии сюжета, между кадрами документальной хроники, авторы вмонтировали игровые сцены с ныне здравствующими актерами, в том числе с неподражаемым и всем известным Борисом Гребенщиковым.

   Но если название короткометражки "Комплекс невменяемости" говорит само за себя, то в фильме "Два капитана-2" о романе В.Каверина напоминают разве что палубы кораблей средь бурных волн океана, да морская форма главного героя, если его вообще можно таковым признать.

   В том, видимо, и состоял замысел авторов – создать на экране настоящий дурдом. Да-да, тот самый дурдом, в котором мы жили раньше и еще более успешно продолжаем жить сейчас, ибо идиотия, как врождённая, так и приобретённая, явно прогрессирует, становясь массовой.

   Это действительно было новое кино. Такое "новое", когда невольно приходится признать, что "всё новое есть не что иное, как хорошо забытое старое". Причем, под старым подразумевается не наш захаянный социализм, не войны и революции. По существу, речь идет о том, что является главным для всех народов Земли вообще и человека в частности – о прогрессе. Ведь если допустить, что путь к прогрессу не бесконечен (как восхождение на гору), то рано или поздно вершина будет достигнута. Тогда человечество ожидает единственный путь – назад. А может, и это самое страшное, такой момент уже наступил? Ибо, о каком прогрессе может идти речь, когда средствами массовой информации идет выветривание мозгов у народа?

   Вот та основная мысль, с которой авторы приступали к созданию своих фильмов. Следует признать, что цели своей они достигли. Увиденное заставляет размышлять и приходить к убеждению, что процесс эволюции обратим. Что же касается нашей несчастной России, то всем давно следует понять, что демократия возможна только там, где есть светлые умы и народ своей жизнью полностью доволен.

   Хочется верить, что просмотр этих двух фильмов не будет воспринят зрителями поверхностно, на уровне "вечера юмора" - мол, посмеялись и разошлись. И хотя, порой, действительно невозможно удержаться от смеха, смешного в увиденном мало.

   По силе воздействия эти ленты можно отнести к тому же разряду, что и "Обыкновенный фашизм". Это достаточно посмотреть один раз, чтобы запомнить на всю жизнь. Главное – почувствовать стыд.

   Думаю, что мне к тому же "крупно повезло". Не знаю, как для кого, а для меня зрелище оказалось действительно потрясающим, ибо происходящее на экране сопровождалось некоторыми действиями в кинозале. На задних рядах молодёжь дико гоготала, отпуская вслух соответствующие реплики. Справа шел удушающий столб табачного дыма, слева кто-то окончательно прилёг на кресла, выставив ноги выше головы.

   Ну, а прямо передо мной  два солидных господина поочередно принимали "горькую", запивая ее "колой". Дабы определить уровень жидкости в сосудах, друзья через каждую пару глотков просматривали их на просвет. Так что большую часть экранного действия мне суждено было увидеть сквозь призму бутылочного стекла. Наше "совместное удовольствие" длилось весь сеанс. К концу фильма страждущие крепко обнялись и вполне удовлетворенные погрузились в сон с мыслью, что с "горькой" покончено. С чем и захотелось их сердечно поздравить! Деградируем, господа!

***               

Статья была опубликована в газете "Тольятти сегодня" 4 апреля 1995 г. И снабжена рисунком.


Рецензии
Я тоже потрясена, Татьяна...
Теперь я вижу абсолютно ясно, что мы - единомышленники.
Заметки о кинофестивале, о фильмах, о поведении зрителей - это глубоко удручающая картина картина деградации общества людей.
Думаю, создатели фильма не ставили целью сделать развлекуху для пьяных дебилов и молодых - свежеиспечённых - уродов, человекообразных существ, - они рассчитывали на внимание МЫСЛЯЩИХ. Возможно, они и хотели: потрясти страшным - МЫСЛЯЩИХ.
А получилось "как всегда". Зрителям НЕ СТРАШНО, что они уже - всего лишь ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ биологические особи, хуже зверей.
Думаю, в подобных культурных заведениях должна действовать ПОЛИЦИЯ НРАВОВ: сквернословящих, хамов, оскорбляющих чужие чувства, пьяниц - надо выдворять из залов немедленно. Хотя МЫСЛЯЩИМИ они от этого не станут.
Помните фильм №Мы из будущего"? Насколько жизнеутверждающа перемена, произошедшая с парнями после нескольких часов, прожитых в прошлом? Помните, как они смотрели, вернувшись, на своих сверстников-современников, - скинхедов?.. Вот это и есть ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО!
Человек дОлжен уметь мыслить, должен иметь в себе силы сопротивляться РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЮ! Иначе учёным надо объявить об открытии нового зоологического вида: "ублюдок обыкновенный". К "хомо сапиенс" он отношения не имеет.

Инна Люлько   12.06.2023 08:26     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Инна, за такую развёрнутую рецензию! Полностью с Вами согласна!
Вы верно заметили, что мы - единомышленники. Не могу спокойно смотреть на все те безобразия, что творятся кругом.
Поэтому большинство моих произведений (как проза, так и стихи) написаны не без иронии.

Татьяна Гармаш   13.06.2023 04:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.