Записки риэлтора. История одной легкой сделки

Получить в работу «чистую продажу», когда вместо квартиры берутся только деньги, считается  риэлторской  удачей.
Если продаваемая квартира свободна юридически и физически  – мечта!
А если еще и правоустанавливающие документы первичные, да  собственники взрослые – просто сказка!!
Обычно такие сделки проходят легко, ничем не запоминаясь.
Но – не нами сказано -  нет правил без исключения.

******

Референт уходила в шесть.
Уже собравшись выключить свой компьютер, она заметила на сайте новую заявку:
- Здесь кроме телефона  и «продать квартиру» ничего нет. Я Вам просто номер напишу, ладно? А то принтер уже выключила.
- Пиши, -   сказала я равнодушно.

Интернет-заявки редко бывают рабочими. И отношение к ним соответственное.  Но  прозванивать их – обязанность дежурного.
Получив номер, я не спешила  его набирать. 

Попила чаю, ответила на пару  рекламных  звонков,  просмотрела альтернативные варианты для клиентки, и только ближе к концу дежурства, вспомнила про желтый квадратик с заявкой:
- Добрый вечер!....  Мне передали Вашу заявку на продажу квартиры. Нужна помощь? -  в таких случаях  я всегда спрашиваю напрямую,  не разводя лишних «политесов», потому что в 99 случаях из ста слышу в ответ – « Я тоже риэлтор!».
На этот раз ответ был другим:
- Нужна. Нужна мне помощь! Очень! – Мужской голос был растерянным и настороженным одновременно, - Можно прямо сейчас подъехать?
- Подъезжайте, - я взглянула на часы, - Если за полчаса успеете.
- Да я недалеко,  за 10 минут доберусь! – и повесил трубку, так и не представившись.

Минут через  7  вошедший охранник  сказал, что меня спрашивают.
За его спиной стоял хорошо одетый, красивый мужчина лет сорока, похожий на цыгана. Он не стал ждать, пока я выйду, и пошел следом за милиционером. Тот его  даже не заметил.

Роман, так звали моего нового клиента, был довольно колоритной внешности. Высок, худощав, подтянут, жилист. Смуглое лицо с правильными чертами и большими,   выразительными глазами. Коротко стриженные, густые волосы цвета черненного серебра. И не понятно, чего в них больше – серебра или черни.
В нем чувствовалась незаурядная сила воли. 
И именно поэтому странное впечатление производила его звериная настороженность: он  не расслаблялся ни на минуту, ко всему внимательно присматривался, прислушивался, разве что не принюхивался.
Человек-струна. Человек-пружина.
Казалось, любое неосторожное движение или слово, и он…. А Бог его знает, что он сделает – метнется в сторону,  выпрыгнет в окно,  испарится, взлетит или ударит смертельным ударом?

Мы прошли в переговорную. Подошел мой менеджер Владимир. Познакомились.
- Рассказывайте. Какая перед нами задача? -  я улыбнулась. Но улыбка повисла в воздухе.
- Откуда у вас мой телефон? –  вместо ответа, жестко спросил Роман, сверля меня своим пронзительным  цыганским взглядом.
- Вы сами нам заявку прислали, - пожала я плечами.
- Я  н-не  при-сы-лал  в-вам  за-яв-ку, - отчетливо. По слогам. Ледяным тоном.
- Здрасте! – возмутилась я, - Откуда же я могла узнать Ваш номер!? И, тем более то, что Вы квартиру продаете!
- Вот я и хочу понять – откуда! -  почти угрожающим тоном  сказал Роман, - Покажите мне  мою заявку. 
И вдруг улыбнулся улыбкой хищника. Ну?! Попались, гаврики!?

Именно этой, единственной заявки, у меня не было в распечатанном виде. Впервые.
И, как на грех,  не было референта, чтобы  открыть ее рабочий компьютер.  Мы только что переехали в новый офис, и пока все не улеглось, доступ она блокировала своим паролем.

