с- Про партию интеллектуалов

Прочитал доклад Цеха Политической критики <a как политическая программа</a> (авт. А. Ашкеров, К. Бенедиктов, Н. Куркин, Б. Межуев, А. Черняев). Выдержанный в высоком стиле текст о том, за что следует бороться (будущей) партии национального развития. И о том, что это должна быть партия консерватизма, прогрессизма - в противоположность партии либерализма.
Я же думаю о том, что все эти понятия - консерватизм, либерализм - несмотря на принципиальные различия, имеют одно общее: они относятся к социальной реальности прошлого века (и ранее). Сейчас же России нужна на фоне партий победившего бюрократизма хоть одна партия прагматизма, причем не декларативного, а деятельного. Не для того, чтобы отвлекать на себя часть общественного мнения разговорами о том, как мол надо бы, чтобы было сделано правильно - а для того, чтобы сказать, как реально можно сделать... и сделать то, что возможно. Не потому, что власти этого хочется - а потому, что обществу это необходимо, причем сделать без обращения к власти. Опираясь на новые технологические возможности партстроительства и партийной деятельности, для создания партии не "сверху", а "снизу", опираясь на собственную, интринсивную мотивацию ее потенциальных участников.
И та возможность, которая при этом обнаруживается - возможность опоры на реальное общественное мнение. По крайней мере, мнение социально активной интеллектуальной части населения. С учетом того, что наступает эпоха виртуализации общественного мнения. Если ранее оно было фиктивным - имитируемым и манипулируемым с помощью СМИ, то теперь становится более реальным - социально и психологически, хотя и виртуальным - технологически. Ранее было усредненным и навязываемым - теперь становится более индивидуализированным и аутентичным. И все благодаря технологиям коммуникации, благодаря интернету, который на фоне возрастающей социальной атомизации, разобщенности, аполитичности становится средством объединения интеллектуальной части социума и мотивации гражданской активности.
На том историческом этапе, на котором находится наше государство - доедания и окончательной амортизации остатков советского наследия - модернизация и переход на инновационный путь развития становятся вопросом выживания страны. В то же время, любые инновации, попытки модернизации сталкиваются с сопротивлением, вязнут и тонут в инертности бюрократической "пирамиды". Это естественно, ибо инновации противоречат стабильности, и в этом смысле сопротивление им - общий закон поведения сложных систем. И соответственно важно оптимизировать действия для достижения реальных инновационных результатов, выбрать точку приложения усилий там, где сопротивление системы минимально. А именно, в сфере массовой информации, в интернете.
Конкретно, это означает возможность создать на основе технологий collective intelligence механизмы оперативного мониторинга реального общественного мнения в отношении социально значимых событий, и прогнозирование подобных событий - то, чего до сих пор нет в России. Это не социологические опросы пенсионеров и домохозяек с поквартирным обходом. И не озвучивание мнений отдельных экспертов, о которых заранее известно, что они могут сказать. Это - опора на сообщества активных респондентов, представляющих деятельную и интеллектуальную часть общества. Возможность участия в подобных распределенных экспертных сообществах нового типа - мотиватор, который может быть использован в технологии партстроительства. Тем более, что для рунета верификация подобного онлайнового мониторинга общественного мнения должна опираться параллельно интернет-коммуникации еще и на "прямую" коммуникацию с участниками, создание офлайновых сообществ. Так создается мотивация для интеллектуалов - самоутверждение и самоактуализация благодаря приобщению к "электронному государству участия". Именно так технологически и возможно "консолидация интеллектуального класса в политическую силу" на основе идеологии национального развития в сочетании с созданием распределенных экспертных сообществ. Так и возможно практически преодоление препятствий на пути к тому, чтобы интеллектуалы стали политическим субъектом. И коллективная идентичность интеллектуалов также формируется в процессе совместной деятельности.
Именно целенаправленная коллективная деятельность сделала когда-то обезьяну человеком... и делает разрозненную толпу мечтателей-идеалистов реальной, а не номинальной политической партией.

 


Рецензии