Фуга 34 - Дёрни за ниточку!

- Зачем ты звонишь мне на работу?
- А что, нельзя?
- Да нет, можно, только я тут… занят по горло… давай вечерком…
- А я внизу жду… найдёшь на меня пару минуток?
- Как это всё не вовремя… ой, извини… ну конечно найду!
- Ну тогда я около твоей машины на стоянке… жду.

Она стояла около чёрной машины с затемнёнными стёклами, пристально изучая лицо каждого выходящего из офисного здания… Раскладушку мобильного держала в руке… и ждала. Почему-то сердце колотилось как после бега... А она всматривалась, обращая внимание только на глаза... Все вы тут деловые… стальной взгляд… пустой взгляд… озабоченный… пустой… пустой… снова мёртвое лицо… роботы…

Где-то через три минуты дверь открылась и появился он… серьёзный… сосредоточенный… галстук… пиджак… он шёл и пока не видел её… и лицо его было… пустым. Как у всех. Просто пятно вместо лица. И ей вдруг захотелось сжаться, превратиться в маленькую птичку и вспорхнуть… потому что она не просто не вовремя… она не нужна тут…

Вчера она долго слушала исповедь подруги, которая рассказывала, что у неё не муж, а сплошной набор масок… и это так запало в душу…


- Но знаешь, иногда сквозь маски глядит он настоящий... я очень боюсь этого взгляда, - говорила Даша, а глаза у неё на мокром месте… плакала… почему? Что теперь проливать слёзы, когда судьба уже связана и ничего не поменяешь… А почему надо менять? – Ты обрати внимание, каким будет первый взгляд… потом он подстраивается, маска работает вовсю… но первый… он самый важный.

И вот теперь она смотрела на него поверх крыши такого знакомого автомобиля… и ловила этот первый взгляд… и внутри рождался холодный скользкий зверёк… страх… что подруга права.

А он, как будто знал, что за ним наблюдают, не поднимал глаз, смотрел себе под ноги, как будто о чём-то думая… двигался к своему автомобилю на служебной стоянке. Вот… он поднимает лицо… и ничего!

Её пронзила эта страшная мысль – ничего! Он заметил её… ещё недавно признавался ей, как он её любит, как готов носить всю жизнь на руках, какое гнездо они совьют… но тут… ничего! Ни улыбки… ни радости… ни ласковости… ни тепла… Первый ничего не значащий взгляд… и у неё обмерло сердце… Даша… Дашенька… так значит… ты права???

Нет, она не хотела верить… и продолжала всматриваться… а он… сделал ещё несколько шагов… и она открыла для себя, как он, заметив её… постепенно доставал свою маску… маску влюблённого… вот кончики его губ растягивались… вот по лицу уже пошла какая-то едва уловимая перемена… аха… надел… только глаза… такие же… и ниточка за ухом… вот же она!



- Ну Светик, ну что ты в самом деле! – сказал он, разводя руки. – Я работаю… тут сделка такая… партнёры на линии… а ты меня дёргаешь… что-то серьёзное?

Он подошёл и поцеловал её в щёку… точнее механически сыграл роль в поцелуе, и она… опять подумала, как же она раньше велась и на этот дружественный жест, и на обаяние его манер, и на этот голос… а ведь он целует её и не хочет целовать… не любит… не любит… и его маска как будто даже смеялась над нею отдельно от его глаз… что же это за хитрость такая… целовать и не любить? Или он так устроен - имитирует чувства, но не испытывает их вовсе?



- Никита… да, серьёзное… я просто соскучилась, - отвечала она, не отрываясь от изучения этой маски… вот тут плохо пристала к лицу… да и ниточку ещё не убрал.

- Соскучилась, могла бы набрать мой телефон… но зачем же через весь город приезжать? – он снова сменил маску, и теперь вместо одной картонки с прорезями для глаз выползла из кармана пальто маска делового человека, который занят и уже ему пора. Света перехватила эту маску, взяла его за руку, прежде чем он уйдёт в ней, этой железной маске робота системы.

