Смерть

               
                Я  ДАЖЕ БОЯЛАСЬ ДУМАТЬ  О  НЕЙ,  ЧТОБЫ  НЕ  НАВЛЕЧЬ  БЕДУ,               
                НО  ОНА  ПРИШЛА,  НЕЖДАННО-НЕГАДАННО  И  ЗАБРАЛА  С  СОБОЙ
                САМОГО  ДОРОГОГО  ДЛЯ  МЕНЯ  ЧЕЛОВЕКА...

                И  Я  БЕССИЛЬНА  БЫЛА  ПОМЕШАТЬ  ЭТОМУ...



                ПЛАЧ  ОДИНОКОЙ  КУКУШКИ

                ( Записки  из  дневника  )



                "   Я  несколько  раз  звонила  участковому врачу,  но  он  не  приходил,  лишь  давал  совет,  -  дайте  ей  пару  таблеток  анальгина.
                Но  анальгин  не  помогал.  А  мама  с  каждым  днём  всё  тяжелее  дышала  и  я  никак  не  могла  уложить  её  поудобней  на  подушки,  чтобы  ей  легче  дышалось...
                Она  иногда  просто  хрипела  и  задыхалась,  стонала  и  беззвучно  плакала  или  всхлипывала,  как ребёнок... Она  была  совсем  беспомощной  и  слабой...  Я  никогда  не  видела  её  такой...
                В  последнее  время  она  вдруг  перестала  узнавать  меня  и  только  шептала  и  звала, но  не  меня,  а  свою  маму..."мама,  мама..."
                Что  ей  виделось  в  болезненном  полусне-полубреду ?

                Но  иногда  она  приходила  в  себя  и,  поглаживая  мою  руку,  жалобно  причитала; " бедная  моя  девочка,  как  же  ты  будешь  жить  одна... без  меня...У  тебя  же  никого  нет... ты  совсем  одна... Ах.  как  больно,  больно... на  кого  я  тебя  оставлю,  бедная  моя  девочка,  ...доченька  моя...прост  меня...  прости,  что  покидаю  тебя... "
                -  Мама,  мама,  милая  моя  мамочка,  Это  я  должна  просить  у  тебя прощения.  Я  во  всём  виновата,...только  я  виновата...Прости  меня ,  мама !
               

                Эти  дни  были  ужасными  и  казались  каким-то  нескончаемым  кошмаром,  -  длинным,  тягостным,  мучительным  кошмаром...  Всё  казалось,  что  это  дурной  нехороший  сон  и  хотелось  проснуться  и  сбросить  всю  эту  тягостную  муть...  Но  не  было  сил   и  кошмар  всё длился  и  длился,  медленно  приближаясь  к  изматывающему,  опустошающему  душу  неминуемому  концу...  когда  уже  ничего  не  соображаешь,  не  понимаешь  и  плохо  воспринимаешь  окружающую  действительность.  И становишься  совсем  тупым,  глухим  и  одурело-послушным....

                Я  то  спала,  то  не  спала...  все  было  как  в  тумане. 
                И  в  этой  туманной  одури  самое  страшное  было  то,  что  мама  перестала  меня  узнавать.  Она  то  звала  свою  мать,  то  вспоминала  об  отце,спрашивала  о  своей сестре  и  брате,  которых уже  давно  не  было  в живых...
                Меня  то  узнавала,  то  нет.  Брала  мою   ладонь  в  свою  ладонь  и  осторожно  гладили  своими  слабыми  пальцами  и  через  силу,  сквозь  тяжёлое  дыхание говорила : 2Ты  хорошая,  ты  добрая,  ты  красивая..." -  и  слегка  сжимала  мою  ладонь,  стараясь  улыбнуться  бедными губами...
                Мне  ли  она  всё  это  говорила  ил  не  мне ?
                Видела  она  меня  или  кого-то другого,  из  её  прошлого?
                Почему  она  называла  меня  чужим  именем ?
                Принимала  меня  за  чужую  и  была  благодарна  за  заботу  о  ней ?  Или  её  слова  всё-таки  относились  ко  мне ?  Я  этого  не  знала,  не  поняла  и  была  в  растерянности...
               
