Сущность глава 36

Глава 36
1
   Валера и Олеся стали почти неразлучными. Они чувствовали потребность быть как можно больше друг с другом. Однако матери боялись оставлять своих четырехлетних детей одних без присмотра, поэтому были вынуждены сопровождать их повсюду. Это, тем не менее, не останавливало мальчика и девочку, и они гуляли друг с другом, не обращая внимания на своих матерей, которые постоянно следовали вслед за ними на небольшом расстоянии. Необычайно было видеть этих четырехлетних детей, гулявших, держась за руки, словно шестнадцатилетние юноша и девушка. Необычным было и то, что они совершенно не разговаривали друг с другом. Ни разу, сколько видели матери, они не обратились друг к другу, не сказали ни слова. И все же было понятно, что они и не нуждаются в словах.
   - Смотри, они ведут себя так, словно, в самом деле, готовятся создать пару, - говорила изумленная Инна Малькова, указывая на детей Оксане Стычкиной.
   - Не говори вздора, - отвечала Оксана, весьма пугающаяся такой возможности. – Им всего четыре года. Они даже не могут понимать, что означает это понятие. Но, Господи Боже, как это выглядит жутко. Словно они какие-то инопланетяне или пришельцы, только выглядящие как дети. Ты знаешь, Инна, это пугает меня все больше и больше. Они ведут себя слишком неестественно для детей. Слишком быстро они развиваются, вообще не как люди. У них даже логика иная.
   - И они совсем не разговаривают друг с другом. Просто молчат.
   - Они находятся друг с другом в телепатическом контакте, - вдруг неожиданно для самой себя сказала Оксана.
   - Ты так думаешь? – спросила Инна, ощущая как страх пронизывает ее с головы до ног.
   - Я уверена в этом. Если они и в самом деле умеют читать чужие мысли, то им не нужны слова.
   Они некоторое время молча наблюдали за детьми.
   - Ты посмотри, какое направление они выбирают, - сказала Оксана. – Их всегда влечет к природе, либо к лесу, либо к морю.
   - Можно сказать, море их породило, море их и влечет к себе, - произнесла Инна.
   Оксана бросила на нее неприязненный взгляд.
   - Не говори так, это же наши дети.
   Инна ничего не ответила.
   А Валера и Олеся гуляли вместе почти каждый день. Иногда они ходили по улицам села, и словно прислушивались к чему-то. Они внимательно рассматривали окна домов, мимо которых проходили, словно ища кого-то, и не находя его.
2
   Не менее внимательно, чем родители, за детьми наблюдала и Лариса Гусева. Дети приводили ее в восхищение, но она так и не могла придти ни к какому выводу, не понимая, что же все-таки представляют они собой. Единственное, в чем Лариса не сомневалась, это то, что дети обладали телепатическими способностями. Ей становилось не по себе при одной мысли о том, что дети могут прочесть то, что происходит у нее в голове, смогут узнать все ее помыслы и тайные желания. Это означало, что дети смогут в равной мере изучать ее саму, так же, как она пытается изучить их. Впрочем, они могли преуспеть в этом деле гораздо лучше ее самой.
   Войдя в дом Мальковых, Лариса застала Олесю за игрой в куклы. Девочка рассаживала их на диване, стараясь придать им определенное положение.
   - Что это мы здесь делаем? – спросила Лариса, входя в комнату. – Играем в дочки-матери?
   Олеся пожала плечами, даже не оборачиваясь. Она была целиком поглощена своей игрой.
   Лариса села рядом с девочкой на пол, и поджала под себя ноги.
   - А можно мне посмотреть, как ты играешь? – спросила она.
   - Конечно, - ответила девочка. – Но почему вам это так интересно?
   - Ну, а как же, ведь я же тоже когда-то была ребенком. Я тоже любила играть когда-то в куклы, у меня было даже несколько самых любимых.
   - А что случилось потом? – спросила Олеся.
   Лариса почему-то смутилась, и разгладила на коленях юбку.
   - Потом я выросла, стала взрослой. Теперь я работаю психологом, изучаю людей.
   Олеся с легкой укоризною посмотрела на Ларису.
   - А, по-моему, вы совершенно не понимаете ни человека, ни его природу. Мне кажется, что в детстве вы разбирались в этом гораздо лучше, чем сейчас.
   - Почему ты так решила? – изумилась Лариса.
   - Ну, как же. Предназначение женщины в том, чтобы рожать и воспитывать детей. Женщина должна создавать семейный уют. Вы это знали в детстве, но совершенно утратили в зрелом возрасте. Вы занимаетесь не тем, чем должна заниматься женщина.
   Лариса едва не отпрянула от сидевшей перед ней четырехлетней девочки. Она никак не могла привыкнуть к тому, что эти дети знают вещи, которых они знать не могут.
   - Откуда ты знаешь, что женщина должна рожать детей? – поразилась Лариса. – Откуда ты можешь знать о женской природе, и об ее физиологии?
