Права человека и СНГ

                К 15-летнему юбилею Конвенции  СНГ о правах человека

      Юридическая денонсация бывшего Договора об образовании Союза ССР в декабре 1991 г. завершила период фактической национально-государственной "религионализации" республик, что существенно изменило правовое положение граждан ранее единого государства. Данное обстоятельство изрядно подпортило и без того непростую ситуацию с правами человека в нашей стране, ухудшение которой началось в 1987-1988 годы
      Инициаторы денонсации союзного договора 1922 г. понимали, что отныне они несут политическую и моральную, а в определенном смысле - и историческую, ответственность за судьбы граждан некогда единой державы, ибо разрушение единого конституционно-правового поля не могло серьезно не отразиться на положении населения.
      Активизировавшиеся в 1991-1992 гг. процессы этнократизации в новых независимых государствах не могли не затронуть гражданские, социальные, политические и культурные права миллионов наших соотечественников.
Подводя ретроспективный итог процессу целенаправленного раздела СССР, следует сказать, что съезд народных депутатов, проходивший в сентябре 1991 г., должен, просто обязан был создать правовые гарантии равноправия граждан СССР независимо от места их проживания и нахождения. К сожалению, приходится констатировать, что своевременно эти шаги не были предприняты ни руководством новообразованных государств, ни Россией как одной из главных правоприемниц международно-правовых обязательств СССР.
      Не были необходимые меры своевременно предприняты и руководителями возникшего Содружества Независимых Государств (СНГ), хотя эти проблемы и стали занимать подобающее место в его деятельности.
     Парадоксально, но факт, что только 24 сентября 1993 г. главы государств-участников СНГ выступили с Декларацией о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод[1], в которой подчеркивалась актуальность проблем, связанных с соблюдением прав человека. В ней также содержалось заявление о намерениях новых независимых государств исполнять обязательства в области прав человека, вытекающие из международных договоров и соглашений, участником которых являлся Союз ССР, а также о намерении заключить Конвенцию СНГ по правам человека.
      К 26 мая 1995 г., на 5 год существования СНГ такая Конвенция была принята[2]. Статья 34 Конвенции возлагает контроль за ее исполнением на Комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств (КПЧ СНГ).
     Прежде чем познакомить читателей с основными положениями данного документа, следует подчеркнуть, что Конвенция СНГ о правах человека и основных свободах вобрала в себя многие положения из действующих международных договоров (таких, как Международные пакты о гражданских, политических, и об экономических, социальных, культурных правах, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свободах), что наглядно подтверждает тезис о превращении международных договоров в один из источников внутригосударственного законодательства.
     Следует также отметить то немаловажное обстоятельство, что согласно части 4 статьи 15 и статье 17 Конституции Российской Федерации, Конвенция эта, ратифицированная Россией 4 ноября 1995 г., становится составной частью правовой системы России и в таком качестве даже выгодно пополняет изложение прав и свобод граждан, содержащихся в статьях глава II Конституции.
     Учитывая эти обстоятельства, а также тот факт, что ежегодно увеличивается миграция граждан СНГ, а также, что согласно межгосударственным соглашениям на территории государств СНГ находятся военнослужащие Вооруженных Сил и Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также члены их семей, представляется целесообразным подробнее остановиться на содержании этого документа, поскольку он создает основы правового статуса человека в любом государстве СНГ, основы юридической внутригосударственной и международной защиты этих прав в случае их нарушений.
      Остается только удивляться и сожалеть, что пропаганда, или даже простое информирование населения об этом важном документе, не начались сразу же после его вступления в законную силу.
      В преамбуле Конвенции СНГ о правах человека и основных свободах подчеркивается, что ее участники, считая, что соблюдение международных стандартов в области прав человека, развитие и поощрение уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка, политических убеждений, религии и социального происхождения, содействуют углублению демократических преобразований, экономическому и социальному росту, укреплению законности и правопорядка, в связи с чем выражали стремление "к эффективному осуществлению обязательств по защите прав человека... в духе сосредоточения коллективных усилий Договаривающихся Сторон в деле утверждения идеалов свободы и верховенства закона, предотвращения нарушения прав человека и основных свобод, традицией терпимости и дружбы народов, укрепления гражданского мира и согласия".
Статья 1 Конвенции заявляет о стремлении Договаривающихся сторон обеспечить каждому человеку, находящемуся на их территории, гарантии соблюдения прав и свобод, изложенных далее.
      Право на жизнь (ст. 2) объявляется охраняемым законом. При этом признается, что лишение жизни человека не является нарушением этого положения, когда оно является результатом применения силы только в случаях крайней необходимости и необходимой обороны, предусмотренных национальным законодательством.
      Статья 5 гарантирует право на свободу и личную неприкосновенность, которые могут быть ограничены только национальным законодательством, но в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах и факультативном протоколом к нему, а также иными международными обязательствами по правам человека.