                Мама  то  узнавала  меня,  то  не  узнавала...То  радовалась  мне,  то  с  удивлением  спрашивала, - кто  вы ?  а  где  моя  дочь ?  что  с  ней ?
                А  потом  опять  боли  охватывали  всё  её  тело  и  стонала  и  звала  свою  маму:  "  мама,  мне  больно,  помоги  мне...".
                Моя  милая,  родная  мама  превратилась  в  беззащитного  страдающего  ребёнка,  в  маленькую  девочку,  которая  зовёт  свою  маму. ища  в  ней  защиту   и помощи...  Не  у  меня,  её  дочери,  а  у  давно  умершей  своей  мамы...
                И  я наклоняюсь  над  ней  и  шепчу  ей  в  ответ  голосом  ей  матери : "Машенька,  девочка  моя  любимая,  я  здесь,  я  рядом,  потерпи... скоро  твоя  боль  утихнет  и  тебе  станет  легче...Потерпи  моя,  девочка,  потерпи.  мля  Машенька..."
                И  мама  успокаивается...
                О  знать  бы,  что  мама  слышит  и  чувствует  меня...Что  я  страдаю и  плачу  вместе  с  ней...
                Милая мама,  я  рядом,  я  здесь... Ты  слышишь  меня,  мама ?
                Открой  глаза,  взгляни  на  меня, посмотри  на  меня,  мама ...
                Пожалуйста,  очнись,  мама !

                Но  с  каждым  вечером  ей  становилось  всё  хуже  и  хуже...и я,  измучившись, с  отчаяньем,   снова  вызывала  скорую  помощь  Но  чем  они  могли  помочь ?   Они  делали  укол  димедрола  с  анальгином  и  мама  впадала  в  забытье.
                Но  это  длилось  недолго,  - эти  часы  покоя  и  тишины.
                Господи,  как  она  страдала !
                И  лишь  за  три  дня  до  кончины,  кто-то  из молодых  врачей  по  скорой  помощи  сказал,  что  у  неё  воспаление  лёгких  и  её  надо  бы  в  больницу  и  серьёзно  лечить...Если  успеют.
                И  только  после  этого  участковый  врач  назначил  уколы  от  воспаления  лёгких.  Но  это  уже  не  помогло.  Слишком  поздно...
                Она  так  задыхалась,  она  так  тяжело  дышала  и  горела  от  жара.. Ей  уже  ничего не  помогало  и  температура  не спадала.  Она  горела  и  стонала....  мне  больно !

                О Господи,  почему  я  сразу  не  догадалась,  что  она  простужена ?Как  же  я  не  догадалась ?  Какая  я  дремучая  неуч... Я  думала,  что  это  грипп...  И  всё  обойдётся...  Глупая  дура... Это я  во  всём  виновата...
                Мне  не  надо  было  с самого  начала  везти  её  в  больницу,  где  её  застудили  и  выписали   домой  с  воспалением  лёгких...
                Господи,  как  же  я  виновата  перед  моей  бедной,  страдающей  мамой!  О  бедная  моя  мученица,  мой  светлый  ангел.  ПРОСТИ  МЕНЯ  МАМА. Прости  пожалуйста.  Как  я  виновата  перед  тобой.  Боже,  прости  меня !

                Когда  я  привезла  маму  из  больницы,  она  мало  и  плохо  ела,  -  ей  трудно  было  глотать.   Я говорила  ей :"Не  спеши,  глотай  медленно  и  осторожно,  потихонечку..."  .  Но  ей  трудно  было  глотать. И  она,  откашлявшись,  тихо  отвечала:" Я  простужена...я больна  и  мне  тяжело  дышать...И  больно.. больно..."  Она раньше  никогда  не  жаловалась  на  боль...

                Я  думала,  что  у  неё  просто  грипп,  но  я  даже  и  предположить  не  могла,  что  она  серьёзно  больна... И  тем  более  не  могла  даже  подумать,  что  её простудили  в  больнице,  где  сред  зимы  открывали  нараспашку  окна,  чтобы  проветрить  помещение... И  это  там,  где  были  одни лежачие  больные...Варварство !... Идиотство... И  это  медики ?

