О прощении

   «Прошу прощения» - для меня риторическая фигура. Фигура вежливости. Потому что ныне бытующая формула просьбы о прощении или бессмысленна, или имеет смысл, далекий от изначального.

   Способный раскаяться - уже совсем другой человек, и формула - избыточна, способный принять раскаяние - не нуждается в этой формуле вообще, он читает в сердце, или в глазах.

   Для тех, кому эта формула все еще нужна - это инструмент насилия.
 
   Каждому, наверняка, случалось в детстве выдавить из себя «Простите», под давлением. Чьим-то. Или чего-то. Авторитарным давлением. Когда знаешь, что не виноват, и что это несправедливо, не честно. Когда виноват, это другое. Но сказать именно это «простите», все равно, что предать самого себя, невинного и беззащитного в своей невинности. Это как родовая травма. Я думаю, что многие просто недооценивают катастрофичности своих детских «простите».

   Это как раз и есть то самое – бессмысленное. Ты уступил какой-то Силе, не перестав верить
в свою Правоту и, не перестав ценить эту Правоту. Ты уступил из уважения, например. Из любви, снисходительности, недоверия к себе, абсолютного доверия к требующему. У детей же это все так всерьез. И твои небеса не разверзлись, и не рухнули!

   Но есть же вещи, которые для тебя так важны, что ты не можешь уступить. Ни маме, ни любимому, ни другу, ни сыну, ни брату, ни гуру, ни старшему товарищу, ни ответственному товарищу.

   Есть. Были до этого дня. До этого лживого «простите».

   И с этим ты вырос. Потом ты уступил на злобу дня, из страха, из лени, из корысти, из удобства, из бедности, из субординации. Небеса все равно не разверзлись. Чего там.

   Тем более, что битвы за то, что ты не можешь уступить, влекут за собой обычно кучу - малу всяких осложнений, ссор, неприятностей, выяснений отношений.  Отступиться проще. Сделать вид, что ничего не случилось. Спрятать голову в песок. И тогда все пойдет, как раньше.

   Но не пойдет.

   Потому что ты будешь знать, что ты уступил ОЧЕНЬ ЦЕННОЕ!

   Но это не все. Мало того, что ты уступил. Но у тебя еще и ПРИНЯЛИ эту уступку. То есть тот, кто ее принял, ценит ТВОЕ ЦЕННОЕ меньше твоего лживого «простите».

   Тот, Кто Принял, готов согласиться с тем, что ты лжец, лентяй, конформист, трус, жадина и бедный родственник, но с Тем, что Ты Ценишь Сам – никогда. И ты не станешь воевать за свои ценности. Хлопотно. Так проще. Небеса все равно не разверзлись. Чего там.

   ТВОЕ ЦЕННОЕ, в иерархии мира, в который ты попал, - на последнем месте. О какой уважухе может идти речь? Тем более, о самоуважухе!.... ( Риторическая пауза)

   И все это делают с нами самые близкие, и самые любимые…

   Что тут можно посоветовать? Не насилуйте своих детей, любимых, близких, братьев, сестер, родителей, гуру и ответственных товарищей. Особенно детей.

   Драть их, конечно, надо. За дело.

   Но вот так, всуе. На потребу своему дешевому эго. А эго – всегда дешевое.

   Они еще такие маленькие, и они еще помнят о своем высоком происхождении. Они еще могут вырасти достойными. Способными раскаиваться, и принимать чужое раскаяние. Сердцем. Глазами. Способными обходиться без лживого «простите».

   Только формула вежливости.


Рецензии