       Для России, например, таковыми является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свободах, предусматриваемые законом и право на равную защиту закона без всякой дискриминации "по какому бы то ни было признаку, как-то: пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного или должностного положения, места рождения или иного обстоятельства".
     Представителям национальных меньшинств гарантируется (ст.
21) право индивидуально или совместно беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную или религиозную самобытность.
      Статьей 6 конвенции устанавливается равенство перед судом, право на рассмотрение любого дела справедливо и публично. Однако "все судебное разбирательство или часть его может иметь закрытый характер по соображениям общественного порядка, сохранения государственной тайны, либо когда того требуют интересы подростков или защиты интимных сторон жизни участвующих в деле лиц".
       Каждый обвиняемый (часть 3 статьи 6) имеет право знать о характере и основаниях предъявляемого ему обвинения, иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты, пользоваться бесплатной помощью адвоката в случаях, предусмотренных национальным законодательством, требовать вызова свидетелей, представления документов, назначения экспертиз и проведения других следственных действий, пользоваться бесплатной помощью переводчика (пункт "е" части 3), "не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным".
      Осужденный, согласно статье 7 Конвенции имеет право на пересмотр приговора судом высшей инстанции, а также просить о помиловании или смягчении наказания.
      Статья 9 декларирует право на уважение личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки, "за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и которое необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц".
      Статья 10 провозглашает право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Право исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, предусмотренным в законе и "необходимым в
интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц".
     Статья 11 гарантирует находящимся на территории стран СНГ лицам право свободного выражения мнений, получения и распространения информации без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ. Но, поскольку пользование этими свободами (часть 2 ст. 11) налагает обязанности и ответственность, "оно может быть сопряжено с формальностями, условиями и ограничениями, предусмотренными законами и необходимыми в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка или защиты прав и свобод других лиц".
      Статья 12 гарантирует право на свободу мирных собраний и создание ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.
     Пользование этими правами подлежит лишь ограничениям, аналогичным изложенным в части 2 статьи 11 Конвенции (см. выше). Но статья 12 не препятствует установлению законодательных ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил, правоохранительных или административных органов государства.
     В целях обеспечения необходимых условий для полного развития семьи участники Конвенции (ч.3 ст.13) обязуются содействовать экономической, правовой и социальной защите семейной жизни такими средствами, как социальные или семейные пособия, налоговые льготы, обеспечение семьи жильем, пособия для молодоженов и другими надлежащими средствами.
      Ст. 14 устанавливает, что каждый имеет право на труд и защиту от безработицы, а также на равное вознаграждение за равнозначную работу, включая получение льгот на одинаковые условия в отношении труда равной ценности и на равный подход к оценке качества работы.
      Фактически эта статья направлена против дискриминации по национальному признаку и в отношении неграждан на территории экономического пространства СНГ.
       Для работающих женщин (ч. 2 ст. 14) предусматриваются:  оплачиваемые до- и послеродовые отпуска, пособия по социальному обеспечению, определяемые национальным законодательством стран СНГ;
   - гарантии сохранения рабочего места во время до- и послеродового отпуска;
   - сокращенный рабочий день для кормящих матерей;
   - ограничения на работу в ночное время в промышленности, а также в условиях, которые не подходят "по причине опасности, вредности для здоровья и тяжести" (пункт "д" ч. 2 ст. 14).
     В целях обеспечения эффективной социальной защиты материнства и детства (ч.3, ст.16), участники Конвенции обязывались принять "все надлежащие и необходимые меры в этом направлении, включая создание и содержание соответствующих институтов и служб".
     Несовершеннолетним лицам декларировалось (ст. 17) право на меры защиты, требуемые их положением, со стороны семьи, общества и государства.
Участники Конвенции (ст. 15) обязывались в сотрудничестве с государственными и частными организациями предпринимать соответствующие меры, направленные на:
   а) устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья;
   б) обеспечение консультативных услуг и учебной базы для укрепления здоровья и поощрения личной ответственности в вопросах здоровья;
   в) обеспечение санитарно-гигиенических условий, предотвращающих в максимально возможной степени возникновение эпидемических и других заболеваний.
     Статья 16 предусматривает установление социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях в соответствии с национальным законодательством государств, участвующих в данной Конвенции.
