Разбор одного стихотворения 2

Я с большим интересом всегда читаю произведения Виктории, которая на Стихире публикуется под псевдонимом «Дочь Ньерда». Надо сказать, что это чтение всегда требует значительного интеллектуального напряжения. Виктория вместе с ещё некоторыми поэтами являются уникальными знатоками народных мифологий, в частности, скандинавской мифологии. Так её псевдоним основан на имени Ньёрда – бога северных морей, способного укрощать морскую стихию и, кроме того, являющегося богом плодородия.  На днях я прочитал, написанное совсем недавно, её стихотворение «Даже если горек Мёд». Вот его текст:

Забрела по гололедице
На неторную дорогу.
Госпожа моя Медведица,
Не суди Буянку строго!
Не позволь, Сестра Названная,
Заплутать средь бела дня.
Где Земля Обетованная -
Остров имени меня?..

Не гордыня застит шорами,
Кривда - каменными ножнами.
Речи лживые, которыми
Правда древняя стреножена.
Не законная наследница -
Где законных-то достать,
Если кровь твою, Медведица,
Выжигал веками тать*?..

Впрочем, нет чужого племени.
Ни семита нет, ни эллина.
И в пространстве, и во времени
Быть единым целым велено.
Не делить на части Истину -
Воедино собирать.
В небесах дорога выстлана,
След лебяжьего пера.

По душе клинку булатному
Шепот ветра рассеченного.
Не минует поля ратного,
Делом Прави нареченного.
Понапрасну тать старается -
Кривдой мир не обоймет.
Будет спета Прави Здравица.
Даже если горек Мёд.

     Первое впечатление от этого стихотворения было такое «Здорово, но непонятно». Мы с Викторией обменялись несколькими письмами, в которых Вика разъяснила мне некоторые непонятные мне моменты. По мере того, как я вникал в смысл этого стихотворения, оно мне всё больше и больше нравилось.
     Есть поэты, которые понятны всем. Например, я посвятил одну мою статью разбору стихотворения Ярослава Смелякова «Хорошая девочка Лида». Несмотря на кажущуюся простоту этого стиха, в нём содержатся некоторые такие вещи, которые, не бросаясь в глаза, делают это стихотворение явлением большой поэзии. Есть поэты, которые пишут в расчёте на избранных читателей, которые особенно не заботятся, чтобы быть понятными всем. В частности, в своей статье «Кого можно называть русским национальным поэтом» я под этим углом зрения разбираю стихи Иосифа Бродского.
      Но ведь Бродский – великий поэт. Если потратить некоторые усилия, можно понять и восхититься многими его стихами. Например, все понимают попсу, но для понимания симфонической музыки необходима некоторая подготовка. Подобная история произошла и со мной, Когда я вчитался и немного подковался в некоторых терминах, стихотворение «Даже если горек Мёд» предстало передо мной во всей красе. Ниже мне хочется приобщить к удовольствию от этого стиха как можно больше читателей. В своих объяснениях я буду обширно использовать те факты, которые я получил от самого автора этого стихотворения.
      В древних античных мифах богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в любви и помощь при родах, Артемида изображалась в образе Медведицы. В славянской мифологии аналогичная богиня – это Леда-Лебедь, она же Лада. Дочь Лады – Леля  - рожаница, покровительница целомудрия и плодородия. В скандинавской мифологии дочь Ньёрда – Фрейя – богиня любви и плодородия. Эти обстоятельства позволяют Виктории называть себя Названной сестрой Медведицы.
     В предыдущем крупном произведении Виктории с соавторами «Сказ о Байгаал-Море»
происходило путешествие по мирам на жертвенном коне Буяне. В этом стихотворении это путешествие продолжается. Здесь прослежена параллель с поисками мифического острова Буяна (вспомним «Сказку о царе Салтане» Пушкина, где корабельщики проплывают мимо острова Буяна). Поскольку дочь Ньерда – богиня, то она ищет остров имени этой богини – Землю Обетованную, На этом острове будут царить целомудрие, плодородие, т.е. некий остров Счастья. Во второй строфе рассматриваемого стихотворения перечисляются трудности, встающие на пути путешественников. На пути правды встают ложь, войны, инквизиция, геноцид…Всё, что веками выжигает стремление к добру и правде. В замечательной третьей строфе повторяется великая истина о равенстве всех людей и одинаковом праве их на счастье. В борьбе за эти права даже боги должны сражаться изо всех сил. Так, что перьями с богини Леды-Дебедицы усыпаны небесные пути.
В начале четвёртой строфы вспоминается восточная пословица «не пытайся увидеть глазами движение меча, слушай песню рассечённого ветра», уместная при описании боёв за правду. Чтобы понять заключительные строки стихотворения, заметим, что ещё в древнем Санскрите существовали понятия стезя Прави, что означало стезя разума и благости. В славянских терминах стезя совести. Так что заключительные строки стихотворения представляют замечательное предвидение победы добра над злом. Победы, которая будет окроплена кровью тех, кто за неё сражается. Поэтому, когда будут пить Мёд из кубков за эту победу, для многих этот мёд будет горек. Я подозреваю, что мой анализ далеко не полон. Автор наполнил это стихотворение замечательным полифоническим смыслом. Вот такие, друзья, поэты есть среди нас. Гордитесь.

6 апреля 2010 г.


Рецензии
Интересно, еще зайду к Вам.

Юрий Пахомов   15.04.2010 15:07     Заявить о нарушении
Благодарствую за интерес.

Александр Абрамов 2   15.04.2010 16:07   Заявить о нарушении