Глава 3. 1945-1950г

       Прежде, чем уехать из Уральска, меня отправили в пионерский лагерь на р.Чаган, это приток р.Урал. Впервые я оказалась в незнакомом  месте без мамы, и была подавлена шумом, суетой, обилием новых впечатлений. Время, проведенное в лагере, запомнилось только одним трагическим происшествием - я чуть не утонула в р.Чаган. Речка эта не большая, не глубокая и мы плескались у берега без особых запретов. Там я научилась плавать. Стиль моего плавания назывался "под водой" и заключался в том, что надо было опустить голову под воду, как можно сильнее  загребать  руками и колотить ногами. Я была уверена, что плаваю  я  вполне профессионально. А еще там был ряд деревянных столбов, которые немного выступали над водой, вероятно, раньше  здесь  был причал, или мост. Ребята постарше лихо прыгали с них  в  воду, взобралась и я однажды на такой столб, но не  удержала  равновесия, боком плюхнулась в воду и поплыла стилем  «под водой»  невесть  куда. Когда я вынырнула и огляделась, то оказалось, что я плыла, не к берегу, а от него, и к тому - же меня ощутимо тянет течением.  Дна  подо мной  не оказалось. Я страшно испугалась, хотела позвать на помощь, но только наглоталась воды. Я поняла, что тону. И вдруг возникла мысль - ведь я же могу плавать! И я поплыла своим стилем. Главное надо было держать путь к берегу. Сколько я так  барахталась, не знаю, мне казалось -  вечность, берег медленно приближался и, наконец, под ногами я ощутила дно. Кое как я выползла на берег, меня долго и мучительно рвало речной водой. А когда я смогла оглядеться, то оказалось, что я совсем одна на берегу. Меня бросили!! Я упала на траву и начала горько рыдать. Меня бросили одну, такую маленькую девочку, меня никто не пытался спасти, теперь я здесь умру!!! Потом  я  или  уснула, или  потеряла  сознание,  но когда очнулась, то уже солнце почти зашло и стало холодно. Я собралась с силами, и побрела в лагерь.  В лагере было пустынно, голоса  доносились только из столовой, но я побрела в спальню. Там легла в постель, даже не помыв грязные ноги, укрылась с головой одеялом, поплакала над своей несчастной судьбой и заснула. Утром меня разбудили веселые голоса девочек, и я вспомнила, что сегодня  воскресенье - родительский день, а значит приедет мама с Юриком!

       Наконец, я дождалась маму и, заливаясь слезами, начала ей рассказывать о своих приключениях и просить, чтобы  она  забрала  меня домой. Мама тут же пошла  выяснять, как это могло случиться. Ей сказали, что ничего такого не могло произойти, а значит и не произошло. Я это все выдумала, что - бы меня забрали домой. Я совсем не помню, как я провела оставшееся  время в лагере, но как я тонула, помню отлично. Потом я тонула еще раз, но уже в море. Но об этом я расскажу позднее.
 
       Итак, мы покинули Казахстан, пробыв там всю войну. Теперь мы ехали в город Ворошиловград, где должен был служить наш папа. Военный городок, куда мы прибыли, лежал в руинах, почти все дома были разрушены. Нам дали комнатку в 3-х комнатной квартире. Папу почти сразу перевели в г.Батайск, а мы остались зимовать здесь одни. Я пошла в 3 класс, братик был дома с мамой. В школе изучался украинский язык, я за этот год, что изучала его, выучила стихотворение Шевченко "Заповит."Что интересно, я его никак потом запомнить на русском языке не могла, все сбивалась на украинский. А уже в 10 классе на выпускных экзаменах мне попался билет о творчестве Шевченко и я, зная, что не смогу рассказать стих на русском языке, попросила разрешения рассказать его на украинском. Экзаменаторы растрогались, /наверно они были украинцами/ и поставили мне пятерку. Так что, польза от годового изучения языка была. Зима выдалась голодная и холодная.  Мама с великим трудом находила возможность кормить и обогревать нас. Наконец, наступила весна, я закончила 3 класс и мы отправились к папе в Батайск.
 
