Бурды

    Никогда не предполагал, что село с данным названием меня заинтересует, мало ли сел на Руси со странными названиями? Спрашиваю товарищей: как переводится данное название на наш язык, мне ни кто не ответил. Бурды - есть Бурды.

    Из Бурдов был экскаваторщик, что работал на стройплощадке Набережных челнов. Жаркие дни строительства не давали времени для долгого и тесного общения. Лишь через несколько лет узнал, что этот ветеран воевал под Великими Луками в составе той же 48 танковой дивизии, что и мои родные. Попал в плен. Узнав об этом, поехал к нему в Бурды. Нашел домик на окраине села. На встречу вышел сын.

    - Вы опоздали, отца похоронили неделю назад.

    Выразив соболезнование, пришлось уехать ни с чем. Глава семьи не говорил о своей фронтовой судьбе, слишком велика была его душевная боль.

    После поездки я узнал, что в селе есть и мои однофамильцы – Головины. Краткие знания запутанной истории государства и собственных корней привели нас к духовному обнищанию.

    Я знал, что есть Головины греческого рода – потомки Федора Алексеевича, есть род русский, есть мордовский, чеченский, удмуртский, теперь добавился татарский, да татарский ли?
    Вот она Русь - конгломерат народов. Фамилия наших родов - наглядный пример сплава русского народа, который стараются разъединить враги нашего Отечества. Мы один народ - мы Русы!

    Бурды – село кряшен. Надо знать историю кряшен, надо знать историю села.

    Позвонил в Бурды. Познакомились по телефону с главой кряшенского рода Головиных – Андреем. Договорились о встрече, но ее пока не состоялась, по независящим от нас обстоятельствам.

    В больничной палате, куда меня доставили, нас оказалось три Федора. Безногий инвалид Федор Фадеев оказался из Бурдов, он ухаживал за своим недвижимым тестем.

    Разговорились.

    Фадеев сообщил, что Бурды – это поворот. Бурды – Поворот – село кряшен.

    Множество неожиданных поворотов произошло в истории наших народов. За каким-то из поворотов осталась история возникновения кряшенского рода Головиных, где-то недалеко хранится значение языческих родовых знаков-оберегов, которые и ныне наносятся на основание православного креста устанавливаемый на могиле усопших.

    Как это символично! Язычесая руна в основании креста – знака православия. Древнейший оберег рода усиленный крестом хранит усопшего от злых духов. Вот она сила духа этого славного народа, сохранившего свои добрые традиции.

    Федор сказал, что в селе был перевод на татарский язык книги написанной рунами. к сожалению, постепенно стираются страницы древних знаний. Заинтересованному человеку можно написать и защитить диссертацию о селе Бурды (Поворот) расположенном на крутых берегах небольшой речки Табанай.

 Головины, Касакины, Утяшевы, Фадеевы….



Некоторые справки  из Интернета:

«Село Бурды современного Тукаевского района после революционных событий 1917 г. считалось центром «кряшенского возрождения». В 1920 г. здесь состоялся 1-й Всекряшенский съезд народных представителей, который рассматривал, в частности, вопрос о кряшенской автономии. Бурды называлась как возможная столица будущей автономии. Но эти решения съезда не были поддержаны в Казани и Москве. Сегодня в Набережных Челнах при Доме дружбе народов «Родник» действует городское объединение кряшен. В городе издается кряшенская газета «Керэшен хэбэре», первым редактором которой был известный поэт Ямаш Игеней».

                Краевед Дубровский.



«Отец Павел придерживается мнения, что кряшены — это отдельный тюркский этнос. Часть этих людей приняла христианство еще до взятия Казани Иваном Грозным. «Кряшены — это не просто татары, которых крестили. Есть целые деревни, жители которых называют себя кряшенами, но они при этом мусульмане. Кроме того, у нас есть обычаи, не связанные с христианизацией. Они не могли быть заимствованы ни у русских, ни у татар. Например, особые свадебные обряды, — говорит он. — И еще, известно же, что до революции, пока они жили закрытым этносом, у татар не росли бороды. А у кряшен — росли всегда!»

Существует, правда, другое мнение, что кряшены — действительно, тюркские племена — были язычниками и поклонялись своим богам даже после формального принятия Православия. При этом по воскресеньям, как положено, ходили в церковь. Об этом писали в Москву местные владыки, но поделать с этим никто ничего не мог. Пока в середине XIX века не появился востоковед и полиглот Николай Ильминский, русский по национальности, который разработал систему просвещения кряшен.

В то время кряшены находились в самом плачевном состоянии. Дело даже не в том, что они были язычниками, а в том, что никто не научил их быть христианами. Эти простые люди, говорящие на народном языке, богослужения попросту не понимали. А идти учиться в татарскую школу не могли, так как все обучение там было построено на исламе. Ильминский же решил создать кряшенские школы, где бы детей обучали основам веры на их языке. Так кряшены превратились в образец благочестия. До революции в Татарстане существовало 110 кряшенских школ, первая из них и центральная находилась в Казани. Ильминский создал кряшенскую письменность на основе кириллической графики (в то время татары пользовались арабскими буквами). После революции на графику по системе Ильминского перевели всех татар».

