Всё было замечательно, но только... туалеты

Всё было замечательно, но только ....туалеты
 
   Хочу поделиться опытом проведения из Германии экскурсии-отпуска на Байкале. Все начинается не с аэропорта, как пишут многие, а с первых контактов с любимым и, в прямом смысле, дорогим Аэрофлотом. Ровно за 2 недели до полета, нам Аэрофлот объявил, что наш рейс Москва-Иркутск отменяется и предложил рейс на следующий день, поставив нас в патовое положение - провести одну лишнюю ночь в Москве и, конечно, за свой счет. (Что делать - русская авиакампания, но по крайней мере, меньше бьётся, чем другие).

   Надо отметить, что через интернет найти гостиницу в Москве за 30 евро в сутки и организовать автобусный переезд 25 чел. из Шереметьево в гостиницу было делом нескольких часов. Организация турбизнеса в Москве не хуже, чем где-либо в Европе, если ты только можешь общаться с турагентами по-русски и имеешь кредитную карту. Из Шереметьево 1 мы вылетели на 6 часов позже на самолете, где кресла рассчитаны на людей, не больше, чем пионеры – на Ту-154. Единственная заслуга этого самолета, это то, что он умеет быстро взлетать. Сидеть пять с половиной часов сжимая плечи и упираясь ногами в переднее сидение – спокойно может перенести, наверное, только настоящий сибиряк, привыкший зябнуть и ёжиться на лютом морозе.

   Аэропорт в Иркутске – нельзя назвать аэропортом, в полном смысле этого слова. С таким же успехом, можно назвать амбар в поле - залом выдачи багажа, брошенную засохшую пашню – парковкой автомобилей, и т.д. Когда из Германии попадаешь в Москву, невольно отмечаешь, что что-то не так. Улицы немного грязнее, пахнет чуть больше бензином, окна не вымытые и т.д. Когда попадаешь в Иркутск, не понимаешь ничего! Почему при таком малом количестве автомобилей, воняет бензином как от старой канистры и пыль стоит столбом больше, чем в Москве. Кроме трех крохотных мест в городе на берегу красавицы Ангары, где более или менее прибрано и отреставрировано (памятник Александру III, памятник Вампилову, театр, Богоявленская церковь и т.д.), везде царит состояние Берлина-45 или Грозного-94. Ни одного тротуара без воронок, ни одной улицы с фукционирующими фонарями, ни одного дома с целой штукатуркой. При самой низкой плате за электричество в России, иркутяне экономят на освещении своих улиц также больше всех. Поесть в Иркутске можно неплохо, и на улице Карла Маркса (за 5-8 евро), и на окраинах (3-5 евро). Китайские рестораны – простая обдираловка и туристическая ловушка для людей ничего в этом не понимающих: вместо мяса – жаренный лук, порции - размером со столовую ложку. Ну и ладно! В конце – концов, не за этим сюда ехали.
 
   Ближайшая дорога на Байкал – в Лиcтвянку, по весьма приличной и ухоженной трассе, можно доехать за 45-50 мин. Здесь вдоль берега уже построены дома во "вкусе" диснейлэнда для новых русских. Можно очень прилично поесть за 8-10 евро в кафе или рестолране на берегу, забраться на пик Черского и прокатиться на катере. Всё очень культурно и спокойно, всё – кроме  ..... туалетов. Об этом позже я дам свой комментарий. От Листвянки на катере можно проехать на берег Байкала, по другую сторону от Ангары, и пройтись по старому Транссибу, который теперь используется только в туристических целях.

   Настоящий Байкал – это не Листвянка, нужно ехать 250 км на Малое море, рядом с Ольхоном. По дороге можно увидеть черные брошенные деревни, как во времена татаро-монгольского ига, люди сами ушли отсюда - работать в город! Рейсовый автобус китайского производства не вмещает вообще никакой багаж, он рассчитан на людей, у которых весь скарб умещается в целофановый пакет из супермаркета. Южнокорейские автобусы – значительно лучше, но всё багажное отделение в них забито, как правило, запчастями, которые так любят с собой брать местные водители. Кондиционер, даже если он и исправен, включать не надо, он засасывает всю пыль с дороги. Будьте готовы, что все водители в России любят громкую музыку, доказывая пассажирам свои преференции в пестром музыкальном спектре от «Глюка до Корнелюка».

   Придорожный сервис меня даже поразил своей развитостью. В самом скромном придорожном кафе на трассе к Байкалу я насчитал 25 сортов русского и немецкого пива, в том числе Гиннес русского производства в разлив! Прекрасное мороженное местного производства, вкусная еда, как то - пОзы, солянка, пельмени, богулёк (мясо по-бурятски) и т.д., за смешные для нас из Германии цены, 3-5 евро за обед. Опять всё очень разумно и не грязно, всё ... кроме туалетов. В богом забытом бурятском поселке я натолкнулся около общественного туалета на двух англичанок, из него выходивших. «It’s awful, my dear!“- делились они друг с другом. Их эмоции я тоже оценил после своего посещения этого заведения. Но об этом скажу позже.