Там находилось Батайское военное авиационное училище летчиков им.Серова  Военный городок пострадал от бомбежек меньше, чем  в Ворошиловграде, но все равно жилья не хватало. Когда папа привел нас в  выделенную нам жилплощадь, то мама горько расплакалась. Представьте  себе ветхий глинобитный барак  комнат на 30, и в каждой комнате  помещалось по семье. Двери с обоих концов коридора никогда не закрывались. У каждой комнаты на табуретке стояли керосинка и помойное ведро. Туалет и водопроводная  колонка находились  во дворе. И масса детей, кошек и собак. Наша  комната  была крайней в коридоре, довольно большой, с низко расположенным окном и печкой. Как потом оказалось, кроме нас там еще жили мыши и даже, ко всеобщему ужасу, под полом обитало семейство ужей. Кое как родители привели эти хоромы в божеский вид, и мы стали там жить. В этом "временном жилье"мы прожили 2 года.  Я начала ходить в четвертый класс, заимела  друзей. По вечерам перед бараком собиралась вся ребетня, играли, бегали, орали от души, а потом, набегавшись, рассказывали страшные истории, или пересказывали прочитанные книги.  В те времена других источников информации не было - только книги. Даже радио у нас не было.
 
       В нашем бараке жил и мой одноклассник Вовка Козлов, он жил с мамой, отец погиб на фронте. Жили бедно, мама работала библиотекарем, но она все делала, чтобы сын не чувствовал себя обойденным. Помню, она купила ему балалайку и самоучитель и Вовка начал играть, на нашу всеобщую  зависть. В середине учебного года в 4 классе,  к нам  поступил новый ученик Вася Евтушенко. Его отец служил в Германии и вся семья жила там. Вася свободно говорил на немецком, учился играть на пианино, был не похож на остальных наших ребят. Мы с ним сразу же подружились, и дружили все годы учебы, во всех классах сидели за одной партой. После окончания школы учились в разных институтах, но в одном городе Ростове, продолжали встречаться, даже после того, как я после 3 курса вышла замуж. Вася все школьные годы был влюблен в нашу общую подругу Галю Виноградову, но это ничем, к сожалению, не закончилось.

       Когда я пошла в 5 класс, мой братик должен был пойти в 1 класс, он очень этого хотел, но его не приняли, так как ему не хватало двух месяцев до 7 лет. Он так  хотел ходить в школу, что я его иногда брала с собой и он тихо, как мышонок,   сидел на задней парте. А, однажды на уроке ботаники, он вызвался ответить на вопрос учительницы по новой, только что объясненной теме. И ответил блестяще. Учительница, Анна Яковлевна, вела первый класс, а в прошлом году была у нас классной руководительницей. Она хороша знала нашу семью. Видя такую старательность и желание учиться моего братца, она пошла к директору, и уговорила его принять малыша в школу, хотя учебный год уже начался. Так в нашей семье стало 2 ученика.

       Запомнился один случай из жизни того  года - мы  договорились после уроков бить Ийку Зубцеву.   Мы, это Вовка Козлов, Вася  Евтушенко, Эдик Веденеев и Галя Виноградова. Ийка была довольно вредная девчонка и чем - то  нам  всем насолила. Я взяла с  собой и братца, ему отвели роль сторожа наших портфелей и пальто - дело шло к весне и драться одетыми было жарко. Затаились за стогом сена,  а когда неприятель приблизился, все выскочили и напали на бедную Ийку.  Но бедная Ийка была девчонка отчаянная и смелая. Она надавала портфелем всем налево и направо, и помчалась назад в школу - жаловаться директору. Мы все, кроме Юрика, поплелись вслед за не побежденным противником, очевидно решив, что ответ перед директором лучше держать сегодня, чем  завтра. У школы нас встречал директор и ехидно улыбающаяся Ийка. "Ну, индюшата, чем вам не угодила Ийя"- встретил  нас любимый  всеми нами Владимир Ильич. Мы все наперебой начали излагать наши претензии к Ийе. В.И. выслушал, не перебивая, и принял решение: всем немедленно помириться,  впредь проблемы решать мирным путем,  в крайнем случае обращаться к нему. И тут же спросил, где наши пальто и портфели, Мы объяснили,  что на боевом посту стоит Юрик Бахарев.  В.И. проводил нас до места засады, снял с поста бойца Бахарева и поблагодарил его за смелость и выдержку.  Все остались довольны!!  И подрались, и помирились, и от директора не попало!

