Детские страхи 5 Возникновение первого страха

Второй период

К нам обратилась мама трехлетней девочки. Машенька боялась высоты. На руках у папы она верещала так, что слышали все соседи – слишком высоко. На мост через речушку ее было не заманить, а если иного пути не было, она шла «на полусогнутых», вцепившись в мать мертвой хваткой. Но самый апофеоз страха, после чего мама и решила обратиться к психологу, наблюдали все, кто в этот ранний час шел на работу.

Дело было на совершенно безопасной старой дороге, на которой асфальт в некоторых местах стал не ровный: пошли трещины, образовались впадины и возвышения – «кочки». Одним словом, обычная давно не ремонтированная дорога. В пылу беседы Маша сделала шаг и очутилась на одной такой «кочке». Девочка переменилась в лице, замерла в сильнейшем напряжении и заголосила на всю улицу, умоляя маму снять ее с горки. Но при всех попытках снять ее, она вцеплялась в мамины руки с непривычной силой. Наконец маме удалось при помощи хитрого маневра схватить ее в охапку и стащить со злополучной «кочки».
   
Из беседы с мамой выяснилось следующее: когда Маша начала сидеть, ее стали садить на широкий диван, обкладывали подушками и игрушками, а мама в это время могла хозяйничать на кухне. Маша росла, делала попытки ползать, оказывалась на краю дивана и падала. Бывали и неудачные падения. Пришлось маме оставаться около дочери. Дела на кухне стояли. Вот хитроумная мама и придумала приучить ребенка бояться края дивана. Она стала закреплять боль от падения словами: «Осторожно, больно», сказанные тревожным голосом. Постепенно до Маши стало доходить, что край дивана – это опасно и больно, этого надо бояться. Она к краю больше не приближалась и ползала по своему дивану в целостности и невредимости. Это не совсем типичное для малыша поведение можно объяснить впечатлительностью ребенка. В сердце Маши страх высоты дал глубокие корни. Росла девочка – рос и страх.
 
Итак, следующий период возникновения страха – период чувственного познания мира (познание окружающего мира при помощи чувств и ощущений). В этот период не важно из чего состоит та или иная вещь, почему происходит это и почему то, здесь большое значение имеет, что с этим предметом (человеком) я чувствую себя хорошо, а с этим – плохо.
   
Постоянное ощущение дискомфорта, опасности, тревоги может закрепиться и принять форму страха. Особенно беззащитен ребенок перед навязанной родителями тревогой. Так как в этот период развития ребенок очень тонко чувствует эмоциональное состояние близких к нему людей, особенно тех, кто непосредственно осуществляет уход и заботу о нем, кто находится в близком постоянном контакте с ним.
   
Обычно, в домах, где есть маленькие дети, все опасное убирают подальше, оставляя только то, что можно трогать, тем самым ограничивая для малыша круг негативных чувств и эмоций. Но бывает, что вещь нельзя убрать, тогда ребенка приучают бояться , чаще причиняя неопасную физическую боль или придумывая какую-нибудь беду, вроде: «дядька заберет», «собака укусит» и т.д. Так возникает страх. Он может пройти уже в следующий период развития, но может закрепиться и перерасти в страх на всю жизнь. Особенно часто тревожность закрепляется у единственных и первых детей (на них родители любят экспериментировать); у детей родителей, не уверенных в себе, имеющих свой сильный объект страха (они могут невольно передать свою неуверенность или тревожность детям); у детей, оставленных родителями на попечение государства (нехватка времени у госслужащих, постоянная смена воспитателей, провоцирует большее количество тревожных ситуаций, так же зачастую госняни прибегают к страху, как основному воспитательному методу).


Рецензии