     В целях обеспечения осуществления права на медицинскую и социальную помощь, участники Конвенции (ч. 2 ст. 16) обязывались оказывать такую помощь лицам, не имеющими достаточных средств, в частности, за счет льгот в рамках системы социального обеспечения, а в случаях их болезни - и необходимый уход.
      Статья 19 предоставляет гражданам право добиваться восстановления своих прав и свобод в случаях их нарушения (для этого, в частности, статьей 34 Конвенции предусматривалось образование Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств - КПЧ СНГ).
      Каждому, законно находящемуся на территории какой-либо из стран СНГ, гарантируется (ст. 22) свободное передвижение и свобода выбора места жительства.
     Возможные ограничения этих прав могут определяться (ч. 3 ст. 22) только национальным законодательством в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, для охраны здоровья и нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц, причем эти ограничения, обоснованные общественными интересами, могут распространяться на отдельные конкретные районы.
    Иностранец, законно находящийся на территории государства участника Конвенции, может быть выслан (ч. 3 ст. 25) только во исполнение законно принятого решения и должен иметь возможность представить доводы против высылки, причем коллективная высылка иностранцев (ч. 4 ст. 25) не допускается.
     Статья 26 Конвенции гарантирует право физических и юридических лиц на собственность. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в общественных интересах, в судебном порядке и при соблюдении условий, предусмотренных национальным законодательством и общепризнанными принципами международного права.
      Это положение, однако, не препятствует государствам, участвующим в данной Конвенции, принимать законы, необходимые для контроля над использованием предметов, изъятых из общего оборота в государственных и общественных интересах.
     Статья 27 устанавливает, что "никому не может быть отказано в праве на образование". При этом Договаривающиеся Стороны обязывались уважать право родителей на обеспечение своим детям такого образования и обучения, которые соответствуют их убеждениям и национальным традициям.
Часть 2 статьи 27 декларирует, ч то начальное и основное общее образование является обязательным и бесплатным.
      Участники Конвенции (ст. 28) обязуются:
    "Обеспечить или поощрять, по мере необходимости, техническое или профессиональное обучение всех лиц, включая инвалидов, по согласованию с профсоюзными объединениями и предоставлять возможность для получения высшего образования, исходя исключительно из индивидуальных способностей", т.е. без "имущественного ценза", требующего обеспечения платы за получаемое образование.
      Помимо этот участники Конвенции (часть 2 ст. 28) обязывались "обеспечивать или содействовать созданию, по мере необходимости:
    а) надлежащей и широко доступной учебной базы для рабочих;
    б) специальных центров для переподготовки рабочих, вызванной техническим прогрессом или новыми тенденциями в области занятости".
      При этом они обязывались (ч. 3 указанной статьи) содействовать полному использованию льгот для обучающихся, а также сокращению или упразднению всяких сборов и начислений, предоставлению в необходимых случаях материальной помощи, обеспечивать по согласованию с профсоюзными объединениями эффективную подготовку учеников и других учебных мероприятий для молодых рабочих, а также соответствующую защиту интересов молодых работающих в целом.
      Статья 29 устанавливает, что каждый человек в соответствии с национальным законодательством государства, гражданином которого он является, имеет право и возможность:
     а) принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей;
     б) голосовать и быть избранными на выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
     в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
     В то же время статья 30 предусматривает, что статьи 11, 12 и 20 не препятствуют возможности законодательного введения ограничений на политическую деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства.
Статья 31 устанавливает, что ничто не может истолковаться как предоставление какой-либо группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные на уничтожение или умаление прав и свобод, изложенных в данной Конвенции.
     Ограничения прав и свобод граждан, допускаемые Конвенцией, констатирует статья 32, не должны применяться для иных целей, кроме тех, для которых они предусмотрены.
      Статья 35 подчеркивает, что в период войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего высшим интересам участвующих в Конвенции Сторон, каждая из них может принять меры в отступление от своих обязательств, принятых по данной Конвенции, но только в той степени, в какой это требуется серьезностью положения, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву и не влекут за собой дискриминации по признакам, перечисленным в статье 20.
     Не допускается никаких отступлений от гарантии права на жизнь (ст.2 Конвенции), за исключением случаев гибели людей в результате правомерных военных действий, а также против пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения (ст. 3), неправовой ответственности (ст. 7).
      Однако, в соответствии с частью 3 ст.35 Сторона, решившая воспользоваться правом отступления от принятых на себя обязательств, обязана проинформировать Исполнительный Секретариат СНГ о принятых мерах и причинах их принятия, а также о сроках (времени) отказа от права отступления и возвращения к исполнению обязательств в полном объеме.

Источники:

______________
1
1См.: Бюллетень международных договоров. - М. - 1994. - N 9. -
С. 8-9.
2См.: Действующие международное право. Том II. - М. - 1997. - С.
188-198.


Рецензии