Непрочтенный роман

Ольга — актриса одного из столичных те¬атров и  исполнительница  нескольких ма¬леньких ролей в кино. Обаятельная совре¬менная женщина, «ноги от плеч», глаза небесной голубизны, интеллектом Бог не оби¬дел. Вниманием мужчин ни в коей мере не обойдена.
Как-то мы обедали с ней в маленьком ка¬фе рядом с ее театром. Вдруг Ольга толк¬нула меня ногой под столом:
— Посмотри налево, быстро. Видишь, за тем столиком в углу мужика в кожаной куртке? Он на меня смотрит?
— Смотрит,— подтвердила я, не понимая глубинной сущности вопроса.
— Это.,.
Ольга называла имя и фамилию актера, но я в силу малой своей осведомленности о мире театра к кинематографа, по-видимому, среагировала вяло. Ольга добавила названия фильмов и имена персонажей, сыгранных Александром.
— Ты знаешь, мы с ним знакомы лет пят¬надцать. Часто встречаемся: вот так, как сегодня, или в Доме кино, или еще где-ни¬будь. И он каждый раз так на меня реагирует… Мне кажется, у нас мог бы быть роскошный роман.
— Когда кажется,  креститься нужно,— «отпасовала» я дежурную фразу, хотя и была заинтригована.
История действительно оказалась неорди¬нарной, причем скорее комедийной, нежели драматичной. Когда Ольга была студенткой театрального училища, у нее возник знойный роман с одним из немолодых актеров, время от времени появлявшихся в училище. К не¬счастью, Олег был женат, поэтому все про¬исходило (как им представлялось) в глубо¬кой тайне. Хотя, естественно, для окружа¬ющих все было ясно, как день, и дирекция театра вздыхала с облегчением, когда труп¬па Олега уезжала на очередные гастроли.
Олег «вызывал» Ольгу к себе. И она мча¬лась, как   сама сказала, «первым вечерним дилижансом». Прибыв однажды ран¬ним утром в город Н. к любимому, обнару¬жила, что он делит гостинный номер с еще двумя коллегами по труппе. Один, правда, в номере не ночевал, зато другой принимал душ и был «приятно изумлен», выйдя в одних плавках из ванны и обнаружив Ольгу в кресле около журнального столика. Нетруд¬но догадаться, что вторым соседом Олега по номеру был Александр.
Конечно, все утряслось, к вечеру Ольга въехала в одноместный номер этажом выше и гастрольные дни провела прекрасно. Алек¬сандр же составлял компанию влюбленным. Гастроли кончились. Труппа вернулась в Москву. И, заходя к Олегу за кулисы после спектакля, Ольга обнаружила, что Александр с ней не здоровается.
— Конечно, я. страшно обиделась. Я и сей¬час максималистка, а уж тогда вообще при¬знавала только две краски: черную и белую. Обиделась смертельно, хотя вида старалась не подавать. Кстати, и роман наш с Олегом постепенно начал выдыхаться — для меня во всяком случае.
Прошло несколько лет. Ольга уже была актрисой, но еще на третьих ролях. И тут в ее жизни возник очередной солидный пок¬лонник.
Ухаживал Сергей по всем правилам: дарил цветы, водил в ресторан, говорил нужные слова в нужное время и навязчиво звал «где-нибудь уютно провести вечерок вдвоем». Однако роман тек вяло, а особого желания подстегивать события у Ольги не было. Бродит где-то рядом интересный мужик — и ладно.
— И вдруг Сергей мне говорит: «Оленька, я хочу тебя познакомить со своим другом. Я ему о тебе рассказывал. Завтра вместе поужинаем. Ты не против?» С какой стати я должна была возражать? На следующий ве¬чер прифрантилась, подмазалась. Сергей за мной заехал — покатили в кабак. А там по одной стороне зала что-то вроде кабинок отдельных отгорожено. Сергеи повел меня в самую дальнюю. Там уже сидел мужик, спиной к нам. «Саша, вот и мы».
Искушенные читатели уже догадались, что Саша был все тот же Александр. Первый столбняк прошел, и Ольгу одолел неудержимый хохот — к великому изумлению Сергея, который ровно ничего не понял. Александр с Ольгой (актеры ведь, господи! то ли еще играть приходилось!) провели спектакль под названием «Первая встреча».
— Не знаю, почему так получилось, но наш роман с Сергеем так и не состоялся. Причем ни разрыва не было, ни скандала, ни объяснений. Просто как-то само по себе увяло и отшелушилось.
У меня было на этот счет свое собствен¬ное мнение, но его ведь никто не спрашивал. К тому же мне хотелось дослушать ис¬торию до конца, а Ольга — человек настрое¬ния. Возразишь ей не вовремя, неизвестно, когда в следующий раз увидишь.
-А потом?
-А потом мы иногда сталкивались, как и прежде, в кафе, в Киноцентре, на приемах. И он по-прежнему со мной не здоровался. Представляешь себе?! Смотрит своими гла¬зищами (а они у него красивые, ты замети¬ла? как у Овода) и молчит. Я смотрю — взгляд отводит, закуривает. Чувствую, что мы с ним могли бы ого-го! Вижу, что он то же самое чувствует. А иногда месяцами его не вижу и не вспоминаю. Как будто нет такого человека. И вдруг мелькнет где-ни¬будь — и опять у меня сердечко «бряк-бряк». Смешно, правда?