       Наконец нам дали более приличную квартиру. Это был тоже барак без удобств, но не такой старый,и в нашей части находилось только 4 квартиры. Теперь у нас было две комнаты и темная  кладовка. Окна выходили на улицу, и мы с мамой разбили  красивый цветник перед окнами. Улицу, на которой стоял наш барак, можно было назвать центральной. На ней стоял барак с почтовым отделением, барак с магазином, баня с прачечной, два 4-х этажных дома, стадион, учебно-тренировочный корпус для курсантов, ремонтные мастерские и Д.К.А. - Дом Красной Армии. Это был культурный центр городка, в нем был кинозал, где проходили и концерты, спортивный зал, комнаты кружковой работы и главное - библиотека.  В библиотеку я ходила часто, читать любила и братика приучила самостоятельно читать. В более старших классах,читала в основном классиков, притом старалась прочесть как можно больше произведений одного автора.  Помню, как на летних каникулах после седьмого класса, читала только Шекспира. В городке была и 2-я улица, на нее выходили несколько четырехэтажных дома, а напротив их находился стадион, корпуса, где жили и проходили обучение курсанты - будущие летчики. Все это было огорожено несколькими рядами колючей проволоки, охранялось вооруженными солдатами, была и проходная. Наша школа-семилетка стояла у самой ограды, близко от нашего барака, но ходить приходилось довольно далеко, сначала  вдоль забора до проходной, а потом вдоль того же забора, но с другой стороны до школы. Мы, конечно, бунтовали, пытались пролезать через забор, но вскоре  поняли, что это приносит слишком большие неприятности нам и нашим родителям.

       Мы, дети, жили довольно замкнуто, дружили только со своими. В нашу компанию входило 10 человек, этим составом мы и дошли до 10 класса, после чего нас жизнь разметала по разным городам. Но, надо отметить, что все с первого раза поступили и успешно окончили ВУЗы.  Летом любимым нашим местом был сад, он располагался за баней и прачечной. Очевидно, здесь до революции была богатая усадьба, сохранился только фундамент от большего дома, одичавший розарий и старые аллеи. Уже позднее большой участок был засажен яблонями и вишнями, часть усадьбы заняли под кладбище для военных. Вся территория была окружена довольно глубокой канавой, куда спускали воду из бани и прачечной. Плодовый сад летом охраняли сторожа с собаками, а на остальную территорию вход был свободен. Одним из наших развлечений было посещение на спор "американка" ночью кладбища. Притом, посещалась только одна могила бывшего капельмейстера. При жизни он был лысый,  потому и этому действу был  присвоен термин «сходить к лысому» Ходила и я, чем очень гордилась. В доказательство, надо было сорвать с могилы лист с какого то необычного куста. Было страшно, я особенно боялась, что ребята спрячутся в кустах и испугают меня, но все вели себя  вполне благородно и пугать меня не стали, а наоборот, встретили радостными воплями, и я чувствовала себя героем.
       Вторым нашим любимым местом была водонапорная башня, причем туда надо было ходить тоже ночью. Внутрь башни можно было попасть только через окно, и мы, помогая друг другу, забирались туда. Затем, в полной темноте, на ощупь, по винтовой лестнице выбирались на круговую площадку, которая обрамляла водяной бак. Площадка была огорожена ветхой оградой, пол прогибался под ногами. Но, слава богу, что наши авантюрные похождения  закончились благополучно! Но зато, что за вид открывался перед глазами: ночное небо в звездах, а  вдали сиял огнями Ростов. Позади, как на ладони, вырисовывался аэродром с разноцветными огоньками  разметок. А если еще проходили ночные учебные полеты, то это было чудесное зрелище! В праздничные дни на стадионе обязательно прыгали с самолетов парашютисты. Была в городке и танцевальная площадка, но мы туда не ходили - считалось, что это школьникам не прилично. Закончив 7 класс, мы все перешли в школу десятилетку. Почему - то эта школа №10 называлась  железнодорожной, и директор с  завучем носили железнодорожную форму.
       
 
     *** Эта фотография из семейного архива. Сделана летом 1949г.    
      


Рецензии
Люда! Читаем вслух с бабушкой главы твоей и моей жизни. Я читаю и вспоминаю наперед твоего текста. Все совпадает в моей памяти с твоей! Мы с тобой неразрывное-целое. Я - как бы твой соавтор. Сегодня будем "проживать" вместе следующие главы. Я начал публиковать свою новую книгу о жизни на хуторе. Читай! Вася.

Василий Евтушенко 2   08.12.2011 17:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.