- А ты… разве ты мне не рад? - она всё ещё надеялась на чудо.

- Ну я рад… рад… но у меня работа, - ответила всё та же маска любящего, но уже явно тяготилась её присутствием, ведь маска работы так и норовила выскользнуть на лицо.

- Что-то я радости на лице у тебя не вижу, - она решила пойти ва-банк, - а маску ты не надевай, пожалуйста, я её уже увидела! Хватит притворяться любящим, Никита!

- О чём ты говоришь, - спросил он с каким-то недовольством, незаметно пытаясь из другого кармана достать маску героя-любовника, но она перехватила и эту руку. Так она и стояла, держа его за руки… и… на лице у него была пустота. Как?

- Я хотела увидеть тебя того, который без маски… и вот… это ужасно! - она ощущала себя Гердой перед замороженным Каем, вот только Кай этот и не любил её вовсе... никогда. - Ты оказывается мастер маскарада… а где же ты настоящий?

- Ну и что? Это не маски, это настроения… вот я был настроен на деньги, а тут пришла любофф, - пыталась отбиваться маска обмана, но глаза по-прежнему просто пустые… и сердце бьётся всё так же ровно, она чувствовала его пульс.

- Любовь? Ну-ка сыграй мне любовь! – усмехнулась она, отнимая руки… маска, можешь выходить… ей уже всё равно.

- Играть? И в мыслях не было, - отвечало пустое лицо, не выражающее ничего… хотя нет… что-то ползло из галстука… ещё одна маска… но она явно не клеилась тут…

- И тебя я вижу, убери и эту маску! – повелительно сказала она, а он… когда понял, что она его раскусила… даже не стал имитировать чувства… может он тоже устал. – Никита! Значит, это всё обман? Все твои слова… и наши отношения… зачем?

- Скажи, на чём я прокололся? – спросил он как-то отстранённо, как спросил бы робот о том, какая его программа не функционирует, чтобы потом мастер вскрыл блок управления и внёс коррективы.

- Просто… я стала видеть… что ты мне врёшь… прощай! – сказала она и решительно пошла прочь. Он хотел было снова надеть на себя маску печали, или маску покинутого любовника, или маску влюблённости… здесь по программе надо крикнуть «постой!» …  но все эти личины, которые  аккуратно распиханы по карманам, за рукавом, за пазухой и даже за лацканом пиджака… вдруг показались ему не нужными… и он, не скрываясь даже за маской пешехода… так и пошёл обратно в офис… с абсолютно пустыми глазами… не выражающими ничего… ни любви… ни сожаления.

«Ну не эта, так другая, были бы деньги… а деньги ещё надо заработать», - подумало лицо, примеряя маску работы, мрачное здание открыло свой зёв дверей и поглотило его в своей пучине никому не нужных дел.

- Даша… к тебе можно сейчас подъехать? – спросила она в трубку, неловким движением размазав тушь под глазом.

- Светик… конечно… что с тобой… что-то с голосом… ты плачешь? Приезжай скорее! Я сейчас отпрошусь…

- Да нет, всё хорошо, Дашенька, извини меня, - шмыгнула она, пытаясь привести себя в чувство, - я просто хочу тебя увидеть!

Она села в троллейбус и внимательно вглядывалась в лица… каждое лицо… и постепенно она стала различать… тонкие ниточки к каждой маске… маски… маски… маски… в масках ехали почти все… во всяком случае все мужчины… и как бы мастерски эти роли не смонтированы с их личностью, всё равно хотя бы одна ниточка выдавала… то поворот головы… то поисковой взгляд… значит они все???

И стоит протянуть руку, дёрнуть за ниточку… и маска спадёт с лица… а там нет ничего?

Она спешила на встречу с подругой… поговорить… прижаться озябшей душой… поплакать в жилетку… просто согреться. У неё не было никакой иной цели… но как оказывается нужно в большом городе… в этой постоянной толчее… увидеть родное лицо… и … живые глаза. Даша уже ждала у входа… всматриваясь в лица тех, кто поднимался из перехода.