Нет, мне было не смешно, а как-то... умилительно. Повеяло давно минувшими вренами, когда в ходу были многозначительные взгляды, язык цветов и мушек, полураскрытый веер и случайный вальс в маскараде. Романтикой на меня повеяло. К тому же я прекрасно знала: ожидание свидания иной раз бывает слаще самого свидания. То же самое можно сказать и о романе: состояв¬шийся роман — это прочтенная книга. Ро¬ман, который мог бы состояться,— это все¬гда розовые грезы, поле в васильках и зве¬нящая крыльями птица счастья.
— Прошло много лет, я уже была заму¬жем. В один прекрасный вечер мы с моей приятельницей — вот как с тобой сейчас — решили посидеть в кафешке. Ну, мы выпили по бокалу сухонького, нам много не надо, и решили, что глупо просто так взять и разой¬тись по домам. Почему-то нам показалось очень интересным поехать в спорткомплекс (мой муж Андрей играет три раза в неделю в теннис) и «поболеть» там за него. А долж¬на сказать, что Андрей — не актер, но в ак¬терские круги вхож.
Две подружки приехали на корт и сели на скамейке в первом ряду. Андрей играл к ним лицом, но не сразу заметил. А партнер Андрея — тем более. Но вот он пропустив мяч и повернулся, чтобы его подобрать. Его глаза встретились с глазами Ольги... Александр оказался первоклассным акте¬ром и ни единым движением не выдал своих истинных эмоций. Взял мяч, повернулся к партнеру, провел подачу. Игра продолжалась еще минут пятнадцать. Александр выиг¬рал «игру со зрителями», чем Ольгу даже несколько обидел, но безнадежно проиграл матч. К великому удовольствию Андрея.
— Андрей, конечно, ничего не понял, а я ему рассказывать, сама понимаешь, не стала. Не то чтобы он у меня был очень ревнив, но как-то не захотелось. Да и что рассказы¬вать-то?! Саша опять сделал вид, будто меня не заметил. Меня это, конечно, задело, но дня через два я все забыла. Начались съемки, я уезжала, приезжала, репетирова¬ла в театре... В общем, жизнь взяла свое. И несколько месяцев я о Саше даже и не вспоминала. И вдруг у мужа сломалась машина. Он договорился с механиком, а перед самым выходом из дома выяснилось, что нужно хватать такси и мчаться в студию, потому что там «запороли» рекламный ро¬лик за два часа до «эфира». И к мастеру пришлось ехать мне,
Мастер принял Ольгу в высшей степени приветливо, машину починил прямо в ее при¬сутствии и даже достал откуда-то ее фото, карточку «для автографа», чем приятно по¬тешил самолюбие актрисы. И шла непринуж¬денная беседа за чашечкой кофе, когда во дворе засигналила машина. Со словами: «Точный клиент» — мастер вышел и вернулся в помещение... с женой Александра! И  последующие пятнадцать минут Ольга провела в «приятной» беседе о том, кому из актеров уже чинил машину мастер, кому бу¬дет чинить и как он «по-божески» берет со знаменитой клиентуры.
— А я сижу, как на иголках, и думаю: ну что за черт! приехала же я вместо мужа, что бы Саше не приехать самому эти черто¬вы тормозные колодки менять! Ну на кой ляд мне его жена? Даже механик у нас об¬щий — а толку что? Допила кофе, сделала вид, что страшно опаздываю, распрощалась мило, по-светски, как со старым приятелем. Супруга его тоже — как в палате лордов. Ну она-то ни сном, ни духом! И смех, и грех! И вот сегодня — опять. Смотри, он ухо¬дит. Сейчас пройдет мимо... Видела? Нет, ты скажи — он на меня смотрит или мне кажется? Вот помяни мое слово, он чувст¬вует то же самое, что и я, жаль, что прове¬рить нельзя. Хотя есть у меня подсознатель¬ная прямо уверенность: у нас с ним все еще будет. Может быть, лет через десять пятнадцать, но будет. Если... он уже совсем старым перечником не будет...
— А я бы на твоем месте боялась друго¬го,— отважилась я вставить реплику с информационной нагрузкой.— Ты лучше подумай: будет ли он тебе нужен через десять лет? С возрастом люди меняются.
Молодая, прелестная женщина изумленно улыбнулась мне:               
— Мне кажется, я никогда не изменюсь. И потом, знаешь, я так верю в чудеса...
Давать советы — занятие неблагодарное, даже если этих советов просят. Непроше¬ные же советы... Я промолчала, хотя мне очень хотелось посоветовать Ольге не пор¬тить, с моей точки зрения, самого прекрас¬ного романа в ее жизни. Что она уже так намечтала себе Александра, такими достоинствами наделила его в своем воображении,  что действительность ее непременно разочарует.


Рецензии