Продавец вербы

Весь город пришел в движение
и говорил: кто Сей?
Народ же говорил: Сей есть Иисус,
Пророк из Назарета Галилейского.
(Евангелие от Матфея, 21, 10-11)

 Он появился на базаре накануне вербного воскресения. Как в прошлом и позапрошлом году. Собственно “базаром”- то даже назвать ряд картонных ящиков, взгроможденных один на другой вдоль  краешка тротуара можно только весьма условно. И все-таки. Есть и товар. И продавец. И покупатель. Товар, правда, весьма специфический. Сезонный. Продавец вида настолько экзотического, что хоть вставляй его в картину Сурикова “Боярыня Морозова”. Это там – юродивый с тяжелючим крестом на шее, в драной хламиде, босыми пятками на снегу. И толпа напирает. Тут тоже --и толпа, и бегущий в нагон подъезжающему к остановке троллейбусу  подросток  с кое-как держащейся на затылке шапкой.  Продавцы, а это томящиеся похмельем алкоголики и погибающие от безденежья пенсионеры, спиной к  проезжей части, - живой отгородкой между спешащим по оттаявшему тротуару людом и потоком автомобилей. С краешку он прилепил свой шаткий прилавок. На нем –пучки опушившихся серебристо -серенькими комочками верб, аккуратно увязанных обрывками пестреньких тряпочек.

 - Ты говоришь—где денег взять? – обращаясь к бабушке с баночкой варения из лесной клубники, подает голос мужик с лицом суриковского юродивого.—Это зимой я перебивался с хлеба на воду…  Клюкву-то с брусникой – дурень - по осени оптом продал! Нет, чтоб всю зиму помаленьку  цедить, как другие делали…Посидел я без денег. А теперь у меня –бизнес.
-  Я вон вчерась сходил на берег наломал вербочек – и теперь с денежками...
- Ты хоть знаешь к чему они эти вербочки? – вторит бабуля. –А! То-то што не знаешь!
--Это когда Христос перед тем, как его распнули, въезжал  в Иерусалим был встречен народом. И ему под ноги бросали пальмовые ветви. А у нас вот верба вместо пальмы… Злых духов отпугиват…И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей...От Матфея 21, 12…
-Ты бабуль, -- откликается “юродивый”, - когда покупатель подойдет, вот этот рекламный ролик бы ему и прокручивала. Я бы вместо пятерочки-десяточки, глядишь – пятнашку бы срубил…А столы опрокидывать –это у нас менты горазды…Не откатишь ежели…
-Да ну тебя! Грешишь языком-то!
-Дело, конечно, грешное. Но жить надо! Вот скоро папоротник пойдет. И опять в лес! Наломаем—продадим!
-Клещи ж!
-А я клещей не боюсь! Иммунитет у меня! Как у охотничьей собаки. Сколько раз уж кусали –и хоть бы што! 
-А крестик-то есть? Может, тебя господь хранит!
-Есть и крестик! –и нырнув ладонью –лопатой за пазуху, мужичок на всеобщее обозрение демонстрирует маленький алюминиевый крестик на суровой нитке, подтверждающий тот факт, что торговец вербы не язычник какой-нибудь, а православный.
-Потом сморчок попрет! – продолжает он. -  Пару ведер продашь – и уже жить можно. А сморчок – он тут вот, сразу за городом. Хоть литовкой коси…За колбой-черемшой, правда, подале ехать надоть. А лук-слезун – на Буготакских сопках…Я сам из Тогучинского району…
- А я из барабинского. По горячей сетке на оловяшке мантулила…
- Вот- горб себе небось нажила, а богатства не обрела. На чо мы деньги-то  тратим? На жратву опять же. А чо та жратва? Один вред от нее! Я уйду в лес – кусок хлеба с собой. Воды из родника в бутылку наберу. Медунок наемся, мать-мачехи, одуванчиков – и как заново на свет народился. Подорожник – он на вкус знашь какой? А побеги лапуха? То-то что не знашь! Не спорю –лопух горек. Но водку тоже пьешь – морщишся. А ведь пьешь, родимую! Так што деньги нужны только на хлеб и на водку. А остальное всё в лесу…Особенно када боровик попрет, груздь повалит, опенок…

  - Почем верба? –интересуется благообразного вида женщина.
-А почти што даром! – оживляется мужичок-лесовичок и тут же выдает весь бабушкин “рекламный ролик”. И про Христа. И про Иерусалим. И про пальмовые ветви. И про злых духов,  не переносящих  вербной благодати.  Женщина достает из кошелька деньги. Происходит древний как мир ритуал купли-продажи.

 И тут же нас подхватывает напирающая толпа и вдавливает в подруливший к остановке автобус.  В автобусе вербные кустики оказываются у самого моего лица. Слева золотится образок Богородицы, прилаженный хозяином колымаги над лобовым стеклом. Стало быть, я со всех сторон огражден от нашествия злых духов и мрачных мыслей…


Рецензии
Я против в черте города отламывания веток, пусть стоят. Но на праздник положено, берут. Когда грибы идут, тоже берут. В ходу на рынке всё: коровники, грузди, старые огромные подберёзовики переростки. Подорожник меня спас от травмы, наступила на бутылку пива в воде, не помогало ничего, все мази из аптеки перепробовала, больно было ежесекундно, а подорожник помог, допрыгала до ближайшего газона, пожевала и со слюной приложила, за несколько дней стало проходить.

Наталья Прохорова   04.03.2024 11:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.