   - Такова природа человека, - ответила Олеся. – Эти особенности заложены в человеке природой, и идти против них человек все равно не сможет. Он только погубит самого себя. Напрасно люди думают о том, что они смогут изменить свое предназначение, и изменить свою физическую сущность, пытаясь стать кем-то иными, развить в себе функции, не свойственные их природе. Они только превратятся в чудовищ, и все. В моральных и физиче-ских уродов.
   И все.
   Лариса на время потеряла дар речи. Даже опытный психолог, с многолетним стажем, не способен понять простого ребенка, не способен понять ни его логики, ни того, откуда в четыре года этот ребенок может знать вещи, о которых вечно спорят мудрецы.
3
   Василий Зотов сидел на бревне возле калитки своего дома и, слегка сгорбившись, курил папиросу. Лицо его выражало какую-то душевную муку и страдание. Было ясно, что его что-то гложет. Какая-то дума, от которой он не может избавиться, и которая не дает ему покоя.
   Заметив приближающихся к нему детей, он бросил на них испуганный взгляд, и невольно сжался. Все село уже знало о необычных способностях этих детей. Вернее, не о способностях, а об их отклонениях от нормы. Да, именно об отклонениях. Эти дети были умственно ненормальными. Другого объяснения быть не могло. Все, что не укладывается в норму, все является ненормальностью. Так всегда было, так всегда и будет.
   Дети медленно приблизились к старику, и остановились в метре от него, глядя внимательно на Василия. От этого взгляда ему стало не по себе. Он поежился, и молча ждал продолжения, почему-то совершенно не желая вступать с детьми в беседу. Но, чего он, собственно говоря, боялся? Видно эта же самая мысль пришла в голову и Олесе, потому что она спросила:
   - Почему вы нас боитесь?
   Василий почувствовал неуверенность.
   - Я вовсе вас не боюсь, - сказал он, но в его голосе не было твердости.
   - Нет, боитесь, - настаивала Олеся.
   - Что за глупости. Почему я должен вас бояться?
   - Вот и мы хотим тоже узнать это.
   Василий испуганно огляделся по сторонам, словно высматривая, куда можно убежать.
   - Почему люди в селе нас так боятся? – спросил Валера. – Разве мы сделали что-нибудь плохое кому-нибудь? Вот, почему лично вы боитесь нас?
   - Я вовсе не вас боюсь, - возразил Василий.
   - И нас тоже, - сказала Олеся. Внутри вас слишком много страха. Почему так?
   - Вот если бы вы пожили с мое, вы бы поняли это. Если бы прошли через то, через что прошел я, вы бы не спрашивали.
   - Вы боитесь, что снова могут вернуться те времена, когда у вас безнаказанно могли отобрать все имущество, а вас самих лишить свободы?
   Василий с изумлением воззрился на Олесю.
   - Откуда вы знаете, что было когда-то?
   - Мы помним это, - просто ответила Олеся.
   - Как это вы можете помнить об этом, если даже ваших родителей в то время не было на свете?
   - Но ведь это же видели и наши бабушки и дедушки. Они тоже прошли через это. Они это помнят, а значит, помним и мы.
   - Ничего не понимаю, - признался Василий. – При чем здесь ваши бабушки и дедушки?
   - Ну, как же, то, что видели они, помним и мы.
   Василий ничего не понимал из слов Олеси, и девочка, видно, поняла это.
   - Память, она же ведь никуда не девается, - пояснила Олеся. – Ее нельзя уничтожить, следовательно, она существует вечно, в других поколениях.
   - Как это так? – не понял Василий. – Человек может помнить лишь то, что видел своими собственными глазами. Память предков тут вовсе не при чем.
   Теперь настал черед удивиться Олесе.
   - Но, как же иначе. Разве взрослые не помнят того, что помнили их предки? Разве их знания не передаются им? Или взрослые все это забывают?
   - Этого не помнят ни взрослые, ни дети, - сказал Василий. – Человеку свой-ственно помнить лишь то, что он видел и слышал сам.
   Валера и Олеся переглянулись. Теперь на их лицах было полное непонимание.
   - Но, как же тогда человек сможет идти вперед? – спросил Валера. – Как же он сможет развиваться, если не будет знать о своей цели, о том, для чего он живет на земле?
   - Разве человек живет для чего-то? Он просто живет. Никакой цели у него нет.
   На лице Валеры отразился испуг. Он решительно покачал головой.
   - Нет, этого быть не может! В таком случае в природе был бы хаос!
   - А в природе и есть хаос.
   - Никакого хаоса нет, - сказала Олеся. – Все процессы в природе идут согласно намеченному плану. Иначе бы жизнь не смогла развиваться.
   Василий усмехнулся, но ничего не сказал. Докурив папиросу, он бросил окурок на землю, машинально затушил его ногой. Валера очень внимательно, совершенно не по-детски, оглядел старика.
   - Внутри вас слишком много страха, - сказал он. – Страх – одно из чувств, которые губят человека. Страх заставляет человека совершать зло.