«Кряшены носят русские имена и фамилии. До сих пор большая их часть живет в сельской местности. Помимо Татарстана кряшены есть также в Удмуртии и Башкирии. До 1916 года всего в России было 340 тысяч кряшен. По результатам последней переписи населения (2002 год) зарегистрировано 24 тысячи кряшен. За пределами Казанской епархии кряшенский приход существует в Челябинской области. Кряшеном был великий татарский поэт священник Яков Емельянов, живший в XIX веке. Его поэзию преподавали в здешних школах даже в советское время».

                Анна ПАЛЬЧЕВА "история кряшен"


       Тамга и фамилии

    Мир тесен, но суета сует иногда заносит нас слишком далеко от реальности, затягивая нас в болото бытовщины. Некоторые нужные дела мы откладываем на «потом», лишь изредка вспоминая о несделанном.

    Так случилось и в моей жизни. Поиск родословной идет от случая к случаю, порой без объективных причин. В телефонном справочнике нашел много однофамильцев и решил узнать историю их рода, а вдруг …  . Звоню в кряшенское село Бурды, что расположено в восемнадцати километрах от города. В трубке женский голос, спрашиваю:

    - Вы Головина? – Услышав утвердительный ответ, продолжаю. – Скажите, пожалуйста, вы знаете историю своей фамилии?

    - Историю нашей фамилии хорошо знает Андрей Головин, обратитесь к нему. – Назвала номер телефона.

    Так я познакомился с Андреем Петровичем, но встреча наша откладывалась, как говорится,  до поры до времени. Передавал ему с оказией приветы, чтоб он меня помнил.
Случайная встреча с этим интересным человеком произошла сегодня. На днях я вновь попал в отделение неврологии и один из друзей пришел навестить. Нашел в списках фамилию, узнал палату и поднялся на третий этаж в терапию. Заходит в палату и спрашивает:

    - Где у вас Головин? – Один из больных указывает на человека, сидящего за столом:
    - Вот Головин.
    - Нет, мне другой Головин нужен.

    Разобрались. Борис нашел мое отделение и десятую палату, сообщил мне о своей ошибке и мы отправились к Андрею вместе, для очного знакомства. Познакомились.
В первую очередь спросил Андрея Петровича о родовой тамге. Он взял ручку и собственноручно написал в моей тетради: «Я, Андрей Петрович Головин 1929 г. р. IХ –
даю свою старинную заметку и земельные приметы»,  рисует, а я нетерпением слежу за его рукой выводящей знак рода. Затем он по памяти пишет свою родословную Головины:  Андрей, Тимофей, Кирилл, Петр, Андрей, Петр, Николай, Никита.

    История рода или легенда такова:

    После победной войны с турками Екатерина Вторая разрешила отличившимся воинам ехать туда – куда они пожелают и наградила землей на выбранном месте. Голова войска выбрал эти места, От Андрея Головы и взял начало данный род Головиных.

    Нарисованная рукой Андрея Петровича тамга  рода полностью совпала с тамгой «ыргак» (крюк для подъема воды) рода Набиуллиных из д. Байрак, Заинского района.
Разница лишь в их положении: Крюк Головиных располагается углами вниз, а Набиуллиных углами вверх. См. книгу «По следам Велеса», но в ней в типографии допустили досадную опечатку, тамга «ыргак» названа -  «ырчаю». Исследуя древние слова, я пришел к выводу, что «га» имеет значение – черный, следовательно, «ыргак» - крюк для подъема из черноты колодца или подземелья. «ЫР» – созвучно с современной командой крановщику «Вира!» - подъем, после зацепки груза на «ГАК» подъемного блока мостового или башенного крана.

    Получается интересная параллель: Кто-то из предков Головы – основателя данного рода Головиных добывал воду из-под земли для своего войска, как библейский Моисей для евреев.

    Головины и Набиуллины, возможно, имеют родственные корни, об этом мы спросим при встрече самого Андрея Петровича Головина.


Рецензии
О чем же эта переводная с рун книга? Может, еще одна Влесова по значению?

Владимир Репин   08.04.2010 15:52     Заявить о нарушении
Оригинал где-то рядом, возможно в этом селе. Фадеев обещал разузнать. Будем надеяться на лучшее.
С уважением

Федор Головин   08.04.2010 19:18   Заявить о нарушении
Хотя бы переснять на цифровик - такое копирование очень легко выполнить безо всяких ксероксов.

Владимир Репин   08.04.2010 19:29   Заявить о нарушении
Все понятно, Володя. Сам не хочу терять связи с этим человеком. Есть телефон, буду тормошить. Это второе упоминание о рунической книге. Одна была разделена на три части и находилась в Башкирии. Поднимусь с постели и недельки через две поеду в гости к Фадееву. Он человек серьезный.

Федор Головин   08.04.2010 19:40   Заявить о нарушении