Все это я, как можно спокойнее, постаралась объяснить Роману.
-  Вы пришли, только для того, чтобы выяснить этот вопрос? Не понимаю, откуда  он возник. В любом случае, на это не стоило тратить время.  Вас никто не заставляет с нами работать. Можете выбрать кого угодно!
- Я не хочу работать с  NNN, - заявил он, назвав одно из самых известных московских агентств.
- Ну и не работайте!  -  разговор  становился  до смешного абсурдным.   
- Через день, как я отдал документы на регистрацию, они позвонили мне и предложили помощь.
- Мы-то тут причем? – удивилась я.
- Я им отказал, поэтому они могли передать мой телефон вам, - напряжение нагнеталось и сгущалось до черноты.
Бред какой-то! Я  должна объяснять, что ни одно агентство не будет делиться своими клиентами, пусть даже потенциальными? NNN, между прочим, деньги за подобную информацию платит. Если, конечно, Роман не врет насчет их звонка.
 

Почувствовав, что я сейчас скажу что-нибудь не то, в разговор вмешался менеджер:
- Роман, мы не имеем никакого отношения к NNN!  Если Вас что-то не устраивает, давайте  расстанемся. Если нужна наша помощь, давайте работать, - голос Володи  всегда  был тихим и успокаивающим.
Роман по волчьи,  всем туловищем повернулся к нему, будто только что заметил. Черные глаза смотрели, словно сканируя. Казалось, он пытается отделить слова собеседника от его мыслей. Повисла пауза.
- А почему у вас офис такой бедный?- спросил неожиданно.
- Нормальный офис. Для работы достаточно, -  выдержке моего начальника всегда можно было поучиться. 
- А почему цветок такой неухоженный?
- Этот цветок стоял тут давно. Мы переехали только вчера.
- Покажите ваши документы.
- Хорошо, -  без эмоций сказал менеджер и вышел.

Роман встал, прошелся вдоль стен, разглядывая  на них дипломы, благодарности, сертификаты и прочие картинки в рамочках. Вышел в коридор, на полочке увидел еще парочку. Небрежно пошевелил их:
- Только нарисовали, повесить не успели? –   в голосе  ядовитая  насмешка. 
- Мы много чего еще не успели повесить и расставить, - ответила я. 

Вернулся Володя. Принес  папку с уставными документами и прочими разрешительными бумажками. Подал ее Роману.
Тот взял папку за угол, взвесил в руке, пристально глядя на нас, и не открывая, отложил в сторону:
- Хорошо. Давайте заключать договор.
Содержимое папки его не интересовало. Да и вряд ли бы он что-то понял в мудреных бумагах. Ему был важен только сам факт открытости диалога.

Напряженность лопнула и сползла мыльной пеной.

-  Ваш паспорт, пожалуйста! – я выдохнула остатки наэлектризованного воздуха, и перешла в обычный  рабочий режим.
Роман протянул мне паспорт в дорогой  кожаной  обложке.
Оп-пачки!!! Он не был гражданином РФ. Я с нескрываемым удивлением уставилась на клиента:
- Откуда у Вас московская квартира? Инвестиция?
- Это не моя квартира,  - снова зазвенела натянутой струной настороженность.
- ??????????  -  Час от часу не легче! Хотела бы я глянуть на себя со стороны в тот момент.
- Квартира принадлежит моим племянникам. Приватизацию оформляю я, на сделку привезу их. Пока все, - пояснил и  снова захлопнулся, как моллюск в раковине.

Правоустанавливающих  документов на квартиру еще не было. Была расписка, в которой стояла дата их выдачи с регистрации. В перечне документов присутствовало решение суда.
- Новостройка. Без суда право собственности еще три года ждали бы, - сказал Роман.

Логично. В Москве и Московской области многие так и делают, если ждать не хотят, пока инвесторы, строители и власти окончательно барыши поделят,  и дом на баланс города возьмут.
 