И Свете вдруг стало тепло… Дашенька… милая… живая! Они встретились глазами, и поверх голов прохожих… пронзили друг друга лучами… и в них было всё… дружба… понимание… сочувствие… радость… сопереживание… они чувствовали друг друга на расстоянии… и когда встретились… побрели… держась за руки.

- Светик… что с тобой, что?

- Даша… знаешь… мы вчера с тобой говорили… и я проверила…

- Первый взгляд? Что… и ты это видишь?

- Да… он пустой… внутри полное ничтожество… которое постоянно скрывается за масками… то это маска работы… то отдыха… дружбы… даже любви… но… глаза остаются всё теми же равнодушными…

- А что я тебе говорила! – шумно выдохнула Дарья, подруга, добрая душа. - Вот и я рассталась со своим… после всего того, что было… просто однажды застала его… не с кем-нибудь… не с женщиной другой… а просто без маски… и ужаснулась его внутренней пустоте!

- Но это ещё не всё! – спешила рассказать Света… они перешли улицу… потом уселись в скверике на скамейку… и хотя это был рабочий день, и Даше тоже надо было спешить… мир перестал для них существовать, они понимали друг друга с полуслова, с полувзгляда, и это было больше чем дружба… это… единство… - Я наблюдала за мужчинами за всеми… в троллейбусе… на улице… у всех только маски, а вот тут… около ушей или около челюсти… всё равно видно ниточки…

- Ты и это стала видеть? – глаза Даши лучились, и Свете было хорошо в этих лучиках…

- Даша… так что… они все теперь? Только маски?
- Похоже на то, Светик…
- Как же теперь жить?
- Не знаю… я не знаю, что произошло… но я удивляюсь сама себе… почему я раньше этого не видела?
- Может быть, мы постоянно подменяем реальное видение своими образами… мечтами… иллюзиями… мы замечаем лишь то, что нам хочется… и придумываем отношения там, где просто игра и роль, - задумчиво сказала Света, глядя на мирные воды реки… река была та же, что и много лет назад… вот только мир изменился.

По аллее скверика шли двое – молодая мама держала за руку малыша… а он нёс в руке мячик… проходя мимо, он уронил своё сокровище, и оно покатилось к их ногам… Малыш отнял руку у мамы и побежал к ним…

- Игорёк, осторожнее! - сказала мама, с любовью глядя, как её сынок бежит за мячиком…

Светлана поймала мячик, подняла и вытянула руки… Малыш приблизился, заинтересованно поглядел на неё… и взял мячик из рук… Она посмотрела в глаза этой крохе… они живые… потом перевела взгляд на глаза мамы… тоже… значит жизнь продолжается? – Что нужно сказать тёте?

- Пасиба! - ответил звонкий голосок, и довольный мальчик с мячом поспешил за мамой.



- Да, я тоже обратила внимание, - сказала всё понимающая Даша. – И мама и малыш… они живые… и между ними лучи любви… сияние… так хорошо!

- Но что же будет с ним потом? Неужели однажды он потеряет свою личность и у него останутся только маски на все случаи жизни?

- Не потеряет… посмотри на его маму, она не допустит! И потом есть мы…



- Дашенька… я шла по городу… и таких, как мы… очень мало… что же нам теперь, остаётся дёргать за ниточки и собственными глазами наблюдать, что вокруг маски, а под ними лишь пустота?

- Не знаю, - произнесла Даша, и они обе смотрели вслед маме и ребёнку, которые о чём-то беседовали, и как будто мягкое ласковое облако накрывало их от всех невзгод. И эта милая женщина, словно почувствовала, обернулась и… приветливо улыбнулась им как своим добрым подругам… как будто и она сама участвовала в этом разговоре… и понимала главное… то открытие, которое уже становится известно всем…

В мире масок ещё есть живые… Значит, и у нас надежда есть.




---------------------------------------
иллюстрация - http://img-2006-08.photosight.ru/04/1570945.jpg


Рецензии