   - Вы правы, дети, - произнес Василий. – Человек боится. Но он вынужден бояться, потому что жизнь враждебна к нему.
   - Жизнь не может быть враждебна, - сказала Олеся. – Это человек враждебен к человеку. Он поступает так из страха, что ему причинят зло. Страх заставляет человека первым совершать враждебные действия, потому что он боится того, что его опередят. Поэтому человек идет и на убийство. Он облагораживает войны, ищет им оправдания. Человек слишком эгоистичен. Собственное эго заставляет человека поступать согласно собственной выгоде. Если бы человек перестал бояться себе подобных, то многих злодеяний просто бы никогда не произошло.
   Василий сидел на бревне, и не сводил с детей своего взгляда. Он был под властью изумления. То, что говорили эти четырехлетние дети, было просто невероятным.
   - Но человек не может не бояться, - сказал он. – Человек живет в страхе, всю свою жизнь живет в страхе. Его всегда обижают, всегда совершают над ним насилие. Как же ему не бояться?
   - Обижают человека другие люди. Такие же, каков он сам. И они совершают зло тоже из страха. Ими движет инстинкт самозащиты. Поэтому люди и совершают злодеяния.
   - Как же можно совершать злодеяния из чувства самозащиты? – не понял Василий.
   - Это очень просто, - пояснил Валера. – Богатый притесняет бедного, потому что он боится, что когда-нибудь бедный отомстит ему за то, что он богат. Бедный ненавидит богатого, потому что считает его виновником своих бедствий. И это независимо от того, честно ли человек заработал свое богатство или же нет. Сильный боится слабого, потому что полагает, будто бы слабый ненавидит его за его силу. И так далее.
   - Но откуда вы знаете такие вещи? – изумлялся Василий. – Вы же просто ма-ленькие дети!
   - Мы знаем то, что знали предыдущие поколения.
   - Каким же образом вам это удается?
   - Мы не знаем, - признался Валера. – Мы просто это помним.
   Василий покачал головой.
   - Но я так не могу. И никто больше не может.
   - И вы не можете преодолеть свой страх? – спросила Олеся.
   - Нет. Я боюсь всю свою жизнь. Очевидно, страх был главной моей чертой. Он раньше сидел глубоко внутри меня, а теперь он подчинил меня себе. И все это случилось после этого проклятого дождя.
   Василий осекся.
   - Впрочем, вы ничего не знаете о том дожде. Этот дождь был еще до вашего рождения.
   - Мы знаем о дожде, - возразила Олеся. – Этот дождь просто помог людям стать самими собой. Дождь не виноват в том, что у большинства людей преобладает отрицательная черта характера.
   Василий молчал.
   - Вы ведь и нас боитесь тоже? Почему?
   - Разве это не очевидно? – спросил Василий? – Вы не такие, как все остальные дети. А люди всегда боятся необычных вещей. Независимо от того, что эти вещи таят в себе.
   - Мы можем помочь вам преодолеть ваш страх, - сказала Олеся.
   - Каким образом?
   Словно по команде, дети одновременно протянули свои правые руки Ва-силию.
   - Возьмите нас за руки.
   Василий, словно завороженный протянул свои руки им навстречу, и осторожно взял за руки детей. Их маленькие ручки утонули в больших руках Василия.
   Прошло несколько мгновений, и Василий почувствовал, как по его телу словно разливается какая-то энергия. Это ощущение не вызывало страха, а скорее наоборот. Василий почувствовал умиротворение. Он закрыл глаза, и с полной уверенностью ощутил, как чувство страха оставляет его. Вместо страха его нутро заполняло какое-то другое чувство, чувство, которое он не мог описать. Но это чувство словно наполняло его жизнью, наполняло силой, энергией, которую, как считал Василий, он уже давно утратил.
   Когда Василий вновь открыл глаза, то увидел, что дети смотрят на него, но смотрят необычно. Взгляд их не был взглядом четырехлетних детей, он вообще не был человеческим. Было в нем что-то гораздо большее, что-то высшее, сверхъестественное. Создавалось впечатление, словно бы дети передавали Василию часть своей энергии. Впрочем, наверное, так оно и было.
   Прошло еще несколько мгновений, и дети выпустили руки Василия.
   - Все, - просто сказала Олеся. – Я надеюсь, что мы смогли помочь вам.
   Произнеся эти слова, Олеся повернулась, и пошла прочь. Следом за ней зашагал и Валера. Они уходили молча, ни разу не оглянувшись на Василия, который продолжал сидеть на бревне, и изумленно смотреть вслед детям.
   Когда дети скрылись за поворотом, Василий поднялся на ноги. Невероятно, но он чувствовал себя полностью перерожденным человеком. Страх, владевший Василием все эти годы, вдруг исчез, и Василий почувствовал необычайную тягу к жизни. Им теперь владело желание жить. Просто жить. Жить и радоваться жизни. Жить и радоваться тому, что ты живешь.


Рецензии