Роман хотел, чтобы мы нашли покупателя  к окончанию регистрации. За ценой он не стоял. Главное – сроки.
- Хорошо, постараемся.  Но для начала мне надо сделать рекламные фотографии квартиры.
- Фотографии у меня есть, -  Роман подал мне свой мобильник.
Я защелкала переключателем кадров.  Качество, конечно, желает лучшего.
Обыкновенная квартира в обыкновенном панельном доме. Муниципальная отделка – стены и потолки одними дешевыми обоями кое-как обклеены. Сам дом можно в любом районе Москвы сфоткать –  они, как близнецы по всему городу стоят. Кухня. Фото ванной нет. Вида из окна тоже нет.
 
Следующий кадр – свежая могила, заваленная венками. За ними еле виден большой портрет молодого мужчины. Эти кадры меня уже не касаются. Я  протянула телефон:
- Надеюсь, фотографии кладбища не имеют отношения к квартире, - типа пошутила.
- Имеют. Само прямое, - сжав челюсти, сквозь зубы сказал Роман. И в его глазах недобро блеснули слезы. 


В могиле, фото которой я случайно увидела, лежал Сергей - младший брат Романа,  не так давно, очень счастливый человек.
Он окончил строительный техникум. Женился  еще студентом-первокурсником. Один за другим родились дочь и сын. Жили не очень богато, но дружно и весело.
Во время третьих родов жена умерла. Ребенка тоже не удалось спасти. И в это же время Сергей потерял работу.  Они вчетвером стали жить на мизерную пенсию матери, не считая редких «шабашек» Сергея. Огородик еще выручал. Да не очень.
А дети подростали, их надо было учить и ставить на ноги. На дочь так и женихи уже  поглядывали.
 
Сергей собрал бригаду из своих однокурсников и  несколько лет назад приехал в Москву на заработки.
Они были профессионалами и не стояли на «рынке невольников» Ярославского шоссе. Бригаду Сергея передавали из рук в руки богатые заказчики.

Так они попали на ремонт дорогого подмосковного коттеджа.
Служанка хозяев жалела  рабочих. Частенько подкармливала их на кухне и за чаем вела душевные разговоры за жизнь. Скоро она знала все обо всех.
И о Сергее знала все главное – одинокий мужик, несовершеннолетние дети живут со старухой матерью в захолустном городишке, почти деревне, чужого государства. 
Не знала только, что у него брат есть. Роман сидел в тюрьме, и Сергей о нем всуе не вспоминал. Это не то, чем обычно гордятся младшие братья.

Как-то добрая женщина позвала Сергея на кухню для серьезного разговора:
- Слышь, Серега, у меня подруга есть. Одинокая. С мужем разошлась. Детей Бог не дал. Жила с родителями в панельной пятиэтажке. Дом все снести обещали. Да старики не дождались новых хором – померли. А теперь она и не знает что делать. Хоть  приватизируй, хоть сноса жди – все одно, больше однокомнатной не получит. А вот если людей полна квартира, так  под снос хорошее жилье дают.
Короче, тут такая мысль возникла. Я скажу, а ты подумай. Умные люди в таких случаях брак оформляют. Фиктивный. Вот ты со своими детишками –  в самый раз для этого  дела подходишь!  Зарегистрируетесь. Мужа к жене прописать обязаны. А детей к отцу – так и вовсе без проблем. Она узнавала - точно! Дом снесут, квартиру получите, выпишетесь с детьми. Подруге квартиру – тебе деньги. Она 300 тысяч согласна заплатить. Соглашайся! Такие деньги на дороге не валяются! Тебе сколько пахать надо, чтобы столько заработать?!
- А когда деньги будут? – почесал в затылке Сергей.
- А деньги, милок, как из полученной квартиры выпишешься! Иначе, какие у женщины  гарантии, что не обманешь?
- А у меня? – Предложение было заманчивым,  но что-то смущало.
- А ты в любом случае не в накладе, - уже теряя терпение и поэтому более грубо, сказала «сваха». Нет, ну в самом деле, мужику такое счастье привалило, а он еще кочевряжится!
-  Одна прописка московская чего стоит! Это тебе не липовая бумажонка, которую любой мент на мелкие кусочки рвет. Штамп в паспорте тебя сразу москвичом сделает. А это, кроме всего прочего, еще и медицинское облуживание. Не дури, Серега, соглашайся! Пока она другую кандидатуру не нашла. А там глядишь, может ваш фиктивный брак  в настоящий перерастет! Дело-то молодое!  - привела последний веский аргумент.