   Турбаз на берегу Малого моря - как грибов после дождя! Адреса их есть в интернете, и стандартный набор удобств, которые они предлагают, варьируется от номера с душем и туалетом (абсолюно нормальным) на этаже по цене 12-13 евро в ночь, до комнаты в бревенчатом доме с удобствами на улице (7-8 евро). За отдельную плату предлагается финская и русская бани, автобусные экскурсии, прогулки на лошадях, рыболовные снасти и лодки. Опять же по разумным ценам. По крайне завышенным ценам предлагается прокат велосипедов, биллиярд и спортивный инвентарь (лучше всё это брать с собой).

   Особенно советую проехать на катере вокруг Ольхона. Стоит 60-70 евро в час на 25 человек. Если арендовать на 10 часов и больше, могут сделать скидку. Катер на, котором мы плавали меня потряс своей оснасткой. Каюты были отделаны шикарным деревом, туалет и душ – дорогим кафелем, с западной сантехникой. Если его арендовать на 2-3 дня, то капитан и команда будут вам готовить еду и свозят на полуостров Святой Нос или Ушканьи острова.
 
   Еда на турбазах стоит недорого, можно вполне уложиться в 10 евро в день. Подвох подстерегает в размерах порций, как правило они рассчитаных на людей, имеющих постоянно плохой аппетит из-за неумеренного употребления алкоголя или на детей до 12 лет. Всегда следует обговаривать с обслуживающим персоналом размер порции, брать двойную или даже тройную. Очень интересная бурятская кухня, блюда из рыбы (копченый омуль, загудай) и т. д. Надо быть осторожным с супом, повара бухают в него много животного жира, так что у западных туристов начинается на 2-3-й день сильнейшее расстройство желудка, которое длится до конца их пребывания в России. Практически нет, или есть, но за дорогую цену, свежих овощей и фруктов. Кофе, как впрочем и макаронные изделия, в России варить не умеют, а на турбазах и не знают как это делать (надо брать с собой кофеварку и кофе), чай предлагается только черный, и как правило один сорт, хорошей колбасы и не очень хорошего сыра в ассортименте тоже один вид. Все хорошие вещи везде очень быстро кончаются, как будто их завезли в магазин или в ресторан только чтобы положить на витрину.

   Отдыхают на Байкале, в нормальном понимании слова «отдыхать», в основном средних лет женщины и дети. Сопровождающие их мужские особи и молодые люди – пьют водку с момента, когда могут снова встать на ноги. Люди из глухой сибирской провинции очень тепло относятся к немцам, просят с ними сфотографироваться, зовут на «чашку чая» или в баню, но при этом мужское население постоянно находится в различной степени алькогольного опьянения. Территория турбаз более или менее очищается от мусора, зато за пределами их территорий везде, куда только могут проехать японские и южнокорейские джипы, завалено мусором и испражнениями от "диких" туристов. И это – только начало туристического освоения берега, принадлежащего Национальному Парку! Почему нельзя поднять уровень санитарии, тулетов и сбора мусора, и хотя бы взымать мало-мальскую плату с автотуристов на берегу уникального озера – я понять не мог. В африканских и азиатских странах тоже существует проблема туалетов, и их конструкции - не на высоте. Однако, везде борются с запахом, используют хоть как-то воду, и дезинфецируют выгребные ямы. При всём скачке туристического бизнеса в плане питания, ночлега и развлечений, уборка мусора, души и туалеты продолжают считаться «европейским» (читай ненужным) удобством для России и россиян.

   Общение с местным населением весьма затруднительно, молодые люди и дети могут объясниться на русско-английском. Особенно девушки (читай девочки 13-16 лет) на дискотеках охотно общаются с высокими белобрысами арийцами, невзирая на их возраст. В смысле завязывания контактов с иностранцами у них комплексов нет. Мальчишки, заслышав немецкую речь, ещё издалека, стараются отрапортавать современную политическую обстановку в послевоенной Европе восклицанием: «Hitler kaputt!». В одной деревне, симпатичный, но перманентно пьяный бурят проявил отчаянное знание немецкой лексики – вежливо поздоровался и пересчитал немецких туристов до 10. Перейдя на русский, он высказал обиду Юргену Клинсману, за то, что тот живет в Америке, а не у себя на родине. От этой осведомленности, а также от поразительной способности функционирования мобильных телефонов "in Arschloch der Welt", у немцев не было конца восторгам.

   Возвращаясь в Иркутск меня просто сразил пригородный супермаркет «Цезарь». По размеру и ассортименту товаров тот не уступал «Metro» или «Fegro» во Франкфурте, а по ценам был в 2-3 раза ниже. Например 1 кг красной икры – 25 евро! Чистый и вежливый персонал, тележки!
 
   Дорога обратно в Германию – всегда быстрая и через Москву, её и не замечаешь. Когда приземляешься во Франкфурте и получаешь целым и невредимым свой багаж, поневоле предательски начинаешь больше гордиться этой страной, в которой живет и работает эта трудолюбивая нация.
2006 г.


Рецензии