                Внешне  мама  выглядела  неплохо  и  у  неё  даже  насморка  не  было.  Но  дышала  тяжело,  задыхаясь  от  нехватки  воздуха  и  боли... Бедная  моя  мама.. И  никто  нам  не  помог... Даже  врачи  оказались  равнодушны  и  безразличны  к  страданиям  больной... Зачем  они  тогда  давали  клятву  Гиппократа ?

                За  окном  то  светило  солнце.  то  опять  шёл  мелкий  снег.  Была  весна.  Март  месяц...  Но  всюду  ещё  лежал  большой  и  глубокий  снег.
                Зима  была  снежной  и  холодной  и не  собралась  уходить  прочь.  А  весна  не  в  силах  была  растопить  большие  снега  и  сугробы...
                Только  огромные  сосульки  свисали  с  крыш  и  медленно  таяли,  обливаясь  холодными  прозрачными  слезами...

                Но мама  этого  не  видела.  Она  редко  открывала  глаза  и  в  последний  раз  вечером  застонала,  подзывая  меня... Я  подошла  и  она  беззвучно  зашевелила  губами,  а  потом  еле  слышно  прошептала  "  я  умираю... я  умираю..умираю..."
                -  Нет-нет-нет !-  запротестовала  я,  -  не  надо,  не  говори  так,  не  надо  умирать... Я  прошу  тебя ,  не  умирай...
                Мама  закрыла  глаза  и  две  слезинки  появились  в  уголках  её  глаз.
                -   Мама,  не  надо,  не  говори  так.  Ты  выздоровеешь  и  мы  с  тобой  ещё  пойдём  гулять...Мы  пойдём  в  парк,  в  лес  и  нарвём  твоих  любимых  фиалок...А  потом  зацветёт  сирень...Мама,  ты  слышишь  меня.... Не  умирай...
-  я целовала  ей  руки  и  щёки, - Что  я  буду  делать  без  тебя ?  я  не  смогу  жить  без  тебя,  мама...Пожалуйста,  не  умирай,  Мама,  я  тебя  очень  люблю  и  у  меня  никого  нет  кроме  тебя...  мама .. Мама, милая  моя,  дорогая, солнышко  моё, не  оставляй  меня,  не  покидай  меня,  мама !

                Я  целовала  ей  руки, я  целовала  её  глаза  и  побледневшее 
её  личико  и  говорили,  плакала,  шептала  ей  ласковые  слова.
                Не  знаю,  слышала  ли  она  меня...
                Я  сидела  около  неё  и  смотрела  на  её  милое, нежное,  помолодевшее  лицо,  такое  светлое  и  красивое,  почти  божественное,  как  у  мадонны.    Как  она  была  красива  и  беспомощная  !
                Она  от  боли уже  не  могла  говорить  и  лишь  изредка  чуть  приподнимала  отяжелевшие  веки  и  устало  смотрела  на  меня  глазами, полными  печали  и  боли...
                Пытаясь  что-то  сказать,  она  чуть-чуть  сдвигала  брови  к  переносице,  где  у   неё,  как у  обиженного  ребёнка,  появлялся  детски-удивлённый  пятачок... Боже,  как  в эти  мгновения  мама  была  похожа  на  маленькую  девочку.  которую  ни  за  что  больно  наказали,   а  она  не может  понять, -  почему  ?

                Как  тяжело  и  горестно  смотреть  на  её  страдания.
                Ну  за  что ?  За  что  такие  муки ? За  что  казнишь  нас,  Господи ? За  что  мучаешь  маму ?  В  чем  мы  виноваты ?  За  что  караешь  нас ?


                О  чём  думала  моя  бедная  мама  в эти  долгие  часы  полусна,  полубреда ?  -  во  тьме  и  в  тоске  нескончаемой  тягостной  боли ?
                Видела  ли  она,  чувствовала  ли,  что  каждый  новый  день становился  светлее  и  солнечнее ?  Лучи  солнца  даже  пытались  проникнуть  в  нашу  сумрачную  и  неуютную  комнату, где  в  самой  её  глубине  умирала  моя  мама.
                А  мама  так  любила  свет,  солнце  и  весну !
                Её  любимыми  цветами  были  фиалки  и  ландыши.
                А  ещё  она  очень  любила  сирень...
                Завтра  у  мамы  День  рождения...


               


Рецензии