И Сергей согласился.

Его зарезали на другой день после получения ордера на трешку в новом доме.
Не было ни  ссоры, ни драки. Просто подошел кто-то сзади, когда он открывал дверь в квартиру, которую снимал, и одним точным ударом ножа отсек человека от жизни.
А заодно – от притязаний на квартиру или на обещанные деньги.

Роман незадолго до смерти брата освободился по амнистии. У него не было ни жены, ни детей. Вся семья – убитая горем мать-старуха, да рано повзрослевшие племянники. Он оформил опекунство над детьми, которым до совершеннолетия оставалось всего ничего.
Приехал в Москву. Устроился на работу на завод. Поселился в общаге. И пошел по судам.

Даже представить страшно, чего ему, чужаку,  стоило добиться справедливости в московских судах. Но он ее добился! Детям Сергея выделили отдельную квартиру.
Приватизировал квартиру опять-таки через суд.
То, что младшему хозяину за два дня до получения документов о собственности исполнялось 18 лет, было удачным совпадением. То, что в Москве  к тому моменту разрешили выписываться  «в никуда», по заявлению - было еще одним  везением.


Задача прояснилась. В общем-то, она была предельно простой – только поиск покупателя  на свободную во всех смыслах квартиру и оформление ее продажи.   
Мне даже не надо было собирать документы. Роман все взял на себя. Договорились, что как только соберет весь пакет, тут же принесет его в офис.

Ехать на квартиру Роман наотрез отказался. Достал из кармана куртки ключи, положил их передо мной на стол:
- Вот.  И Вы …это…поосторожнее там, -  сказал, отводя глаза.

Мне стало не по себе. 

На квартиру я поехала ярким солнечным днем. 
За пару остановок  до дома, со скоростью Змей-Горыныча  набежали иссиня-черные тучи, засверкали молнии, и хлынул ливень.
Из автобуса я выходила в несущийся вдоль дороги мутный ледяной поток. Брюки тут же промокли до колена. Шквальный ветер сбивал с ног.
Пока нашла нужный  дом и корпус, вымокла окончательно. Зонты в солнечные дни с собой обычно не берут.

Дверь в нужную мне квартиру была  изуродована сквозной дырой. Видимо,  на этом месте  раньше стоял замок. Другой был врезан повыше. Он открылся без проблем. 
Я прошлась по квартире.
В ванной комнате увидела вбитый в стену гвоздь. Наверное, рабочие оставили. Повесила на него мокрую куртку, достала из сумки фотоаппарат и приступила к съемке.

Из окна открывался красивый панорамный вид. Я подошла поближе и заметила в углу подоконника горку пепла. Странно…. Что курил не Роман, я была уверена. Он паталогический чистюля – это с первого взгляда видно. Кто же тогда?
А оно мне надо?! Отбросив бесполезные вопросы, я открыла  окно, чтобы не снимать через мутное стекло.
За спиной громко хлопнула дверь. По спине побежали холодные, как сосульки, мурашки. Я застыла. Тишина.
Но не стоять же вечным памятником в чужом доме! Я тихонечко двинулась на разведку.

Оказалось, сквозняком захлопнуло дверь в ванную. Замок заклинило. Моя куртка с ключами оказалась в заточении.
Хорошо, что сумка  на гвоздик не поместилась, и пришлось ее на плиту поставить. Порывшись в своем хозяйстве, я нашла скрепку. Разогнула ее и вызволила свою одежку.
Быстренько сделав еще с десяток кадров, я поспешила оттуда удалиться – что-то непонятное давило и душило в этой квартире.
На улице сияло солнышко. И только лужи говорили о том, что гроза мне не померещилась. 

На следующий день мы должны были встретиться с Романом, чтобы окончательно оформить наш договор.
Володи не было. Его замещала менеджер другой группы – у меня нет права подписи и печати. К тому же, на всякий случай,  я попросила задержаться нашего юриста. Документы судебные, выписка предстоит – мало ли какие вопросы могут возникнуть.
 
Переговорная была занята, когда пришел Роман. Я проводила его в комнату юриста:
- Располагайтесь! – указала на стул возле стены и села напротив, - Прошу любить и жаловать: менеджер (ф.и.о.)…., наш юрист ( ф.и.о.)… . 
На  стол перед клиентом легли еще две визитки. Менеджер села  справа от него. Юрист развернул свое кресло к посетителю:
- Если у Вас есть вопросы,  задавайте, пока я здесь.
- Вопросы…Вопросы…- Роман задумчиво крутил в руках визитки. Его красивое лицо  становилось все угрюмее.
- Есть у меня вопрос! – почти выкрикнул он, вскочив, - Что вы меня, как волка, обложили со всех сторон?! – И кинулся к двери, едва не перевернув кресло с юристом. И перевернул бы, не будь оно на колесиках.
Коллеги недоуменно посмотрели на меня.
- У-у-у-у… какой запущенный случай! – протянул юрист.
- Что это было? – спросила менеджер, оправившись от шока.
- Не что, а кто. Это был мой клиент.
- Я Вам не советую с ним работать, даже если вернется, - добавил юрист и ушел по делам.
- А кто с ним работать должен?! – хотела я крикнуть вдогонку, но не успела. Как же я не люблю такие разговоры!
- Тебе что, делать нечего? Других клиентов мало? С ненормальными связываться! -  по- отечески заботливо сказала менеджер.
- Роман нормальный. Только, пуганая ворона  куста боится.
- Ну-ну! Где ты их берешь только, своих клиентов!

- Интересно, куда он убежал? И что будет делать дальше? Хоть бы не нарвался на какой-нибудь криминал! – думала я,  убирая бумаги со стола.
Зазвонил телефон:
- Мне нужна помощь. Вы обещали помочь.
- Роман, я не смогу Вам помочь, если будете себя так вести.
- Почему Вы привели меня в другую комнату?
- В преговорной были другие клиенты.
- Я не хочу никого видеть и ни с кем  разговаривать,  кроме Вас.
- Хорошо. Возвращайтесь. Поговорим спокойно.
   
Он вернулся. Глянул исподлобья. Буркнул «извините». Отдал документы.
Большой, напуганный жизнью мальчишка.

Я начала показывать квартиру.
За полчаса  до назначенного времени приезжала, чтобы открыть все окна. Покупатели ворчали – «холодная», зато не замечали ее выветрившейся  гнетущей энергетики.

Дня через три у стены перед входом в офис я увидела Романа. Он привычно сидел на корточках и курил, пряча сигарету в кулак. Оказалось, ждал меня:
- Вот, принес последний нужный документ – теперь в квартире  никто не прописан.
- Как  тебе это удалось?! -  в Москве даже прописать человека по доверенности – большая проблема. А уж выписать – почти нереально. Каким-то образом он это «почти» обошел.
- Пока судился, перезнакомился с женщинами в паспортном столе. А если с женщиной правильно разговаривать, она и не такое сможет, - усмехнулся нехорошо.
- Циник ты!
- Жизнь научила! – парировал он. И добавил:
- Я уезжаю. Вот мой телефон. Отвечать буду только на вызов с Вашего мобильника.  Звоните, когда назначите день сделки.
-  Квартиру начали смотреть. Если не возьмут на этой неделе, начну снижать цену.
- ЧТО????!!!! – будь я мужиком, наверняка  получила бы нехилый удар в челюсть, - Я ЖЕ ВАС ПРОСИЛ!!!! Сейчас же снизьте цену!
- Роман,  ведь потеряете с полмиллиона! Квартира хорошая, дом новый. Ее возьмут, поверь моему опыту.
- Мы больше потеряли в этом проклятом городе, - горько сказал он, -  И на эти деньги хороший дом у себя купим. Даже останется. Мать хоть доживет по-человечески. Снижайте немедленно!

Через неделю я вызвала Романа на сделку. 


Рецензии